Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об особенностях взимания в 2007 году платы за пользование недрами и сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2007/№ 34
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 26.03.2007 г. № 5849/7/15-0917

Об особенностях взимания в 2007 году платы за пользование недрами и сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 26.03.2007 г. № 5849/7/15-0917

Государственная налоговая администрация Украины направляет для использования в работе Рекомендации по особенностям взимания в 2007 году сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в условиях действия законов Украины от 30 ноября 2006 года № 398-V «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения» и от 19 декабря 2006 года № 489-V «О Государственном бюджете Украины на 2006 год».

Обязываем довести указанные Рекомендации до подчиненных органов государственной налоговой службы и провести разъяснительную работу среди плательщиков сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Приложение: Рекомендации

по особенностям взимания в 2007 году сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Заместитель председателя ГНА Украины
Л. Боенко

 

 

Приложение

 

Рекомендации

по особенностям взимания в 2007 году сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых

Взимание сбора за геологоразведочные работы регламентируется Порядком

установления нормативов сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и его взимания, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 1999 года № 115 «Об утверждении Порядка установления нормативов сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и его взимания», с изменениями и дополнениями (далее — Порядок № 115), и Инструкцией о порядке взимания сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, утвержденной совместным приказом Комитета Украины по вопросам геологии и использования недр и ГНА Украины от 23.06.99 № 105/309, зарегистрированным в Минюсте Украины 16.07.99 под № 474/3767, с изменениями и дополнениями (далее — Инструкция № 105/309).

Нормативы сбора

за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, устанавливаются отдельно для каждого вида полезных ископаемых в гривнях к единице добычи или погашения в недрах запасов полезных ископаемых согласно приложению к Порядку № 115.

Пунктом 3 статьи 3 раздела II Закона Украины от 30 ноября 2006 года № 398-V «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения» (далее — Закон № 398) установлено, что

в 2007 году к нормативам сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 1999 года № 115, применяется коэффициент 2,11.

Расчет сбора

за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета (далее — Расчет сбора), составляется по форме, приведенной в приложении 2 к Инструкции № 105/309. При этом форма Расчета сбора не предусматривает применения коэффициента 2,11 к нормативам сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета. В связи с этим в строке 4 «Норматив сбора» рекомендуем проставлять норматив сбора с учетом коэффициента 2,11. При этом он должен содержать столько знаков после запятой, сколько содержала его начальная величина, установленная в приложении к Порядку № 115, с соответствующим округлением по общеустановленным правилам.

Кроме того, подпунктом 4.2 пункта 4 Инструкции № 105/309 предусмотрено, что

нормативы сбора подлежат индексации с учетом официально установленного и опубликованного индекса инфляции. Индексация нормативов осуществляется при расчете сбора за отчетный квартал с учетом индекса инфляции за последний месяц отчетного квартала. Величины индексов инфляции ежемесячно определяются Государственным комитетом статистики Украины и публикуются в газете «Урядовий кур’єр». Индексы инфляции определяются в процентах к предыдущему месяцу с одним десятичным знаком после запятой.

В строке 05

«Индекс инфляции за последний месяц отчетного квартала» проставляется официально установленный и опубликованный индекс инфляции за последний месяц отчетного квартала. Учитывая то, что в строке 04 Расчета сбора проставляются нормативы сбора, которые могут содержать не более 2 (двух) десятичных знаков после запятой, а официально установленный индекс инфляции, проставляемый в строке 05 Расчета сбора, — не более 1 (одного) десятичного знака после запятой, то соответственно в строке 06 Расчета сбора проиндексированный норматив сбора, который определяется как произведение строк 04 и 05, деленное на 100, может содержать не более 5 (пяти) десятичных знаков после запятой.

С целью избежания погрешностей при составлении Расчета сбора, которые могут возникать в результате округления,

рекомендуем в строке 06 «Проиндексированный норматив сбора» проставлять проиндексированные нормативы сбора, содержащие 5 (пять) десятичных знаков после запятой. Например, норматив сбора для железной руды для обогащения составляет 0,25 грн. за тонну погашенных запасов, то с учетом коэффициента 2,11 он будет составлять 0,53 грн. за тонну (с округлением по общеустановленным правилам 0,25 х 2,11 = 0,5275 грн.). Например, индекс инфляции за последний месяц отчетного квартала составлял 100,9 процента. Следовательно, в строке 6 норматив сбора за геологоразведочные работы с учетом индекса инфляции будет составлять 0,53477 грн. (0,53 х 100,9/ 100 = 0,53477).

Сбор за геологоразведочные работы является составляющей доходов специального и общего фондов государственного бюджета. Пропорциональность поступления этого сбора в специальный и общий фонды государственного бюджета ежегодно определяется законом о Государственном бюджете Украины. Так, согласно пункту 6 статьи 2 и пункту 23 статьи 8 Закона Украины от 19 декабря 2006 года № 489-V «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» установлено на 2007 год, что 25,45 % сбора за геологоразведочные работы относятся к доходам общего фонда, а 74,55 % — к доходам специального фонда Государственного бюджета Украины.

Что касается взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в 2007 году

, то следует отметить, что порядок предоставления налоговых расчетов и уплата платежа не изменяются. То есть в 2007 году взимание платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с Порядком взимания платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 12 сентября 1997 года № 1014 «Об утверждении базовых нормативов платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и Порядка взимания платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых», с внесенными изменениями (далее — Порядок № 1014).

Пунктом 5 статьи 3 раздела II Закона № 398

на 2007 год введены базовые нормативы платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в соответствии с приложением № 1 к этому Закону, являющимся его неотъемлемой частью, а пунктом 9 приостановлено на 2007 год действие части шестой статьи 30 Кодекса Украины о недрах в части установления Кабинетом Министров Украины базовых и дифференцированных нормативов платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых.

Согласно указанному приложению базовые

нормативы платы за пользование недрами для добычи облицовочных материалов установлены в размере трех процентов к стоимости блочной продукции в расчете на объем погашенных запасов; для добычи камня строительного, за исключением камня строительного (в качестве сырья) для дальнейшего измельчения для получения щебеночной продукции, — в размере 2 гривни за кубический метр погашенных запасов полезных ископаемых; для добычи камня строительного (в качестве сырья) для дальнейшего измельчения для получения щебеночной продукции — 1 гривня за кубический метр погашенных запасов полезных ископаемых.

Обращаем внимание, что

при исчислении платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых объем погашенных в недрах балансовых запасов полезных ископаемых определяется согласно Порядку № 1014, в частности, для добычи строительного сырья — исходя из объемов погашенных запасов полезного ископаемого, а для добычи облицовочных материалов — исходя из стоимости минерального сырья или продукции его первичной переработки и нормативов платы к стоимости добытого минерального сырья. Процедура расчета стоимости добытого минерального сырья или продукции его первичной переработки определяется Инструкцией о порядке исчисления и взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, утвержденной приказом Минэкобезопасности Украины, Минтруда Украины, ГНА Украины, Госкомгеологии и использования недр Украины от 30.12.97 № 207/472/51/157, зарегистрированным в Минюсте Украины 16.01.98 под № 20/2460, с изменениями и дополнениями (далее — Инструкция № 207).

Пунктом 5.1 Инструкции № 207 установлено, что сумма платы за пользование недрами, в частности, для добычи облицовочных материалов определяется в соответствии с Методикой расчета платежей за пользование недрами для добычи урана, сырья ювелирного (драгоценные камни), кроме янтаря, ювелирно-поделочного (полудрагоценные камни), поделочного (поделочные камни) и облицовочных материалов (далее — Методика), утвержденной приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, Государственной налоговой администрации Украины, Министерства труда и социальной политики Украины, Государственного комитета Украины по геологии и использованию недр от 07.04.99 № 79/187/51/57, зарегистрированным в Минюсте 27.04.99 под № 263/3556.

При этом согласно пункту 3.5 Инструкции № 207 объемы погашенных балансовых и внебалансовых запасов полезных ископаемых и объемы добычи полезных ископаемых определяются по данным государственной статистической отчетности и геолого-маркшейдерской документации.

Также обращаем внимание, что базовые нормативы платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых на 2007 год введены в действие с 1 января 2007 года и согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров Украины от 6 ноября 2003 года № 1735 «О проведении индексации нормативов платы (сбора) за использование природных ресурсов» (далее — постановление № 1735) они

являются вновь введенными, а поэтому их индексация в текущем году не проводится.

Согласно пункту 181 Порядка № 1014 расчеты платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, базовый налоговый (отчетный) период которой равняется календарному кварталу, подаются пользователями недр в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, в органы государственной налоговой службы по местонахождению месторождения полезных ископаемых, а за добычу полезных ископаемых в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны — по месту налоговой регистрации плательщика.

Формы расчетов платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, приведенные в приложении к Инструкции № 207, устанавливают механизм определения налоговых обязательств по плате за пользование недрами с применением как базовых, так и дифференцированных нормативов этой платы, в зависимости от вида полезного ископаемого.

На 2007 год Законом № 398 для отдельных видов полезных ископаемых введены базовые нормативы платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, вместо дифференцированных, как это определено Порядком № 1014, а для отдельных видов полезных ископаемых этим Законом установлены базовые нормативы, которые Порядком № 1014 не установлены.

В связи с этим возникает несогласование

механизмов применения нормативов платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, установленных приложением № 1 к Закону № 398 для отдельных видов полезных ископаемых, при определении налоговых обязательств за добытые полезные ископаемые, с формами отчетности, установленными Инструкцией.

Учитывая приведенное

, до утверждения ГНА Украины новых форм расчетов платы за недра органам государственной налоговой службы разрешается, в порядке исключения, принимать от плательщиков расчеты платы за пользование недрами при добыче отдельных видов полезных ископаемых, заполненные согласно рекомендациям, приведенным ниже.

1. Для расчетов платы за пользование недрами для добычи золоторудного (золотополиметаллического) сырья, урановой руды, сырья ювелирного (драгоценные камни), в том числе янтаря, сырья ювелирно-поделочного (полудрагоценные камни), сырья поделочного (поделочные камни) применяется форма, приведенная в приложении 6 «Расчет платы за пользование недрами для добычи урана, сырья ювелирного (драгоценные камни), ювелирно-поделочного (полудрагоценные камни), поделочного (поделочные камни) и облицовочных материалов» к пункту 6.1 Инструкции. При этом заполняются только строки, необходимые для определения налоговых обязательств платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых из названных полезных ископаемых, исходя из того, что базовый норматив применяется в процентах к стоимости добытых полезных ископаемых. Одновременно, в случае составления расчета платы за недра для добычи золоторудного сырья или янтаря название расчета дополняется словами «золоторудного сырья» или «янтаря».

2. Для расчетов платы за пользование недрами для добычи минеральной подземной воды, торфа, сырья для изготовления оптической и пьезооптической продукции применяется форма, приведенная в приложении 2 «Расчет платы за пользование недрами для добычи нефти, конденсата, природного газа (в том числе сопутствующего при добыче нефти), титановой и титато-циркониевой руды, подземных вод (термальных, промышленных), рапы, минеральных грязей и ила» к пункту 6.3 Инструкции. При этом название расчета дополняется соответственно словами «минеральной подземной воды» или «торфа», или «оптической и пьезооптической продукции» и в расчете заполняются только строки, необходимые для определения налоговых обязательств платы за недра для добычи минеральной подземной воды, торфа, оптической и пьезооптической продукции исходя из того, что базовый норматив применяется за единицу добытых полезных ископаемых.

3. Для расчетов платы за пользование недрами для добычи титановой, титано-циркониевой руды, сырья высокоглиноземного, песчано-глинистого сырья для закладки выработанных пространств, строительства дорожных насыпей, дамб и т. п., сырья для химических мелиорантов грунтов применяется форма, приведенная в приложении 4 «Расчет платы за пользование недрами для добычи угля каменного, угля бурого, металлических полезных ископаемых, сырья нерудного для металлургии, горно-химического, горнорудного и строительного сырья» к пункту 6.3 Инструкции. При этом название расчета дополняется соответственно словами «титановой руды» или титано-циркониевой руды», или «песчано-глинистого сырья для закладки выработанных пространств, строительства дорожных насыпей, дамб и т. п.» и в расчете заполняются только строки, необходимые для определения налоговых обязательств платы за недра для добычи титановой, титано-циркониевой руд, сырья высокоглиноземного, песчано-глинистого сырья для закладки выработанных пространств, строительства дорожных насыпей, дамб и т. п., сырья для химических мелиорантов грунтов, исходя

из того, что базовый норматив применяется за единицу погашенных запасов.

 

Взимание платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентируется Порядком

взимания платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 8 ноября 2000 года № 1682 «О плате за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых», с изменениями и дополнениями (далее — постановление № 1682), и Инструкцией о порядке исчисления и взимания платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденной совместным приказом Минэкологии Украины, Минфина Украины, ГНА Украины и Минтруда Украины от 08.02.2001 № 37/45/73/44, зарегистрированным в Минюсте Украины 22.02.2001 под № 160/5351, с изменениями и дополнениями.

По плате за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, расчет платы подается по форме, приведенной в приложении 3 к пункту 6.3 этой Инструкции.

В соответствии с постановлением № 1735

нормативы платы за пользование недрами, установленные постановлением № 1682, подлежат в 2007 году индексации.

Согласно информации, предоставленной Государственному комитету статистики Украины, индекс цен производителей промышленной продукции

в 2003 году составлял 111,1 %, в 2004 — 124,1 %, в 2005 — 109,5 % и 2006 году — 114,1 %.

Следует отметить, что

форма расчета платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, не предусматривает применения индекса цен производителей промышленной продукции к годовым нормативам платы за пользование недрами. В связи с этим в колонке 4 «Годовой норматив платы» рекомендуем проставлять норматив платы с учетом индекса цен производителей промышленной продукции. Годовой норматив платы с учетом индекса цен производителей промышленной продукции должен содержать столько знаков после запятой, сколько содержала его начальная величина, с соответствующим округлением по общеустановленным правилам.

Например

, если норматив платы за выращивание грибов, овощей, цветов и других растений при использовании подземного пространства специально созданных и существующих горных выработок (отработанных и приспособленных), а также естественных пустот составляет 0,08 грн. за м2, то в 2004 году применялся норматив платы, который составлял 0,09 грн. за м2 (0,08 х 1,111 = 0,08888). Указанный норматив является базовым при определении величины норматива на 2005 год с учетом индекса цен производителей промышленной продукции, сложившегося за 2004 год. Поэтому в 2005 году применялся норматив платы 0,11 грн. за м2 (0,09 х 1,241 = 0,11169). Соответственно в 2006 году применялся норматив платы 0,12 грн. за м2 (0,11 х 1,095 = 0,12045), а в 2007 году должен применяться норматив платы 0,14 грн. за м2 (0,12 х 1,141 = 0,1368).

Директор Департамента налога на прибыль и других налогов и сборов (обязательных платежей) Н. Хоцяновская



комментарий редакции

Как отчитаться по отдельным сборам и платежам в новом году
по старым формам: «Трудно менять, ничего не меняя, но мы будем!»

Предыдущее письмо ГНАУ на эту же тему (№ 4291/7/15-0817 от 09.03.2006 г. // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 61) с аналогичными Рекомендациями в качестве приложения вышло год назад примерно в тот же период и похоже на сегодняшнее, как близнецы-братья. Однако время течет, годы берут свое, а поэтому налоговики вынуждены проводить ежегодное косметическое обновление подобных документов.

Понимая, что не всем нашим читателям интересны нюансы взимания тех сборов, о которых говорится в комментируемом письме, приведем здесь основные отличия сегодняшнего состояния дел от прошлогоднего.

Начнем со

сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет госбюджета. Во-первых, несмотря на то что и в 2006 году к нормативам этого сбора применялся повышающий коэффициент, определенный прошлогодним законом о госбюджете, и в этом году применение такого коэффициента (равного 2,11) регламентировано Законом № 398 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 102), изменений в форме расчета, которые учитывали бы эти нюансы, до сих пор нет. Поэтому в строке 4 следует приводить норматив сбора с учетом этого коэффициента, т. е. исходный норматив, умноженный на 2,11. Такое положение дел только лишний раз подтверждает наши опасения в отношении формы по экосбору, которые мы высказывали, комментируя письмо ГНАУ от 10.04.2007 г. № 7110/7/15-0817 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 32). Судя по всему, ее ждет та же участь.

Во-вторых

, механизм индексации нормативов данного сбора остался абсурдным (подробности см. в статье «Несгораемые» нормативы сбора за геологоразведку» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 43). Напомним, что для такой индексации необходимо применять индекс инфляции за последний месяц отчетного квартала. А поскольку сегодня всех волнует отчетность за I квартал текущего года, укажем, что, по данным Госкомстата за март 2007 года, такой индекс составил 100,2 %.

И наконец,

в-третьих, во избежание погрешностей при исчислении этого сбора (чего, разу-меется, налоговики допустить никак не могут) рекомендовано в строке 6 проиндексированное значение норматива приводить с пятью знаками после запятой, хотя он и измеряется в гривнях за единицу массы или объема полезных ископаемых. И только в строке 7 расчетная величина сбора за геологоразведочные работы указывается в привычных единицах — гривнях с копейками, т. е. с двумя знаками после запятой.

О

платежах за пользование недрами для добычи полезных ископаемых достаточно сказать лишь то, что порядок подачи налоговых расчетов и уплаты таких платежей в 2007 году не изменился. Главный нюанс состоит в том, что базовые нормативы этого платежа, содержащиеся в приложении № 1 к Закону № 398, считаются вновь введенными, а поэтому их индексация в текущем году не производится. На аналогичный подход к вопросу индексации ГНАУ указывала и ранее, но в отношении норматива сбора за спецводопользование (см. письмо от 17.01.2007 г. № 619/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 12). Остальные тонкости взимания этого платежа и заполнения налогового расчета по нему (форма которого, кстати, все еще не соответствует последним требованиям законодательства) касаются узкого круга налогоплательщиков, добывающих те или иные полезные ископаемые, и могут быть уточнены непосредственно из Рекомендаций.

И в завершение — о

плате за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Здесь проблема та же — индексировать нормативы надо, а показать значение коэффициента для проведения такой индексации в отчетной форме негде. Выход напрашивается сам по себе — в колонке, предназначенной для отражения годового норматива платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, необходимо привести его значение с учетом последовательных индексов цен производителей промышленной продукции, начиная с 2003 года. Именно с этого времени началась указанная индексация, но его все равно не хватило, чтобы ГНАУ соответствующим образом изменила отчетную форму.

Игорь Хмелевский

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно