Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О применении налоговой социальной льготы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Январь, 2008/№ 9
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 28.12.2007 г. № 26662/7/17-0117

О применении налоговой социальной льготы

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 28.12.2007 г. № 26662/7/17-0117

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо <...> об уменьшении суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого из источников на территории Украины от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы и сообщает следующее.

Вопрос, касающийся права плательщика налога с доходов физических лиц на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода в виде заработной платы на сумму налоговой социальной льготы, регулируется Законом Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон).

Механизм реализации на практике этого права гражданина определен в Порядке предоставления документов и их составе при применении налоговой социальной льготы, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 26.12.2003 г. № 2035 (далее — постановление) и приказе ГНАУ от 30.09.2003 г. № 461 «Об утверждении формы заявлений и уведомлений по вопросам получения (применения) налоговой социальной льготы, а также порядка информирования плательщиков налога» (далее — приказ).

Согласно ст. 6 Закона налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата

исключительно по одному месту его начисления (выплаты), если его размер не превышает сумму месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января отчетного налогового года, умноженную на 1,4 и округленную до ближайших 10 гривень (в 2007 г. — 740 грн.).

Не останавливаясь на процедуре выбора места получения (применения) налоговой социальной льготы (п. 6.3 ст. 6 Закона), подачи работником заявления о ее применении и соответствующих документов, рассмотрим ситуацию, когда плательщиком налога нарушаются нормы Закона и фактически льгота получается им по нескольким местами работы. Действия плательщика налога и его работодателя по исправлению такой ситуации определены в п.п. 6.3.4 п. 6.3 ст. 6 Закона.

 

Об утрате права на льготу

Если плательщик налога подал заявление о применении льготы более чем одному работодателю, в результате чего налоговая социальная льгота фактически применялась с нарушением норм Закона, то такой плательщик налога

утрачивает право на получение налоговой социальной льготы по всем местам получения дохода начиная с месяца, в котором имело место такое нарушение, и заканчивая месяцем, в котором право на применение налоговой социальной льготы восстанавливается (абзац первый п.п. 6.3.4 п. 6.3. ст. 6 Закона).

Таким образом, с месяца, в котором возникает такое нарушение требований ст. 6 Закона, до момента его устранения, плательщик утрачивает право на налоговую социальную льготу. Факт получения налоговой социальной льготы с нарушением требований Закона следует рассматриваться как получение плательщиком дохода без уплаты налога. При этом, учитывая положения п.п. 6.3.5 п. 6.3 ст. 6 Закона, работодатель, который на основании надлежащим образом полученного заявления плательщика налога о применении льготы применяет такую льготу,

не несет какой-либо ответственности за нарушение таким плательщиком налога требований п.п. 6.3.1 этой статьи Закона, за исключением когда такой работодатель и такой плательщик являются связанными лицами, или когда судом установлен факт сговора между ними, направленного на уклонение от обложения этим налогом.

 

Об информировании плательщика о наличии нарушений

ГНА Украины приказом от 30 сентября 2003 г. № 461 установила порядок периодического информирования органами государственной налоговой службы плательщиков налога о наличии нарушений ими порядка получения (применения) налоговой социальной льготы, выявленных на основании анализа данных налоговой отчетности или данных документальных проверок.

Согласно этому порядку, если данные анализа налоговой отчетности или результаты документальных проверок свидетельствуют о получении плательщиком налога налоговой социальной льготы в течение любого налогового месяца более чем по одному месту начисления (выплаты) дохода в виде заработной платы, орган государственной налоговой службы составляет уведомление о наличии нарушений по форме «ФП» и направляет (вручает) его плательщику налога.

Уведомление о нарушениях

считается направленным (врученным) плательщику налога, если оно вручено лично гражданину или его законному представителю или направлено письмом (с отметкой о вручении) по адресу его местожительства или по адресу последнего известного местонахождения с уведомлением о вручении.

Если орган государственной налоговой службы или почта не может вручить плательщику налога (его представителю) уведомление о нарушениях в связи

с его отказом принять уведомление или ненахождением фактического местонахождения плательщика налога, то в день поступления в орган государственной налоговой службы такой информации уведомление о нарушениях размещается на доске налоговых объявлений (уведомлений) органа государственной налоговой службы. При этом день размещения такого уведомления о нарушениях на доске налоговых объявлений (уведомлений) считается днем его вручения гражданину.

С целью устранения допущенных плательщиками нарушений, а также предупреждения возникновения новых, органы государственной налоговой службы периодически уведомляют не только плательщиков налога, а также и их работодателей о случаях нарушений Закона их работниками. Получение налоговым агентом

информации о нарушении плательщиком налога норм Закона и утрате им права на получение налоговой социальной льготы является основанием для проведения работодателем соответствующей работы, а именно:

1) если НСЛ была ошибочно отражена налоговыми агентами в налоговом расчете ф. № 1ДФ или в этом расчете не проставлена дата увольнения с одного места работы, и дата приема на другом месте работы, то таким налоговым агентам необходимо подать уточненный расчет по ф. № 1ДФ;

2) если нарушение требований п. 6.3.1 Закона имело место, то налоговый агент прекращает начисление налоговой социальной льготы и осуществляет перерасчет налога за весь период такого нарушения (часть «б» п.п. 6.5.2 п. 6.5 ст. 6 Закона) с учетом требований абзаца второго п.п. 6.3.4 п. 6.3 ст. 6 Закона.

 

О восстановлении права на налоговую социальную льготу

Плательщик налога может восстановить право на применение налоговой социальной льготы, если он

подает заявление об отказе от такой льготы всем работодателям с указанием месяца, в котором имело место такое нарушение, на основании чего отдельно каждый работодатель рассчитывает и удерживает соответствующую сумму недоплаты налога и штрафа в размере 100 процентов суммы такой недоплаты за счет ближайшей выплаты дохода такому плательщику налога, а при недостаточности суммы такой выплаты — за счет последующих выплат (абзац второй п.п. 6.3.4 п. 6.3. ст. 6 Закона).

Работодатель при получении от работника

заявления об отказе от льготы в результате утраты права на нее согласно п.п. 6.5.2 «б» рассчитывает и удерживает соответствующую сумму недоплаты налога и штрафа по результатам налогового месяца, в котором такое заявление получено (п.п. 6.5.2 «б» ст. 6 Закона). Учитывая требования п. 6.5 ст. 6 Закона по осуществлению работодателем (налоговым агентом) перерасчета сумм доходов и сумм предоставленных налоговых социальных льгот такой расчет недоплаты и штрафа должен быть осуществлен не позднее срока проведения годового перерасчета налога (до срока подачи налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также сумм удержанного с них налога (ф. № 1ДФ) за IV квартал отчетного налогового года).

При этом

право на применение налоговой социальной льготы к доходу плательщика налога восстанавливается с налогового месяца, следующего за месяцем, в котором сумма такой недоплаты и штраф полностью погашаются. После погашения недоплаты по налогу и штрафа выбор места получения налоговой социальной льготы в дальнейшем осуществляется плательщиком согласно требованиям п. 6.3 ст. 6 Закона.

Если по каким-либо основаниям сумма

недоплаты и штрафа не была удержана (работодателем) за счет дохода плательщика налога до истечения предельного срока, установленного законом для подачи годовой декларации по этому налогу, то сумма такой недоплаты и штрафа взыскивается налоговым органом в порядке, определенном законом.

Для этого налоговыми органами:

1) проводится анализ налогового расчета
по ф. № 1ДФ. В графе 8 «Признак налоговой социальной льготы» видно, какая именно льгота применялась к плательщику налога. Учитывая, что эта сумма четко определена, можно рассчитать сумму полученного плательщиком дохода без удержания налога.

 

Размер налоговой социальной льготы

Год

Предельный размер дохода, дающий право на получение налоговой социальной льготы,
грн.

Минимальная зарплата,
грн.

Размер льготы, %

Сумма налоговой социальной льготы,
грн.

100 %
для любого плательщика налога

150 %
для лиц, определенных в п.п. 6.1.2 Закона № 889-IV

200 %
для лиц, определенных в п.п. 6.1.3 Закона № 889-IV

2004

540,00

205

30

61,50

92,25

123,00

2005

630,00

262

50

131,00

196,50

262,00

2006

680,00

350

50

175,00

262,50

350,00

2007

740,00

400

50

200,00

300,00

400,00

 

2) плательщик налога приглашается для подачи декларации о доходах и имущественном состоянии (п.п. 8.1.3 п. 8.1 ст. 8 Закона). Годовая декларация об имущественном состоянии и доходах подается таким плательщиком согласно п.п. «а» п. 18.1 ст. 18 Закона. Сумма недоплаты налога с доходов физических лиц вписывается плательщиком в раздел I гр. 1.1 декларации. При этом следует обратить внимание на то, что сумма дохода, полученного плательщиком от работодателя, записывается за минусом суммы недоплаты.

Пример.

Плательщик в нарушение требований п.п. 6.3.1 Закона на двух местах работы подал заявление о применении налоговой социальной льготы.

 

 

ООО «Солнышко»

ООО «Дуб»

Дата приема и увольнения с работы

01.05.07 — 01.09.07

01.11.04 — по настоящее время

Заработная плата

695

За 2007 г. — 600

Дата подачи заявления о применении НСЛ

01.05.07

01.02.05

По какому пункту применяется НСЛ

6.1.1 (2007 г. — 200 грн.)

6.1.1 (2007 г. — 200 грн.)

Сумма полученного дохода без удержания НДФЛ

200 грн. х 4 мес. = 800 грн.

В связи с тем, что работник все еще работает на данном предприятии, работодатель проводит все процедуры в соответствии с п.п. 6.3.4 п. 6.3 ст. 6 Закона

Сумма неудержанного НДФЛ

800 грн. х 15% = 120 грн.

— « —

 

В декларации это отражается следующим образом:

1.1. Доходы, полученные мной по месту основной работы (заработная плата, дивиденды, премии, другие денежные и натуральные выплаты, вознаграждения, доходы от работы по совместительству, по договорам гражданско-правового характера, авторские вознаграждения, а также доходы от выполнения разовых и других работ):

 

Место основной работы, где хранится трудовая книжка (полное наименование и код юридического лица по ЕГРПОУ или идентификационный номер физического лица)

За какое время получен доход
с
по

Сумма начисленного дохода

Сумма удержанного налога

ООО «Солнышко» 32655478

01.05.07 — 01.09.07

695 грн. х 4 мес. -
- 800 грн. =

1980 грн.

282,4 грн.

ООО «Солнышко» 32655478

01.05.07 — 01.09.07

800 грн.

ООО «Дуб» 32645271

01.01.07 — 31.01.07

7200 грн.

802,2 грн.

 

Учитывая, что штраф в размере 100 % суммы недоплаты применяется в случае восстановления права на применение НСЛ, то в приведенном примере он будет применен на предприятии ООО «Дуб» при проведении плательщиком всех процедур, предусмотренных п.п. 6.3.4 п. 6.3 ст. 6 Закона.

 

Об ответственности лиц

Согласно положениям п.п. 6.3.5 п. 6.3 ст. 6 Закона

работодатель, который на основании надлежащим образом полученного заявления плательщика налога о применении льготы применяет такую льготу, не несет какой-либо ответственности за нарушение таким плательщиком налога требований п.п. 6.3.1 этой статьи Закона, за исключением, когда такой работодатель и такой плательщик налога являются связанными лицами или когда суд устанавливает факт сговора между таким работодателем и таким плательщиком налога, направленного на уклонение от обложения этим налогом.

То есть

вся ответственность за нарушение норм Закона относительно неправомерного получения налоговой социальной льготы полностью возлагается на физическое лицо — плательщика налога, которое подало заявление о применении льготы одновременно по нескольким местам работы.

Если плательщик налога, нарушивший нормы Закона, желает в дальнейшем восстановить право на применение налоговой социальной льготы, он должен осуществить действия согласно п.п. 6.3.4 п. 6.3 ст. 6 Закона (подать заявление об отказе от льготы, уплатить недоплату налога и штраф, после чего — самостоятельно выбрать место (одно) применения налоговой социальной льготы и подать заявление о применении льготы).

Если плательщик налога

не восстанавливает право на применение налоговой социальной льготы, а налоговым агентом:

1) получена

информация о нарушениях плательщиком налога норм Закона и утрате им права на получение налоговой социальной льготы, то налоговый агент (если действительно имело место нарушение требований п. 6.3.1 Закона) прекращает начислять льготу с месяца, в котором такая информация получена, и осуществляет перерасчет начисленной заработной платы и предоставленных налоговых социальных льгот за весь период нарушения;

2) не были получены уведомления от органа налоговой службы об утрате права плательщика на льготу в связи с нарушением норм Закона, то сумма такой недоплаты налога по всем местам получения налоговой социальной льготы взыскивается налоговым органом в порядке, определенном законом.

Если физическое лицо — плательщик налога и работодатель (налоговый агент) являются связанными лицами или если судом установлен факт сговора

между ними с целью уклонения от уплаты налогов, то предоставление плательщику налоговой социальной льготы (с момента возникновения нарушения до его устранения) будет рассматриваться как осуществление денежных выплат в пользу плательщика без предварительного начисления и уплаты налога (или как неполное удержание налога). Такой работодатель (налоговый агент) должен будет уплатить сумму недоплаты налога, а также, учитывая требования п.п. 17.1.9 п. 17.1 ст. 17 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», штраф в двойном размере такой недоплаты налога.

Административная ответственность

налогового агента в таких случаях предусмотрена статьей 1644 Кодекса Украины об административных правонарушениях* (влечет за собой предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц от двух до трех и, в случае повторения, — от трех до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан).

* Видимо, имеется в виду ст. 16

3 4. —
Примеч. ред.

 

О правах физических лиц — предпринимателей на применение налоговой социальной льготы к получаемым ими доходам в виде заработной платы

Позиция ГНА Украины по этому вопросу подробно изложена в письмах от 15.06.2007 г. № 12131/7/17-0717, от 21.05.2007 г. № 6194/5/17-0716.

Заместитель председателя С. Лекарь

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц