Темы статей
Выбрать темы

Как быть, если зарегистрированный РРО/ПРРО оказался ненужным

Казанова Марина, налоговый эксперт
С 01.01.2021 г. для единоналожников групп 2 — 4 предполагалось расширение перечня видов деятельности, которые требуют применения РРО/ПРРО. И это заставило многих единоналожников заблаговременно заняться установкой РРО/ПРРО. Но в итоге парламентарии пошли на значительные уступки* и для многих ФЛП на ЕН 2 — 4 групп РРО/ПРРО по-прежнему будет необязателен в 2021 году. Возник вопрос: если РРО/ПРРО по-прежнему будут необязательны, что делать с уже установленными РРО/ПРРО, можно ли их теперь не использовать либо использовать в нефискальном режиме?

* Подробнее см. статью «Отсрочка РРО для ФЛП на едином налоге: долгожданный итог» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 49).

Отметим, что Закон, которым предусматривается отсрочка применения РРО в 2021 году для предпринимателей-единоналожников групп 2 — 4, уже подписан Президентом и вступил в силу (подробнее см. статью «РРО-отсрочка для единоналожников и другие новации Закона № 1017» этого номера). Поэтому довольно актуальным сейчас является вопрос: что делать с уже установленным/зарегистрированным, но теперь оказавшимся «ненужным» РРО/ПРРО?

Начнем с того, что даже если субъект хозяйствования (будем говорить о предпринимателях-единоналожниках) не обязан использовать РРО/ПРРО, никто не запрещает ему использовать его добровольно. При этом нужно разграничивать ситуации, когда:

(1) предприниматель-единоналожник имеет право по закону не использовать РРО/ПРРО, но он пользуется своим правом использовать его в нефискальном режиме работы (в рамках логики из ч. 3 ст. 13 Закона об РРО);

(2) закон разрешает единоналожнику не использовать РРО/ПРРО, но он его зарегистрировал у налоговиков и тем самым согласился на его использование в фискальном режиме в добровольном порядке.

Начнем с нефискального режима работы РРО.

Нефискальный РРО/ПРРО

Предприниматели-единоналожники, освобожденные от использования РРО/ПРРО по ст. 9 Закона об РРО, имеют право применять РРО/ПРРО без их перевода в фискальный режим работы. Право на это дает ст. 13 Закона об РРО.

Нефискальный режим работы РРО — режим работы регистратора, в котором не обеспечивается безусловное выполнение им фискальных функций.

В нефискальном режиме работы функции внесения данных в фискальную память и контрольную ленту в электронной форме должны блокироваться, все другие функции регистратора могут поддерживаться.

То есть такой РРО/ПРРО не регистрируется в налоговом органе (ему не присваивается фискальный номер), он не осуществляет передачу данных налоговикам о проведенных расчетных операциях и т. п.

По сути, он используется только для внутреннего учета субъекта хозяйствования. Применение нефискального РРО вполне позволит обеспечить выполнение таких задач, как: быстрый и точный подсчет итоговой стоимости покупки; автоматизация учета реализованного товара; контроль за получаемой продавцами выручкой и т. д.

И что важно — РРО/ПРРО-правила (касающиеся применения РРО/ПРРО), установленные Законом об РРО, если лицо имеет право использовать РРО/ПРРО в нефискальном режиме, можно не соблюдать. И соответственно ответственности (штрафов, предусмотренных Законом об РРО) за несоблюдение РРО/ПРРО-правил нет. По сути, если предприниматель-единоналожник, освобожденный от использования РРО/ПРРО, использует РРО/ПРРО в нефискальном режиме (РРО/ПРРО не зарегистрирован у налоговиков), то считается, что он и дальше пользуется своим правом не использовать РРО/ПРРО. Это только «инструмент» для обеспечения внутреннего учета.

Другое дело, когда РРО/ПРРО уже зарегистрирован у налоговиков (переведен в фискальный режим работы).

Если РРО/ПРРО уже зарегистрирован

При регистрации в контролирующих органах РРО/ПРРО ему присваивается фискальный номер. В таком случае, даже если предприниматель-единоналожник вправе не использовать РРО/ПРРО, считается, что он отказался от этого права (права не использовать РРО/ПРРО) и согласился его использовать в фискальном режиме в добровольном порядке.

Прямой такой нормы в Законе об РРО нет, но именно на таком подходе настаивают налоговики.

Соответственно до тех пор, пока не будет снята регистрация РРО/ПРРО, на такого единоналожника распространяются все требования Закона об РРО и такой РРО/ПРРО находится под контролем налоговиков. И если не выполнять требования Закона об РРО (о проведении операции через РРО/ПРРО, передаче данных налоговикам и т. д.), то, без сомнений, налоговики будут применять штрафы, предусмотренные Законом об РРО.

Поэтому если вы захотите отказаться от его использования либо использовать РРО/ПРРО в нефискальном режиме — нужно снять его с регистрации. Основанием для этого будет заявление предпринимателя-единоналожника.

Как снять РРО/ПРРО с регистрации?

Если речь идет об обычном РРО (не ПРРО), то механизм его «разрегистрации» определен в гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547**. Для этого нужно подать заявление об отмене регистрации РРО (форма № 4-РРО) по месту регистрации РРО. Перед отменой регистрации РРО его необходимо распломбировать в ЦСО, с которым субъектом хозяйствования заключен договор о техническом обслуживании и ремонте РРО. Вместе с заявлением об отмене регистрации субъект хозяйствования предоставляет регистрационное удостоверение.

** Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547.

В заявлении об отмене регистрации РРО нужно указать желаемый способ получения справки об отмене регистрации РРО (в Электронном кабинете/непосредственно в контролирующем органе/по почте/электронной почте).

В течение 5 календарных дней со дня получения соответствующих документов, при наличии справки ЦСО о распломбировании РРО, фискалы осуществляют отмену регистрации РРО и предоставляют (направляют) субъекту хозяйствования справку по форме № 6-РРО способом, указанным в заявлении об отмене регистрации РРО.

Если речь идет о программном РРО (ПРРО), то для того, чтобы снять его с регистрации, достаточно подать через Электронный кабинет или другими средствами телекоммуникаций заявление по форме № 1-ПРРО (по форме приложения 1 к Порядку № 317***) с отметкой — «Скасування реєстрації» (в поле «4» нужно указать фискальный номер РРО).

*** Порядок регистрации, ведения реестра и применения программных РРО, утвержденный приказом Минфина от 23.06.2020 г. № 317.

Отмена регистрации ПРРО осуществляется путем исключения его из Реестра и закрытия фискального номера.

Информацию о том, исключен ли РРО/ПРРО из Реестра, можно отслеживать на официальном веб-портале налоговиков — в частности, в электронном кабинете в меню «Реєстри» — «Інформація про РРО» либо «Інформація про ПРРО» (cabinet.tax.gov.ua/registers/rro).

После того, как РРО/ПРРО снят с регистрации, его можно использовать в нефискальном режиме.

Если РРО используется в нефискальном режиме, обязательно ли в этом случае использовать POS-терминал?

Тут стоит учесть, что согласно постановлению № 878**** POS-терминалы обязательны для тех субъектов хозяйствования, которые используют РРО. На наш взгляд, под субъектами хозяйствования, которые используют РРО, имеются в виду те субъекты хозяйствования, которые обязаны использовать РРО и/или используют РРО в фискальном режиме (РРО зарегистрирован в налоговом органе).

**** Постановление КМУ «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 г. № 878.

А при использовании РРО в нефискальном режиме (РРО не зарегистрирован) терминал не обязательно использовать.

Но стоит учесть, что у налоговиков свое мнение на этот счет. В частности, есть «давнее» письмо Миндоходов от 26.02.2014 г. № 3737/6/99-99-18-03-01-15 (ср. ). По их мнению, платежный терминал нужно устанавливать даже с нефискальным РРО. Таким образом, фискалы буквально трактуют законодательство: если применяешь РРО, то должен установить платежный терминал.

Хотя судебная практика свидетельствует о том, что если субъект хозяйствования не обязан использовать РРО и РРО не зарегистрирован (ему не присвоен фискальный номер РРО), то РРО и не используется (см., например, решение Днепропетровского окружного админсуда от 19.08.2020 г. по делу № 160/6096/20).

Но учитывая достаточно внушительный размер штрафа, который могут применить налоговики, дешевле прислушаться к мнению налоговиков и установить платежный терминал.

К должностным лицам юридического лица, а также к физическим лицам — предпринимателям применяется админштраф по ст. 16315 КоАП в размере от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн). За повторное нарушение— от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн).

Но имейте в виду: в любом случае от обязанности применять платежный терминал освобождаются субъекты хозяйствования, перечисленные в п. 2 постановления № 878. Это, в частности, субъекты, осуществляющие хоздеятельность в населенных пунктах с численностью населения до 25 тыс. чел.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше