* Подробнее см. статью «Отсрочка РРО для ФЛП на едином налоге: долгожданный итог» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 49).
Отметим, что Закон, которым предусматривается отсрочка применения РРО в 2021 году для предпринимателей-единоналожников групп 2 — 4, уже подписан Президентом и вступил в силу (подробнее см. статью «РРО-отсрочка для единоналожников и другие новации Закона № 1017» этого номера). Поэтому довольно актуальным сейчас является вопрос: что делать с уже установленным/зарегистрированным, но теперь оказавшимся «ненужным» РРО/ПРРО?
Начнем с того, что даже если субъект хозяйствования (будем говорить о предпринимателях-единоналожниках) не обязан использовать РРО/ПРРО, никто не запрещает ему использовать его добровольно. При этом нужно разграничивать ситуации, когда:
(1) предприниматель-единоналожник имеет право по закону не использовать РРО/ПРРО, но он пользуется своим правом использовать его в нефискальном режиме работы (в рамках логики из ч. 3 ст. 13 Закона об РРО);
(2) закон разрешает единоналожнику не использовать РРО/ПРРО, но он его зарегистрировал у налоговиков и тем самым согласился на его использование в фискальном режиме в добровольном порядке.
Начнем с нефискального режима работы РРО.
Нефискальный РРО/ПРРО
Предприниматели-единоналожники, освобожденные от использования РРО/ПРРО по ст. 9 Закона об РРО, имеют право применять РРО/ПРРО без их перевода в фискальный режим работы. Право на это дает ст. 13 Закона об РРО.
Нефискальный режим работы РРО — режим работы регистратора, в котором не обеспечивается безусловное выполнение им фискальных функций.
В нефискальном режиме работы функции внесения данных в фискальную память и контрольную ленту в электронной форме должны блокироваться, все другие функции регистратора могут поддерживаться.
То есть такой РРО/ПРРО не регистрируется в налоговом органе (ему не присваивается фискальный номер), он не осуществляет передачу данных налоговикам о проведенных расчетных операциях и т. п.
По сути, он используется только для внутреннего учета субъекта хозяйствования. Применение нефискального РРО вполне позволит обеспечить выполнение таких задач, как: быстрый и точный подсчет итоговой стоимости покупки; автоматизация учета реализованного товара; контроль за получаемой продавцами выручкой и т. д.
И что важно — РРО/ПРРО-правила (касающиеся применения РРО/ПРРО), установленные Законом об РРО, если лицо имеет право использовать РРО/ПРРО в нефискальном режиме, можно не соблюдать. И соответственно ответственности (штрафов, предусмотренных Законом об РРО) за несоблюдение РРО/ПРРО-правил нет. По сути, если предприниматель-единоналожник, освобожденный от использования РРО/ПРРО, использует РРО/ПРРО в нефискальном режиме (РРО/ПРРО не зарегистрирован у налоговиков), то считается, что он и дальше пользуется своим правом не использовать РРО/ПРРО. Это только «инструмент» для обеспечения внутреннего учета.
Другое дело, когда РРО/ПРРО уже зарегистрирован у налоговиков (переведен в фискальный режим работы).
Если РРО/ПРРО уже зарегистрирован
При регистрации в контролирующих органах РРО/ПРРО ему присваивается фискальный номер. В таком случае, даже если предприниматель-единоналожник вправе не использовать РРО/ПРРО, считается, что он отказался от этого права (права не использовать РРО/ПРРО) и согласился его использовать в фискальном режиме в добровольном порядке.
Прямой такой нормы в Законе об РРО нет, но именно на таком подходе настаивают налоговики.
Соответственно до тех пор, пока не будет снята регистрация РРО/ПРРО, на такого единоналожника распространяются все требования Закона об РРО и такой РРО/ПРРО находится под контролем налоговиков. И если не выполнять требования Закона об РРО (о проведении операции через РРО/ПРРО, передаче данных налоговикам и т. д.), то, без сомнений, налоговики будут применять штрафы, предусмотренные Законом об РРО.
Поэтому если вы захотите отказаться от его использования либо использовать РРО/ПРРО в нефискальном режиме — нужно снять его с регистрации. Основанием для этого будет заявление предпринимателя-единоналожника.
Как снять РРО/ПРРО с регистрации?
Если речь идет об обычном РРО (не ПРРО), то механизм его «разрегистрации» определен в гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547**. Для этого нужно подать заявление об отмене регистрации РРО (форма № 4-РРО) по месту регистрации РРО. Перед отменой регистрации РРО его необходимо распломбировать в ЦСО, с которым субъектом хозяйствования заключен договор о техническом обслуживании и ремонте РРО. Вместе с заявлением об отмене регистрации субъект хозяйствования предоставляет регистрационное удостоверение.
** Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547.
В заявлении об отмене регистрации РРО нужно указать желаемый способ получения справки об отмене регистрации РРО (в Электронном кабинете/непосредственно в контролирующем органе/по почте/электронной почте).
В течение 5 календарных дней со дня получения соответствующих документов, при наличии справки ЦСО о распломбировании РРО, фискалы осуществляют отмену регистрации РРО и предоставляют (направляют) субъекту хозяйствования справку по форме № 6-РРО способом, указанным в заявлении об отмене регистрации РРО.
Если речь идет о программном РРО (ПРРО), то для того, чтобы снять его с регистрации, достаточно подать через Электронный кабинет или другими средствами телекоммуникаций заявление по форме № 1-ПРРО (по форме приложения 1 к Порядку № 317***) с отметкой — «Скасування реєстрації» (в поле «4» нужно указать фискальный номер РРО).
Отмена регистрации ПРРО осуществляется путем исключения его из Реестра и закрытия фискального номера.
Информацию о том, исключен ли РРО/ПРРО из Реестра, можно отслеживать на официальном веб-портале налоговиков — в частности, в электронном кабинете в меню «Реєстри» — «Інформація про РРО» либо «Інформація про ПРРО» (cabinet.tax.gov.ua/registers/rro).
После того, как РРО/ПРРО снят с регистрации, его можно использовать в нефискальном режиме.
Если РРО используется в нефискальном режиме, обязательно ли в этом случае использовать POS-терминал?
Тут стоит учесть, что согласно постановлению № 878**** POS-терминалы обязательны для тех субъектов хозяйствования, которые используют РРО. На наш взгляд, под субъектами хозяйствования, которые используют РРО, имеются в виду те субъекты хозяйствования, которые обязаны использовать РРО и/или используют РРО в фискальном режиме (РРО зарегистрирован в налоговом органе).
А при использовании РРО в нефискальном режиме (РРО не зарегистрирован) терминал не обязательно использовать.
Но стоит учесть, что у налоговиков свое мнение на этот счет. В частности, есть «давнее» письмо Миндоходов от 26.02.2014 г. № 3737/6/99-99-18-03-01-15 (ср. ). По их мнению, платежный терминал нужно устанавливать даже с нефискальным РРО. Таким образом, фискалы буквально трактуют законодательство: если применяешь РРО, то должен установить платежный терминал.
Хотя судебная практика свидетельствует о том, что если субъект хозяйствования не обязан использовать РРО и РРО не зарегистрирован (ему не присвоен фискальный номер РРО), то РРО и не используется (см., например, решение Днепропетровского окружного админсуда от 19.08.2020 г. по делу № 160/6096/20).
Но учитывая достаточно внушительный размер штрафа, который могут применить налоговики, дешевле прислушаться к мнению налоговиков и установить платежный терминал.
К должностным лицам юридического лица, а также к физическим лицам — предпринимателям применяется админштраф по ст. 16315 КоАП в размере от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн). За повторное нарушение— от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн).
Но имейте в виду: в любом случае от обязанности применять платежный терминал освобождаются субъекты хозяйствования, перечисленные в п. 2 постановления № 878. Это, в частности, субъекты, осуществляющие хоздеятельность в населенных пунктах с численностью населения до 25 тыс. чел.