Темы статей
Выбрать темы

Закон № 877 не может регулировать порядок осуществления органами ГНС налогового контроля и их полномочия

Редакция НиБУ
Письмо от 31.08.2007 г. № 31-21010-04-5/17626

Закон № 877 не может регулировать порядок осуществления органами ГНС налогового контроля и их полномочия

Письмо Министерства финансов Украины от 31.08.2007 г. № 31-21010-04-5/17626

 

МФУ проанализировало действие Закона Украины от 05.04.2007 г. № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» по применению его в сфере налогового контроля и совместной деятельности ГНАУ и сообщает.

Согласно ст. 67 Конституции Украины каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Согласно п. 1 части второй ст. 92 Конституции Украины система налогообложения, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами Украины.

В преамбуле Закона Украины «О системе налогообложения» установлено, что этот Закон определяет принципы построения системы налогообложения в Украине, налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственные целевые фонды, а также права, обязанности и ответственность плательщиков.

Согласно ст. 2 указанного Закона

под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджеты и в государственные целевые фонды следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законами Украины о налогообложении, а совокупность налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и в государственные целевые фонды, взимаемых в установленном законами Украины порядке, составляет систему налогообложения.

Статья 29 Бюджетного кодекса Украины предусматривает, что все доходы, получаемые согласно законодательству Украины о налогах и сборах (обязательных платежах), являются доходами Госбюджета Украины. Налоги и сборы (обязательные платежи), указанные в ст. 64 этого Кодекса, составляют корзину доходов, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов. Согласно ст. 66 этого Кодекса установленная в этой статье Кодекса часть налога с доходов физических лиц и платы за землю, уплачиваемых на соответствующей территории, является источником формирования доходов бюджета АР Крым, областных и районных бюджетов, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов. В статье 69 указанного Кодекса определены налоги и сборы (обязательные платежи), относящиеся к доходам местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов.

Исходя из приведенного, а также учитывая положения статей 30, 70, 82, 87 — 91 Бюджетного кодекса Украины,

налоги и сборы (обязательные платежи) на законодательном уровне четко и однозначно определены основными источниками формирования бюджетов, за счет которых осуществляются расходы на обеспечение конституционного строя государства, государственной целостности и суверенитета, независимого судопроизводства, расходы, определяемые функциями государства, расходы на реализацию прав и обязанностей АР Крым и местного самоуправления, которые имеют местный характер и определены законами Украины, обеспечивается реализация общегражданских интересов и потребностей, а также определенных Конституцией Украины государственных гарантий и социальной направленности государства.

Согласно п. 30 ст. 2, части третьей ст. 50 и части пятой ст. 78 Бюджетного кодекса Украины своевременное и в полном объеме поступление в государственный и местные бюджеты налогов и сборов (обязательных платежей), других доходов, предусмотренных законодательством, обеспечивают налоговые, таможенные и другие государственные органы, которым в соответствии с законом предоставлено право взимания в бюджет налогов, сборов (обязательных платежей) и других поступлений. Кроме того, соответствующие по содержанию положения также определены в ст. 20 Закона Украины «О системе налогообложения», в Законе Украины «О государственной налоговой службе в Украине», Законе Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», других специальных законах по вопросам налогообложения.

Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»

не содержит соответствующих четких и однозначных положений о его действии в этой сфере.

В частности, согласно ст. 2 этого Закона его действие распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, и не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий валютного контроля, таможенного контроля на границе, контроля за соблюдением бюджетного законодательства и использованием государственного и коммунального имущества, банковского и страхового надзора, других видов специального государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования на рынке финуслуг, госконтроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, а также оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия.

В связи с этим считаем, что применение этого Закона органами ГНС при осуществлении налогового контроля не согласуется со статьями 6, 8, 19 Конституции Украины, где определено, что органы государственной власти, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Что же касается сферы хозяйственной деятельности, то согласно ст. 3 Хозяйственного кодекса Украины под хозяйственной деятельностью понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность, а сферу хозяйственных отношений составляют хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения. В этой статье Кодекса хозяйственно-производственными определены имущественные и другие отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности; организационно-хозяйственными — отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью; внутрихозяйственными — отношения, складывающиеся между структурными подразделениями субъекта хозяйствования, и отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями.

Согласно ст. 8 Хозяйственного кодекса Украины органы государственной налоговой службы не являются субъектами хозяйствования, а осуществление органами государственной налоговой службы мероприятий налогового контроля по своему содержанию не может отождествляться с процессом управления хозяйственной деятельностью в определении статьи 3 этого Кодекса. Исходя из положений ст. 4 этого Кодекса, финансовые отношения при участии субъектов хозяйствования, возникающие в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней, не являются хозяйственными отношениями.

Согласно части третьей ст. 1 Закона Украины «О системе налогообложения» механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением особых видов таможенной пошлины и определенных в этой статье сборов, не может устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.

Следовательно, осуществление органами ГНС налогового контроля, который по своему содержанию является составляющей механизма взимания определенных законом налогов и сборов (обязательных платежей), должно регулироваться исключительно законами о налогообложении.

Таким образом,

применение Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» к сфере налогового контроля и деятельности органов ГНС является необоснованным.

Исходя из приведенного, считаем, что

Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» в действующей редакции не может регулировать и/или определять порядок осуществления органами государственной налоговой службы налогового контроля и их полномочия в ходе налоговых проверок субъектов хозяйствования.

Заместитель министра Т. Ефименко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше