Темы статей
Выбрать темы

Перевод долга / уступка права требования: упрощенка, НДС

Беляева Елена, эксперт по вопросам оплаты труда
В процессе хоздеятельности довольно часто возникает необходимость заменить в договоре поставки должника или кредитора. Речь идет о договорах уступки права требования долга и перевода долга. Предлагаем рассмотреть две ситуации из практики.

Перевод долга для упрощенца

Предприятие — плательщик ЕН группы 3 отгрузило товар контрагенту. После этого заключен трехсторонний договор о переводе долга, в соответствии с которым предприятие (кредитор) дает согласие на перевод долга с первоначального должника на нового должника. Оплата должна поступить на счет предприятия (т. е. в денежной форме) от нового должника. Не противоречит ли это правилам работы на ЕН?

Нормативная база. В данном случае мы имеем дело с классическим договором о переводе долга, который урегулирован ст. 520 — 524 ГКУ.

Перевод долга предусматривает замену должника, причем происходит это только с согласия кредитора, если иное не предусмотрено законом (ст. 520 ГКУ). Само по себе обязательство (как и кредитор в нем) не изменяется, меняется только должник. При этом у старого должника обязательства прекращаются, а новый должник вступает в обязательства и обязан выполнить долг перед кредитором.

Договор перевода долга заключают в той же форме, что и основное обязательство (ст. 521 ГКУ).

Единоналожный аспект. «Камень преткновения» здесь — п. 291.6 НКУ, в котором указано, что плательщики ЕН групп 1 — 3 должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной).

Казалось бы, никакого противоречия с нашей ситуацией вообще нет.

Мы отгрузили товары. Именно за эти товары с нами рассчитаются в денежной форме. Все соблюдается на 100 %.

Но не все так просто. С высокой долей вероятности налоговики заявят, что единоналожнику так поступать нельзя img 1. В консультации из категории 108.01.02 фискалы разъяснили буквально следующее:

«заключение договора переуступки прав требования долга юридическими лицами — плательщиками единого налога третьей группы является механизмом расчета по сделке купли-продажи товаров (работ, услуг) не в денежной форме, а следовательно, не дает права субъекту хозяйствования применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности».

Казалось бы, что нам с этого? Ответ касается уступки права требования долга. А у нас перевод долга. Но:

— в самом вопросе фигурировал также и перевод долга;

— в тексте ответа налоговики зачем-то вспоминают, что «должник в обязательстве может быть заменен другим лицом (перевод долга) только с согласия кредитора, если иное не предусмотрено законом (ст. 520 ГКУ)».

Это, в свою очередь, повышает риск того, что налоговики не будут особо разбираться и могут утверждать, что и уступка права требования, и перевод долга противоречат требованиям п. 291.6 НКУ.

Что на этом фоне можно посоветовать? Если готовы идти до конца, в том числе судиться, то аргументов вполне достаточно.

Перевод долга — это не форма расчетов, а замена лица, погашающего обязательство (должника). Для кредитора-единоналожника здесь главное, чтобы оплата от нового должника за отгруженные первоначальному должнику товары поступила в денежной форме.

НКУ не регламентирует источники уплаты и «субъектность» лиц, уплачивающих единоналожнику его выручку. А значит, не запрещает возлагать обязательства по оплате долга за товары (работы, услуги), отгруженные единоналожником, на третье лицо.

В данной ситуации не имеет значения тот факт, что оплата будет осуществляться не получателем товаров (работ, услуг). Важно лишь то, что оплата единоналожнику будет произведена именно денежными средствами за товары (работы, услуги).

Поэтому в возложении обязательства по оплате поставленных товаров на другое лицо (нового должника) посредством договора о переводе долга мы не усматриваем нарушений п. 291.6 НКУ.

Если же рисковать / спорить с налоговиками желания нет, в качестве подстраховки можно предварительно запросить у них письменную индивидуальную налоговую консультацию. Если она будет положительной — действовать. Далее немного об учете.

ЕН. В рассматриваемой ситуации происходит перевод денежного долга (т. е. перевод обязательства оплатить полученный товар). Поэтому у кредитора здесь все просто. В состав его дохода попадет компенсация новым должником денежной задолженности за поставленные, но не оплаченные первым должником товары. При этом датой отражения дохода будет дата получения компенсации в наличной или безналичной форме.

НДС. По общим правилам на дату отгрузки товара кредитор начисляет НДС-обязательства (пп. 185.1 и 187.1 НКУ) и составляет налоговую накладную на имя первого должника.

В связи с заключением договора перевода долга у кредитора никаких корректировок НДС-обязательств не происходит, поскольку товар отгружен фактическому получателю товаров. То, что денежный долг будет погашаться новым должником, значения не имеет. Он здесь, по сути, всего лишь плательщик. Налоговики ничего не имеют против (письмо ГФСУ от 11.10.2017 г. № 2210/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Уступка права требования долга с последующим взаимозачетом

Предприятие А (плательщик налога прибыль) уступает право требования денежного долга за поставленные предприятию Б товары предприятию С с последующим взаимозачетом по обоюдной задолженности (денежной) с предприятием С. Не начислит ли налоговая на такую операцию НДС?

Нормативные требования. Передача права требования представляет собой замену кредитора в обязательстве путем передачи им своих прав новому кредитору по сделке. В результате новый кредитор получает те права первого кредитора по обязательствам, которые существовали на момент их перехода, если иное не установлено договором или законом (ст. 514 ГКУ).

То есть само обязательство при заключении договора уступки права требования не меняется. И если должник, например, был обязан оплатить полученный товар, он должен будет выполнить это обязательство в пользу уже нового кредитора.

Далее. Законодательство не оговаривает, в какой форме выплачивается компенсация за уступленное право требования. Это может быть денежная форма.

А затем соответствующее денежное обязательство, срок выполнения которого наступил, можно будет зачесть со встречным однородным требованием.

Напомним, что исходя из положений ст. 601 ГКУ, ч. 3 ст. 203 ХКУ и судебной практики требования при «классическом» зачете должны:

1) быть встречными (предприятие А должно предприятию С, предприятие С должно предприятию А);

2) быть однородными («деньги» — «деньги», «товар» — «товар» и т. д.). При этом неважно, что это будут за обязательства;

3) соответствовать такому условию: срок исполнения обязательств наступил, или он не установлен, или определен моментом требования. При этом такой срок должен наступить по всем «зачетным» требованиям. Также срок исковой давности должен быть еще «в силе» (п. 4 ч. 1 ст. 602 ГКУ);

4) быть бесспорными.

Кроме того, зачет может быть произведен даже в одностороннем порядке.

То есть при соблюдении всех перечисленных условий для взаимозачета достаточно обращения одной из сторон по договору.

Взаимозачет оформляют, как правило, либо двусторонним договором, либо актом.

НДС. Операции по уступке права требования не облагаются НДС (п.п. 196.1.5 НКУ). Поэтому от самой операции уступки НДС-последствия возникать между сторонами сделки не должны.

Далее идет зачет встречных однородных денежных требований, который тоже не приводит ни к каким последствиям по НДС. Ведь, по сути, речь идет уже о вторых событиях.

Но и здесь не обходится без ложки дегтя.

Налоговики говорят об НДС-освобождении по уступке права требования только при условии компенсации за уступленное право денежными средствами или ценными бумагами. Например, в письме ГФСУ от 27.08.2019 г. № 4005/6/99-99-15-03-02-15/ІПК сказано:

«Операція з уступки постачальником (первинним кредитором) права вимоги новому кредитору відповідно до підпункту 196.1.5 пункту 196.1 статті 196 розділу V ПКУ не є об’єктом оподаткування ПДВ та не спричиняє податкових наслідків з ПДВ у первинного кредитора за умови якщо боргові зобов’язання (вимоги) передаються в обмін на грошові кошти або цінні папери».

То есть, следуя их разъяснениям, если расчеты за уступку права требования осуществляются, допустим, путем поставки товара или проведения взаимозачета с другими обязательствами первого кредитора (как в нашем случае), то такая операция облагается НДС на общих основаниях.

Сложно согласиться, но если не планируете ввязываться в споры с контролерами, то для освобождения от НДС безопаснее «прогонять» в обе стороны денежные средства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше