Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О внесении изменений в Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2007/№ 83
В избранном В избранное
Печать
Постановление от 26.09.2007 г. № 1184

Кабинет Министров Украины

 

О внесении изменений в Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта

Постановление от 26 сентября 2007 г. № 1184

(извлечение)

 

Кабинет Министров Украины

постановляет:

1.

Внести изменения в Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 18 февраля 1997 г. № 176 (Официальный вестник Украины, 1997 г., число 8, с. 142; 2003 г., № 6, ст. 236, № 37, ст. 1981; 2004 г., № 11, ст. 668, № 52, ст. 3452), изложив их в прилагаемой редакции.

<...>

Премьер-министр Украины
В. Янукович

 

 

Утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 18 февраля 1997 г. № 176

(

в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 26 сентября 2007 г. № 1184)

Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта

 

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа автобусами, такси, легковыми автомобилями на заказ, а также обслуживания пассажиров на автостанциях и являются обязательными для выполнения организаторами (заказчиками) регулярных перевозок и заказчиками транспортных услуг, автомобильными перевозчиками, персоналом автомобильного транспорта, автостанциями и пассажирами.

2. Термины, употребляемые в настоящих Правилах, имеют следующее значение:

1)

автостанционный сбор — плата за предоставление обязательных услуг автостанциями, которая взимается с лиц, приобретающих билеты на проезд автобусами пригородных, междугородных и международных маршрутов, и включается в стоимость билета;

2)

багаж — груз, размеры которого не превышают 100 х 50 х 30 сантиметров, весом от 10 до 40 килограммов;

3)

багажная квитанция — документ, выдаваемый пассажиру в подтверждение факта приема багажа для перевозки или хранения, с указанием его ценности, стоимости перевозки и хранения;

4)

бронирование места (нескольких мест) — предварительный заказ места (нескольких мест) в автобусе с отсрочкой платежа на определенный срок;

5)

стоимость билета — сумма, состоящая из стоимости проезда автобусом, автостанционного сбора, платы за услуги по предварительной продаже билетов (при наличии таковой);

6)

стоимость проезда — сумма, за которую автомобильный перевозчик осуществляет перевозку, включающая стоимость по тарифу, страховой платеж и налог на добавленную стоимость;

7)

диспетчер — лицо, на которое возложены полномочия по осуществлению диспетчерского управления;

8)

диспетчерская станция — специально оборудованное помещение или комплекс технических сооружений (средств), предназначенных для диспетчерского управления движением автобусов и/или такси;

9)

билетная касса — специально оборудованное помещение, в котором осуществляются оформление билетов и документов, подтверждающих право на перевозку багажа, а также их возврат;

10)

билет на проезд — документ установленной формы, подтверждающий факт заключения договора перевозки;

11)

сеть стоянок такси — территориально определенная совокупность специально оборудованных стоянок, на которых такси находятся во время ожидания пассажира;

12)

пассажир — лицо, которому предоставляется услуга по перевозке транспортным средством и которое не принимает участие в управлении им;

13)

пассажировместимость — предусмотренное технической характеристикой транспортного средства и определенное в регистрационных документах количество мест для перевозки пассажиров в транспортном средстве;

14)

пассажиропоток — количество лиц, осуществляющих проезд по определенному маршруту или направлению в определенный промежуток времени;

15)

предварительная продажа билетов — продажа билетов за сутки до отправления автобуса в рейс;

16)

текущая продажа билетов — продажа билетов в день отправления автобуса в рейс;

17)

ручная кладь — груз, размеры которого не превышают 60 х 40 х 20 сантиметров, весом до 10 килограммов включительно;

18)

схема маршрута — картографическое изображение маршрута;

19)

транспортные услуги — деятельность, связанная с удовлетворением потребности населения в перевозках автомобильным транспортом;

20)

трафарет — указатель информации для пассажиров о маршруте.

Другие термины

употребляются в значении, приведенном в Законе Украины «Об автомобильном транспорте».

3. Порядок организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом устанавливает Минтранссвязи.

4. Внутренние и международные перевозки пассажиров автомобильным транспортом осуществляются в соответствии с настоящими Правилами, законодательством о защите прав потребителей и другими нормативно-правовыми актами в сфере автомобильных перевозок.

5. Персонал автомобильного транспорта и лица, деятельность которых связана с предоставлением услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, должны иметь соответствующие знания и квалификацию.

6. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, должны отвечать требованиям безопасности, комфортности, охраны труда и экологии, находиться в надлежащем техническом и санитарном состоянии, быть укомплектованы согласно законодательству с соответствующим оформлением лицензионной карточки.

7.

Действие настоящих Правил не распространяется на перевозки, осуществляемые:

1) транспортными средствами специального назначения;

2) транспортными средствами, задействованными во время обеспечения обороноспособности, правопорядка и ликвидации последствий стихийного бедствия и чрезвычайной ситуации;

3) служебными легковыми автомобилями;

4) транспортными средствами, принадлежащими физическим лицам и используемыми ими для удовлетворения собственных нужд, без цели получения прибыли.

8. Информационное обеспечение перевозок пассажиров осуществляется с соблюдением требований законодательства о языках.

9. Расписание движения автобусов при осуществлении междугородных перевозок, продолжительность рейса которых превышает четыре часа, составляется с учетом необходимости удовлетворения потребности пассажиров в питьевой воде, питании и т. п.

10. Государственный контроль за соблюдением предусмотренных настоящими Правилами требований возлагается на Глававтотрансинспекцию, органы Госавтоинспекции и Госпотребстандарта.

11. Заказчики перевозок, перевозчики, автостанции, персонал автомобильного транспорта и пассажиры несут ответственность за выполнение настоящих Правил согласно закону.

12. Обязательное личное страхование пассажиров от несчастных случаев на транспорте осуществляется согласно законодательству.

 

II. Перевозки пассажиров автобусами

13. Перевозки пассажиров автобусами в зависимости от режима их организации могут быть: регулярными, регулярными специальными и нерегулярными.

Условия регулярных и регулярных специальных перевозок указываются в паспорте маршрута.

14. Регулярные перевозки организуют соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (далее — заказчики регулярных перевозок) согласно программам развития автомобильного транспорта на соответствующей территории с целью удовлетворения потребности населения в перевозках с учетом предложений граждан, предприятий, учреждений, организаций и перевозчиков.

15. Заказчики регулярных перевозок определяют условия их организации на соответствующей территории.

16.

Автобусный маршрут общего пользования (далее — маршрут) открывают:

Укравтотранс — межобластной и международный;

Совет министров Автономной Республики Крым, облгосадминистрации — внутриобластной;

исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов — городской.

17. Открытие и закрытие маршрута проводятся по решению заказчика регулярных перевозок с одновременным внесением изменений в реестр маршрутов.

18. Прекращение перевозок по маршруту проводится по решению заказчика регулярных перевозок, которое принимается не позднее чем за 15 дней до прекращения перевозок, а в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы — безотлагательно.

19. Внесение изменений постоянного характера в маршрут и/или график движения осуществляется в рамках соответствующей сети маршрутов.

20.

Внесение изменений постоянного характера в маршрут (продление, сокращение, изменение пути следования между остановками), ввод или исключение остановок и/или изменение графика движения могут осуществляться:

1)

на городских и пригородных маршрутах в случае изменения:

графика движения (времени отправления с конечных или промежуточных остановок), не превышающего 20 минут;

пути следования (продление или сокращение без изменения вида сообщения), не превышающего 25 процентов общей протяженности маршрута;

пути следования (без изменения конечных остановок и вида сообщения), если такое изменение касается не более 30 процентов общей протяженности маршрута;

2)

на междугородных маршрутах в случае изменения:

графика движения до любой из остановок не более чем на один час;

пути следования межобластного маршрута в пределах одной области при условии, что изменение его протяженности не превышает 100 километров, после ее согласования в установленном порядке.

21. Внесение изменений в маршрут и/или график движения, предусмотренных пунктом 20 настоящих Правил, осуществляется путем внесения изменений в договор об организации перевозок или разрешение на обслуживание (далее — разрешение) по согласованию сторон.

22. Внесение изменений в маршрут и/или график движения, не предусмотренных пунктом 20 настоящих Правил, осуществляется при условии расторжения договора об организации перевозок или аннулирования разрешения по согласованию сторон путем исключения маршрута и/или графика движения из соответствующей сети маршрутов и включения в нее нового маршрута.

23. Места остановки автобуса, осуществляющего перевозки в обычном режиме движения на городском маршруте, устанавливаются на расстоянии 400 — 600 метров друг от друга в пределах расположения многоэтажной застройки и на расстоянии 600 — 800 метров — в пределах расположения одно- и двухэтажной застройки.

24. Местами остановки автобуса, осуществляющего перевозки в режиме маршрутного такси, определяются конечные пункты маршрута. Посадка и высадка пассажиров из автобуса производятся по их требованию в местах остановки общественного транспорта, а также в других местах с обязательным соблюдением Правил дорожного движения.

25. Посадка и высадка пассажиров из автобуса, осуществляющего перевозки в экспрессном режиме движения, производятся на остановках общественного транспорта.

