Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Определяем средний процент торговой наценки

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Январь, 2007/№ 8
В избранном В избранное
Печать
Статья

Определяем средний процент торговой наценки

 

Одной из особенностей розничной торговли является определение себестоимости реализованных товаров с использованием метода цены продажи. Этот метод

основан на расчете среднего процента торговой наценки на товар. О правилах такого расчета мы и поговорим в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Порядок определения среднего процента торговой наценки

Как известно, финансовый результат от торговых операций определяется путем сопоставления доходов и расходов.

На предприятиях розничной торговли доход признается в момент реализации товаров покупателям. При этом его величина определяется исходя из суммы выручки, полученной от продажи товаров (на основании отчетов РРО, книг учета расчетных операций и т. п.).

Затраты признаются расходами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они осуществлены. Величина расходов (или так называемая себестоимость реализованных товаров) определяется в соответствии с

П(С)БУ 9.

При продаже или другом выбытии запасов торговое предприятие определяет их себестоимость одним из следующих методов, указанных в

П(С)БУ 9:

— идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

— средневзвешенной себестоимости;

— себестоимости первых по времени поступления запасов;

— цены продажи.

Что касается предприятий розничной торговли, то они для определения себестоимости реализованных товаров, как правило, применяют

метод цены продажи. Этот метод основан на расчете среднего процента торговой наценки на товар и может применяться (если другие методы оценки выбытия запасов не оправданы) торговцами, имеющими значительную и переменную номенклатуру товаров с приблизительно одинаковым уровнем торговой наценки.

Себестоимость реализованных товаров согласно данному методу определяется как разница между продажной (розничной) стоимостью реализованных товаров и суммой торговой наценки на эти товары. Сумма торговой наценки на реализованные товары определяется как произведение продажной (розничной) стоимости реализованных товаров и среднего процента торговой наценки.

Средний процент торговой наценки определяется делением суммы остатка торговых наценок на начало отчетного месяца и торговых наценок по товарам, полученным в отчетном месяце, на сумму продажной (розничной) стоимости остатка товаров на начало отчетного месяца и продажной (розничной) стоимости полученных в отчетном месяце товаров.

Для удобства порядок определения себестоимости реализованных товаров представим в таблице:

 


п/п

Показатель

1

2

1

 

Средний процент ТН =
ТНн + ТНп

Тн + Тп
х 100 %

2


ТНреал =
Средний процент ТН

100 %
х Треал

3

Cебестоимость реализованных товаров = Треал - ТНреал

4

Условные обозначения:

ТНн

Остаток торговых наценок на начало отчетного месяца

ТНп

Сумма торговых наценок, приходящаяся на товары, полученные в отчетном месяце

Тн

Продажная (розничная) стоимость остатка товаров на начало отчетного месяца

Тп

Продажная (розничная) стоимость полученных в отчетном месяце товаров

ТНреал

Сумма торговой наценки, приходящейся на реализованные товары

Треал

Продажная (розничная) стоимость реализованных товаров

 

На практике существуют

два способа отражения в учете себестоимости реализованных товаров и приходящейся на них суммы торговой наценки:

1)

путем осуществления записей Дт 902 — Кт 282 и Дт 282 — Кт 285 (методом «красное сторно») или обратной записью Дт 285 — Кт 282. В таком случае на субсчет 902 списывается непосредственно себестоимость реализованных товаров;

2)

путем осуществления записей Дт 902 — Кт 282 и Дт 902 — Кт 285 (методом «красное сторно»). В этом случае изначально на субсчет 902 списывается продажная стоимость реализованных товаров, которая затем для определения себестоимости реализованных товаров корректируется на величину торговой наценки.

Порядок отражения в бухгалтерском учете себестоимости реализованных товаров и суммы торговой наценки по ним предприятие выбирает самостоятельно.

Зная себестоимость реализованных товаров и сумму дохода, полученного от их реализации, можно сопоставить эту сумму с суммой расходов и определить финансовый результат.

Рассмотрим порядок расчета среднего процента торговой наценки на примере.

Пример.

Остаток товаров на начало месяца на предприятии розничной торговли (Дт 282) составил 14400 грн. (в том числе первоначальная (покупная) стоимость — 10000 грн., сумма торговой наценки — 4400 грн.). В течение месяца предприятие приобрело товары на сумму 20400 грн. (без НДС — 17000 грн.; НДС 20 % — 3400 грн.). На приобретенные товары начислена торговая наценка в сумме 4600 грн.

Согласно отчетам РРО за месяц реализованы товары по розничным ценам на сумму 26400 грн. (без НДС — 22000 грн.; НДС 20 % — 4400 грн.).

Рассчитаем средний процент торговых наценок и определим себестоимость реализованных товаров:

 


п/п

Показатель

Единица измерения

Первоначальная (покупная) стоимость

Сумма торговой наценки

Продажная стоимость (гр. 4 + гр. 5)

1

2

3

4

5

6

1

Остаток товаров на начало месяца

грн.

10000

4400

14400

2

Поступили товары в течение месяца

грн.

17000

4600

21600

3

Средний процент торговой наценки

%

25
[(4400 + 4600) : (14400 + 21600) х 100 %]

4

Реализованы товары в течение месяца

грн.

19800*
(26400 - 6600)

6600
(26400 х
х 25 % : 100 %)

26400

5

Остаток товаров на конец месяца (стр. 1 + стр. 2 - стр. 4)

грн.

7200
(10000 +
+ 17000 - 19800)

2400
(4400 +
+ 4600 - 6600)

9600
(14400 +
+ 21600 - 26400)

* Данная сумма представляет собой себестоимость реализованных товаров.

 

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 


п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет счета

кредит счета

валовой доход

валовые расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Остаток товаров на начало месяца:

— продажная стоимость

14400

282

— торговая наценка

4400

285

2

Получены товары от поставщика

17000

281

631

17000

3

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости товаров

3400

641/НДС

631

4

Оплачены полученные товары

20400

631

311

5

Переданы товары в розницу

17000

282

281

6

Начислена торговая наценка

4600

282

285

7

Отражен доход от реализации товаров

26400

301

702

22000

8

Начислены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости товаров

4400

702

641/НДС

9

Списана сумма реализованной торговой наценки

6600

285

282

10

Отражена себестоимость реализованных товаров

19800

902

282

11

Списаны на финансовый результат:

— доход от реализации товаров

22000

702

791

— себестоимость реализованных товаров

19800

791

902

12

Остаток товаров на конец месяца:

— продажная стоимость

9600

282

— торговая наценка

2400

285

 

Как видите, расчет среднего процента торговой наценки на товар несложен, хотя и требует от бухгалтера внимательности и скрупулезности. Но нам с вами под силу и не такие задачи, не правда ли?

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно