Темы статей
Выбрать темы

Об уплате налога с доходов ветеранами войны

Редакция НиБУ
Письмо от 06.02.2007 г. № 512/

Об уплате налога с доходов ветеранами войны

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 06.02.2007 г. № 512/Я/17-0715

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо по вопросу уплаты налога с доходов физических лиц гражданами, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», и в рамках своей компетенции сообщает.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией Украины рамках и в соответствии с законами Украины.

Статус государственной налоговой службы Украины, ее функции и правовые основы деятельности установлены Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 4 декабря 1990 г. № 509. Согласно статье 3 этого Закона органы государственной налоговой службы Украины в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, законами Украины, другими нормативно-правовыми актами органов государственной власти, а также решениями Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам налогообложения, изданными в рамках их полномочий.

Согласно ст. 1 Закона Украины «О системе налогообложения» № 1251-XII, принятого 25.06.91,

ставки, механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением особых видов таможенной пошлины и сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, сбора в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности, и льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.

Эта норма Закона подтверждена Решением Конституционного Суда Украины от 5 апреля 2001 г. по делу № 1-16/2001 по конституционному представлению Президента Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (дело о налогах).

Соответственно, в преамбуле Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 № 3551-XII (далее — Закон № 3551) указано, что этот Закон определяет правовой статус ветеранов войны, обеспечивает создание надлежащих условий для их жизнеобеспечения, способствует формированию в обществе уважительного отношения к ним. То есть

этот Закон не является законом о налогообложении и не может устанавливать льготы по налого-
обложению
.

Статьей 13 Закона № 3551 установлены льготы, предоставляемые инвалидам войны. В частности, п. 23 указанной статьи предусмотрено освобождение инвалидов войны от уплаты налогов, сборов и таможенной пошлины всех видов и земельного налога.

В отличие от этого, Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 № 889-IV

(далее — Закон № 889) не предусматривает освобождения инвалидов войны от уплаты налога, только предоставляет налоговую социальную льготу.

Законом № 889 установлены льготы всем плательщикам налога (независимо от размера полученного дохода) — в виде невключения в объект налогообложения отдельных видов доходов (п. 4.3 ст. 4 Закона № 889), предоставления налогового кредита, а для малообеспеченных плательщиков — еще и в виде предоставления налоговой социальной льготы (ст. 6 Закона № 889).

Так, у любого лица независимо от уровня его доходов и принадлежности к любой категории не подлежат налогообложению суммы государственной материальной и социальной помощи в виде адресных выплат средств и предоставления социальных услуг согласно закону, жилищных и других субсидий или дотаций, компенсаций (включая пособие по беременности и родам), вознаграждений и страховых выплат, получаемых плательщиком налога соответственно из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования согласно закону (п.п. 4.3.1 п. 4.3 ст. 4 Закона № 889).

Налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному

в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата исключительно по одному месту его начисления (выплаты).

Определение понятия «заработная плата» приведено в пункте 1.3 «д» ст. 1 Закона № 889

, согласно положениям которого «заработная плата» — это доходы, начисленные (выплаченные, предоставленные) в результате осуществления плательщиком налога трудовой деятельности на территории Украины, от работодателя, независимо от того, является такой работодатель резидентом или нерезидентом. Кроме того, для целей Закона № 889 под термином «заработная плата» понимаются также другие поощрительные и компенсационные выплаты или другие выплаты и вознаграждения, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону (абзац третий п. 1.1 ст. 1 Закона № 889).

С учетом того, что на 2007 год прожиточный минимум установлен в размере 525 грн., сумма дохода (заработной платы), дающая право на получение налоговой социальной льготы на 2007 год, составляет 740 грн. в месяц. В случае превышения месячной заработной платы сверх установленного размера, вопрос предоставления налоговой социальной льготы не рассматривается, независимо от категории плательщика налога, который ее получает.

Согласно подпункту 6.1.2 пункта 6.1 статьи 6 Закона № 889 инвалиды I и II групп, в том числе с детства, при соблюдении установленного уровня заработной платы имеют право на применение к своей месячной заработной плате налоговой социальной льготы в размере 150 % размера одной минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2006 году эта сумма составляла 262 грн. 50 коп., в 2007 году — 300 грн. в месяц).

Участники боевых действий во время Второй мировой войны или лица, работавшие в то время в тылу, на которых распространяется действие Закона № 3551, имеют право на 200 % налоговой социальной льготы

(в 2006 году — 350 грн., в 2007 году — 400 грн. в месяц), но также при соблюдении требований по непревышению размера заработной платы в текущем году свыше 740 грн. (в 2006 г. эта сумма составляла 680 грн.) (п.п. 6.1.3 п. 6.1 ст. 6 Закона № 889).

Основанием для получения плательщиком налога налоговой социальной льготы в повышенном размере

(150 % или 200 %) является подача работодателю заявления и подтверждающих документов, дающих право на ее применение, перечень которых утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 26 декабря 2003 года № 2035 «Об утверждении Порядка предоставления документов и их состава при применении налоговой социальной льготы». Налоговая социальная льгота начинает применяться с налогового периода (месяца), в котором такое заявление было подано.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 22.2 статьи 22 Закона № 889, если нормы других законов или законодательных актов, содержащих правила налогообложения доходов (прибылей) физических лиц, противоречат нормам Закона № 889,

приоритет имеют нормы Закона № 889, а в соответствии с п. 22.11 этой статьи другие неналоговые законы, в том числе и Закон № 3551, должны быть приведены в соответствие с Законом № 889 в части налогообложения и освобождения от уплаты этого налога.

Вместе с тем, как видно из письма, вы зарегистрированы как субъект предпринимательской деятельности, поэтому сообщаем, что в части «е» п.п. 6.3.3 п. 6.3 ст. 6 Закона № 889 дается

оговорка, что налоговая социальная льгота не может быть применена к другим доходам плательщика налога, если он получает в течение отчетного налогового месяца одновременно доходы от предпринимательской и другой независимой деятельности. То есть, если физическое лицо зарегистрировано субъектом предпринимательской деятельности, оно не имеет права на применение к своим доходам от осуществления такой предпринимательской деятельности налоговой социальной льготы.

При практическом применении вышеуказанных ограничений по предоставлению налоговой социальной льготы такому физическому лицу — субъекту предпринимательской деятельности в отношении получаемого им дохода

не имеет значения фактический результат проведения таким лицом своей предпринимательской деятельности (прибыли, убытки), поскольку ст. 42 Хозяйственного кодекса Украины устанавливает, что предпринимательство — это самостоятельная хозяйственная деятельность на собственный риск с целью достижения экономических результатов и получения прибыли.

Одновременно сообщаем, что ГНА Украины разделяет мнение относительно необходимости большей поддержки со стороны государства категории лиц, являющихся инвалидами Великой Отечественной войны, в частности, путем полного обеспечения законодательно установленных социальных гарантий для таких граждан. Вместе с этим, исходя из конституционного принципа равенства всех перед законами, в том числе налоговыми, считаем, что решение этого значимого социального вопроса должно осуществляться не за счет предоставления преференций по налогообложению, а путем расширения государственной финансовой поддержки данной категории граждан и замены налоговых льгот адресными денежными компенсациями.

Председатель А. Брезвин



комментарий редакции

Налогообложение доходов инвалида войны — предпринимателя

В комментируемом письме ГНАУ разъясняет порядок налогообложения доходов инвалида войны, который является частным предпринимателем.

Как справедливо заметили налоговики, Законом Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV (далее — Закон № 889)

не установлено освобождение инвалидов войны от уплаты налога с доходов. Если нормы других законов, которые содержат правила налогообложения доходов физических лиц (в частности, Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.95 г. № 3551-XII), противоречат нормам Закона № 889, приоритет имеют нормы Закона № 889. Таким образом, доходы инвалидов войны подлежат налогообложению.

Что касается налоговой социальной льготы (далее — НСЛ), то, по мнению ГНАУ, к доходам лиц, которые зарегистрированы частными предпринимателями, она не применяется, причем

независимо от того, получает или нет такое физическое лицо доходы от предпринимательской деятельности. Из этого налоговики делают вывод, что инвалиду войны, который является частным предпринимателем, НСЛ не предоставляется.

Отметим, что на этот счет существует и другое мнение, которое высказал Госкомпредпринимательства в письме от 24.09.2004 г. № 6511 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 16).

Согласно п.п. 6.3.3 Закона № 889 НСЛ

не может быть применена к другим доходам плательщика налога, если он получает на протяжении отчетного налогового месяца одновременно такие доходы, как доходы самозанятого лица от предпринимательской деятельности, а также другой независимой профессиональной деятельности.

То есть Закон № 889 запрещает применять НСЛ только в случае, когда лицо одновременно с заработной платой

получает доходы от предпринимательской деятельности. Выходит, если частный предприниматель не ведет свою деятельность и при этом работает как наемное лицо по трудовому договору, то применить к его заработной плате НСЛ Закон № 889 не запрещает. Сам факт регистрации субъектом предпринимательства не влияет на применение НСЛ.

Однако если предприятие не собирается отстаивать данную точку зрения в суде, не стоит применять к зарплате частного предпринимателя НСЛ, тем более что подтвердить факт отсутствия предпринимательских доходов в течение конкретного месяца для бухгалтера будет достаточно проблематичным.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше