01.03.2020

Проверки налоговиков — «без лишней суеты»

«Нет ничего свыше НКУ!» Под таким лозунгом, который налоговики не декларировали дословно, но исповедовали фактически, проходила проверочная кампания последних лет. Под этим предлогом налоговики противоправно игнорировали и Закон № 877*, и Закон № 4448**, который, видите ли, использовал терминологию первого. Но с недавних пор налоговики получили законную почву для такой своей позиции. Предлагаем это обсудить.

* Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

** Закон Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 г. № 4448-VI. О нюансах применения норм этого Закона в 2020 году вы могли прочесть в статье «Проверки-2020: что год текущий нам готовит?», подраздел «Предприниматели и юрлица-единоналожники (неплательщики НДС): слабая надежда» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 3).

С 13.02.2020 г. вступил в силу с виду такой неприметный Закон № 440***. Среди многочисленных «косметических» правок, вроде «орган доходов и сборов» заменить на «налоговый орган», спрятались и правки в Закон № 877.

*** Закон Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины в связи с проведением административной реформы» от 14.01.2020 г. № 440-IX.

Благодаря им налоговые проверки теперь и де-юре не подчиняются нормам Закона № 877 (см. врезку).

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий валютного контроля, налогового контроля, таможенного контроля (ч. 2 ст. 2 Закона № 877).

Ранее же было предусмотрено, что действие Закона № 877 не распространяется на валютный и таможенный контроль на границе. А вот меры контроля налоговики формально должны были осуществлять (кроме таможенного контроля на границе) в установленном Законом № 877 порядке с учетом особенностей, определенных законами в соответствующих сферах (в данном случае — НКУ) и международными договорами. При этом обязательным для них было соблюдение норм, перечисленных в ч. 5 ст. 2 этого Закона.

То есть сейчас фактически узаконено то, что проведение налоговых проверок регулируется НКУ (в нем за налоговые проверки отвечает гл. 8 разд. ІІ) — без оглядки на общие проверочные правила.

Что это дает? Рассмотрим, например, такой момент, как запись в журнале регистрации проверок. Интересная ситуация: согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 877 (ранее де-юре обязательной и для налоговиков) одной из причин недопуска проверяющих к проведению проверки могло стать то, что должностное лицо проверяющего органа не внесло запись о проведении мероприятия государственного надзора (контроля) в журнал регистрации таких мероприятий****.

**** При наличии такого журнала у субъекта хозяйствования.

В том же Законе № 877 была нестыковка по этому моменту. Но вопрос имел место быть: должны ли налоговики вносить такую запись?

К слову, налоговики соглашались это делать (см. консультацию в разделе 130.01 ЗІР).

Теперь, получается, их вообще может не волновать указанная норма Закона № 877.