Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об утверждении Порядка предоставления отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2007/№ 41
В избранном В избранное
Печать
Постановление от 19.04.2007 г. № 7-7

Об утверждении Порядка предоставления отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме

Постановление от 19 апреля 2007 года № 7-7

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 27 апреля 2007 г. под № 436/13703

(извлечение)

 

В соответствии с законами Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи», п. 12 Положения о Пенсионном фонде Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 01.03.2001 № 121 (с изменениями), правление Пенсионного фонда Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.

Утвердить Порядок предоставления отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме (далее — Порядок) (прилагается).

<...>

Председатель правления Б. Зайчук

 

 

Утвержден постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19 апреля 2007 г. № 7-7

Порядок предоставления отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 27 апреля 2007 г. под № 436/13703

 

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с законами Украины «Об электронных документах и электронном документообороте», «Об электронной цифровой подписи», «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», а также Порядком применения электронной цифровой подписи органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями государственной формы собственности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.2004 № 1452.

1.2. Настоящий Порядок определяет общие принципы организации информационного обмена во время предоставления страхователями отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи и распространяется на Пенсионный фонд Украины и его территориальные органы, центр обработки электронных отчетов, страхователей и их представителей, предоставляющих электронные отчеты, а также аккредитованные центры сертификации ключей, предоставляющие услуги электронной цифровой подписи в системе предоставления электронных отчетов.

1.3. В Порядке термины употребляются в следующем значении:

средство криптографической защиты информации (средство КЗИ)

— программное, аппаратно-программное, аппаратное средство, предназначенное для криптографической защиты информации;

отчет

— отчетность к системе персонифицированного учета или расчет сумм страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, подаваемая страхователем в территориальные органы Пенсионного фонда Украины в сроки, в порядке и по форме, установленным Пенсионным фондом Украины;

отчет в электронной форме (электронный отчет)

— отчет, который сформирован страхователем с помощью специализированного программного обеспечения и подается им по правилам, определенным настоящим Порядком;

электронный документ в системе предоставления электронных отчетов

— электронный отчет или квитанция о получении электронного отчета с обязательными реквизитами, в том числе с электронными цифровыми подписями страхователя (его должностных лиц) или центра обработки электронных отчетов;

подписыватель

— страхователь (физическое лицо), или должностное лицо страхователя (юридического лица), которое в соответствии с настоящим Порядком имеет полномочия налагать электронную цифровую подпись на электронные отчеты;

система предоставления электронных отчетов

— совокупность организационных, правовых мероприятий и аппаратно-программных и телекоммуникационных средств, а также услуг, обеспечивающих предоставление страхователями электронных отчетов в Пенсионный фонд Украины, в соответствии с требованиями, определенными законодательством Украины и настоящим Порядком;

специализированное программное обеспечение

— программное обеспечение, предназначенное для создания страхователем электронных отчетов соответствующего формата согласно требованиям настоящего Порядка;

страхователи

— работодатели и другие лица, которые в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» уплачивают страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование;

формат электронного отчета

— формализированное описание состава и структуры показателей электронного отчета;

центр обработки электронных отчетов

— юридическое лицо, определенное в соответствии с Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», отвечающее установленным Пенсионным фондом Украины квалификационным требованиям и с которым Пенсионным фондом Украины заключен договор о выполнении функций информационно-технического администратора системы предоставления электронных отчетов, включающей получение, хранение, проверку целостности электронных отчетов и передачу их в территориальные органы Пенсионного фонда Украины в соответствии с требованиями, определенными в настоящем Порядке;

квитанция о получении электронного отчета

— электронный документ, формируемый центром обработки электронных отчетов и подтверждающий факт и время получения электронного отчета.

1.4. Другие термины применяются в значениях, приведенных в законах Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте», «О телекоммуникациях».

1.5. Принятые сокращения:

ЭЦП — электронная цифровая подпись

КЗИ — криптографическая защита информаций

ГМД — гибкий магнитный диск

CD — оптический диск

 

2. Система предоставления отчетов в электронной форме

2.1.

Отчет в управления Пенсионного фонда Украины в районах, городах или районе в городе, где страхователь зарегистрирован как плательщик страховых взносов, может быть подан (послан):

на бумажных носителях

(лично или через уполномоченное лицо);

в электронной форме

через центр обработки электронных отчетов с помощью программных средств и любых средств телекоммуникационной связи, гарантирующих доставку электронного отчета в течение двух часов.

2.2. Предоставление отчетов на бумажных носителях регулируется нормами Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.2003 № 21-1 и зарегистрированной в Министерстве юстиции 16.01.2004 под № 64/8663 (с изменениями), и Порядка формирования и предоставления органам Пенсионного фонда Украины сведений о застрахованном лице, используемых в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 10.06.2004 № 7-6 и зарегистрированного в Министерстве юстиции 10.08.2004 под № 1000/9599.

2.3.

Предоставление страхователями отчетов в электронной форме осуществляется по инициативе страхователя в соответствии с требованиями настоящего Порядка и действующего законодательства Украины.

Предоставление электронного

отчета в соответствии с данным Порядком дает страхователю право не подавать соответствующие отчеты на бумажных носителях.

Электронные отчеты с обязательными реквизитами, в том числе с ЭЦП страхователя (его должностных лиц), поданные в соответствии с настоящим Порядком, согласно законодательству являются оригиналами, имеют юридическую силу, должны храниться и могут использоваться в качестве доказательства в суде или при рассмотрении споров в досудебном порядке.

2.4. Предоставление электронного отчета возможно при наличии у страхователя и центра обработки электронных отчетов совместимых технических средств, в том числе средств ЭЦП, которые дают возможность осуществить создание, получение, обработку электронных отчетов в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

Электронные документы (электронный отчет, квитанция о получении электронного отчета) направляются адресату только с наложенной ЭЦП.

2.5.

Основанием для принятия электронного отчета является: его соответствие определенному формату электронного отчета;

подтверждение ЭЦП страхователя и его должностных лиц, собственноручные подписи которых являются обязательными для отчетов в бумажной форме и наложены в соответствии с требованиями Закона Украины «Об электронной цифровой подписи» и настоящего Порядка;

электронная цифровая подпись подтверждена с использованием усиленного сертификата ключа, сформированного для уполномоченного лица страхователя;

соответствующий усиленный сертификат ключа был действительным при наложении ЭЦП (подтверждается с помощью отметки времени, полученной от аккредитованного центра сертификации ключа, или если до момента получения электронного документа срок действия соответствующего сертификата не истек, или соответствующий сертификат не был отменен/блокирован).

2.6. Управления Пенсионного фонда Украины в районах, городах и районах в городах обеспечивают размещение на информационных досках сведений о возможности предоставления отчетов в электронной форме, порядке их предоставления, адрес и контактные телефоны центра обработки электронных отчетов.

2.7.

Страхователь, изъявивший желание предоставлять отчеты в электронной форме, письмом произвольной формы информирует об этом управление Пенсионного фонда Украины в районе, городе или районе в городе, где он зарегистрирован как плательщик страховых взносов.

Страхователь предоставляет центру обработки электронных отчетов заверенные собственной печатью копию письма

об информировании управления Пенсионного фонда Украины в соответствии с абзацем вторым этого пункта и копию распорядительного документа об определении должностных лиц, которым предоставлено право наложения ЭЦП на электронный отчет.

Центр обработки электронных отчетов заключает со страхователем договор

об обслуживании в системе предоставления электронных отчетов. Этот договор определяет права и обязанности сторон, порядок разрешения споров, а также устанавливает особенности информационного обмена при предоставлении электронных отчетов.

После заключения договора со страхователем центр обработки электронных отчетов информирует об этом управление Пенсионного фонда

Украины в районе, городе или районе в городе, где страхователь зарегистрирован как плательщик страховых взносов.

2.8. Формат электронного отчета определяется Пенсионным фондом Украины. Форматы всех форм электронных отчетов обнародовались на WEB-страницах Пенсионного фонда Украины и центра обработки электронных отчетов.

2.9.

Специализированное программное обеспечение должно обеспечивать:

формирование электронного отчета в соответствии с определенным форматом;

контроль ввода данных в соответствии с установленными требованиями;

хранение отправленных электронных отчетов и полученных квитанций в форме электронных документов в системе предоставления электронных отчетов;

экспортирование электронных отчетов на электронные носители (ГМД, Flash-память, CD);

наложение электронной цифровой подписи и ее проверку с использованием средств ЭЦП, совместимых с аналогичными средствами, используемыми в центре обработки электронных отчетов;

визуальное отражение электронных отчетов, являющееся отражением данных, которые он содержит, электронными средствами и на бумаге в форме, действующей для данного отчета.

2.10. С целью защиты информации, которую содержит электронный отчет во время передачи его по телекоммуникационным каналам, страхователи используют средства криптографической защиты информации, имеют сертификат соответствия или положительное экспертное заключение по результатам государственной экспертизы в сфере защиты информации.

Использование средств КЗИ в системе предоставления электронных отчетов осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.

2.11. Центр сертификации ключей, предоставляющий услуги в системе предоставления электронных отчетов, должен быть аккредитован в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.

Решение о включении аккредитованного центра в систему предоставления электронных отчетов принимает Пенсионный фонд Украины.

 

3. Предоставление электронных отчетов

3.1. Для электронных отчетов устанавливаются отчетные периоды и сроки предоставления, определенные законодательством для соответствующих отчетов в бумажной форме.

3.2.

Центр обработки электронных отчетов принимает отчетность с 9.00 до 22.00 ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней.

При поступлении электронного отчета в центр обработки электронных отчетов

до 16 часов квитанция о получении отчета посылается страхователю на протяжении двух часов с момента получения.

При поступлении электронного отчета в центр обработки электронных отчетов

после 16 часов квитанция о получении отчета посылается страхователю на протяжении первых двух часов следующего рабочего дня.

3.3.

При предоставлении электронных отчетов по телекоммуникационным каналам связи субъекты электронного документооборота должны соблюдать следующий порядок:

3.3.1. Страхователь создает электронный отчет в соответствии с утвержденным форматом с помощью специализированного программного обеспечения.

После подготовки страхователем электронного отчета на него налагаются ЭЦП должностных лиц страхователя в следующем порядке: первой — ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера), второй — ЭЦП руководителя (директора), третьей — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати страхователя.

При отсутствии у страхователя должности бухгалтера электронные цифровые подписи должностных лиц страхователя налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП руководителя (директора), второй — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати страхователя.

Должностные лица страхователя, виновные в нарушении законодательства об электронной цифровой подписи, несут ответственность по закону.

После наложения ЭЦП страхователь осуществляет шифрование электронного отчета и направление его в центр обработки электронных отчетов через телекоммуникационные каналы общего пользования. Второй экземпляр электронного отчета хранится у страхователя.

Для обеспечения надежности процесса передачи электронного отчета страхователь использует средства электронной связи, обеспечивающие гарантированную доставку электронного отчета в центр обработки электронных отчетов. Центр обработки электронных отчетов размещает средство гарантированной доставки отчетов на собственном WEB-сайте.

3.3.2. После получения от страхователя электронного отчета центр обработки электронных отчетов осуществляет его расшифровку, проверку целостности электронного отчета путем проверки ЭЦП, выполняет проверку соответствия электронного отчета установленному формату и формирует квитанцию о получении электронного отчета в срок, определенный в пункте 3.1. В указанной квитанции в текстовом формате определяются реквизиты полученного электронного отчета, соответствие формата электронного отчета, результаты проверки ЭЦП, дата и время получения электронного отчета и данные об отправителе квитанции. На квитанцию налагается ЭЦП центра обработки электронных отчетов и осуществляется ее шифрование. Квитанция посылается страхователю по телекоммуникационным средствам общего пользования. Второй экземпляр квитанции хранится в центре обработки электронных отчетов.

Датой и временем предоставления электронного отчета являются дата и время, зафиксированные в квитанции о получении электронного отчета

.

3.3.3. Центр обработки электронных отчетов заверяет электронный отчет страхователя собственной ЭЦП, передает его в соответствующее управление Пенсионного фонда Украины в районе, городе или районе в городе, где страхователь зарегистрирован как плательщик страховых взносов, и информирует об этом ответственного работника управления Пенсионного фонда Украины.

3.3.4. Ответственный работник управления Пенсионного фонда Украины в районе, городе или районе в городе, где страхователь зарегистрирован как плательщик страховых взносов, с помощью программных средств визуализации проверяет электронный отчет и принимает решение о внесении отчета в соответствующую автоматизированную систему.

3.4. В случае непоступления квитанции о получении электронного отчета согласно пункту 3.1, невозможности ее расшифровки или проверки ЭЦП, а также в случае обнаружения ошибок и (или) предоставления уточнений, страхователь имеет право подать электронный отчет повторно либо предоставить отчет на бумажных носителях в управление Пенсионного фонда Украины в районе, городе или районе в городе, где страхователь зарегистрирован как плательщик страховых взносов.

Действующим считается последний электронный или бумажный отчет, поданный страхователем до окончания сроков предоставления соответствующей отчетности, определенных законодательством.

3.5. Процедура взаимодействия центра обработки электронных отчетов и управлений Пенсионного фонда Украины в районах, городах и районах в городах определяется Пенсионным фондом Украины.

3.6.

Электронный отчет не считается полученным в соответствии с требованиями настоящего Порядка, если страхователь не получил квитанции о получении электронного отчета или получил указанную квитанцию, содержащую информацию о неправомерности наложенных ЭЦП страхователя или несоответствии утвержденному формату электронного отчета.

3.7. Копия документа на бумаге для электронного документа создается в соответствии с законодательством.

 

4. Хранение электронных отчетов

4.1. Страхователи и центр обработки электронных отчетов обеспечивают хранение электронных отчетов и соответствующих квитанций в форме оригиналов электронных документов, с соблюдением требований действующего законодательства в отношении их хранения и на протяжении сроков, установленных действующим законодательством для соответствующих бумажных документов.

4.2. Центр обработки электронных отчетов на запрос управления Пенсионного фонда Украины в районе, городе или районе в городе, где страхователь зарегистрирован как плательщик страховых взносов, предоставляет оригинал электронного отчета вместе с действующими на момент его формирования сертификатами открытых ключей страхователя.

Директор департамента персонифицированного учета, информационных систем и сетей
О. Малецкий



комментарий редакции

Пенсионная отчетность в электронном виде: первые шаги

Вслед за налоговиками рекламный лозунг «Отчетность через Интернет — шаг в будущее» взяли на вооружение и в Пенсионном фонде. Хотя стоит заметить, что возможность подачи налоговой отчетности в электронном виде прямо предусмотрена Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III (см. абзац «з» п.п. 4.4.2), а в отношении пенсионной отчетности профильный Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV ничего подобного не содержит.

Тем не менее пару лет назад в Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1, появилась норма о том, что отчетность может быть предоставлена

по добровольному решению плательщика страховых взносов в электронной форме при условии соблюдения действующего законодательства, регулирующего эти вопросы. В развитие этого требования и появилось постановление правления Пенсионного фонда, комментируемое нами сегодня.

Отныне плательщики пенсионных взносов получают возможность (видимо, пока чисто теоретическую, но важен сам факт!) подачи полного комплекта отчетности средствами удаленного доступа, т. е. без необходимости личного присутствия в территориальном органе ПФУ, где они зарегистрированы, а также с правом не предоставлять соответствующие отчеты на бумажных носителях. При этом такая возможность распространяется как на

ежемесячный расчет сумм страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, известный как приложение 23, так и на ежегодную отчетность в систему персонифицированного учета.

Еще раз подчеркнем, что предоставление страхователями отчетов в электронной форме осуществляется исключительно по инициативе самого страхователя и не должно сопровождаться каким-либо принуждением со стороны местных органов Пенсионного фонда. Технология реализации такой инициативы подробно описана в комментируемом документе, и приводить ее здесь особого смысла не имеет. Отметим только, что предприятию, решившемуся на это, придется заключить договор об обслуживании в системе предоставления электронных отчетов, что, разумеется, не бесплатно.

Кроме того, таким страхователям необходимо будет

обеспечить хранение электронных отчетов и квитанций об их приеме в течение сроков, установленных действующим законодательством для соответствующих бумажных документов. А это накладывает определенные требования как с технической точки зрения (потребуется применение носителей информации с высокой степенью надежности), так и с точки зрения культуры обращения с компьютером конечного пользователя (предотвращение несанкционированного удаления электронных писем и файлов, архивирование и резервное копирование данных и т. п.).

Поэтому, на наш взгляд, справиться с возможными трудностями перехода на электронную отчетность и одновременно с этим оценить все ее преимущества на сегодняшний день смогут только средние и крупные предприятия, обладающие достаточно квалифицированным персоналом в сфере информационных технологий. Но о начале кампании по распространению соответствующего программного обеспечения органами ПФУ, которое давало бы такую возможность, говорить пока рано — по имеющейся информации это произойдет не раньше чем через пару месяцев. Остальным же в любом случае придется пока по старинке сдавать отчеты в бумажном виде. Однако прогресс не стоит на месте, и поэтому, уважаемые коллеги, нужно морально готовить себя к предоставлению электронной отчетности абсолютно во все государственные органы.

Игорь Хмелевский

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно