Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Возврат заявления о выдаче лицензий на основании условий, не предусмотренных законодательством, не правомерен

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2008/№ 49
Печать
Письмо от 29.12.2002 г. № 4-47-207/7084

Возврат заявления о выдаче лицензий на основании условий, не предусмотренных законодательством, не правомерен

 

Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 29.12.2002 г. № 4-47-207/7084

 

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства <...> сообщает.

Отмечаем, что Закон Украины от 01.06.2000 г. № 1775-III «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (далее — Закон о лицензировании) не содержит ни одного указания (требования), которое бы определяло, что орган лицензирования должен принимать от лицензиата заявление на выдачу новой лицензии «не ранее чем за две недели до окончания действия предыдущей лицензии» или не ранее какого-либо другого срока, который бы отсчитывался от даты окончания действия предыдущей лицензии.

В соответствии с частью двенадцатой статьи 14 Закона о лицензировании, новая лицензия выдается органом лицензирования

не ранее чем в последний рабочий день действия ранее выданной лицензии.

Законом о лицензировании также определены случаи, когда орган лицензирования оставляет заявление о выдаче лицензии без рассмотрения (в соответствии с частью восьмой статьи 10 Закона о лицензировании, заявление о выдаче лицензии остается без рассмотрения, если оно подано (подписано) лицом, не имеющим на это полномочий, или документы оформлены с нарушением требований этой статьи).

Таким образом, органы лицензирования обязаны принимать заявления от лицензиатов на выдачу новой лицензии именно тогда, когда лицензиат подает такое заявление.

Установление органом лицензирования определенных дополнительных условий

(кроме предусмотренных действующим законодательством Украины), когда заявление органом лицензирования не принимается к рассмотрению, является незаконным.

Что касается <...> вопроса, применяется ли правило части девятой статьи 16 Закона о лицензировании к ситуации, когда лицензиат, намеревающийся осуществлять указанный в лицензии вид хозяйственной деятельности по окончании срока ее действия, подает заявление на получение новой лицензии, а также возможно ли применение к этой ситуации подпункта 4.4.1 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», даем следующее разъяснение.

Согласно части одиннадцатой статьи 14 Закона о лицензировании: «в случае, когда лицензиат намеревается осуществлять указанный в лицензии вид хозяйственной деятельности по окончании срока ее действия, он должен получить новую лицензию в порядке, установленном данным Законом».

Статья же 16 Закона о лицензировании определяет основания и порядок именно переоформления лицензии.

При этом основания для возникновения указанных двух видов административных правоотношений и процедуры их осуществления

не совпадают (так, в одном случае, основание: окончание срока действия предыдущей лицензии лицензиата и желание лицензиата осуществлять указанный в ней вид деятельности и в дальнейшем, для чего он должен получить новую лицензию, в другом — наступление изменений, имеющих значение для данных, которые должна содержать лицензия).

Из этого определяется, что

переоформление лицензии и получение новой лицензии являются абсолютно разными административно-правовыми институциями и правила, определенные в нормах, посвященных переоформлению лицензии, в любом случае не применяются к отношениям получения новой лицензии.

В свою очередь, и подпункт 4.4.1 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» в указанном случае применяться не может, поскольку

отсутствует такая его существенная составляющая, как множественное (неоднозначное) истолкование нормами прав и обязанностей (к тому же регулирующее действие данной статьи направлено на урегулирование отношений в налоговой сфере).

Что касается

изложенных в абзаце 3 <...> письма фактов (о конкретных случаях возврата Лицензионной комиссией МЗО Украины заявлений о выдаче лицензий), отмечаем следующее.

По факту первого возврата (из-за несоответствия сведений о местонахождении юридического лица, указанных в заявлении на выдачу лицензии, сведениям о местонахождении юридического лица, определенным в Свидетельстве о государственной регистрации), считаем действия органа лицензирования

правомерными.

Нарушение, ставшее причиной первого возврата Лицензионной комиссией МЗО Украины заявления о выдаче лицензии, подпадает под действие требования абзаца 3 части восьмой статьи 10 Закона о лицензировании.

Действия органа лицензирования по признанию нарушением факта несоответствия сведений о местонахождении юридического лица, указанных в заявлении на выдачу лицензии, сведениям о местонахождении юридического лица, определенным в Свидетельстве о государственной регистрации,

нельзя считать «формализмом» (кстати, у органа лицензирования в указанной ситуации были основания для принятия решения об отказе в выдаче лицензии на основании абзаца 2 части третьей статьи 11 Закона о лицензировании).

В свою очередь, основание второго возврата заявления органом лицензирования считаем

неправомерным в данном конкретном случае.

Действующим законодательством Украины в сфере лицензирования, в частности, Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике,

не предусматриваются требования к субъекту хозяйствования — заявителю на выдачу лицензии в отношении наличия в учредительных документах такого определения (названия) вида деятельности, которое было бы тождественным с определением вида хозяйственной деятельности, приведенным в соответствующем пункте статьи 9 Закона о лицензировании.

Требование о соответствии формулировки названия вида хозяйственной деятельности, на который запрашивается лицензия, определению, данному соответствующим пунктом статьи 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», установлено законом исключительно для такого документа, как заявление о выдаче лицензии.

Таким образом, учитывая приведенное,

использование формулировки вида деятельности, которую содержит устав субъекта хозяйствования, в качестве основания для оставления органом лицензирования его заявления без рассмотрения, в указанном случае считаем неправомерным.

Заместитель председателя С. Третьяков

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц