Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об организации работы по декларированию доходов, полученных физическими лицами в 2006 году

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2007/№ 20
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 28.02.2007 г. № 4082/7/17-0217

Об организации работы по декларированию доходов, полученных физическими лицами в 2006 году

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 28.02.2007 г. № 4082/7/17-0217

 

Государственная налоговая администрация Украины с целью организации работы по проведению кампании декларирования в 2007 году физическими лицами доходов, полученных ими в течение 2006 года, сообщает.

С целью обеспечения выполнения гражданами конституционной обязанности по декларированию доходов, полученных в 2006 году, и в соответствии с нормами Закона Украины от 22 мая 2003 года № 889-IV (далее — Закон), в 2007 году допускается предоставление плательщиками налога с доходов физических лиц деклараций по форме декларации* о доходах согласно приложению № 1 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21 апреля 1993 года № 12 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 9 июня 1993 года под № 64.

* Форма декларации, которая осталась без изменений, не публикуется. —

Примеч. ред.

По такой форме в 2007 году подают декларации физические лица — плательщики указанного налога, которые согласно Закону

обязаны подавать декларацию (в случае получения доходов, начисленных лицами, не являющимися налоговыми агентами, а также отдельных видов доходов (прибылей), которые согласно нормам Закона не подлежат налогообложению при их выплате), а также физические лица, которые согласно нормам статьи 5 Закона имеют право на налоговый кредит. В случаях подачи декларации с целью начисления налогового кредита, плательщики налога предоставляют налоговому органу перечень фактически понесенных расходов, разрешенных к включению в состав налогового кредита согласно требованиям пункта 5.3 статьи 5 Закона.

 

Обязательное предоставление декларации

В соответствии с Законом

обязанность предоставления декларации у плательщика налога с доходов физических лиц возникает в случае получения им в течение отчетного года отдельных видов налогооблагаемых доходов (прибылей):

из которых при их начислении или выплате налог не удерживался

(п.п. 8.1.3 ст. 8 Закона);

в случае получения доходов от лица, не являющегося налоговым агентом

(п.п. 8.2.1 и п.п. 8.2.2 ст. 8 Закона);

в случае получения иностранных доходов

(п.п. 9.9.1 ст. 9 Закона).

Законом предусмотрено, что доходы, определенные в п.п. 4.2.3, п.п. 4.2.13, п.п. 4.2.14, п.п. 4.2.16, в абзаце втором п.п. 6.5.3, абзаце втором п.п. 6.5.5, п.п. 9.1.4, п.п. 9.5.2, п. 9.6, абзаце третьем п.п. 9.7.3, частях «а» и «е» п.п. 9.7.4, абзаце первом п.п. 9.7.5, п.п. 9.9.1, абзаце пятом п.п. 9.10.1, п. 15.2, п. 18.3, полученные плательщиком налога в течение 2006 года, должны быть отражены в декларации при ее обязательном предоставлении.

Плательщики налога при предоставлении декларации в случае получения доходов от лица, не являющегося налоговым агентом, и других доходов, из которых при их начислении налог не удерживался, указывают суммы таких доходов в п. 1.2 Раздела I декларации (приложение № 1 к Инструкции о подоходном налоге с граждан).

В случае получения плательщиками налога иностранных доходов, такие доходы отражаются плательщиками налога в п. 1.4 Раздела I этой декларации.

 

Право на предоставление декларации с целью получения налогового кредита

Учитывая заключительные положения Закона, в состав налогового кредита за 2006 год плательщик налога может включить фактически понесенные им расходы согласно подпунктам 5.3.1., 5.3.2, 5.3.3, 5.3.5, 5.3.6 ст. 5 Закона.

Порядок начисления плательщиком налога налогового кредита для возврата излишне уплаченного налога, обязанности плательщика налога и ответственность, в том числе налоговых органов, за неполный или несвоевременный возврат плательщику налога сумм излишне уплаченного налога, изложены в Инструкции о налоговом кредите, утвержденной приказом ГНА Украины от 22.09.2003 № 442 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 01.10.2003 под № 879/8200.

Законом установлено ограничение права на начисление налогового кредита, а именно: налоговый кредит может быть начислен исключительно

резиденту, имеющему индивидуальный идентификационный номер, и общая сумма начисленного налогового кредита не может превышать суммы общего налогооблагаемого дохода плательщика налога, полученного в течение отчетного года как заработная плата (п. 5.4. ст. 5 Закона).

То есть налоговый кредит предоставляется

только в пределах размера заработной платы (абзац третий п. 1.1 и п.п. «д» п. 1.3 ст. 1 Закона), полученной в течение отчетного 2006 года. Другие суммы доходов (прибылей), полученных плательщиком налога, в расчете для определения суммы налога, подлежащей возврату в связи с начислением налогового кредита, не принимают участия.

Плательщик налога, желающий воспользоваться правом на налоговый кредит, заполняет в упомянутой декларации п. 1.1 Раздела I, где указывает общую сумму заработной платы, начисленной в 2006 году, и сумму налога, удержанного и перечисленного в бюджет.

В соответствии с Законом

в состав налогового кредита включаются фактически понесенные расходы, подтвержденные плательщиком налога документально, а именно: фискальным или товарным чеком, кассовым ордером, товарной накладной, другими расчетными документами или договором, которые идентифицируют продавца товаров (работ, услуг) и определяют сумму таких расходов, и указываются плательщиком налога в перечне расходов (приложение 1* к этому письму).

* Бланк приложения 1 вложен в номер.

Расчет

сумм налога, подлежащих возврату плательщику налога из бюджета или уплате в бюджет, производится плательщиком налога самостоятельно (ст. 17 Закона) по форме расчета, приведенной в приложении 2* к настоящему письму. При этом налоговые органы по просьбе плательщика должны оказать помощь в заполнении деклараций и проведении расчетов.

* Бланк приложения 2 вложен в номер.

Для полного и своевременного проведения расчетов сумм, подлежащих возврату из бюджета, в том числе в результате применения плательщиками налога права на налоговый кредит, а также предоставления налоговыми органами услуг плательщикам налога по заполнению ими деклараций в установленном порядке,

целесообразно рекомендовать плательщикам налога прилагать к декларации копии документов, подтверждающих расходы, включаемые в налоговый кредит, заявление по зачислению сумм налога, подлежащих возврату по результатам начисления налогового кредита в счет погашения налоговых обязательств согласно п. 1.2 и 1.4 Раздела I декларации, а также других предусмотренных Законом документов.

В частности, при реализации права на налоговый кредит на проценты по ипотеке следует предоставить налоговому органу копии кредитного договора и нотариально удостоверенного договора ипотеки.

Кроме того,

в обязательном порядке должны быть предоставлены копии квитанций (других платежных документов), в которых четко указаны сумма уплаченных процентов за пользование ипотечным кредитом и фамилия, имя и отчество именно плательщика налога в качестве плательщика этих процентов.

Оригиналы указанных документов не предоставляются налоговому органу, но подлежат хранению

плательщиком налога в течение срока, достаточного для проведения налоговым органом налоговой проверки по начислению такого налогового кредита.

Налоговые органы на местах обеспечивают плательщиков налога бесплатно бланками декларации, формами перечня сумм расходов и расчета сумм налога с доходов физических лиц.

 

О новациях декларирования 2007 года.

Налоговый кредит по процентам по ипотечному кредиту

Порядок предоставления плательщикам налога с доходов физических лиц налогового кредита по процентам по ипотечному кредиту установлен п.п. 5.3.1 п. 5.3 ст. 5 и ст. 10 Закона от 22 мая 2003 года № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон № 889).

 

Об определении в соответствии с Законом № 889 предмета ипотеки с целью реализации права плательщика на налоговый кредит

Согласно ст. 1 Закона Украины от 05.06.2003 № 898-IV «Об ипотеке» (далее — Закон № 898) ипотека — это вид обеспечения выполнения обязательства недвижимым имуществом, которое остается во владении и пользовании ипотекодателя.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 5 и статьи 16 Закона № 898

предметом ипотеки также может быть объект незавершенного строительства с передачей в ипотеку прав на земельный участок, на котором он расположен, или другое недвижимое имущество, которое станет собственностью ипотекодателя после заключения ипотечного договора, при условии, что ипотекодатель может документально подтвердить право на приобретение им в собственность соответствующего недвижимого имущества в будущем. Обременение такого имущества ипотекой подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке независимо от того, кто является собственником этого имущества на момент заключения ипотечного договора.

Одновременно, согласно положениям пункта 1.5. статьи 1 Закона № 889

ипотечным жилищным кредитом является финансовый кредит, который предоставляется физическому лицу (заемщику) сроком не менее пяти полных календарных лет для финансирования расходов, связанных со строительством или приобретением квартиры (комнаты) или жилого дома (его части) (с учетом земли, находящейся под таким жилым домом, или приусадебного участка) в собственность с соответствующим принятием кредитором такого жилья в залог.

Учитывая положения Закона и нормы Закона «Об ипотеке», воспользоваться налоговым кредитом на выплаченные по ипотечному кредиту проценты имеют право плательщики налога, у которых договоры на получение кредита на приобретение (строительство) жилья отвечают одновременно следующим условиям:

— в кредитном договоре должно быть указано, что он выдан на приобретение (строительство) жилья, принимаемого кредитором в залог;

— к кредитному договору в обязательном порядке должен быть заключен договор ипотеки (залога) приобретаемого или строящегося недвижимого имущества, который является неотъемлемым дополнением к такому кредитному договору;

— договор об ипотечном кредите и договор ипотеки (залога) должны быть заключены после 1 января 2004 года (после вступления в силу Закона Украины «Об ипотеке» и Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц»);

— договор ипотеки (залога) обязательно должен быть нотариально удостоверен;

— кредит должен быть получен от банка;

— договор об ипотечном кредите заключен на срок не менее 5 лет.

Наряду с этим статьей 10 Закона № 889 установлено, что у плательщика налога право на включение в состав налогового кредита суммы, рассчитанной в соответствии с этой статьей, возникает, если за счет такого ипотечного жилищного кредита строится или приобретается жилой дом (квартира, комната), определенный таким плательщиком налога как его основное местожительство, и не чаще одного раза в 10 лет, начиная с года, в котором объект жилищной ипотеки приобретается или начинает строиться, даже в случае досрочного полного погашения основной суммы и процентов предыдущего кредита.

Таким образом, если плательщик налога получает несколько ипотечных жилищных кредитов, право на налоговый кредит возникает у него только по одному такому кредиту, обеспеченному одним предметом ипотеки, который плательщик определяет как основное местожительство. Такой плательщик налога на основании прав, предоставленных пунктом 10.1, 10.5 и 10.6 статьи 10 Закона № 889, может включить ежегодно в состав налогового кредита часть суммы процентов, фактически уплаченных по одному ипотечному жилищному кредиту, начиная с года, в котором объект жилищной ипотеки приобретается или начинает строиться (письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 12.02.2007 г. № 06-10/10-138).

Вместе с тем следует отметить, что плательщик налога лишается права на включение части суммы процентов по ипотечному жилищному кредиту в состав налогового кредита в случае утраты им резидентского статуса, а также при выезде такого плательщика налога за пределы Украины на постоянное местожительство (с утратой резидентского статуса или без таковой).

Также правом на налоговый кредит не могут воспользоваться самозанятые лица — плательщики налога, которые являются субъектами предпринимательской деятельности или осуществляют независимую профессиональную деятельность и не являются наемными лицами в рамках такой предпринимательской или независимой профессиональной деятельности. Кроме того, налоговый кредит не могут получить военнослужащие и другие лица, которые согласно условиям оплаты труда получают доходы, отличные от заработной платы.

Часть суммы процентов, включаемая в состав налогового кредита плательщика налога — заемщика ипотечного жилищного кредита, равняется произведению суммы процентов, фактически уплаченных плательщиком налога в течение отчетного налогового года в счет его погашения, на коэффициент, рассчитываемый по следующей формуле:

К = МП : ФП

,

где

К — коэффициент;

МП

— минимальная общая площадь жилья, равная 100 квадратным метрам;

ФП

— фактическая общая площадь жилья, строящегося (приобретаемого) плательщиком налога за счет ипотечного кредита.

Если этот коэффициент больше единицы, то в состав налогового кредита включается сумма фактически уплаченных процентов по ипотечному кредиту без применения такого коэффициента.

 

Об определении жилья, которое приобретается или строится за счет ипотечного кредита, основным местожительством

Согласно п. 10.1 ст. 10 Закона право плательщика на налоговый кредит возникает, если за счет ипотечного жилищного кредита строится или приобретается жилой дом (квартира, комната),

определенный таким плательщиком налога как его основное местожительство.

Такое определение осуществляется плательщиком налога самостоятельно, в частности, путем регистрации (внесения сведений в паспортный документ такого плательщика налога) объекта жилищной ипотеки его местожительством согласно нормам Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине» (письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 12.02.2007 г. № 06-10/10-138).

Приложение: на <...> л.

Заместитель председателя С. Лекарь



комментарий редакции

Рекомендации ГНАУ по декларированию доходов граждан

За месяц до окончания кампании декларирования доходов граждан за 2006 год ГНАУ наконец определилась с порядком ее проведения и отчетными формами.

В целом комментируемое письмо повторяет положения прошлогоднего письма ГНАУ о декларировании доходов граждан за 2005 год (см. письмо от 28.12.2005 г. № 25941/7/17-2117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 8). Тем не менее есть и отличия, которые в основном связаны с возможностью

впервые по итогам 2006 года включить часть суммы процентов по ипотечному кредиту в состав налогового кредита. Причем по этому вопросу в комментируемом письме высказано более либеральное мнение налоговиков, чем раньше. Так, если в письме от 28.08.2006 г. № 4466/В/17-0715 ГНАУ указывала на возможность воспользоваться правом на налоговый кредит только 1 раз в 10 лет, то теперь речь идет о возможности ежегодного включения в состав налогового кредита суммы ипотечных процентов, фактически уплаченных по одному ипотечному кредиту.

Однако послабление по одному вопросу сопровождается ужесточением по другому. Если ранее налоговики разрешали определять жилье в качестве основного места проживания в годовой декларации или в заявлении, которое подается вместе с годовой декларацией (см.

письмо ГНАУ от 22.02.2006 № 1022/Х/17-0715), то теперь речь идет о внесении соответствующих сведений в паспорт (регистрации). Такой порядок определения объекта ипотеки основным местом проживания будет невозможным в случае приобретения жилья, находящегося в стадии строительства.

Изменение позиции ГНАУ связано с появлением разъяснений Минфина и Комитета ВР Украины по вопросам финансов и банковской деятельности (см. письма от 25.01.2007 г. № 31-20030-05-18/1283 и от 12.02.2007 г. № 06-10/10-138 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 19 соответственно).

В очередной раз в текущем году граждане будут предоставлять декларацию о доходах по форме, приведенной в приложении 1 к Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельности, утвержденной приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12. На это указывалось и в приказе ГНАУ от 09.01.2007 г. № 1.

Вместе с тем

Перечень сумм расходов, включаемых в состав налогового кредита, и Расчет суммы налога с доходов физических лиц, подлежащей возврату плательщику налога или уплате в бюджет, появились в новой редакции. В частности, существенно изменился раздел III Расчета суммы налога. Теперь в нем должны расшифровываться суммы налога в зависимости от применяемых к различным видам доходов ставок. Форма Перечня претерпела изменения опять же в связи с появлением впервые возможности отражения в налоговом кредите суммы ипотечных процентов, уплаченных в 2006 году.

Подробно о порядке декларирования см. в статье «Декларирование доходов, полученных физическими лицами в 2006 году» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 19).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно