Темы статей
Выбрать темы

20-ОПП в случае объединения территориальных громад

Шевчук Михаил, налоговый эксперт
Главное налоговое ведомство выдало интересную консультацию в категории 116.11 ЗІР. Если следовать сделанным в ней выводам, то все налогоплательщики, имеющие объекты налогообложения, которые в результате изменения административного устройства находятся на территории новой административной единицы, должны подавать по таким объектам уведомления по форме № 20-ОПП с информацией об изменении местонахождения объектов. Неужто и вправду?!

Предыстория вопроса

Рассматривая эту ситуацию, нужно учесть некоторые нюансы.

Для наглядного примера возьмем неприметную Сосницкую территориальную громаду (код согласно новому Кодификатору № 290* — UA74020070000037186) Корюковского района Черниговской области. Код центра ТГ — UA74020070010027190.

* Кодификатор административно-территориальных единиц и территорий территориальных громад, утвержденный приказом Министерства развития громад и территорий от 26.11.2020 г. № 290.

Вследствие проведения реформы административного устройства эта ТГ включает 41 населенный пункт, в том числе центр ТГ — пгт Сосница, 39 сел и 1 хутор (или согласно Кодификатору — «поселок», условное обозначение — «Х»).

Все эти населенные пункты имеют разные девятнадцатизначные коды!

Как мы выяснили в одной из наших предыдущих статей**, при подаче налоговой отчетности по плате за землю по всем участкам, которые расположены в любом из этих населенных пунктов, достаточно одной декларации с указанием кода пгт Сосницы — центра Сосницкой ТГ.

** «Новый-старый код КОАТУУ в отчетности» в журнале «Бухгалтер 911», 2021, № 8.

Код пока что приходится указывать согласно КОАТУУ. Но код именно центра ТГ (для Сосницы — 7424955100), а не села или другого населенного пункта в пределах ТГ. Все потому, что с начала года изменился орган власти, в бюджет которого должны идти местные налоги, а также часть некоторых общегосударственных, например экологического налога. Все эти поступления теперь попадают в бюджет территориальной громады.

Почему до сих пор приходится указывать код КОАТУУ? Дело в том, что далеко не все декларации готовы для указания в них нового кода (из Кодификатора № 290). А этот код приходится указывать, в частности, при составлении отчетности по земельному налогу, арендной плате за земельные участки, эконалогу, рентной плате, транспортному налогу, налогу на недвижимость, сбору за места для парковки транспортных средств, туристическому сбору.

А теперь перейдем непосредственно к вопросу, который рассматривала ГНСУ.

Форма № 20-ОПП vs админреформа

Необходимо ли подавать уведомление по форме № 20-ОПП с информацией об объекте налогообложения, если в результате изменения административного устройства меняется административная единица, где находится объект налогообложения?

Суть ответа: если вследствие изменения административно-территориального устройства изменилась административно-территориальная единица, на территории которой находится объект налогообложения, уведомление № 20-ОПП подается с признаком «3 — зміна відомостей про об’єкт оподаткування», в графах 6, 7 уведомления № 20-ОПП указывается код и название населенного пункта — административного центра вновь созданной территориальной громады согласно КОАТУУ.

Продолжаем рассматривать ситуацию на том же примере. Ранее 40 населенных пунктов (!) вновь созданной ТГ имели иные коды КОАТУУ, нежели центр ТГ.

То есть если следовать логике налоговиков, то по всем объектам налогообложения, находящимся в этих населенных пунктах, необходимо подавать форму № 20-ОПП с изменениями img 1.

В рассматриваемом случае все объекты из 40 населенных пунктов должны таким образом «переехать» в населенный пункт — центр ТГ.

Но все ли гладко в позиции налоговиков? Смотрите: согласно п. 8.5 Порядка № 1588*** подавать в налоговую по основному месту учета уведомление по форме № 20-ОПП налогоплательщик обязан в случае изменения сведений об объекте налогообложения: типа, наименования, местонахождения, вида права или состояния объекта налогообложения. Ключевой вопрос: а были ли такие изменения (а именно местонахождения) в нашем случае?

*** Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.

Вопрос явно дискуссионный.

Хотя в случае с переименованием улиц/населенных пунктов в ходе декоммунизации победила версия, что форму № 20-ОПП с изменениями подавать все-таки нужно. Некая схожесть с интересующей нас ситуацией здесь есть.

Плюс такой момент. ГНСУ предлагает подать уведомление по форме № 20-ОПП, в котором указать новое местонахождение с указанием в графе 6 кода КОАТУУ. И ладно, если бы Минфин оперативно обновил форму № 20-ОПП, дав возможность указывать в ней новые коды (согласно Кодификатору № 290). Но он этого не сделал. В итоге может получиться так, что когда он это все-таки сделает или когда налоговики решат, что КОАТУУ уже не может дальше использоваться, форму № 20-ОПП на изменения придется подавать снова. На этот раз — чтобы код КОАТУУ поменять на код согласно новому Кодификатору № 290 (ср. ).

Поэтому спешить выполнять требования налоговиков или нет — решать вам. На фоне отсутствия санкций этот вопрос не имеет особой остроты. Ответственности сейчас нет, потому что действует карантинный мораторий (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ), и на штрафы за неподачу формы № 20-ОПП он тоже распространяется (категория 116.12 ЗІР).

В то же время форма № 20-ОПП опосредовано задействована во многих процессах. В той же блокировке НН/РК. И нельзя предсказать, как аукнется плательщику игнорирование позиции налоговиков.

Также если после админтерреформы объект попал на учет в новую налоговую, форму № 20-ОПП в отношении такого объекта подать настоятельно советуем.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше