Темы статей
Выбрать темы

Оплата услуг через Интернет vs РРО

Сумцова Ольга, налоговый эксперт
В конце прошлого года (а именно с 10.12.2020 г.) благодаря Закону № 1017* был урегулирован вопрос применения РРО при оплате услуг через Интернет. Предлагаем более подробно посмотреть на эту норму.

* Закон Украины от 01.12.2020 г. № 1017-IX.

Итак, с 10.12.2020 г. Закон об РРО был дополнен новой нормой — п. 14 ст. 9, согласно которой РРО/ПРРО не применяется:

«при осуществлении расчетов за услуги в случае проведения таких расчетов исключительно с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств».

Что тут стоит учесть?

1. Речь в этой норме идет только об услугах (о товарах в ней не упоминается и, соответственно, на товары эта норма не распространяется).

2. Для неприменения РРО/ПРРО расчет за услуги должен осуществляться с помощью:

банковских систем дистанционного обслуживания (т. е. это должна быть система дистанционного обслуживания банка) — например, Приват24, Ошад24/7 и др.;

и/или сервисов перевода средств — скорее всего, речь идет, как о банковских, так и не банковских сервисах. Главное — чтобы они были включены в Реестр платежных систем, который опубликован на сайте НБУ.

НБУ в письме от 30.12.2020 г. № 57-0009/80572 отмечал, что Приват24, Ощад24/7 являются системами дистанционного обслуживания, а LiqPay, Монобанк — сервисами банков, которые предоставляются клиентам, в частности для проведения расчетов, осуществления оплаты за товары и предоставленные услуги.

3. Налоговики в своем информационном сообщении от 29.12.2020 г.** прокомментировали эту норму, отметив, что

** www.tax.gov.ua/media-tsentr/novini/446796.html

«если потребители, используя сеть Интернет, заказывают услуги и расчеты за них осуществляют исключительно с применением электронного платежного средства и платежных систем (LiqPay, Portmone, EasyPay, PayPong, Ipay.ua, City24, Приват24 и тому подобное), такие операции осуществляются без применения РРО предоставителем услуги».

Обратите внимание: здесь налоговики говорят о случае, когда потребители заказывают услуги через Интернет. Но непосредственно в Законе не сказано, что услуги должны заказываться через Интернет. Важно только то, как осуществляются расчеты за эти услуги, — они должны осуществляться с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств.

Возможно, налоговики путаются из-за того, что в одном из законопроектов по изменениям в Закон об РРО фигурировали именно дистанционные услуги. Но вот только в итоговой версии изменений ни о каких дистанционных услугах речь не идет!

Поэтому надеемся, что налоговиков просто «занесло» не в ту сторону. Но при этом все равно не понятно, как налоговики отнесутся к ситуации, когда, например, услуги клиенту заказчик заказал «офлайн» (а не через Интернет, т. е. был физический контакт клиента с заказчиком), а оплатил их через Интернет. Если читать п. 14 ст. 9 Закона об РРО, то и в этом случае РРО/ПРРО не должен применяться.

4. Обращает внимание на себя и слово «исключительно» в формулировке п. 14 ст. 9 Закона об РРО — РРО/ПРРО не применяется при расчетах за услуги в случае проведения таких расчетов исключительно с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств. Что хотели сказать этим словом «исключительно»?

Что только к услугам, которые оплачиваются таким способом, не применяется РРО/ПРРО?

Или хотели ограничить применение других способов расчетов? Например, что если за свои услуги вы принимаете в том числе и наличные, то льгота не работает и все ваши расчеты за услуги должны проводиться через РРО/ПРРО.

Или хотели сказать, что за одну услугу оплата должна быть именно таким способом? То есть если предоплату за услугу взяли наличными, тогда и последующий расчет должен проводиться через РРО/ПРРО, даже если окончательная оплата дистанционная.

Вариантов толкования может быть масса. Но одно можно сказать с уверенностью. Налоговики, завидев возможность для штрафа, точно ей будут пытаться воспользоваться. Поэтому работать будет, очевидно, самый фискальный подход — льготой могут пользоваться те, кто расчеты за свои услуги производит исключительно названным в законе способом (с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств). Из этого, очевидно, и следует пока исходить.

Как только появятся внятные разъяснения от налоговиков, сразу о них вам сообщим.

5. Что касается товаров, то пока что при осуществлении расчетов за товары через Интернет следует учитывать ранее существующую позицию фискалов — они требуют применять РРО/ПРРО и при интернет-эквайринге, и при интернет-банкинге.

Отметим: НБУ в письме от 28.09.2020 г. № 57-0009/53844 отмечал, что для субъекта хозяйствования безналичным расчетом является оплата товаров и услуг, которая осуществлена путем перевода средств на его счет независимо от способа инициирования такого перевода покупателем (в частности, с помощью сервисов перевода средств, банковских систем дистанционного обслуживания (в том числе с использованием платежной карты)), путем внесения покупателем наличных денег в кассу банка или небанковского учреждения (в том числе путем использования программно-технического комплекса самообслуживания (ПТКС)).

В то же время стоит учесть, что Закон об РРО требует применять РРО/ПРРО и к безналичным расчетам, если такие расчеты осуществляются с применением электронных платежных средств (ст. 3 Закона об РРО). А что понимать под осуществлением продавцом приема от покупателей платежных карт (см. определение расчетной операции), можно трактовать по-разному. Поэтому налоговики так просто не отступят в вопросе применения РРО при расчетах за товары (!) через Интернет.

Соответственно это и другие письма НБУ ситуацию в пользу плательщиков, к сожалению, не меняют.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше