Темы статей
Выбрать темы

Покупки в украинских интернет-магазинах: что учесть?

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Предприятие купило запчасти на автомобиль в интернет-магазине. Оплатили корпоративной карточкой. Какие документы необходимы, чтобы подтвердить такое приобретение? Как отразить покупку в учете? Что с НДС? Сейчас расскажем.

Документальные баталии

Среди документов, которые интернет-торговец должен предоставить покупателю, есть и документ, подтверждающий получение товаров (услуг), необходимый покупателю-юрлицу для учета купленных товаров. Причем субъекту хозяйствования важно, чтобы это был именно первичный документ. Таким документом может быть стандартная расходная накладная, товарный чек, бланк заказа или любой другой документ. Главное, чтобы этот документ содержал обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.

Всегда ли онлайн-торговцы предоставляют необходимую первичку?

Если заказ сразу оформляют на субъекта хозяйствования, проблем с документами обычно не возникает. Если торговец в силу разных обстоятельств не может подтвердить продажу заказанного товара первичкой, оформленный на субъекта хозяйствования заказ попросту отклоняют.

Дела могут обстоять хуже, если клиент вовремя не идентифицировался: оформил заказ от имени обычного физлица и оплатил его с помощью интернет-эквайринга.

Например, если договор интернет-эквайринга заключен не с торгующим ООО-НДСником, а с ФЛП-единщиком (и соответственно, все эквайринговые оплаты поступают на счет этого ФЛП). В таком случае, даже если покупателю впоследствии удастся договориться с продавцом, и последний предоставит первичный документ на имя предприятия, налоговый кредит по НДС все равно будет потерян.

Можно ли использовать возможность составления самоакта в нашем случае (п. 2.6 Положения № 88*)?

* Положение о документальном обеспечении записей в бухучете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

На наш взгляд, возможность составления самоакта предусмотрена для идентифицированных взаимоотношений (когда продавец знает, кому продал, а покупатель знает у кого купил, между сторонами заключен договор). В нашем же случае реальный покупатель не идентифицирован. Да и возможность идентифицировать продавца у покупателя есть далеко не всегда (не все интернет-магазины размещают необходимую информацию о себе на сайте и в выписке со счета, подтверждающей осуществление интернет-эквайринговой оплаты, необходимых данных о продавце вы не увидите). Мы считаем, что составлять самоакт в таком случае некорректно.

А можно обойтись одним расчетным документом (кассовым или товарным чеком)?

В отличие от покупки в обычном магазине, для подтверждения которой достаточно и расчетного документа (т. к. это устная сделка, см. ч. 1 и 2 ст. 206 ГКУ), сделка с онлайн-торговцем должна осуществляться письменно (в том числе в электронной форме). А письменная сделка должна быть подписана сторонами (ч. 2 ст. 207 ГКУ). В кассовом чеке подписи продавца нет. Товарный чек, выписанный на имя работника предприятия (пусть даже с подписью продавца), — тоже не подходящий вариант. Тут может подойти товарный чек с подписью продавца, выписанный на субъект хозяйствования (который его тоже подпишет). Пусть даже он не содержит всех обязательных реквизитов первичного документа (последний абзац ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете).

Составляем авансовый отчет

Если работник предприятия оплатил товар с КПК, о таких тратах ему необходимо отчитаться, подав в бухгалтерию авансовый отчет: (1) до окончания 5-го банковского дня, следующего за днем, в котором работник приобрел товары (работы, услуги), если приобретение товара осуществлялось НЕ в командировке (п.п. «б» п.п. 170.9.2 НКУ); (2) в течение 10 банковских дней после окончания командировки с возможностью продления до 20 банковских дней (п.п. «б» п.п. 170.9.3 НКУ)**. Если первичные документы, подтверждающие приобретение товара, работник не предоставил, ему придется вернуть средства как излишне потраченные.

** Интересно, что налоговики распространяют 10-дневный срок предоставления отчета на все случаи безналичной оплаты с использованием КПК независимо от того, где (в командировке или нет) потратился работник (категория 103.17 ЗІР).

Хотя предприятие может и не требовать возврата неподтвержденных расходов, но тогда эту сумму придется включить в облагаемый доход работника и уплатить с этого дохода НДФЛ (п.п. 164.2.11 НКУ) и ВС.

Оприходуем товар, оплаченный с КПК. НДС

При приобретении ТМЦ для хознужд предприятия за счет подотчетных средств (в том числе с использованием КПК) работают общие правила формирования НК.

Так, показать НК можно лишь по тем покупкам, которые подтверждены зарегистрированной НН или на основании кассового чека, — если сумма покупки не превышает 240 грн (с НДС). Только проследите, чтобы чек содержал всю информацию, указанную в п.п. «б» п. 201.11 НКУ.

Датой формирования НК по КПК-приобретениям будет дата утверждения авансового отчета. Хотя налоговики такой датой называют дату подачи авансового отчета (см. категорию 101.13 ЗІР).

Пример. Предприятие заказало в ИМ запчасти на автомобиль на сумму 1800 грн (в том числе НДС — 300 грн). Оплата проведена с КПК. Товар был доставлен курьерской службой со всеми необходимыми документами.

Учет покупок в интернет-магазине с оплатой КПК

п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,

грн

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

1

Перечислены деньги на текущий счет, операции по которому могут осуществляться с использованием КПК

1800

313

311

2

Оплачены ТМЦ с помощью КПК (средства блокированы)

1800

3131

313

3

Списаны средства с КПК

1800

3721

3131

4

Оприходованы приобретенные запчасти

(составлен авансовый отчет)

1500

207

3721

300

644/1

3721

5

Отражена в составе НК зарегистрированная НН

300

644/НДС

644/1

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше