Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Вы нам писали. Как ОСМД учитывать доходы от основной деятельности

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2008/№ 62
Печать
Статья

Как ОСМД учитывать доходы от основной деятельности

 

За последнее время в редакцию поступило несколько вопросов от такой категории неприбыльных организаций, как объединения совладельцев многоквартирных домов, следующего содержания:

1. Наше объединение получает от своих членов коммунальные платежи, которые затем перечисляем на счета коммунальных предприятий, оказывающих такие услуги.

В каких строках Налогового отчета об использовании средств неприбыльными учреждениями и организациями показывать платежи за коммунальные услуги?

2. Как заполнить Отчет по ф. № 1-ПП объединению?

3. Как правильно приходовать средства, которые члены объединения вносят наличными (членские взносы, плата за коммунальные услуги, плата за содержание дома и др.)?

Их рассмотрению и посвящен данный материал.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ХКУ

 — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 2886

 — Закон Украины «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-III.

Закон о налоге на прибыль

 — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР).

Закон об НДС

 — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Положение № 637

 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

 

Вопросам деятельности объединений многоквартирных домой мы неоднократно уделяли внимание на страницах нашей газеты (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 95, 97, 103). Однако поскольку число объединений совладельцев многоквартирных домов (далее — ОСМД) постоянно увеличивается, у таких субъектов хозяйствования появляются вопросы, требующие дополнительного освещения. в свою очередь, работники налоговых органов также появляются свой интерес к этой категории плательщиков, что иногда выражается в противоречивых консультациях.

 

Оплата коммунальных услуг

Первый вопрос касается порядка расчетов членов ОСМД за коммунальные услуги, к которым относятся услуги по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению и водоотведению.

Согласно

ст. 22 Закона № 2866 применяются такие варианты оплаты коммунальных платежей членами ОСМД.

Вариант первый

. Члены ОСМД перечисляют средства за коммунальные услуги непосредственно на счета предприятий, оказывающих такие услуги. Такой вариант возможен при наличии технической возможности ведения поквартирного учета потребления коммунальных услуг. в этом случае члены ОСМД заключают договоры на предоставление коммунальных услуг непосредственно с предприятиями, оказывающими такие услуги. На счет ОСМД такие средства зачисляться не будут.

Следовательно, ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете ОСМД платежи за коммунальные услуги отражаться не будут. Конечно, такой вариант является для ОСМД наиболее приемлемым, так как объединение не будет выступать коллективным заказчиком (абонентом) таких услуг и соответственно не будет нести ответственность за своевременность и их уплату.

Второй вариант

. Члены ОСМД перечисляют на счет ОСМД коммунальные платежи для аккумуляции и дальнейшего перечисления предприятиям, предоставляющим такие услуги. в этом случае ОСМД перечисляет такие средства поставщикам коммунальных услуг ежемесячно в сроки, предусмотренные договорами. Если на ОСМД возложены функции управляющего жилищным комплексом, то оно может выступать коллективным заказчиком (абонентом) коммунальных услуг в соответствии с договорами, заключенными с поставщиками коммунальных услуг. При этом ОСМД будет нести ответственность за несвоевременность и полноту уплаты стоимости коммунальных услуг, фактически потребленных членами объединения.

Несмотря на то что второй вариант менее приемлем для ОСМД, именно он получил наибольшее распространение на практике. И, судя по вопросу, именно он интересует наших читателей.

Итак, ОСМД получает платежи за коммунальные услуги от своих членов и в последующем перечисляет их поставщикам таких услуг. Причем такие платежи должны поступать от собственников жилья

в полной сумме, т. е. с учетом НДС, и также с учетом НДС перечисляются коммунальным предприятиям. Несмотря на то что такие платежи будут проходить транзитом через ОСМД, объединению придется отражать эти средства в налоговом учете и налоговой декларации по НДС.

В связи с этим напомним, что согласно

п. 11.11 Закона об НДС ОСМД при исчислении НДС по жилищно-коммунальным услугам используют кассовый метод, при котором:

— налоговое обязательство отражают при поступлении средств от собственников жилья за предоставленные жилищно-коммунальные услуги;

— налоговый кредит отражают при перечислении соответствующих сумм поставщикам коммунальных услуг.

И хотя средства, поступающие от членов объединения в оплату жилищно-коммунальных услуг, проходят через ОСМД транзитом, они будут

зачисляться в состав доходов от основной деятельности ОСМД. Это и понятно, ведь основная деятельность ОСМД состоит в осуществлении функций, которые обеспечивают реализацию прав владельцев помещений, надлежащее содержание дома и придомовой территории, содействие членам объединения в получении жилищно-коммунальных и других услуг надлежащего качества по обоснованным ценам.

Однако с такими выводами согласны не все. Так, в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 21, с. 20, в консультации «Заключение жилищно-строительными кооперативами и объединениями многоквартирного дома — неприбыльными организациями договоров с поставщиками коммунальных услуг» приведены следующие выводы:

«Итак,

основная деятельность жилищно-строительных кооперативов и объединений совладельцев многоквартирного дома, которые с целью освобождения от налогообложения отдельных видов доходов включены в Реестр неприбыльных организаций и учреждений, не предусматривает получение прибыли.

Денежные средства, которые поступают от жильцов, оплачивающих стоимость потребленных коммунальных услуг, для последующего их перечисления предприятиям-поставщикам,

не могут рассматриваться как средства, которые поступают жилищным кооперативам и объединениям совладельцам многоквартирного дома — неприбыльным организациям и учреждениям для обеспечения потребностей их основной деятельности, предусмотренной уставными документами таких неприбыльных организаций и положениями п. 7.11 ст. 7 Закона № 334/94-ВР.

Таким образом, выполнение указанными неприбыльными организациями функций по заключению договора с предприятиями-поставщиками коммунальных услуг и осуществлению расчетов за предоставление таких услуг

не может рассматриваться как хозяйственная деятельность».

Проанализируем эти выводы подробнее.

С одной стороны, автор в первом абзаце вполне справедливо говорит о том, что основная деятельность ОСМД

не предусматривает получение прибыли. Однако уже в следующем абзаце утверждает, что денежные средства, полученные ОСМД от жильцов в виде оплаты жилищно-коммунальных услуг, не могут рассматриваться как средства, поступающие для обеспечения потребностей их основной деятельности.

Возможно, такие выводы связаны с тем, что средства, получаемые ОСМД от своих членов, не остаются в распоряжении ОСМД, а перечисляются поставщикам коммунальных услуг. Ведь получается, что фактически у ОСМД ничего не остается в распоряжении от таких поступлений (сколько получил — столько и перечислил). И поэтому не представляется возможным такие средства направить на обеспечение потребностей основной деятельности объединения.

Однако, применяя именно такой механизм расчетов за коммунальных услуги, ОСМД изначально не предусматривает получить прибыль от такой операции. Ведь заключать договоры с субъектами хозяйствования, которые выполняют работы, в том числе строительные, предоставляют жилищно-коммунальные и другие услуги, а также осуществлять контроль за их выполнением относится к компетенции правления ОСМД. То есть выполнение указанных функций является одним из видов деятельности объединения, что должно быть отражено в уставных документах.

Что касается последнего абзаца, то допускаем, что автор решил подкорректировать вышеприведенные выводы, и абсолютно справедливо утверждает, что выполнение таких функций ОСМД не рассматривается как хозяйственная деятельность. Ведь действительно, такие действия объединения являются их основной деятельностью.

С учетом сделанных выводов перейдем к 

Налоговому отчету об использовании средств неприбыльными учреждениями и организациями, форма и порядок заполнения которого утверждены приказом ГНАУ от 11.07.97 г. № 233 (в редакции приказа ГНАУ от 03.04.2003 г. № 153).

Учитывая, что коммунальные платежи, полученные ОСМД, от своих членов являются доходами от основной деятельности, такие суммы отражаются следующим образом:

— плата за жилищно-коммунальные услуги, поступившая от жильцов ОСМД (в кассу или на счет) — по

строке 7.1.2 Налогового отчета;

— суммы, перечисленные поставщикам жилищно-коммунальных услуг, — по

строке 9.2.9 Налогового отчета.

Следует также учесть, что коммунальные платежи в Налоговом отчете будут отражаться без учета НДС.

 

Заполнение отчета по ф. № 1-ПП

Неприбыльные организации, которые получают доходы, освобожденные от налогообложения, должны подавать в налоговые органы

Отчет о суммах льгот в налогообложении юридических лиц и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, утвержденный приказом ГНАУ, Госкомстата Украины от 23.07.2003 г. № 419/453 (далее — отчет по ф. № 1-ПП). Заметим, что о необходимости подачи отчета по ф. № 1-ПП неприбыльными организациями, имеющими льготы по налогообложению, обращалось внимание в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 8 и № 35.

Порядок заполнения отчета по ф. № 1-ПП основывается на расчете не внесенных в бюджет сумм налогов исходя из вида льгот, полученных по каждому вида платежа, в соответствии со Справочником льгот*.

* На сегодняшний день действует Справочник льгот, предоставленных действующим законодательством по уплате налогов, сборов, других обязательных платежей по состоянию на 01.06.2008 г.

В соответствии с 

п.п. 7.11.3 Закона о налоге на прибыль от налогообложения освобождаются доходы ОСМД, полученные в виде:

— взносов, средств или имущества, поступающих для обеспечения потребностей их основной деятельности;

— пассивных доходов.

Получается, что ОСМД на сумму указанных выше доходов имело право уменьшить базу налогообложения налогом на прибыль. Поэтому при расчете суммы льготы по налогу на прибыль необходимо

общую сумму доходов, освобожденных от налогообложения, которые были получены ОСМД в отчетном периоде, умножить на 25 % и рассчитанную величину отразить в графе 5 отчета по ф. № 1-ПП.

В

графе 6 данного отчета указывается часть суммы платежа из графы 5, приходящаяся на государственный бюджет. в связи с тем, что налог на прибыль уплачивается в госбюджет в полной сумме, в нашем случае данные граф 5 и 6 совпадут.

Кроме суммы льгот объединение в 

графах 9 и 10 отчета по ф. № 1-ПП должно указать сведения о целевом использовании льгот. Учитывая, что на сегодняшний день действующим законодательством не установлен порядок расчета суммы целевого использования льгот, в этих графах, как правило, отражают всю сумму налоговой льготы.

 

Оприходование наличности

При оприходовании наличных средств, внесенных членами объединения, необходимо руководствоваться требованиями

Положения № 637. Так, в соответствии с п. 1.2 данного документа под предприятиями понимаются юридические лица (кроме банков) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (их обособленные подразделения), являющиеся участниками отношений в сфере хозяйствования, в частности субъекты хозяйствования, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а также другие субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления.

Исходя из определения субъектов хозяйствования (

ст. 55 ХКУ) и хозяйственной деятельности (ст. 3 ХКУ) следует, что к этой категории относятся субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность как с целью получения прибыли, так и без цели получения прибыли (некоммерческая хозяйственная деятельность).

Поэтому к 

субъектам хозяйствования относятся также и неприбыльные организации — ОСМД, и, следовательно, на них распространяются нормы Положения № 637.

В связи с этим все наличные денежные средства, поступающие в кассу ОСМД (например, членские взносы, плата за коммунальные услуги, плата за содержание дома, арендная плата и пр.), должны своевременно (в день получения) и в полной сумме быть

оприходованы. Прием наличных средств в кассу оформляется выпиской приходного кассового ордера, на основании которого производятся записи в кассовую книгу.

Кроме того, ОСМД необходимо позаботиться об установлении

лимита кассы. в рассматриваемой ситуации неприбыльная организация в основном принимает наличные средства в кассу. Поэтому рекомендуем расчет лимита производить исходя из среднедневного поступления наличных.

При этом заметим, что необходимость установления лимита кассы

не зависит от объема движения наличности. Если лимит кассы не установлен (независимо от причин), то он будет считаться нулевым (п. 5.9 Положения № 637). При этом вся наличность, находящаяся в кассе на конец рабочего дня и не сданная предприятием, будет считаться сверхлимитной. Как известно, наличие сверхлимитных средств чревато для предприятия штрафными санкциями, предусмотренными ст. 1 Указа Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличных» от 12.06.95 г. № 436, а именно: за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассе установлен штраф в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц