Оприходование ТМЦ
Должны ли бюджетные учреждения, не зарегистрированные плательщиками НДС, оприходовать основные средства и запасы с НДС?
(г. Харьков)
Вопрос учета основных средств регламентирует
Инструкция по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64), а запасов — Инструкция по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 08.12.2000 г. № 125 (далее — Инструкция № 125). Итак, обратимся к этим нормативным документам и рассмотрим, как в них изложен порядок оприходования основных средств и запасов.Согласно
п. 1.13 Инструкции № 64 суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые при получении (покупке) необоротных активов, не зачисляются в стоимость необоротных активов и относятся на фактические расходы по коду экономической классификации расходов, предназначенному для приобретения этих активов.С запасами такая же ситуация: согласно
п. 50 Инструкции № 125 суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые при получении (покупке) запасов, не зачисляются в стоимость запасов и относятся на фактические расходы учреждения по коду экономической классификации расходов, предназначенному для приобретения этих материальных ценностей, или относятся в налоговый кредит (если это предусмотрено действующим законодательством Украины).Пример.
Школа (неплательщик НДС) для уроков труда приобрела:—
верстак для обработки древесины (1 шт.) стоимостью 3840,72 грн., в том числе НДС — 640,12 грн.;—
механический рубанок (1 шт.) стоимостью 396,60 грн., в том числе НДС — 66,10 грн.;—
скобы для крепления древесины (5 шт.) на сумму 180,30 грн., в том числе НДС — 30,05 грн.;—
морилку для обработки древесины (3 кг) на сумму 60,96 грн., в том числе НДС — 10,16 грн.Стоимость всех материальных ценностей оплачена после их фактического получения средствами, поступившими согласно смете (общий фонд) из городского бюджета.
Согласно
Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61, в бухгалтерском учете необходимо провести следующие записи:
№ | Содержание операций | Корреспонденция субсчетов | Сумма (грн.) | |
дебет | кредит | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Оприходован верстак для обработки древесины* | 106 | 675 | 3200,00 |
Одновременно | 802 (811)** | 401 | 3200,00 | |
НДС отнесен на фактические расходы | 802 (811) | 675 | 640,12 | |
Списаны копейки | 802 (811) | 675 | 0,60 | |
2 | Оприходован механический рубанок | 113 | 675 | 330,50 |
Одновременно | 802 (811) | 401 | 330,50 | |
НДС отнесен на фактические расходы | 802 (811) | 675 | 66,10 | |
3 | Оприходованы скобы для крепления древесины | 221 | 675 | 150,25 |
Одновременно | 802 (811) | 411 | 150,25 | |
НДС отнесен на фактические расходы | 802 (811) | 675 | 30,05 | |
4 | Оприходована морилка для обработки древесины | 231 | 675 | 50,80 |
НДС отнесен на фактические расходы | 802 (811) | 675 | 10,16 | |
5 | Уплачено поставщикам за полученные ТМЦ | 675 | 321 (323) | 4478,58 |
* Согласно п. 1.20 Инструкции № 64 учет необоротных активов (за исключением библиотечных фондов, малоценных необоротных материальных активов, белья, постельных вещей, одежды и обуви, материалов длительного пользования с научной целью и имеющих ограниченное использование) ведется в полных гривнях, без копеек. Сумма копеек, уплаченных за приобретение необоротных активов, относится на расходы учреждения. ** В скобках приведен вариант оприходования ТМЦ, если уплата ТМЦ осуществлена со спецсчета за счет средств, поступивших от предоставления платных услуг. |
Что же делать, если из-за неосведомленности бухгалтера или просто по невнимательности случилось так, что в бухгалтерском учете необоротные активы или запасы были оприходованы по сумме с НДС? Этот вопрос рассматривает Госказначейство в своем
письме от 06.08.2007 г. № 3.4-07/1828. В этом случае следует руководствоваться Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете , утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88 (далее — Положение № 88).Согласно
п. 4.3 Положения № 88 ошибки в учетных регистрах за прошлый отчетный период исправляются способом сторно. При этом в бухгалтерскую справку, форма и порядок заполнения которой определены Инструкцией о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 27.07.2000 г. № 68, красными чернилами или со знаком «минус» заносится ошибка, а правильная запись — правильная сумма и корреспонденция субсчетов — темными чернилами. Изменения вносятся в регистры бухгалтерского учета в том периоде, в котором была выявлена ошибка. Исправление должно быть заверено подписями лиц, составивших и подписавших этот документ, с указанием даты исправления.Татьяна МАСЛЕННИКОВА,
экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»