Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О расчетах сбора за специальное водопользование в части использования воды, входящей в состав напитков

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2008/№ 60
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 16.07.2008 г. № 14265/7/15-0617

О расчетах сбора за специальное водопользование в части использования воды, входящей в состав напитков

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 16.07.2008 г. № 14265/7/15-0617

 

Государственная налоговая администрация Украины в связи с принятием Закона Украины от 3 июня 2008 года № 309-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее — Закон № 309) сообщает следующее.

Пунктом 8 раздела II «Заключительные положения» Закона № 309, вступившего в силу с 4 июня 2008 года, введены нормативы сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод согласно приложению № 2 к этому Закону, являющемуся его неотъемлемой частью.

Согласно этому приложению изменены нормативы сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков, по сравнению с нормативами, определенными в приложении № 2 к разделу II Закона Украины 28 декабря 2007 года № 107-VI «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее — Закон № 107).

Так,

с 4 июня 2008 года установлены следующие нормативы сбора за специальное водопользование за использование воды, входящей в состав напитков:

поверхностной — 3 гривни за 1 куб. метр (до 04.06.08 — 2 гривни за 1 куб. метр);

подземной — 3,5 гривни за 1 куб. метр (до 04.06.08 — 4 гривни за 1 куб. метр).

Учитывая изменение нормативов сбора за специальное водопользование в отчетном налоговом периоде, Государственная налоговая администрация Украины рекомендует плательщикам сбора за специальное водопользование, использующим поверхностные и подземные воды, входящие в состав напитков (далее — плательщики), составлять и подавать в органы государственной налоговой службы

расчеты сбора за I полугодие 2008 года с учетом следующих рекомендаций.

Исчисление

налоговых обязательств по сбору за использование воды, входящей в состав напитков, осуществляется отдельно по форме, установленной в приложении 2 к Инструкции о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденной приказом Министерства финансов Украины, Государственной налоговой администрации Украины, Министерства экономики Украины, Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины от 1 октября 1999 года № 231/539/118/219, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 19 октября 1999 года под № 711/4004, согласно рекомендациям, изложенным в письмах ГНА Украины от 02.04.08 № 6548/7/15-0817 и от 29.05.08 № 10916/7/15-0817.

Плательщики за использование поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков,

за I полугодие 2008 года составляют и подают два отдельных расчета сбора:

1) первый — за период с 01.01.2008 по 03.06.2008 включительно;

2) второй — за период с 04.06.2008 по 30.06.2008 включительно.

Расчеты сбора в части использования поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков,

за 9 месяцев и год составлять нарастающим итогом, начиная с 04.06.2008:

за 9 месяцев — с 04.06.2008 по 30.09.2008;

за 2008 год — с 04.06.2008 по 31.12.2008.

В зависимости от отчетного налогового периода в заголовке расчета сбора указывать «с 01.01.2008 по 03.06.2008», «с 04.06.2008 по 30.06.2008», «04.06.2008 по 30.09.2008» и «с 04.06.2008 по 31.12.2008».

Для распределения

, исчисленного плательщиками самостоятельно согласно письму ГНА Украины от 29.05.08 № 10916/7/15-0817 годового лимита для воды, используемой для производства напитков, между условно выделенными выше периодами и исключительно в целях расчета сбора нужно считать, что на период с 01.01.2008 по 03.06.2008 включительно установлен лимит на уровне фактически использованной за этот период воды, входящей в состав напитков, но не более самостоятельно исчисленного годового лимита. В таком случае по колонке 1 строки 01 после названия строки «Установленный годовой лимит использования водных ресурсов» расчета сбора в скобках указывается «лимит равняется фактически использованным объемам воды с 01.01.2008 по 03.06.2008».

На период с 04.06.2008 по день окончания отчетного периода (I полугодие, 9 месяцев, года)

установлен лимит в размере самостоятельно исчисленного годового лимита для воды, используемой для производства напитков, за вычетом фактически использованных за период 01.01.2008 по 03.06.2008 включительно объемов воды, входящей в состав напитков (в случае отрицательного значения этой разницы лимит на следующие периоды не определяется). В таком случае по колонке 1 строки 01 после названия строки «Установленный годовой лимит использования водных ресурсов» расчета сбора в скобках указывается «лимит уменьшен на ____ куб. м фактически использованной воды с 01.01.2008 по 03.06.2008».

По

строке 06 «Нормативы сбора» в расчете сбора за период с 01.01.2008 по 03.06.2008 следует проставлять нормативы сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков, определенные в приложении № 2 к разделу II Закона № 107. В расчетах сбора за I полугодие (с 04.06.2008 по 30.06.2008), за 9 месяцев (с 04.06.2008 по 30.09.2008) и за 2008 год (с 04.06.2008 по 31.12.2008) нужно проставлять нормативы сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков, определенные в приложении № 2 к Закону № 309.

В

строке 14 «Начислен сбор за специальное использование водных ресурсов за предыдущий отчетный период» в расчете сбора за период с 01.01.2008 по 03.06.2008 проставляется плательщиком начисленная сумма сбора за специальное использование водных ресурсов в части использования воды для изготовления напитков за I квартал 2008 года. В расчете сбора за период с 04.06.2008 по 30.06.2008 указанная строка 14 прочеркивается.

Обязываем довести настоящее письмо до сведения подчиненных структурных подразделения и использования его в работе, а также провести соответствующую массово-разъяснительную работу с плательщиками сбора за специальное водопользование, использующими поверхностные и подземные воды, входящие в состав напитков.

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Как отчитываться по спецводосбору производителям напитков

Как мы и предполагали в редакционном комментарии к предыдущему разъяснению ГНАУ на эту же тему (см. письмо от 29.05.2008 г. № 10916/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 48), вскоре за ним должно было последовать новое разъяснение. И вот оно уже на страницах нашей газеты! Конечно, вызывает нарекания, что налоговики не так оперативно отреагировали на изменения в госбюджетном законодательстве, как того бы хотелось плательщикам водосбора, но радует то, что их очередные рекомендации появились хотя бы до окончания отчетной кампании за I полугодие.

Сразу отметим, что в комментируемом сегодня письме подтвердилось наше мнение по поводу

начала применения новых ставок сбора за спецводопользование для производителей напитков . ГНАУ согласилась, что по обновленным ставкам (напомним, они были введены известным Законом № 309 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 47) плательщики должны рассчитывать свои налоговые обязательства с 4 июня 2008 года. Таким образом, оставшиеся в текущем году отчетные периоды в результате этих капризов законодателя (по-другому и не скажешь, учитывая, что их появление приходится на середину бюджетного года) оказались разделенными на «до» и «после» указанной даты.

Предвосхищая возможные вопросы производителей напитков, основную часть сегодняшнего письма налоговики посвятили техническим подробностям заполнения и предоставления отчетности в сложившейся ситуации. Думаем, что те, кого это напрямую касается, смогут разобраться со всеми нюансами, но на одном из них остановимся отдельно.

Неизвестно почему, но ГНАУ не стала повторно акцентировать внимание на том, что было озвучено еще в ее письме от 02.04.2008 г. № 6548/7/15-0817 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 32), хотя вскользь и упомянула это письмо. А его главный тезис, безусловно, стоит учитывать и сейчас, после появления новых ставок сбора за специальное использование водных ресурсов. И тогда получается, что

за I полугодие придется составить уже не два отчета, как рекомендует ГНАУ, а целых три! Объясним, почему.

Дело в том, что предприятия, использующие воду для производства напитков,

дополнительно к общему расчету водосбора должны были подавать расчет сбора за специальное водопользование в части использования воды, входящей в состав напитков (дополнительный расчет), по той же форме, но с указанием возле строки «Общий расчет» слова «производитель». Так вот, сегодняшние разъяснения ГНАУ касаются только дополнительного расчета, а ведь необходимость подачи общего расчета никто не отменял. Вот отсюда и появляется этот самый третий расчет.

Покажем на

примере, какие объемы потребленной воды и в какой из расчетов (общий или дополнительный) должны попадать, воспользовавшись числовыми значениями, приведенными в письме ГНАУ от 29.05.2008 г. № 10916/7/15-0817. Пусть предприятию установлен общий лимит объема использования воды в размере 100 куб. м, а фактически за I полугодие использовано на производство 120 куб. м, из которых 90 куб. м воды — на изготовление напитков, а 30 куб. м — на другие производственные нужды. Согласно расчетам налоговиков из того же письма имеем, что лимит для производства напитков будет равен 75 куб. м, а лимит для использования воды на другие производственные нужды – 25 куб. м.

Тогда

в общем расчете следует указать расчетную величину лимита для использования воды на другие производственные нужды (25 куб. м) и фактический объем потребленной воды (30 куб. м), что означает необходимость уплаты спецводосбора за сверхлимитное потребление (5 куб. м) в пятикратном размере, но исходя из обычных ставок.

Для составления

дополнительных расчетов, т. е. уже за воду, использованную для производства напитков, следует сначала определить, сколько воды фактически пошло на эти цели за период с 01.01.2008 г. по 03.06.2008 г. включительно. ГНАУ не говорит, как это сделать, но, на наш взгляд, получить эту величину можно исходя из объема произведенной продукции за указанный период. Предположим, что в условиях нашего примера на производство напитков в этот период было израсходовано 87 куб. м.

Следуя рекомендациям сегодняшнего письма, выходит, что

в первом дополнительном расчете, помеченном «с 01.01.2008 г. по 03.06.2008 г.», лимит не может быть больше 75 куб. м, а за остальные 12 куб. м придется заплатить пятикратную сумму водосбора, но исходя из повышенных ставок, действовавших в тот период. Во втором дополнительном расчете за период с 04.06.2008 г. по 30.06.2008 г. (и далее до конца года) лимит уже не указывается, так как был исчерпан до этого, а за всю воду, потребленную для производства напитков, спецводосбор будет рассчитываться в пятикратном размере, но уже исходя из обновленных ставок, установленных Законом № 309. В частности, по итогам I полугодия сверхлимитное потребление, которое следует оплатить по этим ставкам, составляет 3 куб. м.

В завершение отметим, что в следующих отчетных периодах (за 9 мес. и за год) отчетов таки будет два, поскольку

тот, который назван нами выше «первым дополнительным», в дальнейшем не подается. Нарастающий итог станет соблюдаться от даты введения новых ставок, т. е. от 4 июня. При этом общий расчет (за воду, использованную на другие производственные нужды) по-прежнему подается до конца года и традиционно ведет свое начало от 01.01.2008 г.

Вот такая запутанная арифметика! Наверняка тем, кто вникал в ее суть по ходу комментария, захотелось выпить стаканчик-другой любимого прохладительного напитка. Тем более в такую-то жару! Что ж, дело за производителями (если, конечно, повышенные ставки спецводосбора и головоломки с количеством отчетов не заставят их переориентироваться на какой-нибудь другой бизнес).

Игорь Хмелевский

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно