Талоны, смарт-карты и прочее
Как известно, система администрирования операций с горючим с 1 июля переориентируется под акцизные склады1. В связи с этим был изменен краеугольный термин «реализация горючего». Ею будут считаться любые операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего с переходом на него права собственности или без, за плату или без, с акцизного склада/акцизного склада передвижного:
1 Подробно о новом «горючем» (и «спиртовом») акцизе читайте в статье «Акцизно-топливная «революция» со второго полугодия: «прощупываем» почву грядущих изменений» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 52-53).
— на акцизный склад;
— на акцизный склад передвижной;
— для собственного потребления или промышленной переработки;
— любым иным (!) лицам.
Операции по перепродаже «горючих» талонов2 согласно этому новому термину не могут считаться реализацией горючего.
2 Условимся дальше о смарт-картах и прочих талонных заменителях отдельно не упоминать, обозначая все это одним словом «талоны».
Объяснение здесь простое: при таких операциях отпуск горючего с акцизного склада/акцизного склада передвижного не производится. Реализация же (согласно новому термину) происходит только в момент «отоваривания» талонов, т. е. при заправке транспортных средств.
Этот момент ГФСУ четко подтвердила еще в ИНК от 21.02.2019 г. № 645/6/99-99-12-01-02-15/ІПК. После этого, правда, еще была пара ИНК странного содержания3 , но в целом линия фискалов остается той же (см., например, недавние ИНК ГФСУ от 15.05.2019 г. № 2181/6/99-99-12-02-02-15/ІПК и от 27.05.2019 г. № 2383/6/99-99-12-02-02-15/ІПК).
3 См., например, ИНК ГФСУ от 03.04.2019 г. № 1424/6/99-99-12-02-02-15/ІПК и от 02.05.2019 г. № 1914/6/99-99-12-02-02-15/ІПК.
Итак, независимо от того, что (и с какими кодами УКТ ВЭД) указано в документах на передачу талонов (горючее или собственно талоны), операция по перепродаже талонов не должна с 1 июля считаться реализацией горючего.
То есть по талонам ситуация должна измениться в лучшую сторону, так как до 1 июля фискалы привязывались к тому, что указано в документах. И если при продаже/перепродаже талонов в документах указывалось горючее, то они требовали регистрацию продавца талонов плательщиком «горючего» акциза под тем предлогом, что, мол, такие операции формально вписываются в определение «реализация горючего» (п.п. 14.1.212 НКУ) в редакции до 01.07.2019 г. Как правило, фискалы отлавливали «талонные» операции по кодам УКТ ВЭД, указанным в налоговых накладных.
А если еще и в договорах на покупку талонов прописывался переход права собственности на горючее и ответхранение его на АЗС, то дело было вообще труба .
А вот с 1 июля, надеемся, все эти «талонно-фискальные» фокусы останутся в прошлом. Но в то же время особо расслабляться не стоит.
Во-первых, если при продаже талонов по документам будут фигурировать коды УКТ ВЭД горючего, то фискалы все равно вас вычислят и наверняка станут задавать ряд каверзных (подводящих под плательщика акциза) вопросов.
А во-вторых, напомним, что в этом году указанный проверочный алгоритм приобрел особую актуальность по причине того, что одним из критериев рисковости операций, которые применяются для целей блокировки регистрации НН/РК в ЕРНН, является отсутствие на дату составления НН/РК сведений в Реестре плательщиков «горючего» акциза о хозсубъекте, который регистрирует НН на товар (горючее) с кодами УКТ ВЭД согласно п.п. 215.3.4 НКУ (ср. ).
Мораль — перепродавая талоны, в документах лучше указывать именно их (и соответствующие коды4), а не горючее (и коды горючего)!
4 В вопросе с кодом УКТ ВЭД на талоны (и т. п.) ясности нет. Некоторые плательщики, например, для смарт-карт используют код 8523 30 00 00 (карточки с магнитной полоской без записи) или 8524 60 00 00 (карточки с магнитной полоской с записью). Кто-то — код на сайте ГФСУ для прочих товаров «00120».
Момент реализации по талонам и АН. Итак, реализация горючего производится при «отоваривании» талонов на АЗС/АГЗС. При отпуске горючего на АЗС/АГЗС акцизные накладные (АН) составляются распорядителем акцизного склада на все поставки горючего! При этом возможность выписки сводной АН (при «ритмичных» поставках) будет только для отпуска субъектам хозяйствования (см. новую редакцию п. 231.3 НКУ). А тот же п. 231.3 НКУ говорит о выписке ежедневных итоговых АН при отпуске горючего нехозсубъектам только за наличные (через РРО, кассу, кассу банка или платежное устройство).
Выходит, на каждый отпуск по талонам с АЗС горючего нехозсубъектам необходимо составлять отдельные АН?
Остается только надеяться, что фискалы позволят и при отпуске нехозсубъектам по талонам составлять ежедневные итоговые АН…
Если отпуск с АЗС (и в других случаях) будет делаться плательщику «горючего» акциза, то АН должна выписываться на фактического получателя (!) в двух экземплярах, второй из которых должен будет зарегистрировать в ЕРАН получатель. Но для плательщиков это необходимо, чтобы заправка их транспорта на АЗС, в том числе по талонам, не обложилась акцизом при списании этого горючего по мере его расходования, как это зачастую происходит сейчас…
Лицензирование. Не меньший интерес у перепродавцов талонов вызывает вопрос о необходимости получения лицензии на оптовую торговлю горючим.
Особенно актуальным этот вопрос становится, когда по документам талоны проходят как горючее, с соответствующими кодами УКТ ВЭД, да еще и в договоре предполагается его ответхранение на АЗС.
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Определение термина «оптовая торговля горючим» в Законе № 4815 говорит о деятельности «по приобретению и дальнейшей реализации горючего», куда с натяжкой можно втиснуть и перепродажу талонов, тем более когда по документам проходит горючее.
Именно так эти операции трактовали ранее и фискалы (см. ИНК ГФСУ от 03.04.2019 г. № 1424/6/99-99-12-02-02-15/ІПК).
В ней фискалы указывают: поскольку талоны на горючее подтверждают право их владельца на получение на АЗС нефтепродуктов, то реализация талона является по своей сути продажей горючего…
Так что опасность отхватить полумиллионный штраф за безлицензионную торговлю «бумажками-карточками» реальна!
Впрочем, нам удалось отыскать ИНК ГФСУ от 08.04.2019 г. № 1502/6/99-99-12-01-01-15/ІПК. Там у фискалов активно выспрашивали насчет необходимости получения лицензий для операций по перепродаже талонов предприятию, не являющемуся их эмитентом. И ответ нас удивил.
В ИНК приведен ряд цитат из различных нормативов. И вот после цитаты определения термина «реализация горючего» из НКУ (п.п. 14.1.212 НКУ — что важно: в новой его редакции!) сделан вывод, что в случае реализации горючего именно в понимании НКУ (!) хозсубъекту необходимо получить лицензии на оптовую или розничную торговлю горючим.
Но ведь выше мы указали, что продажу/перепродажу талонов с 1 июля НКУ уже не относит к реализации горючего! Значит, по логике этой ИНК, и лицензия не нужна!
Впрочем, очень сомнительно выглядит такое притягивание фискалами к лицензионным вопросам определения из НКУ, которое не стыкуется с терминологией Закона № 481…
Поэтому если вас станут штрафовать, пробуйте защищаться этой ИНК. Однако успех маловероятен, если только вы не добьетесь от фискалов ИНК подобного содержания непосредственно для себя…
Оптовая торговля, ответственное хранение
Как вы уже убедились, читая предыдущую часть статьи, без фактического отпуска (в том числе для собственных нужд) горючего со склада реализации горючего нет, а значит, нет оснований для составления АН. Выходит, пока горючее со склада не уйдет (или не перейдет от распорядителя одного акцизного склада/акцизного склада передвижного к другому), оно так и будет числиться за одним распорядителем акцизного склада. Из этого следует кое-что интересное…
Ответхранение. В свете сказанного фактическая (физическая) передача горючего на ответхранение распорядителю акцизного склада и такой же (физический) возврат горючего владельцу (другому лицу) распорядителем акцизного склада является реализацией горючего и требует составления АН.
При этом (что важно!) лицо, передавшее горючее на хранение (по договору хранения, а не аренды площадей и/или емкостей для хранения), не является/не становится распорядителем акцизного склада, в котором это горючее хранится!
О том, что арендатор складских площадей и/или емкостей считается распорядителем акцизного склада, см., например, в ИНК ГФСУ от 21.02.2019 г. № 645/6/99-99-12-01-02-15/ІПК и от 27.02.2019 г. № 785/6/99-99-12-01-02-15/ІПК.
См. определение термина «распорядитель акцизного склада» (п.п. 14.1.224 НКУ), где указано, что такой субъект должен иметь документы, подтверждающие право собственности или пользования помещениями и/или территорией, которые относятся к акцизному складу. А лицо, передавшее горючее на хранение («поклажедатель»), не имеет права пользования помещениями, так как оно не их арендатор и тем более — не собственник. Этот момент важен для наших следующих выводов.
Оптовая перепродажа горючего без вывоза. Самый интересный вывод, который следует из наших исследований, — перепродажа горючего, которое находится у кого-то на ответхранении и, сменив собственника, продолжает там пребывать, не считается реализацией горючего в понимании этого термина в «первоиюльской» редакции!
То есть оптовые торговцы объемами горючего, хранящимися на чьих-то акцизных складах, теперь формально не будут считаться плательщиками «горючего» акциза, так как они не осуществляют реализацию горючего в новом понимании.
Заметим, что, выкупая такие объемы горючего, новый собственник должен перезаключать с распорядителем акцизного склада договор на ответхранение горючего.
То есть горючее, хранящееся на каком-то акцизном складе, может быть уже несколько раз перепродано (сменить кучу хозяев), но в СЭАРГ продолжать числиться за тем же распорядителем акцизного склада…
И при физическом отпуске такого горючего с акцизного склада АН на такое горючее распорядитель склада будет составлять уже на того субъекта, который «физически» забирает горючее (на нового/последнего владельца горючего), а не на того, который передавал ему горючее на ответхранение…
Распорядитель акцизного склада (если договор на хранение с новым владельцем горючего не будет перезаключен) для передачи горючего окончательному владельцу/распорядителю и для выписки АН должен будет получить от последнего документальные подтверждения о его правах на забираемое с хранения горючее.
Таким образом, хозсубъект, выкупающий и перепродающий объемы горючего без его вывоза из мест хранения (с чужих акцизных складов), может работать без регистрации плательщиком горючего акциза.
Но… здесь есть два «но»!
Во-первых, исходя из норм Закона № 481 (а не из выводов упомянутой выше ИНК ГФСУ от 08.04.2019 г. № 1502/6/99-99-12-01-01-15/ІПК) такой субъект должен иметь лицензию(-и) на оптовую торговлю горючим.
А во-вторых, НН/РК такого субъекта могут по старинке блокировать , поскольку блокировочные критерии писались под старое законодательство, и одним из критериев для остановки регистрации пока все так же является отсутствие на дату составления НН/РК сведений в Реестре плательщиков «горючего» акциза о лице, которое регистрирует НН на товар (горючее) с кодами УКТ ВЭД из п.п. 215.3.4 НКУ!
То есть если субъект не зарегистрируется плательщиком «горючего» акциза, то его НН будут блокироваться.
А если зарегистрируется, то АН ни им, ни на него при такой безвывозной торговле горючим составляться не должны!
Парадокс, господа законодатели…