20.02.2019
2 https://bank.gov.ua/document/download?docId=88169549.
КУРО-либерализация и НБУ-реакция. Важнейшие изменения в очередной раз внесли в п. 11 Положения № 1483, который регулирует оприходование наличных. Обновленная редакция п. 11 Положения № 148 выглядит следующим образом:
3 Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.
«11. Наличность, поступающая в кассы, оприходуется в день получения наличных денег в полной сумме.
Оприходованием наличности в кассах учреждений/предприятий и их обособленных подразделений, которые проводят наличные расчеты с применением РРО и с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги, является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров.
Оприходованием наличности в кассах обособленных подразделений учреждений/предприятий, которые проводят наличные расчеты с применением РРО без ведения кассовой книги, является обеспечение хранения ежедневных фискальных отчетных чеков (ежедневных Z-отчетов) в электронной форме в течение срока, определенного пунктом 44.3 статьи 44 Налогового кодекса Украины, и занесение информации согласно фискальным отчетным чекам в соответствующие книги учета (КУРО — в случае ее использования).
Оприходованием наличности в кассах субъектов хозяйствования, которые проводят наличные расчеты с применением КУРО без применения РРО, является занесение данных расчетных квитанций в КУРО.
Оприходование и учет физическими лицами — предпринимателями полученных доходов осуществляется в книгах учета доходов и расходов (или книгах учета доходов) в порядке, определенном Налоговым кодексом Украины».
Очевидно, что НБУ ставил перед собой задачу учесть изменения в РРО-нормативке, предусмотренные приказом № 7734. В том числе касающиеся КУРО-либерализации5. Напомним: у субъектов хозяйствования, которые должны применять РРО, уже нет таких обязанностей, как «подклеивание фискальных отчетных чеков к соответствующим страницам КУРО», «ежедневное выполнение записей (в случае осуществления расчетных операций) о движении наличности и суммах расчетов…». КУРО задействуется лишь в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии.
4 Приказ Минфина «Об утверждении Изменений…» от 20.09.2018 г. № 773.
5 Подробнее об этом вы могли прочесть в статье «Изменения в РРО нормативке: КУРО, до свидания?» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 43).
Да и то, если субъект хозяйствования (который должен применять РРО) решает для себя, что в случае выхода из строя РРО или отключения энергии он просто будет прекращать осуществление расчетных операций, то он в принципе может отказаться от применения КУРО.
Так вот, хоть и с шероховатостями, НБУ таки отредактировал свое Положение № 148 под эти новшества.
Смотрим случай с обособленными подразделениями учреждений/предприятий, которые проводят наличные расчеты с применением РРО и без ведения кассовой книги.
Оприходованием наличности в кассах для них теперь является:
1) обеспечение хранения ежедневных фискальных отчетных чеков (ежедневных Z-отчетов) в электронной форме в течение срока, определенного п. 44.3 НКУ. Такой строк составляет 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используют указанные документы. В случае непредставления отчетности строк отсчитывают с предусмотренного НКУ предельного срока ее подачи.
Обратите внимание! Чтобы выполнить требование относительно хранения Z-отчетов в электронном виде, никаких дополнительных действий делать не придется
Z-отчеты в электронном виде хранят без ведома субъектов хозяйствования все РРО (за исключением автоматов по продаже товаров/услуг)6.
6 Подробнее об этом вы могли прочесть в статье «Как хранить Z-отчеты в электронном виде» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 50).
2) занесение информации согласно фискальным отчетным чекам в соответствующие книги учета (КУРО — в случае ее использования).
А вот здесь уже, похоже, НБУ запутался. Как мы уже сказали выше, даже в случае использования КУРО (в тандеме с РРО) задействуется она лишь в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии. «Ежедневное выполнение записей (в случае осуществления расчетных операций) о движении наличности и суммах расчетов…» в общем случае уже не требуется. Поэтому считаем, «приписку» эту нужно понимать так, что в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии для целей оприходования будут служить записи в КУРО.
Что касается субъектов с кассовой книгой, то в новой редакции п. 11 Положения № 148 вообще потерялся случай, когда предприятию для приема наличных не нужны ни РРО, ни КУРО (например, п. 1 ст. 9 Закона об РРО)
ФЛП без РРО — снятие напряженности. Также, судя по всему, НБУ решил снять проблему с физлицами-предпринимателями, которые не применяют РРО. Напомним: налоговиков «качнуло» в ту сторону, что такие субъекты на каждую наличную операцию должны оформлять расчетный документ — иначе будут проблемы с оприходованием7.
7 Подробности найдете в статье «Как из ночного кошмара… или Расчетный документ на каждую продажу» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 41).
Начиная с 15.02.2019 г., считаем, проблема снята. Оприходованием наличного дохода для всех физлиц-предпринимателей (как с РРО, так и без РРО) является запись его в Книге учета доходов и расходов / Книге учета доходов в порядке, определенном НКУ.
Понимаем это так, что с 15.02.2019 г. правильное ведение предпринимательских книг учета и является надлежащим оприходованием наличного дохода.
Выплата зарплаты не подпадает под наличные ограничения. Проблема появилась в 2017 году. НБУ тогда втрое «укоротил» предельную сумму расчетов между физлицом и предприятием/предпринимателем (со 150 до 50 тыс. грн.). А также убрал указание, что это ограничение действует лишь при расчетах за товары (работы, услуги). В итоге под колпаком 50-тысячного наличного ограничения оказались в том числе и зарплатные выплаты8.
8 Подробнее можете прочитать об этом в статье «50 тысяч наличными. Кто в деле?» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 10).
НБУ узрел этот свой «промах» и внес изменения в п. 8 Положения № 148.
Этот пункт устанавливает исключительные случаи, когда наличные ограничения не применяются.
Теперь согласно новенькому п.п. 4 п. 8 этого Положения ограничения в части предельных сумм наличных расчетов не касаются выплат, связанных с оплатой труда.
Мы бы видели «наполнение» этих выплат через Закон об оплате труда и Инструкцию № 59, в части, ему не противоречащей.
Другие изменения. НБУ уточнил понятие обособленных подразделений субъектов хозяйствования (п.п. 2 п. 3 Положения № 148):
«филиалы, представительства, отделения, которые наделяются частью имущества хозяйственных организаций, осуществляя относительно этого имущества право оперативного использования или другое вещное право, предусмотренное законодательством Украины, и другие структурные подразделения (стационарные или передвижные), где реализуются товары, предоставляются услуги и осуществляются расчетные операции».
На уровне Положения закрепили, что при наличии в учреждении / на предприятии печати листы кассовой книги нужно не только нумеровать и прошнуровывать, но и опечатывать (абз. 5 п. 39 Положения № 148).
Несколько уточняющих правок внесли относительно документов, которые свидетельствуют о сдаче выручки в банк (п. 29 Положения). Коснулись они таких документов:
— квитанции к приходному документу банка на внесение наличности, подписанной ответственными лицами банка и заверенной печатью банка. Уточнили, что заверять ее нужно при необходимости;
— третьего экземпляра «Копия сопроводительной ведомости к сумке с наличными».
Раньше этот подпункт звучал как «экземпляр сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличными), заверенный подписью и оттиском печати инкассатора-сборщика».
Уточнили (новый п. 451 Положения № 148), что руководитель учреждения/предприятия должен определять внутренним распорядительным актом: (1) перечень должностей; (2) количество должностных лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.
Согласно обновленному абз. 3 п. 49 Положения № 148 возможность не сдавать в установленные сроки наличность, если в отдельные дни лимит кассы не превышен, касается и небанковских финучреждений (а не только учреждений и предприятий).
Также для небанковских финучреждений уточнили, что при расчете лимита кассы они не должны учитывать наличку, внесенную через принадлежащие им платежные устройства (абз. 1 п. 50 Положения № 148).