Изменения для единоналожников
РРО-отсрочка. Начнем с самого главного — отсрочки применения РРО для предпринимателей-единоналожников групп 2 — 4. Мы уже этот момент анализировали по проекту Закона**. Собственно говоря, то, что предусматривалось законопроектом, в конечном итоге и сохранилось!
** Статья «Отсрочка РРО для ФЛП на едином налоге: долгожданный итог» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 49).
Итак, кто обязан / не обязан использовать РРО в 2021 году?
Юрлица и предприниматели-общесистемщики используют РРО на общих основаниях — с учетом уже существующих льгот, которые им дают ст. 9 и 10 Закона об РРО. Никаких дополнительных льгот Закон № 1017 не предусматривает, разве что льгота для услуг, которые оплачиваются дистанционно (об этом мы будем подробнее говорить далее).
Предприниматели-единоналожники группы 1, как и ранее, освобождены от применения РРО (право на это предусмотрено п. 296.10 НКУ). При этом не важно, чем они занимаются, — РРО можно не применять.
А вот предприниматели-единоналожники групп 2 — 4 в 2021 году обязаны будут применять РРО (если осуществляют те расчеты, которые согласно Закону об РРО требуют применения РРО):
— если объем дохода в течение 2020 года превысил 1000000 грн, либо
— если в течение 2021 года объем дохода (с 01.01.2021 г.) превысит 220 размеров минзарплаты, установленной на 1 января 2021 года (1320000 грн). В таком случае с 1-го числа месяца квартала, следующего за превышением объема дохода, предприниматель-единоналожник обязан будет использовать РРО, либо
См. «обновленный» п. 61 подразд. 10 разд. XX НКУ.
— если они осуществляют независимо от объема дохода (!):
(1) реализацию технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту, или
(2) реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставление платных услуг в сфере здравоохранения, или
(3) реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.
Остальные «рисковые» виды деятельности (в том числе торговлю товарами и услугами через Интернет, бывшими в употреблении товарами, текстилем и запчастями, а также рестораны, кафе, гостиницы, турагентов и туроператоров) из п. 61 подразд. 10 разд. XX НКУ убрали (это то, о чем мы не раз говорили).
«Лимиты» дохода для пребывания на ЕН. Предельный размер дохода, который дает право предпринимателям быть плательщиками единого налога, теперь привязан к размеру минзарплаты, установленной на 1 января налогового (отчетного) года. Предельные объемы доходов в 2021 году будут составлять для предпринимателей-единоналожников (п. 291.4 НКУ):
— группы 1 — 167 размеров минзарплат, или 1002000 грн;
— группы 2 — 834 размеров минзарплат, или 5004000 грн;
— группы 3 — 1167 размеров минзарплат, или 7002000 грн.
Изменения для всех
Далее поговорим о других изменениях, которые уже касаются всех субъектов хозяйствования.
Причем эти «другие» изменения вступают в силу со дня, следующего за днем опубликования Закона № 1017, т. е. с 10.12.2020 г.
Оплата услуг через Приват24, Portmone, LiqPay и др. Попытались урегулировать вопрос применения РРО, если оплата осуществляется с помощью интернет-банкинга либо других сервисов перевода денег. Но в конечном итоге урегулировали только расчеты за услуги. Независимо от того, где и как предоставляются услуги, если оплата за них осуществляется с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода денег, применять РРО/ПРРО при осуществлении расчетов за услуги не требуется (новый п. 14 ст. 9 Закона об РРО).
Обратите внимание: «освобождение» касается только услуг! Товаров не касается. При этом у этого новшества возможно будет негативный шлейф. В том плане, что «цементируется» крайне спорный подход налоговиков, что расчеты за товары с использованием того же интернет-банкинга (когда задействуется карточный счет покупателя) попадают в сферу действия Закона об РРО.
Предварительное программирование в РРО наименования товаров (услуг), цены товаров (услуг) и их количества. Есть хорошая новость. Теперь из Закона об РРО (п. 11 ст. 3 Закона об РРО) исключена обязанность осуществлять предварительное программирование в РРО наименований товаров/услуг, их цен и количества по НЕподакцизным товарам. И в связи с этим отменяется и штраф за это нарушение (п. 11 ст. 3 и п. 6 ст. 17 Закона об РРО).
А вот по подакцизным товарам субъекты хозяйствования и дальше обязаны осуществлять программирование их наименования, кода УКТ ВЭД, цен и количества. И штраф за соответствующее нарушение остался.
При этом обратите внимание, что сохраняется и обязанность за субъектами хозяйствования (в том числе и в отношении неподакцизных товаров) вести в порядке, установленном законодательством, учет товарных запасов и осуществлять продажу только тех товаров (услуг), которые отражены в таком учете (п. 12 ст. 3 Закона об РРО).
Требование не касается предпринимателей-единоналожников — неплательщиков НДС, которые не торгуют технически сложными бытовыми товарами, лекарственными средствами, медизделиями, «ювелиркой».
Ценники. Убрали из ст. 3 Закона об РРО требование о том, что субъекты хозяйствования должны реализовывать товары (предоставлять услуги) при условии наличия ценника на товары в денежной единице Украины.
Но, по сути, это «техническая» правка — вопрос наличия ценников на товарах просто «выведен» из-под действия Закона об РРО. Штраф, который был предусмотрен Законом об РРО за это нарушение, уже давно не действует. За отсутствие ценников грозят штрафы согласно Закону о защите прав потребителей*** (п. 7 ч. 1 ст. 23) — 30 % от стоимости товаров, но не меньше чем 85 грн. Также возможен админштраф по ст. 155 КоАП (от 17 до 170 грн).
*** Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.
Штрафы по РРО. Отменены следующие штрафы:.
С 10.12.2020 г. у налоговиков не будет оснований применять эти отмененные штрафы (если нарушение выявлено начиная с 10.12.2020 г.), даже если само нарушение совершено до этой даты.
(1) за неосуществление предварительного программирования наименования товара, который является НЕподакцизным, и/или цены такого товара/услуги и их количества (о чем мы говорили выше);
(2) за несоответствие на месте проведения расчетов суммы наличности сумме средств, указанных в дневном отчете РРО. Да и саму обязанность обеспечивать такое соответствие из п. 13 ст. 3 Закона об РРО вычистили;
(3) за отсутствие контрольной ленты (!) программного РРО (действует только в отношении программного РРО);
(4) за неподачу отчетности программным РРО.
Кроме того, еще на 1 год (до 01.01.2022 г.) продлили действие «переходных» штрафов (10 и 50 %), которые применяются на основании п. 1 ст. 17 Закона об РРО (непроведение расчетной операции через РРО / проведение в неполной сумме и т. д.).
Как и в 2020 году, штраф будет применяться в размере:
— 10 % — за первое нарушение (вместо основного штрафа — 100 %);
— 50 % — за повторное нарушение (вместо 150 %).
Кешбэк. Отменили механизм получения кешбэка (возврат покупателю, который сообщил о нарушении продавцом требования законодательства об РРО, части средств, потраченных им на оплату товаров/услуг). В связи с этим отменяется и основание для налоговой проверки по жалобе покупателя за нарушения в сфере наличных обращений.
Программные РРО. Предусмотрено, что субъекты хозяйствования, которые используют ПРРО, должны передавать в контролирующие органы по проводным или беспроводным каналам связи информацию в форме электронных копий расчетных документов, электронных фискальных отчетов, электронных фискальных отчетных чеков.
Также указано, что:
— нельзя использовать ПРРО при оптовой и/или розничной торговле горючим (п. 1 ст. 3 Закона об РРО);
— при применении программного РРО можно использовать усовершенствованную электронную подпись (а не только квалифицированную).