26. Места остановки на городских и пригородных маршрутах со значительным пассажиропотоком оборудуются автопавильонами, навесами, на которых размещается информация о движении автобусов на маршруте.

27.

В зависимости от вида сообщения на автобусах размещается следующая информация:

в случае осуществления городских и пригородных перевозок на переднем трафарете — номер маршрута и наименование начального и конечного пунктов; на боковом трафарете — наименование основных, где осуществляются промежуточные остановки; на заднем трафарете — номер маршрута; в случае осуществления перевозок в экспрессном режиме движения и в режиме маршрутного такси на переднем и боковом трафаретах над номером маршрута и наименованием пунктов, где осуществляются остановки, — надпись соответственно красной краской «Экспресс», черной — «Маршрутное такси»; возле дверей — обозначение входа и выхода;

в случае осуществления междугородных и международных перевозок на переднем и боковом трафаретах — наименование начального и конечного пунктов маршрута (в случае осуществления международных перевозок информация предоставляется на двух языках двумя строками: верхняя — на украинском, нижняя — на языке государства, в которое осуществляется перевозка).

В салоне автобуса размещается следующая информация:

1) извлечение из настоящих Правил (в части прав и обязанностей водителя и пассажира);

2) обозначение входа и выхода;

3) сведения о размере штрафа за безбилетный проезд и перевозку неоплаченного багажа;

4) сведения о перевозчике и страховщике (наименование, адрес и телефон);

5) общая пассажировместимость с указанием отдельно количества мест для сидения пассажиров;

6) обозначение месторасположений аварийных выходов (с указанием способа их открытия), огнетушителя, аптечки и кнопки экстренной остановки;

7) надпись «Не курить», «Места для пассажиров с детьми и инвалидов» (на городских и пригородных маршрутах);

8) нумерация мест при осуществлении междугородных и международных перевозок.

Размеры и освещение информационных надписей должны быть такими, чтобы их можно было прочитать в светлое и темное время суток:

в салоне автобуса — с расстояния не менее 1 метра;

на переднем и заднем трафаретах — с расстояния не менее 15 метров, на боковом — не менее 3 метров.

28.

На маршруте должны быть предусмотрены:

площадки для разворота и кратковременной стоянки автобусов в начальном и конечном пунктах маршрута;

посадочные площадки на промежуточных пунктах остановки.

Местами остановки автобусов на пригородных и междугородных маршрутах определяются автостанции, а в случае их отсутствия — месторасположения автопавильонов, на которых размещается информация, содержащая наименование остановки, начального и конечного пунктов маршрута и время отправления автобусов.

Места остановки автобусов пригородных маршрутов на территории населенных пунктов, кроме автостанций, согласовывают исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов.

Места остановки автобусов на городских маршрутах оборудуются автопавильонами, трафаретами с наименованием остановки и номерами маршрутов, сведениями о режиме работы автобусов, наименованием начального и конечного пунктов маршрута.

Если интервал движения на городском маршруте не превышает 10 минут, на трафаретах указывается интервал движения в течение суток, в случае большего интервала — время отправления автобусов с остановки.

Сведения о режиме движения автобусов в выходные и праздничные дни приводятся как примечание к основной информации.

На остановках автобусов, осуществляющих перевозки в экспрессном режиме движения и в режиме маршрутного такси, на трафарете над названием остановки размещается надпись красной краской «Экспресс», черной — «Маршрутное такси».

Остановки по требованию оборудуются трафаретом с надписью черной краской «По требованию».

Размеры надписей на трафаретах, размещенных в местах остановки, должны быть такими, чтобы их можно было прочитать с расстояния не менее 3 метров.

29. Перевозка пассажиров по пригородным и междугородным маршрутам в пределах территории одной области (внутриобластные маршруты) осуществляется на основании договора об организации перевозок, заключенного согласно законодательству. Типовая форма такого договора, который должен содержать четкие требования по обеспечению безопасности дорожного движения при выполнении договорных обязательств, утверждается Минтранссвязи.

30. Перевозка пассажиров по пригородным и междугородным маршрутам, выходящим за пределы территории областей (межобластные маршруты), осуществляется на основании разрешения, выдаваемого в установленном законодательством порядке. Извлечение из разрешения должно находиться в автобусе.

31. На маршрутах используются автобусы общего назначения, категория и класс которых отвечают требованиям, установленным для городского, пригородного, междугородного или международного транспорта, а пассажировместимость — пассажиропотоку с учетом обеспечения доступа к объектам социального, медицинского и культурного назначения для лиц с особыми потребностями. Требования к структуре подвижного состава устанавливает заказчик регулярных перевозок.

32. Запрещаются при осуществлении нерегулярной перевозки пассажиров использование автобусов, переоборудованных из грузовых транспортных средств, и заключение с перевозчиками договоров, предусматривающих использование таких транспортных средств на маршрутах с регулярной перевозкой пассажиров.

33. Перевозка пассажиров по городским и пригородным маршрутам осуществляется в обычном режиме (основной вид перевозок), а также экспрессном режиме и режиме маршрутного такси (дополнительные виды перевозок).

Перевозка пассажиров в режиме маршрутного такси организуется при наличии сообщения в обычном и/или экспрессном режиме движения автотранспорта или движения других видов транспорта.

34. Перевозчик проводит стажировку водителя перед переводом его на новый маршрут или на отличающуюся модель автобуса, ознакамливает с паспортом маршрута и выдает водителю согласованное заказчиком перевозок извлечение из него, а также формуляр в случае осуществления международных нерегулярных и маятниковых перевозок.

35. Перевозчик самостоятельно обеспечивает в полном объеме перевозки пассажиров согласно условиям договора об организации перевозок или разрешения, в том числе резервными автобусами, на случай выхода автобуса из строя или увеличения пассажиропотока.

36. В случае возникновения необходимости в кратковременном привлечении дополнительного количества автобусов для удовлетворения повышенного спроса на перевозку городским или пригородным маршрутом заказчик перевозок выдает перевозчику временное решение об использовании для перевозок дополнительных автобусов на срок до трех суток, если это предусмотрено условиями договора.

В случае осуществления перевозок на маршруте несколькими перевозчиками, договор с которыми предусматривает возможность привлечения дополнительных автобусов, заказчик предлагает каждому из них обеспечить перевозку пропорционально утвержденному для таких перевозчиков количеству рейсов.

37. В случае выхода из строя автобуса (прекращения перевозки из-за наступления чрезвычайного или неотвратимого при данных условиях события) пригородного или междугородного сообщения водитель осуществляет пересадку пассажиров в другой автобус, которым пассажиры будут доставлены до ближайшей автостанции или в конечный пункт назначения. В таком случае на пригородном маршруте пассажиру возвращается полная, а на междугородном неиспользованная стоимость билета. Перевозчик организует дальнейшую поездку пассажиров.

Оплата услуг перевозчика по попутной перевозке пассажиров до ближайшей автостанции в междугородном сообщении осуществляется за счет средств перевозчика, во время рейса которого произошла пересадка пассажиров.

В случае выхода из строя автобуса городского сообщения перевозчик возвращает пассажирам полную стоимость билета, а дальнейшая поездка оплачивается и осуществляется ими самостоятельно.

38. Отправление автобуса, осуществляющего перевозки в режиме маршрутного такси, происходит согласно утвержденному расписанию движения, независимо от количества пассажиров в салоне.

39. Заказчик регулярных перевозок по городским автобусным маршрутам может привлечь на конкурсных началах субъекта хозяйствования для выполнения функций по организации и управлению движением автобусов и подготовке информации о работе перевозчиков.

Заказчик регулярных перевозок не имеет права привлекать субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по перевозкам, действуют на рынке транспортных услуг, представляют интересы отдельных перевозчиков или групп перевозчиков или контролируются указанными субъектами.

40. По договору перевозки пассажира автобусом перевозчик обязуется безопасно перевезти пассажира до пункта назначения, а в случае сдачи им багажа — доставить в пункт назначения багаж и выдать его пассажиру или уполномоченному им лицу. Пассажир обязуется внести установленную плату за проезд, а в случае сдачи багажа в багажное отделение — плату за его перевозку.

41. Пассажир должен иметь билет на проезд, квитанцию на перевозку багажа междугородными маршрутами регулярных перевозок, которые действительны только на указанные в них день и рейс автобуса.

Лицо, которое приобрело билет, должно совершить посадку в автобус на автостанции, указанной в билете, или по предварительному согласованию с автостанцией и внесением соответствующей отметки в билетно-кассовый лист на другой остановке, предусмотренной расписанием движения. В случае отсутствия предварительного согласования и опоздания на рейс оплаченное место за пассажиром не сохраняется.

В случае утери документа на проезд пассажир к посадке не допускается, стоимость документа на проезд не возвращается, дубликат не выдается, претензии не принимаются. В случае отсутствия у пассажира документа на проезд, а при наличии у него льгот — документа, подтверждающего право на льготный проезд, пассажир считается не имеющим права на проезд.

42.

Лица, имеющие право на льготный проезд, осуществляют оплату обязательных и дополнительных услуг автостанций и перевозку багажа на общих основаниях.

43. На междугородных маршрутах не разрешается перевозить детей в возрасте до 10 лет без сопровождения взрослых, за исключением случаев перевозки детей в общеобразовательные или дошкольные учебные заведения в сельской местности автобусами внутриобластных маршрутов и регулярных специальных перевозок.

44. Право внеочередного входа в автобус имеют беременные женщины, инвалиды, пассажиры с детьми дошкольного возраста, лица преклонного возраста.

Для указанных категорий пассажиров в передней части салонов автобусов городских и пригородных маршрутов отводятся места для сидения.

 

Регулярные специальные перевозки

45. Регулярные специальные перевозки организуются для перевозки работников предприятий, учреждений и организаций, учащихся, студентов, туристов, экскурсантов и других организованных групп пассажиров.

46. Регулярные специальные перевозки осуществляются на основании договора, согласно которому перевозчик предоставляет предприятию, учреждению и организации, которые выступают заказчиком транспортных услуг, услуги по перевозке организованной группы пассажиров по определенному маршруту и определенному расписанию движения, в течение предусмотренного договором срока.

47. Перевозчик проводит стажировку водителей перед переводом его на новый маршрут или на отличающуюся модель автобуса, выдает паспорт маршрута с указанием схемы маршрута, графика движения автобуса, графика труда и отдыха водителей.

48. Если маршрут регулярных специальных перевозок выходит за пределы населенного пункта, пассажирский перевозчик, выступающий агентом страховщика, выдает каждому пассажиру страховой полис на отдельном бланке.

49. Передний трафарет автобуса должен содержать надпись черной краской «Специальная перевозка» и официальное наименование (полное или сокращенное) заказчика транспортных услуг.

В салоне автобуса размещается информация о перевозчике и страховщике с указанием наименования, адреса, номера телефона и страховой суммы.

50. При осуществлении регулярной специальной перевозки водитель должен иметь копию договора с заказчиком транспортных услуг и паспорт маршрута.

 

Нерегулярные перевозки

51. Нерегулярные перевозки осуществляются на заказ юридического или физического лица как разовые перевозки организованной группы пассажиров по определенному маршруту.

52.

К нерегулярным перевозкам относятся:

туристско-экскурсионные;

свадебные и праздничные;

ритуальные;

одноразовые перевозки к местам отдыха;

другие перевозки, не запрещенные пунктом 55 настоящих Правил.

53. В случае осуществления нерегулярных перевозок запрещаются:

осуществление перевозок одним перевозчиком или одним транспортным средством по одному маршруту или между теми же пунктами более двух раз в неделю;

организация (в частности, путем предложения физическим лицам проезда самостоятельно или с помощью других лиц или средств массовой информации) и осуществление перевозки по заранее определенным направлениям, предоставление услуг по перевозке автобусом по заранее определенному маршруту, между определенными конечными пунктами, с установленными временем отправления, прибытия и стоимостью проезда;

установление и взимание платы за проезд с отдельных пассажиров;

самовольное (не предусмотренное условиями договора) определение начальных, промежуточных и конечных пунктов перевозки;

осуществление посадки и высадки пассажиров в пунктах и на остановках, определенных для посадки и высадки пассажиров на маршрутах с регулярной перевозкой.

В случае нарушения указанных требований перевозка не считается нерегулярной и должна осуществляться согласно требованиям, установленным для регулярных или регулярных специальных перевозок.

54. При осуществлении нерегулярных перевозок водителю запрещается производить посадку и/или высадку пассажиров в не определенных договором местах.

55. Заказ юридическим или физическим лицом автобуса для нерегулярных перевозок осуществляется путем заключения с перевозчиком письменного договора о заказе транспортного средства.

Субъект хозяйствования, предоставляющий туристические и экскурсионные услуги и осуществляющий перевозки собственным или арендованным транспортным средством, заключает договор перевозки с каждым лицом.

56. Договор на осуществление нерегулярных перевозок, заключаемый между юридическим или физическим лицом и перевозчиком в письменной форме, должен содержать дату и время осуществления перевозок, начальный и конечный пункты маршрута, маршрут перевозки и государственный регистрационный номер транспортного средства.

Типовую форму договора об осуществлении нерегулярных перевозок утверждает Минтранссвязи.

57.

В путевом листе перевозчик указывает начальный и конечный пункты маршрута, наименование заказчика услуг по нерегулярным перевозкам, а также:

для физических лиц — фамилия, имя и отчество, адрес проживания;

для юридических лиц — наименование юридического лица и его местонахождение.

58. В случае осуществления перевозки за пределы населенного пункта перевозчик, выступающий агентом страховщика, выдает каждому пассажиру страховой полис на отдельном бланке.

59. По окончании поездки заказчик (уполномоченное им лицо) подписью в путевом листе подтверждает объем выполненной работы.

60. Передний трафарет автобуса содержит
надпись красной краской «Нерегулярная перевозка».

В салоне автобуса размещается информация о перевозчике и страховщике с указанием наименования, адреса, номера телефона, страховой суммы.

61. При осуществлении нерегулярных перевозок водитель должен иметь копию договора перевозчика с заказчиком транспортных услуг и копию договора обязательного личного страхования от несчастных случаев на транспорте.

62. Основные требования по обеспечению безопасной перевозки пассажиров при осуществлении нерегулярных пассажирских перевозок устанавливаются Минтранссвязи и МВД.

 

Перевозка организованных групп детей

63. Перевозка организованных групп детей должна осуществляться с обеспечением высокого уровня безопасности и надежности транспортного обслуживания.

64. Максимальное количество детей для перевозки автобусом не должно превышать количества мест для сидения, определенного технической характеристикой и регистрационными документами транспортного средства.

65. Организованные группы детей должны перевозиться опытными водителями, имеющими стаж управления транспортным средством не менее пяти лет.

66. Перевозка организованных групп детей колонной из пяти и более автобусов осуществляется при условии сопровождения соответствующими территориальными подразделениями Госавтоинспекции.

67.

До начала перевозки организованных групп детей заказчик и перевозчик:

1) определяют маршрут перевозки организованных групп детей, как правило, такой, по которому уже осуществляются регулярные перевозки;

2) устанавливают остановки автобуса:

технические — одна на первые 50 километров и не менее одной — на каждые последующие 100 километров маршрута;

для отдыха — на пять минут через каждый час движения и на 30 минут — через каждые пять часов движения (допускается объединение 30-минутного отдыха с перерывом на обед);

для приема пищи — через три — пять часов движения;

для ночевки;

3) составляют схему маршрута и устанавливают расписание движения.

68. Перевозки организованных групп детей осуществляются только в светлое время суток и при благоприятных погодных условиях.

69. Схема маршрута и расписание движения оформляются в трех экземплярах и утверждаются заказчиком по согласованию с перевозчиком и территориальным подразделением Госавтоинспекции.

Один экземпляр схемы маршрута и расписания движения выдается водителю, другие хранятся у заказчика и перевозчика.

70.

Заказчик обязан:

до начала поездки составить в трех экземплярах список группы детей;

допускать к поездке детей, которые указаны в списках и не имеют противопоказаний для дальних поездок по состоянию здоровья, что подтверждается соответствующей справкой врача;

назначить для каждой группы из десяти детей руководителя, ответственного за сопровождение их во время поездки, а для группы из 30 и более детей — медицинского работника и провести инструктаж по правилам поведения и технике безопасности.

71. Движение колонны автобусов с организованными группами детей осуществляется согласно Правилам дорожного движения.

72. Заказчик перевозок организованных групп детей обязан обеспечить каждый автобус питьевой водой и средствами медицинской помощи.

73.

Руководитель группы детей обязан:

провести беседу с детьми, ознакомить их с правилами поведения и техники безопасности во время поездки;

обеспечивать соблюдение детьми надлежащего порядка во время движения (дети должны сидеть на предназначенных для этого местах), а также во время посадки (высадки) из автобуса;

обеспечивать посадку (высадку) детей после остановки автобуса только с посадочной площадки, а в случае ее отсутствия — с тротуара или обочины, если это невозможно — с крайней полосы проезжей части (но не со стороны смежной полосы для движения), при условии, что это безопасно и не создает препятствий другим участникам движения, а также исправности средств аварийной световой сигнализации;

проходить с организованной группой детей только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а в случае их отсутствия — по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств и только в светлое время суток;

подписать после предоставления транспортной услуги путевой лист, заказ на перевозку, указав расстояние, время начала и окончания работы, а в случае изменения расписания движения — его причину.

74. В случае наступления неблагоприятных погодных и дорожных условий, выхода из строя автобуса, возникновения угрозы безопасности движения, а также ухудшения состояния здоровья водителя необходимо прекратить движение с уведомлением об этом перевозчика, который должен принять меры для доставки детей в конечный пункт маршрута, замены автобуса, водителя.

 

III. Перевозка ручной клади
и багажа

75.

Плата за перевозку ручной клади не взимается в случае перевозки ее в салоне автобуса:

междугородного или международного сообщения — не более одной единицы ручной клади;

городского или пригородного сообщения — не более двух единиц.

Ручная кладь перевозится в салоне автобуса под наблюдением пассажира.

За перевозку ручной клади в салоне автобуса сверх нормы с пассажира взимается плата по тарифу, установленному согласно законодательству.

В случае сдачи ручной клади в багажное отделение

транспортного средства за ее перевозку взимается плата как за перевозку багажа.

76. Багаж пассажиров перевозится в багажном отделении автобуса (если это предусмотрено конструкцией автобуса) за плату.

В случае отсутствия багажного отделения багаж перевозится в салоне автобуса (одна единица — бесплатно, остальные — за плату согласно тарифу).

Багаж, перевозимый в салоне автобуса, должен быть размещен так, чтобы не мешать свободному проходу пассажиров вдоль салона автобуса и не блокировать доступ к основным и аварийным выходам.

Перевозчик может осуществлять перевозки багажа грузовым автомобилем. Максимальное количество мест багажа, принимаемое к перевозке, определяется перевозчиком, но не может быть менее двух единиц от одного пассажира.

77. Право на получение багажа имеет пассажир, сдавший его для перевозки.

78. Пассажир при сдаче багажа для перевозки имеет право объявить его ценность, уплатив установленную сумму.

79. После завершения перевозки багаж хранится у перевозчика в течение суток без оплаты. За хранение багажа сроком более суток взимается плата по определенному перевозчиком тарифу, если иное не предусмотрено законодательством.

80.

Багаж (его часть), не доставленный лицу в течение 14 суток после поступления заявления о его выдаче, считается утерянным и пассажиру, объявившему ценность багажа, возвращается компенсация в указанном размере и плата, которая взималась за его перевозку.

Если ценность не объявлялась, пассажиру возвращается плата, которая взималась за перевозку багажа, а размер компенсации определяется в судебном порядке.

81. Если утерянный багаж найден в течение года со дня подачи заявления о его выдаче, перевозчик должен сообщить об этом пассажиру. Пассажир может получить такой багаж в течение 30 дней, возвратив перевозчику деньги, выплаченные в качестве компенсации за утерю багажа.

82. В случае выявления утерянного багажа или ручной клади водитель обязан при участии двух свидетелей составить акт произвольной формы с детальным описанием внешнего вида вещей и сдать их вместе с актом перевозчику.

Не затребованные в течение месяца в пункте назначения багаж или ручная кладь считаются находкой.

83. Лица с ограниченными физическими возможностями имеют право на бесплатную перевозку средств, предназначенных для личного передвижения (инвалидные тележки, костыли и т. п.).

84.

Не допускаются к перевозкам:

опасные грузы, в частности легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и такие, которые могут загрязнить транспортное средство или одежду пассажиров;

оружие и животные, кроме случаев, предусмотренных законом.

85. Перевозка животных пассажирским автомобильным транспортом осуществляется в установленном законодательством порядке.

IV. Перевозки на такси и легковыми автомобилями на заказ

 

Перевозки пассажиров и их багажа на такси

86. Перевозчик, осуществляющий перевозки пассажиров и их багажа на такси (далее — услуги такси), должен соблюдать требования законодательства об автомобильном транспорте и защите прав потребителей.

Для предоставления услуг такси перевозчики должны иметь зарегистрированные согласно законодательству транспортные средства, соответствующую лицензию и лицензионную карточку на каждый автомобиль, оборудованный согласно установленным техническим требованиям.

87. Перевозчик, предоставляющий услуги такси, может заключить с другими субъектами хозяйствования договор о предоставлении информационно-диспетчерских услуг, а с органами местного самоуправления — о пользовании стоянками такси.

88. Сеть стоянок такси и требования к их оборудованию определяются Киевской и Севастопольской горгосадминистрациями, органами местного самоуправления согласно их полномочиям по согласованию с соответствующими территориальными подразделениями Госавтоинспекции.

89. Услуги такси предоставляются гражданам в порядке очереди на стоянках такси и на пути следования, а также на заказ (обычный, срочный, ночной, устный, письменный или по телефону).

90. Количество пассажиров, перевозимое в транспортном средстве, не должно превышать его пассажировместимость.

91. Право на внеочередную перевозку на такси предоставляется беременным женщинам, инвалидам, пассажирам с детьми дошкольного возраста и лицам преклонного возраста.

92. Расчеты за услуги такси производятся по окончании перевозки. По требованию пассажира ему выдается чек согласно оплаченной стоимости проезда.

93. В случае одновременной перевозки нескольких пассажиров сумма, подлежащая уплате каждым из них, рассчитывается путем деления общей суммы стоимости проезда на количество пассажиров пропорционально расстоянию поездки каждого. В случае остановки такси в пути по вине водителя время простоя пассажирами не оплачивается.

94. В салоне такси разрешается перевозить вещи, которые свободно проходят через дверные проемы автомобиля (без снятия ограничителей), не портят и не загрязняют салон, не мешают водителю управлять автомобилем и пользоваться зеркалом заднего вида.

Перевозка животных на такси осуществляется согласно требованиям законодательства.

В багажном отделении такси разрешается перевозка груза, общий вес которого не превышает предусмотренный технической характеристикой транспортного средства, при условии свободного закрытия и/или открытия крышки багажника.

95. Водитель такси несет в соответствии с законом ответственность за порчу или утерю принятого для перевозки багажа.

 

Особенности заказа услуг такси с помощью дистанционных средств связи

96. Предоставление услуг такси по предварительному заказу с помощью дистанционных средств связи осуществляется субъектами хозяйствования, которые предоставляют информационно-диспетчерские услуги (далее — субъект хозяйствования), заключили соответствующие договоры с перевозчиками, имеют собственные транспортные средства, предназначенные для перевозок на такси.

97. Заказ с помощью дистанционных средств связи осуществляется путем заключения договора между субъектом хозяйствования и лицом, заказывающим перевозку.

98.

В случае заказа услуги такси необходимо определить:

1) время и место (адрес) подачи транспортного средства;

2) конечный пункт маршрута (по желанию заказчика услуги);

3) время доставки в конечный пункт (по желанию заказчика услуги);

4) контактный телефон заказчика услуги;

5) стоимость услуги по перевозке (по желанию заказчика услуги);

6) другие основные характеристики обслуживания (по согласованию сторон).

Субъект хозяйствования, предоставляющий информационно-диспетчерские услуги, уточняет время, необходимое для осуществления перевозки, и время подачи транспортного средства с учетом особенностей дорожно-транспортной ситуации (погодные условия, период суток, возможные осложнения при выполнении заказа).

99.

Перед заключением договора субъект хозяйствования должен сообщить заказчику перевозки (по его требованию):

1) свое наименование и местонахождение;

2) адрес и номер телефона, по которым принимаются претензии по ненадлежащему уровню обслуживания;

3) основные характеристики услуги (время подачи транспортного средства, модель, номерной знак и т. п.);

4) цену услуги и/или тариф на проезд, включая плату за подачу транспортного средства, условия оплаты услуги;

5) порядок расторжения договора.

100. Параметры обслуживания и предоставленная информации заносятся в журнал регистрации, форма и порядок ведения которого утверждаются Минтранссвязи.

Журнал регистрации должен храниться в течение одного года.

101. В случае заключения договора о заказе услуги такси с помощью дистанционных средств связи субъект хозяйствования отвечает за выполнение его условий и предоставление достоверной и своевременной информации об услуге.

102. О нарушении условий договора, которое привело к невозможности предоставления или получения услуги такси в обусловленный срок, субъект хозяйствования, заказчик услуг сообщает в обязательном порядке другой стороне.

103. Если заказ услуги перевозки на такси принят не позднее чем за 30 минут до определенного времени его выполнения и субъект хозяйствования не имеет возможности обеспечить выполнение заказа, он обязан предупредить об этом заказчика услуги не позднее чем за 30 минут до определенного времени подачи транспортного средства, а если время от приема заказа до его выполнения составляет менее 30 минут, — немедленно.

 

Перевозка легковыми автомобилями на заказ

104. Для предоставления услуг по перевозке легковыми автомобилями на заказ (далее — перевозка на заказ) перевозчик обязан использовать транспортные средства, принадлежащие ему на правах собственности или пользования, что подтверждается соответствующими регистрационными документами, иметь соответствующую лицензию и лицензионную карточку на каждый автомобиль.

105. Перевозка на заказ осуществляется по договору, который заключается между перевозчиком и физическим или юридическим лицом в письменной форме и должен содержать информацию об основных характеристиках обслуживания, ответственность сторон, форму и срок проведения расчета, марку и класс транспортного средства, его обустройство, наличие дополнительного технического оборудования.

Договор может быть заключен:

отдельно на каждую услугу с определением времени и места посадки пассажира (группы пассажиров), места и ориентировочного времени прибытия, а также общего размера оплаты услуги;

на установленный срок обслуживания с определением перечня обязанностей, возлагаемых на водителя, вида оплаты (посуточная, почасовая и/или покилометровая) с возможным продлением срока действия договора по договоренности сторон.

106. Услуги по перевозке на заказ не могут предоставляться на стоянках такси и на пути следования автомобиля лицам, с которыми не было предварительной договоренности о предоставлении услуги. Стоимость услуг определяется по предварительной договоренности заказчика услуг с перевозчиком или его представителем.

107.

Перевозчику, предоставляющему услуги по перевозке на заказ, запрещается оформлять услугу и совершать посадку пассажира:

на пути следования;

на остановках транспорта, стоянках такси;

в местах, не предусмотренных договором.

Перед выездом для выполнения заказа перевозчик обеспечивает водителя договором и расчетными документами.

Завершение предоставления услуги по перевозке на заказ подтверждается подписанием акта выполненных работ

.

108. При предоставлении услуг по перевозке на заказ не разрешается его обустройство (полностью или частично) с воспроизведением каких-либо признаков такси.

 

Предоставление информационно-диспетчерских услуг во время пользования услугами по перевозке пассажиров на такси и легковыми автомобилями на заказ

109.

Субъект хозяйствования, предоставляющий информационно-диспетчерские услуги, обязан обеспечить:

1) регулирование движения такси в транспортной сети города;

2) прием и оформление заказов на предоставление услуг такси и услуг по перевозке на заказ;

3) оформление и выдачу перевозчику договора и расчетных документов в случае предоставления услуг по перевозке на заказ;

4) информирование об услугах, предоставляемых перевозчиками, имеющемся подвижном составе, цене и/или тарифе на услуги такси;

5) диспетчерское управление транспортными средствами перевозчиков, предоставляющих услуги такси, согласно заключенным договорам;

6) рекламу услуг такси и услуг по перевозке на заказ.

110.

Субъектам хозяйствования, предоставляющим информационно-диспетчерские услуги, запрещается:

заключать договоры с автомобильными перевозчиками, не имеющими соответствующих лицензий;

обслуживать транспортные средства, на которые не оформлены лицензионные карточки;

предоставлять недостоверную информацию о стоимости услуг и технических характеристиках транспортного средства.

 

V. Организация работы автостанций, продажа и переоформление проездных документов

111. Открытие и закрытие автостанции осуществляется в установленном законодательством порядке по решению органов местного самоуправления.

112. Автостанции подлежат аттестации на соответствие количества и качества услуг, предоставляемых пассажирам и перевозчикам, в установленном Минтранссвязи порядке.

113. Отношения собственников автостанций с Укравтотрансом, Советом министров Автономной Республики Крым и облгосадминистрациями регулируются договором, примерная форма которого утверждается Минтранссвязи.

114. Перевозчик заключает с автостанцией договор о предоставлении услуг автостанцией, которым определяются перечень и объемы услуг, их стоимость и порядок проведения расчетов. Примерную форму договора утверждает Минтранссвязи.

Порядок расчета стоимости услуг, предоставляемых автостанцией перевозчику, определяет Минтранссвязи.

115. Перевозчики согласно заключенным договорам осуществляют продажу билетов через автостанции, агентства по продаже билетов и/или самостоятельно.

Примерную форму договора о продаже билетов утверждает Минтранссвязи.

Продажа билетов может осуществляться водителем автобуса в случае отсутствия в населенном пункте автостанции или агентства по продаже билетов, а также после закрытия билетно-кассовой ведомости на автостанции.

Продажа билетов осуществляется по маршруту следования и в обратном направлении, если это предусмотрено в договоре о продаже билетов.

В случае продажи билетов через агентство или перевозчиком самостоятельно часть автостанционного сбора перевозчик перечисляет автостанции, на которой пассажир должен совершить посадку.

116. За предоставление обязательных услуг, предусмотренных статьей 36 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», с пассажира взимается автостанционный сбор, входящий в стоимость билета.

Размер автостанционного сбора определяется собственником автостанции по согласованию с Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями, на территории которых расположена автостанция. Порядок определения размера автостанционного сбора утверждает Минтранссвязи.

117. Работники автостанции, работа которых связана с обслуживанием перевозчиков и пассажиров, должны иметь служебные знаки различия, образцы которых утверждает Минтранссвязи.

118. В комнате матери и ребенка предоставляются услуги пассажирам с детьми в возрасте до 10 лет и беременным женщинам.

119.

Право на внеочередное обслуживание на автостанции имеют инвалиды, граждане преклонного возраста, беременные женщины, пассажиры с детьми дошкольного возраста и другие определенные законом лица.

Функции по оказанию помощи лицам с ограниченными физическими возможностями во время их обслуживания на автостанциях возлагаются на отдельных ее работников.

120. На территории и в помещениях автостанции могут быть расположены заведения торговли, общественного питания, другие заведения обслуживания граждан и перевозчиков при условии, что это не приводит к нарушению технологического процесса.

121.

На автостанции размещается обязательная визуальная информация, включающая:

1)

снаружи здания:

вывески возле входа с наименованием автостанции, сведениями о собственнике, режиме работы автостанции;

трафареты на платформах перрона с указанием номеров и направлений движения автобусов (маршрутов);

2)

внутри здания:

расписание движения автобусов с указанием наименования перевозчика и сведений об основных транспортных средствах, используемых при осуществлении межобластных и международных перевозок, номере платформы отправления;

сведения об открытии, закрытии, изменении графиков движения, временном прекращении перевозок на маршруте и т. п.;

сведения об обязательном страховании пассажиров от несчастных случаев на транспорте;

перечень категорий граждан, имеющих право на внеочередное приобретение билетов;

имя и фамилию руководителя автостанции и работника, на которого возложены функции по оказанию помощи лицам с ограниченными физическими возможностями во время обслуживания на автостанциях;

извлечение из настоящих Правил в части прав и обязанностей сторон;

сведения о порядке возврата билетов;

сведения о местонахождении территориального органа по делам защиты прав потребителей;

перечень категорий граждан, имеющих право на льготный проезд автомобильным транспортом;

сведения о месте хранения книги жалоб, заявлений и предложений;

план автостанции со схемой эвакуации людей и имущества на случай чрезвычайной ситуации;

сведения о расположении и режиме работы комнаты матери и ребенка;

схему расположения помещений автостанции;

перечень обязательных услуг, предоставляемых автостанцией, и их стоимость;

перечень дополнительных услуг, предоставляемых автостанцией, и их стоимость;

наименование и местонахождение организации, принимающей претензии от пассажиров;

3)

непосредственно возле кассового окна:

номер кассы;

перечень населенных пунктов, в которые осуществляется продажа билетов, или надпись «Продажа билетов на все направления»;

фамилия, имя и отчество кассира;

режим работы кассы;

надпись о специализации работы кассы;

номера телефонов, по которым осуществляются бронирование и заказ билетов;

сведения о порядке и правилах пересечения государственной границы.

122.

Через систему громкого вещания лицам предоставляется информация о:

1) времени отправления и прибытия автобусов согласно расписанию;

2) несвоевременном отправлении или прибытии автобуса — немедленно после получения дежурным диспетчером соответствующих сведений от перевозчика или с ближайшей автостанции с дальнейшим повторением через каждые 15 минут;

3) отмене рейса или замене автобуса — по крайней мере за полтора часа до установленного по расписанию времени отправления автобуса с повторением первый раз через 30 минут, а затем — через каждые пять минут. В таком случае объявляется порядок сдачи или обмена билетов;

4) назначении дополнительного рейса (если об этом заранее не объявлено) в часы, которые обеспечат своевременное информирование граждан. При этом сообщается о марке автобуса, времени отправления, номере кассы, которая продает билеты на соответствующий рейс;

5) изменениях в работе билетных касс — немедленно после принятия такого решения с объявлением номеров касс, изменяющих режим работы, номеров заменяющих их касс, названия измененных маршрутов и рейсов;

6) возможности получения помощи лицами с ограниченными физическими возможностями и матерями с детьми во время обслуживания на автостанциях;

7) безопасности дорожного движения.

123. Лицам предоставляется другая необходимая информация об условиях обслуживания, стоимости и порядке предоставления услуг в справочных службах автостанции, а в случае их отсутствия — в кассах продажи билетов или у дежурного автостанции.

Автостанция информирует водителей автобусов об условиях дорожного движения на участках маршрутов.

124. Ответственность за осуществление мероприятий по обеспечению безопасности движения транспортных средств и перемещения пассажиров на территории автостанции возлагается на руководителя автостанции.

Руководители автостанций несут ответственность согласно закону за качество и безопасность услуг, предоставляемых автостанциями пассажирам и перевозчикам, техническое и санитарно-гигиеническое состояние зданий, сооружений, оборудования и территории автостанции.

125. Перевозчик должен подать автобус на автостанцию, где формируется пригородный маршрут, за 20 минут, междугородный или международный — за 40 минут до отправления.

Возможность более длительного пребывания автобуса на территории автостанции определяется условиями договора о предоставлении услуг с автостанцией.

126. Автостанция может дополнительно привлекать для перевозки пассажиров автобусы перевозчиков, с которыми заключены соответствующие договоры, при условии поступления официального сообщения от перевозчика о невозможности самостоятельно обеспечить выполнение рейса или перевозку пассажиров в случае кратковременного увеличения пассажиропотока. В таком случае автостанция должна официально уведомить в течение одних суток заказчика регулярных перевозок.

В случае увеличения пассажиропотока накануне праздников автостанция привлекает к перевозке пассажиров перевозчика, обслуживающего регулярные рейсы на соответствующем маршруте, а в случае его официального отказа — другого перевозчика, подвижной состав которого соответствует условиям перевозок. При этом автостанция должна уведомить заказчика регулярных перевозок по установленной им форме в течение 10 суток.

127. Привлечение автомобильного перевозчика и уведомление заказчика регулярных перевозок в предусмотренных пунктом 126 настоящих Правил случаях происходит для выполнения каждого отдельного обратного рейса.

128. Если автобусы привлекаются для осуществления перевозок согласно пункту 126 настоящих Правил, руководитель автостанции указывает в путевом листе наименования маршрута и удостоверяет запись своей подписью и скрепляет печатью (штампом) автостанции. Такая запись является подтверждением правомерности выполнения рейса резервным (дополнительным) автобусом на маршруте.

129. Предварительная продажа билетов на рейсы междугородного или международного сообщения начинается не позднее чем за 15 суток и прекращается за одни сутки до отправления автобуса.

130. Лица, пользующиеся льготами по оплате проезда автобусами междугородного и/или пригородного сообщения, обращаются в билетную кассу автостанции для внесения соответствующей отметки в кассовую ведомость и получения билета на льготный проезд.

131. Прекращение работы автостанции на время перерыва на обед или уборки помещений не допускается. Зал ожидания, комнаты для отдыха, комнаты матери и ребенка должны быть открыты для пассажиров в течение всего рабочего дня. Перерыв на обед для персонала очередного изменения автостанции организовывается по сменному графику. При наличии в помещении автостанции комнат для продолжительного отдыха водителей и транзитных пассажиров доступ к ним обеспечивается круглосуточно независимо от режима работы автостанции.

132. Работа автостанции начинается за 30 минут до отправления в рейс первого автобуса и завершается через 30 минут после отправления последнего.

Режим работы касс устанавливается по сменному графику согласно расписанию движения автобусов и с учетом пассажиропотока и должен обеспечивать возможность своевременного приобретения билетов.

133. Продажа билетов в пункте отправления осуществляется с момента открытия касс, на промежуточных автостанциях — с момента поступления информации о наличии свободных мест.

Продажа билетов прекращается за три минуты до отправления автобуса.

134.

Кассы автостанций осуществляют переоформление билетов до момента выдачи водителю билетно-кассовой ведомости в случае:

возникновения необходимости в осуществлении поездки автобусом, который отправляется другим рейсом;

замены места, указанного в билете, на другое (при наличии свободных мест).

За переоформление билета в срок более одних суток до отправления с пассажира взимается плата.

Переоформление билета в срок менее одних суток до отправления считается возвратом билета и приобретением другого билета.

135.

Лицо, которое приобрело билет, имеет право на возврат его в кассу до отправления автобуса и выплату суммы, равной полной стоимости билета, в случае:

отмены рейса или отправления автобуса с опозданием;

непредоставления пассажиру места, указанного в билете (в случае отказа пассажира от другого предложенного места);

предоставления для перевозки автобуса, класс которого ниже, чем указано в расписании движения на автостанции.

136. В случае возврата в кассу автостанции билета на автобус междугородного или международного сообщения в срок более одних суток до его отправления, предусмотренного расписанием движения, пассажиру возвращается уплаченная сумма, кроме платы за продажу билетов и сбора за предварительную продажу билетов.

В случае возврата билета на автобус междугородного или международного сообщения в срок за два часа или менее чем за одни сутки до его отправления лицу возвращается уплаченная сумма, кроме платы за продажу билетов, сбора за предварительную продажу билетов и 10 процентов стоимости проезда.

В случае возврата билета на указанный автобус позже чем за два часа, но не позднее чем за 10 минут до отправления автобуса, предусмотренного расписанием движения, пассажиру возвращается уплаченная сумма, кроме платы за продажу билетов, сбора за предварительную продажу билетов и 20 процентов стоимости проезда.

В случае возврата билета позже чем за 10 минут до отправления автобуса, а также в течение трех часов с момента его отправления лицу возвращается уплаченная сумма, кроме платы за продажу билетов, сбора за предварительную продажу билетов и 30 процентов стоимости проезда.

Пассажир имеет право на возврат билета в течение трех суток с момента отправления автобуса в случае болезни или несчастного случая, что подтверждается соответствующими документами. В таком случае ему возмещается уплаченная сумма, кроме платы за продажу билетов, или бесплатно переоформляется билет на другой автобус.

Билеты на автобусы пригородного сообщения не переоформляются, а в случае опоздания пассажира — не подлежат возврату, кроме случаев, определенных пунктом 135 настоящих Правил

.

137. Средства, поступившие от продажи билетов и удерживаемые согласно пункту 136 настоящих Правил в случае возврата билета, уплачиваются в пользу субъекта, осуществившего их продажу.

В случае продажи и приема билетов на проезд разными субъектами хозяйствования удержанные средства распределяются между ними равными частями.

Часть стоимости проезда, удерживаемая согласно пункту 136 настоящих Правил, взимается в пользу перевозчика.

138. Если пассажир не явился на посадку на промежуточной остановке автобуса междугородного или международного сообщения, руководитель автостанции (или представитель перевозчика в случае отсутствия автостанции) составляет акт, в котором перечисляются личные вещи, багаж и ручная кладь пассажира. Кроме руководителя автостанции (или представителя перевозчика) акт подписывают два свидетеля происшествия.

Указанные в акте вещи, багаж и ручная кладь передаются на хранение в камеру хранения автостанции (ближайшей автостанции в случае осуществления остановки не на автостанции), о чем указывается в акте.

139. Вещи граждан могут временно храниться в стационарных камерах хранения независимо от наличия в них проездных документов. За хранение вещей в камере хранения с их собственника взимается плата.

140. Не разрешается принимать на хранение деньги, ценности, продукты питания, кладь со взрывчатыми, отравляющими, огнеопасными, едкими, зловонными, наркотическими и другими опасными веществами, а также вещи, которые могут загрязнить камеру хранения и хранящиеся в ней предметы.

141. Если пассажир утерял багажную квитанцию, подтверждающую факт сдачи вещей на хранение, или забыл шифр или номер автоматической камеры хранения, сданная в камеру хранения вещь выдается поклажедателю после предъявления доказательств принадлежности ему такой вещи с оформлением соответствующего акта.

142. Срок, в течение которого хранитель обязан хранить вещи, устанавливается собственником автостанции.

Действия в отношении забытых, найденных и нераспознанных вещей регулируются Гражданским кодексом Украины.

За хранение найденных вещей, а также за хранение вещей, изъятых из камер хранения после установленного срока хранения, с их собственника взимается плата в случае их распознания.

143. В случае сдачи вещей в камеру хранения с объявлением ценности хранитель имеет право требовать предъявления вещей для определения их действительной стоимости.

В случае отказа пассажира предъявить вещи для досмотра или несогласия с оценкой их действительной стоимости вещи в камеру хранения не принимаются.

144. Убытки, причиненные поклажедателю в результате утери, недостачи или повреждения вещи, сданной в камеру хранения, возмещаются в течение суток с момента предъявления требования об их возмещении в случае доказательства вины хранителя.

 

VI. Права и обязанности участников транспортного процесса

145.

Перевозчик обязан:

1) обеспечить соблюдение персоналом требований законодательства об автомобильном транспорте и защите прав потребителей;

2) принимать меры к обеспечению безопасной, удобной поездки пассажиров и хранения и/или доставки багажа согласно договору перевозки и расписанию движения;

3) организовать проведение контроля технического и санитарного состояния автобусов или легковых автомобилей перед началом работы;

4) организовать проведение ежесменного предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств;

5) выдавать водителям и другим работникам предусмотренные законом документы;

6) иметь документы для осуществления перевозок согласно законодательству;

7) содержать транспортные средства в надлежащем техническом и санитарном состоянии, обеспечивать их своевременную подачу для посадки пассажиров и отправления;

8) осуществлять перевозку пассажиров с использованием сертифицированных транспортных средств соответствующего типа, на которые оформлены документы согласно законодательству;

9) организовывать проезд пассажиров до места назначения по маршруту без дополнительных финансовых расходов пассажиров, прежде всего лиц с особыми потребностями, в случае прекращения поездки из-за технической неисправности транспортного средства или наступления чрезвычайного или неотвратимого при данных условиях события;

10) осуществлять перевозку пассажиров с билетами и пассажиров, которым согласно законодательству предоставлены льготы по плате за проезд;

11) предоставлять пассажирам достоверную и своевременную информацию о наименовании остановок, возможных пересадках, размере платы за проезд и т. п.;

12) компенсировать вред, причиненный здоровью и имуществу пассажиров;

13) обеспечивать предварительную и текущую продажу билетов;

14) осуществлять обязательное личное страхование пассажиров от несчастных случаев на транспорте;

15) проверять (во время международных перевозок) наличие у пассажира визовых и эмиграционных документов;

16) выполнять требования настоящих Правил, Правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств.

146.

Перевозчик имеет право:

1) отменять рейсы транспортных средств в случае возникновения обстоятельств, которые он не мог предусмотреть и возникновение которых не мог предотвратить, с возвратом пассажирам (или заказчику услуг) средств, уплаченных ими за перевозку;

2) ограничивать или прекращать перевозку в случае стихийного бедствия, эпидемии, эпизоотии или другой чрезвычайной ситуации;

3) прекращать движение транспортных средств в случае возникновения угрозы жизни и здоровью пассажиров;

4) указывать в багажной квитанции состояние багажа, имеющего внешние повреждения, или отказываться от его перевозки в случае возражения пассажира против внесения соответствующей отметки;

5) требовать от органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, заказчика перевозок и автостанций выполнения условий договора;

6) принимать участие в конкурсах на перевозку пассажиров на маршрутах;

7) подавать заказчикам регулярных перевозок предложения по повышению уровня организации обслуживания пассажиров;

8) предоставлять пассажирам льготы по оплате услуг по перевозке;

9) предлагать пассажирам дополнительные услуги.

147.

Водитель автобуса обязан:

1) иметь удостоверение водителя на право управления транспортными средствами соответствующей категории и талон к нему;

2) выполнять требования настоящих Правил, Правил дорожного движения и правил технической эксплуатации автобуса;

3) иметь с собой и предъявлять для проверки уполномоченным лицам предусмотренные законодательством документы;

4) соблюдать определенный маршрут и расписание движения автобуса;

5) принимать, размещать и выдавать багаж пассажирам на предусмотренных графиком движения остановках;

6) следить за выполнением пассажирами своих обязанностей и безопасным размещением ими багажа и ручной клади в автобусе;

7) осуществлять высадку пассажиров в случае заправки автобуса горючим во время выполнения перевозки;

8) принимать необходимые меры по обеспечению безопасности пассажиров в случае возникновения препятствий для движения на маршруте (туман, гололедица и т. п.), которые не дают возможности продолжить поездку, а также в случае вынужденной остановки на железнодорожном переезде;

9) проверять во время посадки на пригородном или междугородном маршрутах наличие у лиц билетов на проезд и квитанций на перевозку багажа;

10) останавливать во время выполнения рейса в режиме маршрутного такси автобус для посадки по требованию в местах остановки общественного транспорта, а также в других местах, но не ближе чем за 100 метров от места остановки общественного транспорта, если это не противоречит Правилам дорожного движения;

11) останавливать автобус для посадки и высадки пассажиров на расстоянии не более чем 0,5 метра от края проезжей части дороги;

12) пройти перед выездом на маршрут медицинский осмотр, обеспечить проверку технического состояния и комплектности транспортного средства;

13) соблюдать определенный законодательством режим труда и отдыха;

14) быть опрятно одетым, вежливо вести себя с пассажирами;

15) объявлять наименование и продолжительность остановки;

16) продавать билеты пассажирам до начала движения автобуса в предусмотренных законодательством случаях;

17) обеспечить в случае отставания пассажира от автобуса на пути следования сохранение его ручной клади, багажа;

18) в случае осуществления междугородных или международных перевозок оказывать помощь пассажирам с ограниченными физическими возможностями в размещении ручной клади, багажа, костылей, тележек и других личных вещей, а также во время посадки и высадки из автобуса;

19) проверять в случае обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями по прибытии в пункт назначения, осуществил ли пассажир запланированную высадку и не ли забыл багаж и/или ручную кладь или личные вещи;

20) обеспечивать перевозку багажа в багажных отделениях автобуса (в случае их наличия) или размещение так, чтобы не мешать свободному проходу пассажиров вдоль салона автобуса и не блокировать доступ к основным и аварийным выходам.

148.

Водитель автобуса имеет право:

1) требовать от пассажиров выполнения их обязанностей;

2) проверять во время посадки в автобус на пригородных, междугородных и международных маршрутах наличие билетов на проезд и квитанций на перевозку багажа;

3) не выдавать багаж, если пассажир не предъявил квитанцию на перевозку багажа;

4) не допускать к поездке пассажира, если в салоне отсутствуют свободные места (кроме случаев, когда у пассажира имеется билет на место в салоне);

5) отказать в случае выполнения рейсов в режиме маршрутного такси в остановке для посадки
и/или высадки в месте, расположенном на расстоянии ближе чем 100 метров от обустроенной остановки общественного транспорта, или в нарушение Правил дорожного движения;

6) не допускать к поездке пассажиров, которые не имеют билетов или не предъявляют удостоверение установленного образца, подтверждающее право на льготы по оплате проезда, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нарушают общественный порядок, имеют при себе опасные грузы, в частности легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и такие, которые могут загрязнить транспортное средство или одежду пассажиров.

149.

Водителю автобуса запрещается:

1) начинать движение до полного закрытия дверей и открывать их до полной остановки автобуса;

2) изменять маршрут и график движения;

3) разговаривать с пассажирами, есть, пить, курить во время движения автобуса;

4) продавать пассажирам билеты во время движения автобуса;

5) отказывать пассажирам в обслуживании, кроме предусмотренных законодательством и настоящими Правилами случаев;

6) выбирать пассажиров по выгодности их следования;

7) перевозить в автомобиле острые и режущие предметы, пожароопасные, взрывчатые, отравляющие, едкие, зловонные и наркотические вещества, огнестрельное оружие без чехлов, другие опасные предметы;

8) перевозить животных, кроме предусмотренных законодательством случаев;

9) нарушать требования настоящих Правил, Правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортного средства.

150.

Водитель такси обязан:

1) совершать посадку пассажиров на стоянке в порядке очереди, предоставлять право внеочередного пользования такси согласно законодательству;

2) открывать двери такси, открывать багажник и проверять его закрытие во время посадки пассажиров;

3) сообщать пассажирам о размере оплаты проезда, показаниях таксометра в начале и в конце поездки и разъяснять порядок пользования такси;

4) осуществлять перевозки до пункта назначения по определенному пассажиром маршруту или кратчайшим путем с согласия пассажира;

5) соблюдать определенный законодательством режим труда и отдыха;

6) быть вежливым и внимательным к пассажирам;

7) иметь с собой и предъявлять для проверки уполномоченным лицам предусмотренные законодательством документы;

8) получать согласие пассажира на предложение другим лицам осуществить поездку;

9) передавать забытые вещи в городской стол находок;

10) принимать меры для своевременной доставки пассажиров в место назначения в случае выхода транспортного средства из строя (остановить попутное такси, вызвать такси по телефону и т. п.);

11) помочь пассажиру уложить багаж;

12) выдать по требованию пассажира чек для оплаты транспортной услуги;

13) выполнять договорные обязательства по подаче автомобиля, доставке пассажира, условиям и размеру оплаты;

14) выполнять требования настоящих Правил, Правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортного средства.

151. Водитель такси, являющийся наемным работником, кроме требований, предусмотренных пунктом 150 настоящих Правил, должен перед выездом на маршрут пройти медицинский осмотр и провести проверку технического состояния транспортного средства с внесением соответствующей отметки в путевой лист.

152. Водитель такси, являющийся физическим лицом — предпринимателем и осуществляющий перевозку самостоятельно без использования наемного труда, кроме требований, предусмотренных пунктом 150 настоящих Правил, обязан перед выездом пройти медицинский осмотр и обеспечить проведение проверки технического состояния транспортного средства с внесением соответствующей отметки в контрольный листок, форма которого утверждается Минтранссвязи.

153.

Водитель такси имеет право:

1) отказать в поездке пассажиру, который находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нарушает общественный порядок, имеет при себе вещи, запрещенные для перевозки, может загрязнить салон автомобиля;

2) требовать от перевозчика создания условий для безопасной работы на маршруте, соблюдения режима труда и отдыха водителей.

154. Водителю такси запрещается:

1) отказывать пассажиру в обслуживании, кроме случаев, предусмотренных законодательством и настоящими Правилами;

2) предлагать лицу поездку без согласия пассажиров, находящихся в салоне такси;

3) осуществлять перевозку пассажиров, если в автомобиле такси отсутствует или не работает таксометр;

4) перевозить группу пассажиров в количестве, превышающем пассажировместимость транспортного средства;

5) устанавливать за поездку размер платы, не соответствующий показаниям таксометра;

6) выбирать пассажиров по выгодности их следования;

7) навязывать общий проезд нескольким пассажирам или осуществлять перевозку пассажиров не кратчайшим путем, если на то отсутствует их согласие;

8) перевозить в автомобиле острые и режущие предметы, пожароопасные, взрывчатые, отравляющие, едкие, зловонные, наркотические вещества, огнестрельное оружие без чехлов, другие опасные предметы;

9) перевозить животных, кроме предусмотренных законодательством случаев;

10) брать плату с пассажиров за время простоя в случае остановки в пути по вине водителя;

11) есть, пить и курить во время движения;

12) нарушать требования настоящих Правил, Правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортного средства.

155. Водитель такси несет ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, порчу или утерю принятого к перевозке багажа.

156.

Пассажир такси имеет право:

1) на высококачественную и безопасную перевозку;

2) выбирать по своему усмотрению любое такси, находящееся на стоянке;

3) требовать от водителя:

выполнения требований Правил дорожного движения, настоящих Правил и законодательства о защите прав потребителей, проведения расчета согласно показаниям таксометра и выдачи ему чека;

осуществления перевозки без подсадки других пассажиров;

осуществления перевозки кратчайшим путем;

4) определять путь следования к пункту назначения;

5) перевозить на руках ребенка дошкольного возраста на заднем сиденьи;

6) обращаться к перевозчику и другим организациям с требованием разъяснить порядок предоставления транспортных услуг и их оплаты;

7) на компенсацию причиненного ущерба.

157.

Пассажир такси обязан:

1) выполнять требования настоящих Правил;

2) совершать посадку и высадку с правой стороны только после полной остановки транспортного средства;

3) во время движения не отвлекать внимание водителя от управления транспортным средством;

4) не допускать действий, угрожающих безопасности перевозки и дорожного движения;

5) не курить и не открывать окна в салоне без согласования с водителем и другими пассажирами;

6) оплатить в случае выхода транспортного средства из строя часть стоимости проезда согласно показаниям таксометра;

7) рассчитаться с водителем в полном объеме по окончании поездки, в том числе в случае ее прекращения по собственному желанию, а в случае остановки по собственной необходимости — оплатить осуществленную часть перевозки согласно показаниям таксометра и внести аванс на время ожидания по договоренности (если в пределах такого времени пассажир не явился, перевозка считается законченной).

158.

Пассажир автобуса обязан:

1) иметь при себе билет на проезд, квитанцию на перевозку багажа, а при наличии права на льготы по оплате проезда — удостоверение установленного образца или бесплатный билет (для междугородных перевозок);

2) занимать указанное в билете место, хранить билет до конца поездки и предъявлять в развернутом виде по требованию лиц, имеющих право осуществлять контроль;

3) совершать посадку (высадку) только после полной остановки автобуса;

4) оплатить перевозку багажа и ручной клади согласно требованиям настоящих Правил;

5) иметь визовые и эмиграционные документы (во время международных перевозок);

6) заранее подать сигнал водителю соответствующим звонком или устно в случае выхода на остановке «По требованию»;

7) в случае наступления дорожно-транспортного происшествия оказать возможную помощь потерпевшим и сообщить об этом в органы милиции;

8) уведомить водителя об обнаруженных забытых вещах, документах и ценностях.

159.

Пассажир автобуса имеет право:

1) на безопасную и высококачественную перевозку;

2) предъявлять требования к перевозчику по выполнению им условий договора перевозки;

3) перевозить животных в установленном законодательством порядке;

4) перевозить бесплатно одну единицу багажа в случае поездки на маршруте городского или пригородного сообщения при условии, что его размеры не превышают 100 х 50 х 30 сантиметров, весом до 20 килограммов;

5) гарантированно перевозить две единицы багажа с оплатой согласно тарифу за каждую из них и бесплатно перевозить одну единицу ручной клади в салоне транспортного средства в случае поездки на маршруте междугородного или международного сообщения;

6) бесплатно перевозить ручную кладь в количестве не более двух единиц на городских и пригородных маршрутах;

7) бесплатно перевозить с собой одного ребенка в возрасте до шести лет без права занятия им отдельного места;

8) покупать для детей в возрасте от шести до 14 лет детские билеты по льготной цене (со скидкой 25 процентов стоимости) в период с 1 октября по 15 мая;

9) объявлять ценность багажа;

10) получать от перевозчика, водителя, работника автостанции информацию об услугах по перевозкам;

11) на компенсацию причиненного ущерба.

160.

Пассажирам автобуса (такси) запрещается:

1) во время движения отвлекать внимание водителя от управления;

2) открывать двери транспортного средства до полной его остановки;

3) препятствовать закрыванию дверей;

4) размещать багаж в тех местах, где это препятствует свободному передвижению пассажиров вдоль салона;

5) осуществлять поездку без оплаты ее стоимости или без предъявления удостоверения личности установленного образца (в случае наличия права на льготы по проезду);

6) делать исправление в билете и передавать его другому лицу;

7) перевозить багаж и ручную кладь на сиденьи;

8) пользоваться аварийным оборудованием без необходимости;

9) нарушать общественный порядок;

10) курить в салоне транспортного средства.



коментар редакції

Предоставление услуг пассажирского автомобильного транспорта по-новому

Комментируемый документ вступает в силу с момента его официального опубликования и вносит изменения в Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденные постановлением КМУ от 18.02.97 г. № 176 (в редакции постановления КМУ от 29.01.2003 г. № 141, далее — Старые Правила), изложив их в новой редакции (далее — Новые правила).

Объем комментария не позволяет произвести подробный сравнительный анализ Старых и Новых Правил, так как это довольно объемные документы, но на основные их различия хотелось бы обратить внимание.

Новые Правила

, хотя во многом и повторяют содержание Старых Правил, вводят и новые положения, при этом имеют другую структуру с другими названиями разделов и подразделов.

Так, например, в Старых Правилах раздел II имеет название «Перевозки пассажиров и грузов» и включает подразделы: «Виды услуг, предоставляемых при перевозке пассажиров»; «Автобусные перевозки»; «Обязанности и права пассажира»; «Обязанности и права пассажирского перевозчика»; «Обязанности и права водителя», в то время как в Новых Правилах этот раздел имеет другое название — «Перевозки пассажиров автобусами» и включает другие подразделы: «Регулярные специальные перевозки»; «Нерегулярные перевозки»; «Перевозки организованных групп детей».

В Старых правилах раздел III имеет название «Перевозки организованных групп детей» и включает подразделы: «Обязанности заказчика»; «Обязанности руководителя группы»; «Обязанности и права детей, перевозчика и водителя», в то время как в Новых Правилах он имеет название «Перевозки ручной клади и багажа» и у него нет подразделов.

Как видим из примера,

некоторые подразделы Старых Правил в Новых Правилах стали разделами, а некоторые разделы стали подразделами, при этом в Новых Правилах нет разделов «Международные перевозки пассажиров», «Перевозки туристов» и «Обязательное страхование и расследование несчастного случая с пассажиром», которые были в Старых Правилах (IV, V и VIII), не появились они и в подразделах.

Наверное, это связано с тем, что вопросы все равно регулируются другими нормативно-правовыми актами, поэтому приводить в Новых Правилах положения, содержащиеся в них, не сочли целесообразным.

В Новых Правилах

больше внимание уделено перевозкам на такси и легковыми автомобилями на заказ, организации работы автостанций, продаже и переоформлению проездных документов, правам и обязанностям участников транспортного процесса, которым посвящены отдельные разделы.

Что касается менее «глобальных» изменений, то они тоже имеют место.

Так, например, в Новых Правилах

значительно уменьшен вес ручной клади (с 30 до 10 кг) при тех же размерах (60 х 40 х 20 см) и соответственно уменьшен нижний предел веса багажа (от 10 до 40 кг) при сохранении прежних размеров (100 х 50 х 30 см).

Багажная квитанция

по Новым Правилам не только подтверждает факт принятия багажа для перевозки или хранения, в ней еще должны быть указаны ценность багажа и стоимость его перевозки или хранения, в то время как согласно Старым Правилам она является только официальной распиской, подтверждающей принятие груза к перевозке.

В Новых Правилах

более подробно урегулирована ситуация, возникающая при поломке автобуса или прекращении перевозки в результате наступления чрезвычайного или непреодолимого события (п. 37). В этих случаях водитель должен осуществить пересадку пассажиров на другой автобус, которым они будут доставлены до ближайшей автостанции или в конечный пункт назначения за счет перевозчика, кроме этого, перевозчик должен организовать дальнейшую поездку пассажиров, а также вернуть пассажирам пригородного маршрута полную стоимость билета, а пассажирам междугородного маршрута — стоимость неиспользованной части билета. На городских маршрутах пассажирам возвращается только полная стоимость билета, а дальнейшая поездка осуществляется и оплачивается ими самостоятельно.

Автобусы, осуществляющие перевозки пассажиров в режиме маршрутного такси, должны отправляться в соответствии с утвержденным графиком движения независимо от количества находящихся в салоне пассажиров

(п. 38 Новых Правил), что должно упорядочить их работу, так как на практике они отправляются только тогда, когда наберут определенное количество пассажиров, при этом водитель сам и устанавливает это количество.

Новыми Правилами установлено, что

при утрате билета пассажир к посадке не допускается, дубликат не выдается, стоимость билета не возвращается и претензии не принимаются (абз. третий п. 41), так что пассажирам билеты лучше не терять.

Автобус должен подаваться перевозчиком на автостанцию на пригородных маршрутах за 20 минут, а на междугородных и международных — за 40 минут до отправления

(п. 125 Новых Правил).

По Новым Правилам

предварительная продажа билетов на междугородные и международные маршруты начинается не менее чем за 15 суток и заканчивается за одни сутки до отправления автобуса (п. 129 Новых Правил).

При сдаче в камеру хранения вещей с объявленной ценностью хранитель вправе требовать предъявления вещей для определения их действительной стоимости

, а в случае отказа пассажира предъявить вещи для осмотра или когда он не согласен с оценкой их действительной стоимости вещи в камеру хранения не принимаются (п. 143 Новых Правил).

При утрате, недостаче или повреждении вещей, сданных в камеру хранения, причиненный ущерб возмещается в течение суток с момента предъявления требования о его возмещении, при условии, что вина хранителя доказана

(п. 144 Новых Правил).

В Новых Правилах существует много и других моментов, которые могут быть интересны, поэтому субъектам хозяйствования, которые так или иначе связаны с деятельностью автомобильного пассажирского транспорта, желательно ознакомиться с полным текстом документа.

Георгий Сфинцицки

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно