О выполнении норматива трудоустройства инвалидов на головном предприятии и в его филиалах
Письмо Министерства труда и социальной политики Украины, Фонда социальной защиты инвалидов от 14.08.2007 г. № 1/6-367
Фонд социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) рассмотрел письмо <...> о распределения обязанностей между головным предприятием и его обособленными подразделениями по выполнению 4 % норматива создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов, сообщает следующее.
В ст. 80 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) указывается, что
юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке, а также то, что юридическое лицо наделяется гражданской правоспособностью и дееспособностью, может быть истцом и ответчиком в суде.В ст. 95 ГКУ указывается, что:
—
филиалом является обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне его местонахождения и осуществляет все или часть его функций;—
представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица;—
филиалы и представительства не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом юридического лица, их создавшего, и действуют на основании утвержденного им положения;—
руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 96 ГКУ юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
В п. 4 ст. 64 Хозяйственного кодекса указано, что предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения. Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основании положения о них, утвержденного предприятием.
Учитывая вышеизложенное
Фонд считает, что:во-первых,
юридическое лицо (головное предприятие ) как ответчик в суде, в том числе и за свои обособленные подразделения, самостоятельно решает вопрос о выполнении 4 % норматива создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов на головном предприятии, в т.ч. и на своих обособленных подразделениях, или принимает решение о выполнении альтернативного обязательства — перечислении административно-хозяйственных санкций в Государственный бюджет Украины;во-вторых, учитывая то, что головное предприятие (юридическое лицо) может через устав (положение) и доверенность непосредственно влиять на свои обособленные подразделения, то
головное предприятие может самостоятельно принять решение о выполнении 4 % норматива или за счет головного предприятия, или за счет только обособленных подразделений, или за счет как головного предприятия, так и за счет обособленных подразделений пропорционально работающим на них работникам.И. о. директора В. Бурлака
комментарий редакции
Соблюдать норматив трудоустройства инвалидов обязано юридическое лицо «в целом»
Письмо достаточно внятное и с его выводами нельзя не согласиться, поэтому, во-первых, мы лишь порекомендуем в качестве расширенного комментария воспользоваться материалом под названием «Я бы взял частями. Но мне нужно сразу» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 65); а во-вторых, выразим удивление, что Фонд в своей аргументации обошелся без цитирования самых важных в контексте его ответа норм профильного Закона Украины от 21.03.91 г. № 875-ХII «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»: ведь статья 19 этого Закона устанавливает норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а статья 20 — обязанность уплаты административно-хозяйственных санкций в случае его несоблюдения, — именно «для
предприятий, учреждений, организаций... которые используют наемный труд» (оставим в стороне работодателей — физических лиц). То есть все эти прелести — для юридических лиц, так сказать, «в целом».Александр Голенко