Темы статей
Выбрать темы

Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Украины, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2008 — 2009 годы от 15 апреля 2008 года

Редакция НиБУ
Соглашение от 15.04.2008 г. № -

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

между Кабинетом Министров Украины, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2008 — 2009 годы от 15 апреля 2008 года

 

(извлечение)

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Генеральное соглашение (далее — Соглашение) заключено в соответствии с Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях» между Кабинетом Министров Украины, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей (далее — Сторона собственников, приложение 1*), с одной стороны, и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями (далее — Сторона профсоюзов, приложение 2), с другой стороны (далее — Стороны).

* Все приложения, за исключением приложения 3, не публикуются. —

Примеч. ред.

Стороны в период действия Соглашения будут направлять скоординированные усилия на радикальное ускорение человеческого развития и выполнение первоочередных задач в социально-экономической и трудовой сфере, повышение уровня занятости населения и надлежащее материальное обеспечение работников, дальнейшее развитие социального диалога, достижение стабильности и согласия в обществе.

Стороны будут развивать свои взаимоотношения на принципах социального диалога, соблюдения определенных Соглашением обязательств и договоренностей.

Положения Соглашения действуют непосредственно на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, являются обязательными для применения при заключении соглашений другого уровня и коллективных договоров как минимальные гарантии.

Соглашение вступает в силу со дня подписания и действует до заключения нового или пересмотра настоящего Соглашения.

 

РАЗДЕЛ I

СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ

 

1. В сфере отечественного производства

Стороны договорились:

1.1. Привлекать представителей профсоюзов к проведению проверки выполнения условий договоров купли-продажи государственного имущества, заключенных в процессе приватизации, в части предоставления социальных гарантий для работников, в случае нарушения таких условий до принятия определенных законодательством мер.

1.2. Способствовать:

принятию Налогового кодекса Украины, в котором предусмотреть, в частности, упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства;

утверждению Государственной программы приватизации;

принятию и совершенствованию законов Украины в отношении:

прав профсоюзов и организаций работодателей;

акционерных обществ, в том числе в части применения специального права государства — «золотая акция».

1.3. Способствовать в течение действия Соглашения внедрению субъектами хозяйствования международного стандарта «Социальная ответственность 8000».

1.4. Способствовать в течение действия Соглашения присоединению субъектов хозяйствования к Глобальному договору ООН.

1.5. Один раз в полгода рассматривать совместно с научными работниками вопрос об адаптации и предотвращении возможных негативных социально-экономических последствий вступления Украины в ВТО:

в целом по государству — на заседании Национального трехстороннего социально-экономического совета;

в отраслях экономики — на заседании отраслевого трехстороннего органа социального диалога;

в регионах — на заседании территориального трехстороннего органа социального диалога (один раз в год).

1.6. Рекомендовать сопредседателям Национального трехстороннего социально-экономического совета рассмотреть вопрос о создании при указанном Совете постоянно действующей комиссии по рассмотрению вопросов адаптации и предотвращения возможных негативных социально-экономических последствий вступления Украины в ВТО.

1.7. Рекомендовать руководителям предприятий проводить за счет средств акционерных обществ обучение в специальных заведениях представителей профсоюзов, участвующих в работе наблюдательных советов указанных обществ.

Сторона собственников обязуется:

1.8. Обеспечить участие представителей первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — свободно избранных работниками представителей, уполномоченных представлять их интересы в отношениях с работодателями, по:

1.8.1. — внесению изменений и дополнений в уставы в части защиты социально-экономических и трудовых прав работников;

1.8.2. — разработке внутренних документов предприятий (правила трудового распорядка, программы развития персонала и т. п.), а также внесению в них изменений в соответствии с законодательством.

1.9. Включать в установленном законодательством порядке представителей профсоюзов в состав:

1.9.1 — комиссий по приватизации, реструктуризации, реорганизации и ликвидации субъектов хозяйствования;

1.9.2 — комиссий по передаче объектов права государственной собственности в коммунальную собственность.

1.10. Создать условия для участия представителей профсоюзных организаций соответствующего уровня в работе наблюдательных советов хозяйственных обществ с правом совещательного голоса.

1.11. Вносить в течение действия Соглашения изменения в уставы и внутренние документы предприятий в отношении полномочий профсоюзов представлять интересы работников в органах управления предприятием в соответствии с законодательством.

1.12. Рассматривать на заседании Национального трехстороннего социально-экономического совета вопросы об осуществлении Сторонами этого совета совместных мероприятий по детенизации экономики с последующим информированием Сторон об их реализации.

1.13. Не допускать отчуждения государственного имущества неконкурентными способами, если иное не предусмотрено законодательством.

1.14. Обеспечить защиту интересов отечественных товаропроизводителей на внешнем рынке.

1.15. Осуществлять при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, мероприятия по защите внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей в соответствии с требованиями ВТО.

1.16. Обеспечивать повышение конкурентоспособности украинской экономики путем создания институционной среды для внедрения инвестиционно-инновационной модели ее развития, в частности:

1.16.1. — концентрации ресурсов на развитии ведущих направлений научно-технического и инновационного производства высших технологических укладов в результате выполнения соответствующих государственных программ;

1.16.2. — стимулирования спроса на инновационную продукцию;

1.16.3. — внедрения механизма государственного регулирования в сфере трансфера технологий, который будет способствовать стимулированию использования прав на объекты интеллектуальной собственности, внедрению новейших отечественных технологий в управление и производство конкурентоспособных товаров;

1.16.4. — стимулирования импорта высокотехнологичного оборудования, которое не производится в Украине;

1.16.5. — развития лизинга, в том числе финансового.

1.17. Создавать условия для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и совершенствования инфраструктуры аграрного рынка.

1.18. Проводить работу по выявлению действий или бездействия должностных лиц, которые повлекли препятствия в деятельности субъектов хозяйствования и привели к ухудшению условий их функционирования. В случае выявления таких фактов принимать меры по их устранению в порядке, предусмотренном законодательством.

1.19. Подавать предложения о внесении изменений в законы по вопросам налогообложения после проведения консультаций со Стороной профсоюзов и всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей, являющимися субъектами Соглашения.

1.20. Привлекать представителей первичной профсоюзной организации, а в случае ее отсутствия — свободно избранных работниками представителей, уполномоченных представлять их интересы в отношениях с работодателями:

1.20.1. — к разработке финансовых планов в части социально-экономического развития государственных предприятий, других субъектов хозяйствования, в уставном фонде которых более 50 процентов акций (долей, паев) принадлежит государству, их дочерних предприятий;

1.20.2. — к подготовке предложений правлению и/или наблюдательному совету хозяйственных обществ по распределению прибыли, которая остается в распоряжении государственных предприятий, других субъектов хозяйствования, в уставном фонде которых свыше 50 процентов акций (долей, паев) принадлежит государству, их дочерних предприятий, на социально-экономическое развитие в порядке, определенном законами и коллективным договором.

1.21. В течение 2008 года вместе со всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей, являющимися субъектами Соглашения, проанализировать эффективность тарифных и нетарифных регуляторов предотвращения недобросовестной конкуренции со стороны субъектов, реализующих товары иностранного производства на украинском рынке, и разработать и утвердить соответствующие мероприятия.

1.22. Предоставлять бесплатно по запросу профсоюзных организаций, их объединений информацию о выполнении взятых субъектами хозяйственной деятельности обязательств по договорам купли-продажи объектов приватизации (фиксированным условиям конкурсов), в частности по обеспечению занятости, оплаты труда и других вопросов социально-трудовых отношений.

Кабинет Министров Украины обязуется:

1.23. Осуществлять законопроектную работу, направленную на совершенствование государственной амортизационной политики и стимулирование использования амортизационных начислений как важнейшего внутреннего источника инвестиционно-инновационного развития предприятий, повышения их конкурентоспособности.

1.24. Информировать ежеквартально Сторону профсоюзов и всеукраинские объединения организаций работодателей и предпринимателей, которые являются субъектами Соглашения, о результатах осуществления мониторинга создания новых рабочих мест и высвобождения работников в результате выполнения планов реструктуризации.

1.25. Обеспечивать осуществление мероприятий по восстановлению платежеспособности государственных предприятий и акционерных обществ с долей государственной собственности в их уставных фондах 50 и более процентов. При этом привлекать представителей первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — свободно избранных работниками представителей, уполномоченных представлять их интересы в отношениях с работодателями, к согласованию планов санации убыточных предприятий согласно законодательству.

По итогам каждого полугодия подавать информацию по этому вопросу Стороне профсоюзов и всеукраинским объединениям организаций работодателей и предпринимателей, являющимся субъектами Соглашения.

1.26. Обеспечивать погашение распорядителями бюджетных средств задолженности за выполненный государственный заказ.

1.27. Создавать мотивационные регуляторные условия для деятельности отечественных предприятий, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, которые являются основой динамического роста экономики.

Сторона профсоюзов обязуется:

1.28. Обеспечить совместно с Фондом государственного имущества обучение профсоюзных представителей по специальным программам Фонда с целью обеспечения их квалифицированного участия в работе органов управления предприятий.

1.29. Способствовать обеспечению соблюдения трудовой дисциплины на предприятиях, в организациях и учреждениях, находящихся в сфере действия Сторон.

 

2. В сфере занятости

Стороны договорились:

1.30. Определять в коллективных договорах объемы профессионального обучения работников, а также общих расходов средств для этой цели в соответствии с потребностями производства и требованиями законодательства.

1.31. Предусматривать в отраслевых соглашениях мероприятия по обеспечению периодичности повышения квалификации работников не реже одного раза в 5 лет.

1.32. Обеспечить ежегодное уменьшение продолжительности безработицы лиц, зарегистрированных в Государственной службе занятости.

1.33. Обеспечить разработку и представление в Верховную Раду Украины проекта Закона Украины «О профессиональном развитии работников».

Сторона собственников обязуется:

1.34. Обеспечить создание не менее 1 млн рабочих мест по всем видам экономической деятельности ежегодно.

1.35. Обеспечить повышение уровня занятости населения в возрасте 15 — 70 лет (недопущение резкого снижения уровня занятости в условиях вступления Украины в ВТО).

1.36. Обеспечить снижение уровня безработицы, определенной по методологии МОТ (недопущение резкого повышения уровня безработицы в условиях вступления Украины в ВТО).

1.37. Изучить в 2008 году при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, состояние применения гражданско-правовых договоров об использовании труда на предприятиях работников других предприятий и в случае необходимости внести предложения в отношении совершенствования законодательства по этому вопросу.

1.38. При заключении отраслевых и региональных соглашений определять критерии массового высвобождения работников и порядок проведения консультаций с профсоюзами в отношении смягчения последствий такого высвобождения.

Кабинет Министров Украины обязуется:

1.39. Разработать механизм формирования и размещения государственного заказа на подготовку кадров, определив соответствующие полномочия заинтересованных центральных и местных органов исполнительной власти, Стороны профсоюзов, всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, учебных заведений.

1.40. Обеспечить при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, формирование государственного заказа на подготовку специалистов и квалифицированных кадров рабочих в соответствии с потребностями рынка труда.

1.41. Разработать и внедрить в 2008 году механизм трехстороннего мониторинга выполнения международных договоров о трудоустройстве граждан Украины за рубежом.

1.42. Провести консультации с целью подготовки предложений по внесению в законодательство изменений по обеспечению выпускников профессионально-технических и высших учебных заведений первым рабочим местом.

Сторона профсоюзов обязуется:

1.43. Вносить при необходимости соответствующим органам исполнительной власти и работодателям предложения по перенесению сроков, временному прекращению или отмене мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников, являющиеся обязательными для рассмотрения.

1.44. Предоставлять членам профсоюзов бесплатную правовую помощь, проводить консультации по вопросам занятости, при необходимости представлять интересы членов профсоюзов для защиты их трудовых прав в судебных органах.

1.45. Принимать вместе с работодателями участие в организации наставничества для молодых рабочих.

 

РАЗДЕЛ II

ОПЛАТА ТРУДА

Стороны договорились:

2.1. Обеспечить повышение уровня средней заработной платы в целом по национальной экономике не менее чем на 25 процентов ежегодно и опережающий рост темпов реальной заработной платы по сравнению с темпами роста реального валового внутреннего продукта.

2.2. Определять ставки (оклады) работников общих (сквозных) профессий и должностей в отраслевых соглашениях (кроме бюджетной сферы).

2.3. Установить для применения на предприятиях и в организациях (кроме бюджетной сферы) перечень и размеры доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам работников, имеющих межотраслевой характер, согласно приложению 3.

2.4. Установить, что в случае возникновения на предприятии (в учреждении, организации) задолженности по заработной плате, органы государственной власти, объединения организаций работодателей и профсоюзы и их объединения всех уровней принимают меры по ее ликвидации.

2.5. Предусматривать в отраслевых (региональных) соглашениях, коллективных договорах осуществление мероприятий, направленных на увеличение расходов по оплате труда в операционных расходах по реализованной продукции, работам и услугам.

2.6. Обнародовать в средствах массовой информации органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений организаций работодателей и профсоюзов («Урядовий кур’єр», «Праця і зарплата», «Профспілкові вісті» и т. п.) информацию о принятии мер влияния к руководителям предприятий и организаций, где имеются долги по заработной плате или не обеспечиваются гарантии по оплате труда, а также о количестве проведенных Госнадзортруда проверок соблюдения законодательства по оплате труда на предприятиях всех форм собственности и хозяйствования и об их результате.

2.7. Изучить в течение 2008 года при участии международных и отечественных экспертов вопросы определения путей увеличения доли оплаты труда в себестоимости продукции и в ВВП и подать на рассмотрение Сторон соответствующие предложения.

2.8. Установить на период до внедрения размера минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума для трудоспособного лица до 1 января 2009 г. минимальную тарифную ставку рабочего I разряда в производственной сфере (за исключением бюджетных учреждений) в размере 120 процентов минимальной заработной платы.

Предусмотреть в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» установление размера минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума для трудоспособного лица с 1 января 2009 г. в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по установлению минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц».

После внедрения минимальной заработной платы в размере прожиточного минимума на трудоспособное лицо минимальный размер тарифной ставки рабочего I разряда (за исключением бюджетных учреждений) устанавливать выше стоимостной величины прожиточного минимума для трудоспособного лица, а конкретный размер определять в отраслевых соглашениях с учетом минимальных отраслевых стандартов оплаты труда работников, условий труда, потребностей работника и расходов на содержание нетрудоспособных членов его семьи.

Сторона собственников обязуется:

2.9. Обеспечивать своевременную и в полном объеме выплату заработной платы на предприятиях, в организациях и учреждениях всех форм собственности.

2.10. Обеспечивать ежегодное увеличение доли работников, получающих заработную плату выше размера двух прожиточных минимумов.

2.11. Объединения организаций работодателей обязуются обеспечить погашение задолженности по заработной плате на экономически активных предприятиях в течение 2008 года.

Кабинет Министров Украины обязуется:

2.12. Согласовывать решения Кабинета Министров Украины об определении ставок (окладов) и других условий оплаты труда работников бюджетной сферы с соответствующими отраслевыми профсоюзами и соответствующими отраслевыми объединениями организаций работодателей.

2.13. Обеспечить создание и постоянное обновление нормативной базы по вопросам нормирования труда и профессиональной квалификации в отраслях экономики.

2.14. Осуществить мероприятия по погашению в 2008 году задолженности по заработной плате работникам предприятий государственной формы собственности и акционерных обществ с государственной долей собственности (50 процентов плюс одна акция).

2.15. При наличии задолженности по заработной плате и социальных выплат на предприятиях с долей государственного имущества (акций), которые выставляются на продажу, обязательно предусматривать в договорах купли-продажи государственного имущества (акций) обязательства покупателя о полном погашении такой задолженности в срок, предусмотренный договором купли-продажи.

2.16. Предоставлять ежеквартально Стороне профсоюзов и всеукраинским объединениям организаций работодателей и предпринимателей, являющимся субъектами Соглашения, информацию о количестве выданных Госнадзортруда предписаний о несвоевременной выплате заработной платы, количестве выполненных (невыполненных) предписаний и о мерах воздействия в отношении руководителей предприятий, организаций и учреждений, не выполнивших предписания.

2.17. Разработать при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, концепцию законопроекта по установлению механизма компенсации работникам утраченного в связи с отсутствием имущества и средств работодателя заработка за счет средств гарантийного учреждения и в установленном порядке подать его в Верховную Раду Украины.

Сторона профсоюзов обязуется:

2.18. Осуществлять общественный контроль за соблюдением на предприятиях, в учреждениях и организациях законодательства о труде, в том числе за выплатой заработной платы.

Предусматривать соответствующие обязательства в коллективных договорах, соглашениях. Взаимодействовать в решении вопросов реализации права на своевременную и полную оплату труда с органами исполнительной власти, органами государственного надзора. Информацию в отношении инициированных профсоюзами представлений по фактам обнаруженных нарушений подавать Стороне собственников по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода.

2.19. Предоставлять консультации и правовую помощь работникам — членам профсоюзов в защите их прав по вопросам оплаты труда, представлять их интересы в комиссиях по трудовым спорам и судах.

Постоянно проводить анализ и оценку состояния реализации законодательства по вопросам оплаты труда, вносить предложения по его усовершенствованию и подавать ежеквартально информацию Стороне собственников для принятия соответствующих мер.

 

 

РАЗДЕЛ III

ОХРАНА ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ, УСЛОВИЯ ТРУДА И ОТДЫХА

Стороны договорились:

3.1. Способствовать включению в отраслевые соглашения и коллективные договоры обязательств по осуществлению комплексных мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных факторов производственной среды.

3.2. Определить при заключении коллективных договоров перечень работ, на которых по условиям производства работник не имеет права отлучаться с рабочего места и использовать время обеденного перерыва по своему усмотрению.

3.3. Внедрить проведение ежегодного анализа по вопросам выполнения трудового законодательства в отношении соблюдения режима труда и отдыха несовершеннолетних, информировать социальных партнеров о его результатах.

3.4. Обеспечить непосредственно на производстве систематическое повышение уровня осведомленности работников с проблемами, связанными с ВИЧ/СПИДом, его влиянием на здоровье и экономику, а также повышение эффективности профилактических мероприятий.

3.5. Проводить ежегодно до принятия бюджета Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины с целью усовершенствования системы профилактики консультации на трехсторонней основе по определению направлений и конкретных мероприятий по профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с последующим определением объемов их финансирования.

3.6. Разработать до 1 января 2009 г. проект Концепции обеспечения безопасных условий труда и здоровья работающих в Украине.

3.7. Рекомендовать включить в отраслевые соглашения условия по внедрению продолжительности рабочего времени для лиц, имеющих детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, на один час в неделю меньше установленной продолжительности с сохранением размера заработной платы.

3.8. Изучить до 1 января 2009 г. вопрос о возможности и целесообразности внесения в законодательство норм по ограничению сверхурочных работ до 100 часов в год, в том числе при суммированном учете рабочего времени — до 75 часов.

3.9. Изучить до 1 января 2009 г. и подготовить обоснованные заключения о целесообразности внедрения нормальной продолжительности рабочего времени работников 39 часов в неделю с сохранением уровня оплаты труда с учетом пересмотра рабочего времени работников, на которых распространяется действие статьи 51 Кодекса законов о труде Украины.

3.10. Провести до 1 января 2009 г. мероприятия, необходимые для внедрения общеевропейских стандартов по условиям труда локомотивных бригад, принятых Европарламентом.

Провести при участии научных организаций исследование условий труда локомотивных бригад, переутомление работников которых может создавать угрозу жизни или здоровью пассажиров, окружающей среде, и подготовить до 1 января 2009 г. предложения по определению максимально допустимой продолжительности непрерывной работы этой категории работников.

3.11. Внедрить в течение 2008 — 2009 годов в соответствии с Законом Украины «О присоединении Украины к Европейскому соглашению относительно работы экипажей транспортных средств, выполняющих межгосударственные автомобильные перевозки (ЕСТР)» выполнение требований Европейского соглашения.

3.12. Разработать при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, и утвердить в течение полугода после принятия Трудового кодекса Украины рекомендации по разработке и утверждению правил внутреннего трудового распорядка предприятий, учреждений и организаций, предусмотрев:

порядок дежурства работников в праздничные и нерабочие дни, в том числе на объекте и дома;

порядок применения гибкого графика работы работников.

3.13. Предусмотреть установление отраслевыми соглашениями особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, работа которых непосредственно связана с обслуживанием населения и объектов повышенной опасности.

3.14. Изучить в течение 2008 — 2009 годов вопрос о соответствии нормативно-правовым актам и возможности ратификации конвенций МОТ:

3.14.1. — № 139 «О борьбе с опасностью, вызванной канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики»;

3.14.2. — № 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах»;

3.14.3. — № 155 «О безопасности, гигиене труда и производственной среде»;

3.14.4. — № 161 «О службах гигиены труда»;

3.14.5. — № 162 «Об охране труда при использовании асбеста».

3.15. Разработать в 2008 году критерии и методику проведения психофизиологического отбора, медицинской и психофизиологической реабилитации спасателей с целью снижения риска профессиональной заболеваемости и сохранения их здоровья.

3.16. С целью повышения уровня правовой подготовки сторон коллективных договоров и соглашений и эффективного контроля за их выполнением рекомендовать сторонам при заключении отраслевых соглашений предусматривать обязательство по ежегодному проведению для представителей собственников и профсоюзов обучения в течение 2 — 4 дней с сохранением заработной платы по месту основной работы.

Кабинет Министров Украины обязуется:

3.17. Принимать решения о перенесении рабочих дней для празднования общегосударственных праздников не позднее чем за месяц до начала нового года по согласованию со Стороной профсоюзов и всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей, являющимися субъектами Соглашения, с уведомлением об этом населения через средства массовой информации.

3.18. Обеспечить сотрудничество со сторонами социального диалога в разработке проекта Общегосударственной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды.

3.19. Поручить бюджетным учреждениям предусматривать в расчетах к сметам отдельным разделом расходы на охрану труда.

3.20. Рассматривать ежегодно при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, на заседаниях Кабинета Министров Украины состояние охраны труда в стране и принимать соответствующие решения по его улучшению.

3.21. Разработать в 2008 году при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, Порядок проведения аттестации рабочих мест в отношении их соответствия нормативно-правовым актам по охране труда.

3.22. Обеспечить финансирование в полном объеме, предусмотренном Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, государственных целевых медицинских программ профилактики и борьбы с заболеванием туберкулезом, СПИДом и сахарным диабетом.

3.23. Начиная с 2008 года проводить анализ административных данных в отношении уровня и структуры заболеваний работников по отраслям промышленности и населения в разрезе регионов страны с информированием общественности.

3.24. Обеспечить в течение 2008 года разработку и утвердить Государственную программу сохранения и развития трудового потенциала Украины.

3.25. Доработать в течение 2008 года проект Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» (новая редакция), предусмотрев включение отдельного раздела «Роль и место объединений организаций работодателей отрасли здравоохранения в сохранении здоровья населения».

3.26. Доработать в течение 2008 года проект Закона Украины «О больничных кассах», разработать и утвердить постановление Кабинета Министров Украины «О внедрении общественно-солидарного механизма привлечения внебюджетных средств для финансирования дополнительных медицинских услуг населению посредничеством больничных касс на добровольных началах».

3.27. Разработать до 1 января 2009 г. при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, и подать в Верховную Раду Украины законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты в отношении ответственности медицинских работников за низкое качество медицинских осмотров работников и их последствия, влияющие на трудоспособность работника.

3.28. Разработать до 1 января 2009 г. при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, проект Концепции общеобязательного государственного социального медицинского страхования.

3.29. Разработать при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, и внедрить в 2008 году нормативы по обеспечению работников в установленном законодательством порядке:

3.29.1. — лечебно-профилактическим питанием;

3.29.2. — молоком или другими равноценными пищевыми продуктами;

3.29.3. — газированной соленой водой;

3.29.4. — моющими и обезвреживающими средствами.

3.30. В соответствии с Законом Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» разработать при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, и утвердить нормативно-правовые акты по вопросам определения:

3.30.1. перечня и объема гарантированного государством уровня медицинской помощи гражданам в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения;

3.30.2. нормативов предоставления медицинской помощи, включающих данные об объеме диагностических, лечебных и профилактических процедур;

3.30.3. показателей качества оказания медицинской помощи.

3.31. Принять решение о содержании, передаче или ликвидации заведений (учреждений) здравоохранения, состоящих на балансе предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности, в частности тех, в уставном фонде которых есть доля государственной формы собственности, и коммунальной формы собственности по согласованию со Стороной профсоюзов и всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей, являющимися субъектами Соглашения, органами здравоохранения.

3.32. Обеспечить завершение до 1 января 2009 г. при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, пересмотр и утверждение новых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды и обуви, других средств индивидуальной
защиты.

3.33. Обеспечить при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, пересмотр и утверждение в новой редакции приказа МЗО от 22 ноября 1995 г. № 212 «Об утверждении Порядка установления МСЭК степени потери профессиональной трудоспособности в процентах рабочим, которым причинено повреждение здоровья, связанное с выполнением трудовых обязанностей».

Сторона собственников обязуется:

3.34. Ежегодно разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на приведение условий труда на рабочих местах в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических норм.

3.35. Рекомендовать ежегодно увеличивать расходы на охрану труда на одного работающего в зависимости от экономического положения предприятия в порядке, предусмотренном коллективным договором.

3.36. Во время проведения периодических медицинских осмотров способствовать созданию условий для своевременного и организованного прохождения работниками, занятыми на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где существует потребность в профессиональном отборе, и лиц в возрасте до 21 года, медосмотра, осуществления мероприятий, предусмотренных заключительным актом по результатам периодического медицинского осмотра.

3.37. Составить в 2008 году перечень объектов и сооружений, которые находятся в опасном для жизни людей техническом состоянии, разработать и выполнить в течение срока действия Соглашения планы мероприятий по дальнейшей безопасной их эксплуатации.

3.38. Устанавливать продолжительность рабочей смены свыше 8 часов (кроме работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда) только в порядке, определенном Правилами трудового распорядка и коллективным договором.

3.39. Изучить в течение 2008 года вопрос о целесообразности создания цеховых врачебных участков для работников во вредных или опасных условиях труда.

Сторона профсоюзов обязуется:

3.40. Отстаивать права работников на безопасные условия труда.

3.41. Обеспечить общественный контроль за соблюдением трудового законодательства. Осуществлять предоставление бесплатной правовой помощи по вопросам законодательства о труде и проводить праворазъяснительную работу, в частности через средства массовой информации. Представлять при необходимости трудовые и социально-экономические права и интересы членов профсоюзов в судебных и других органах государственной власти и местного самоуправления в соответствии с законодательством.

Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства по вопросам охраны труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты и вносить соответствующие представления руководителям предприятий.

Осуществлять общественный контроль за реализацией прав граждан в сфере здравоохранения, медико-социальной помощи и вносить соответствующие предложения руководителям предприятий, государственным контролирующим органам, Кабинету Министров Украины.

3.42. В случае отказа работодателей устранить нарушение трудового законодательства инициировать рассмотрение этих вопросов соответствующими органами исполнительной власти, местного самоуправления с целью принятия ими соответствующих мер реагирования или обращения в суд.

3.43. Принимать участие в разработке и осуществлении государственной политики в сфере охраны труда и здравоохранения и подавать соответствующие предложения по развитию этих сфер.

3.44. Настаивать на включении в коллективные договоры и соглашения мероприятий по предотвращению распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа в производственной среде. Не допускать дискриминации работников по ВИЧ-статусу.

3.45. Принимать участие в работе комиссий по вопросам социального страхования предприятий во время решения вопросов в отношении трудовых рекомендаций, в частности для работающих инвалидов, назначения пособия в случае временной нетрудоспособности и расследования обстоятельств бытовых травм работников.

3.46. Осуществлять контроль за выдачей заведениями здравоохранения документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность членов профсоюзов.

 

РАЗДЕЛ IV

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

I. В сфере социальной защиты

Стороны договорились:

4.1. Обеспечивать увеличение ежегодно численности работников и членов их семей, оздоравливающихся в санаторно-курортных заведениях, за счет более эффективного использования средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности и привлечения средств застрахованных лиц.

Изучить вопрос об увеличении заработной платы работников, что даст им возможность самостоятельно приобретать путевки на санаторно-курортное лечение, за счет уменьшения начислений на фонды заработной платы с этой целью.

4.2. Проводить ежегодно во II — III кварталах консультации и переговоры в отношении размеров страховых взносов на все виды общеобязательного государственного социального страхования и вносить согласованные предложения для утверждения их Верховной Радой Украины.

Предложения по перераспределению структуры страховых взносов в фонды социального страхования между работодателями и застрахованными работниками или их повышению вносятся в Верховную Раду Украины только по согласованию со Стороной профсоюзов и всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей, являющимися субъектами Соглашения.

4.3. Ежегодно при формировании Государственного бюджета Украины и бюджета Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности предусматривать средства для оздоровления детей, частичное финансирование детско-юношеских спортивных школ и проведение внешкольной работы в соответствии с законодательством.

4.4. Способствовать внедрению негосударственного пенсионного обеспечения путем разработки программ негосударственного пенсионного обеспечения работников предприятий с внесением соответствующих изменений в коллективные договоры, проведения системных целенаправленных государственных кампаний для разъяснения населению и работодателям вопроса о необходимости их участия в негосударственном пенсионном обеспечении как одном из основных элементов системы социальной защиты населения.

4.5. Принимать меры для улучшения условий доступа лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями к услугам, предоставляемым учреждениями и организациями социальной инфраструктуры.

4.6. Рекомендовать предусматривать включение при заключении отраслевых, региональных соглашений и коллективных договоров обязательств по социальной защите ветеранов труда и людей преклонного возраста.

4.7. Разработать предложения по дифференцированному подходу к определению социального норматива для беременных женщин, предусматривающему дополнительные расходы на повышение уровня калорийности, витаминизации питания, на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные товары, транспортные услуги.

Кабинет Министров Украины обязуется:

4.8. Предоставлять Стороне профсоюзов и всеукраинским объединениям организаций работодателей и предпринимателей, являющимся субъектами Соглашения, информацию о:

фактической величине прожиточного минимума на одно лицо на месяц и для лиц, относящихся к основным социальным и демографическим группам населения в целом по Украине и в разрезе регионов, — ежемесячно;

основные показатели уровня жизни населения и бедности — ежеквартально.

4.9. Принимать по согласованию со Стороной профсоюзов в соответствии с Соглашением решения об изменении действующих тарифов и норм для населения, утверждаемых центральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями (на электроэнергию, газ, услуги транспорта и связи), а также порядке и нормах предоставления субсидий на жилищно-коммунальные услуги.

4.10. Не допускать представления на рассмотрение Верховной Рады Украины и принятия Кабинетом Министров Украины, другими органами исполнительной власти решений о финансировании государственных расходов за счет средств фондов общеобязательного государственного социального страхования.

4.11. Не допускать снижения уровня действующего пенсионного обеспечения, уменьшения объемов существующих государственных социальных льгот, компенсаций, доплат и пособий без возмещения потерянных доходов, предусмотренных законодательством на время подписания Соглашения, и обеспечить их дальнейшее повышение при внесении изменений в законы Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» и «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы».

4.12. Определять ежегодно до 1 июля величину (размер) прожиточного минимума на соответствующий год по согласованию со Стороной профсоюзов и всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей, являющимися субъектами Соглашения.

4.13. При разработке проектов законодательных и нормативно-правовых актов в сфере общеобязательного государственного социального страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе по изменению объекта страхования, условий обеспечения, других правовых или организационных вопросов обеспечивать их предварительное рассмотрение и согласование со Стороной профсоюзов и всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей, являющимися субъектами Соглашения.

4.14. Ежегодно при разработке законопроекта о Государственном бюджете Украины предусматривать:

а) средства в поддержку непроизводственной сферы УТОГ и УТОС и на обеспечение жильем инвалидов по слуху и зрению;

б) субвенции (дотации) местным бюджетам на удешевление предприятиям жилищно-коммунального хозяйства стоимости газа и электроэнергии до размера цен (тарифов), установленных для населения, в части объема услуг, предоставляемых населению;

в) расходы на финансирование выплаты компенсаций и пособий в соответствии с требованиями Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

4.15. Разработать и утвердить Методику исчисления совокупного дохода семьи, применяемую для назначения государственного социального пособия, без учета в нем сумм уплаченных налогов и взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования и определить при участии социальных партнеров возможности его внедрения в 2009 году.

4.16. Разработать рекомендации по формированию в местных бюджетах средств на возмещение потерь предприятий, связанных с утверждением цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта ниже размера экономически обоснованных затрат на их производство.

4.17. Обеспечивать своевременное перечисление субвенций государственного бюджета местным бюджетам для возмещения фактических расходов за предоставленные населению льготы и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и компенсацию льготного проезда отдельных категорий граждан.

В течение 2008 года утвердить нормы проезда льготных категорий населения в общественном транспорте и определить порядок их учета.

4.18. В течение 2008 года подготовить и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины:

4.18.1. законодательные предложения об:

а) отмене показателя «уровень обеспечения прожиточного минимума» при определении права на предоставление и размеров социального пособия, взамен которого использовать базовый государственный социальный стандарт — прожиточный минимум;

б) осуществлении полного разграничения финансирования Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и органов Государственного центра занятости Украины с целью недопущения содержания аппарата Государственного центра занятости за счет страховых средств;

в) пересмотре величины оценки одного года страхового стажа с целью обеспечения справедливой дифференциации размера пенсий. В частности, с 1 октября 2008 г. обеспечить величину оценки одного года страхового стажа для назначения пенсий в размере 1,35 процента.

4.18.2. проект Государственной программы обеспечения доступным жильем населения с разным уровнем доходов.

4.19. Провести в 2008 году консультации со Стороной профсоюзов и всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей, являющимися субъектами Соглашения, и разработать предложения по совершенствованию системы адресной поддержки малообеспеченных слоев населения путем предоставления субсидий для оплаты жилищно-коммунальных услуг.

4.20. До 1 июля 2008 г. разработать механизм исчисления категорий граждан, которым предоставляются льготы на проезд в пассажирском городском транспорте, и порядок расчетов потерь транспортных предприятий от льготных перевозок.

4.21. До 2009 года при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, изучить вопрос о ратификации Украиной Европейского кодекса социального обеспечения, Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» и внести соответствующие законопроекты в Верховную Раду Украины при условии согласования их со сторонами социального диалога.

4.22. До 1 июля 2008 г. при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, разработать и подать в Верховную Раду Украины предложения о внесении изменений в законы по вопросам общеобязательного государственного социального страхования в отношении отмены норм, предусматривающих привлечение средств страховых фондов на финансирование несвойственных им расходов, не имеющих профилактической направленности, и не предусматривающих сокращения страховых случаев в соответствующей сфере страхования.

4.23. В 2008 году при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, провести консультации и разработать предложения по совершенствованию законодательства по вопросам трудоустройства лиц, не способных на равных конкурировать на рынке труда, в том числе лиц с ограниченными физическими возможностями.

4.24. Вносить изменения в Методику определения прожиточного минимума на одно лицо и для лиц, относящихся к основным социальным и демографическим группам населения, по согласованию со Стороной профсоюзов и всеукраинским объединением организаций работодателей и предпринимателей, являющимися субъектами Соглашения.

4.25. До 1 июня 2008 г. при участии Стороны профсоюзов и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, подготовить предложения по усовершенствованию методологии формирования прожиточного минимума в соответствии с законодательством и с учетом международных стандартов и внести их на рассмотрение трехсторонней экспертной комиссии.

Выводы и предложения экспертной комиссии учесть при определении величины прожиточного минимума во время формирования проекта Государственного бюджета Украины на 2009 год.

4.26. До 1 января 2009 г. провести актуарные расчеты в отношении возможности обеспечения для застрахованных лиц:

а) возмещения заработной платы за счет страховых выплат в системе общеобязательного государственного социального страхования до 2009 года на уровне не менее чем:

на случай безработицы — 45 процентов;

по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца — 40 процентов;

для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста — 45 процентов;

б) минимальных гарантий материального обеспечения на случай безработицы и для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста на уровне не менее чем:

с 2009 года — 75 процентов прожиточного минимума;

с 2010 года — 100 процентов прожиточного минимума.

4.27. Проекты решений о внесении изменений в законы и другие нормативно-правовые акты в отношении льгот, предоставляемых гражданам, согласовывать со Стороной профсоюзов и всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей, являющимися субъектами Соглашения.

 

II. В сфере удовлетворения духовных потребностей человека

Стороны договорились:

4.28. Способствовать привлечению к занятиям народным творчеством работников и членов их семей на базе культурно-образовательных заведений и клубных формирований при предприятиях, организациях и учреждениях независимо от формы собственности, используя для этого все возможные источники финансирования.

4.29. Содействовать развитию физкультурно-спортивного движения в Украине, вовлекать в систематические занятия разными формами физической культуры и массового спорта работников, членов их семей, в том числе лиц, объединенных в физкультурно-спортивные общества.

4.30. Ежегодно принимать меры, направленные на проведение оздоровительной кампании среди детей, в первую очередь незащищенных категорий, в том числе с определением ежегодно государственного заказа на их оздоровление.

4.31. Рекомендовать при заключении коллективных договоров и соглашений предусматривать решение вопроса о развитии культуры, физического воспитания и спорта, детского оздоровления, молодежной и гендерной политики.

4.32. Рекомендовать создавать на предприятиях, в учреждениях и организациях коллективы физической культуры и спортивные клубы, а в трудовых коллективах с численностью не менее 500 лиц — предусматривать в штатном расписании должность инструктора по физической культуре и спорту, в то же время не допуская сокращения штатных единиц указанных специалистов.

4.33. Рекомендовать предприятиям государственной и коммунальной формы собственности включать в коллективные договоры и соглашения положения по изменению формы собственности или перепрофилированию объектов социально-культурного, оздоровительного назначения, находящихся на их балансе.

Сторона собственников обязуется:

4.34. Рекомендовать в соответствии с требованиями статьи 44 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» отчислять первичным профсоюзным организациям предприятий производственной и социально-бытовой сферы, агропромышленного комплекса на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу средства в размерах, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

Кабинет Министров Украины обязуется:

4.35. Предусматривать ежегодно в проекте Государственного бюджета Украины на соответствующий год с учетом возможностей его сбалансирования:

а) средства на оздоровление детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, и детей из малообеспеченных семей, в том числе детей указанных категорий, проживающих в сельской местности;

б) расходы для предоставления кредитов на получение высшего образования;

в) расходы для обеспечения выполнения принятых решений по повышению размера стипендий;

г) расходы для поддержки деятельности физкультурно-спортивных обществ;

д) средства для финансирования Государственной программы обеспечения молодежи жильем на 2002 — 2012 годы.

4.36. Разработать и утвердить государственные социальные стандарты и показатели качества услуг, предоставляемых населению заведениями, предприятиями, учреждениями и организациями культуры и здравоохранения.

4.37. Провести в течение 2008 — 2009 годов инвентаризацию функционирующих культурно-образовательных и физкультурно-спортивных заведений предприятий, учреждений и организаций.

4.38. Усовершенствовать порядок проведения сертификации услуг по размещению и питанию детей в детских оздоровительных заведениях, предусмотрев ее осуществление на бесплатной основе.

4.39. Рекомендовать согласно статье 44 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривать отчисление профсоюзным комитетам учреждений и организаций бюджетной сферы на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу средства в размерах, предусмотренных коллективными договорами, но не менее чем 0,3 процента фонда оплаты труда.

4.40. Разработать проект Государственной программы развития объектов социального назначения.

Сторона профсоюзов обязуется:

4.41. Активно участвовать в исполнении государственных программ культурно-художественного и физкультурно-спортивного направления.

4.42. Проводить ежегодно:

а) во всех регионах Всеукраинский фестиваль любительского творчества и реализовать другие культурно-художественные проекты;

б) Всеукраинский смотр на лучшего работника культурно-образовательного заведения и смотр-конкурс на лучшее культурно-образовательное заведение трудовых коллективов и профсоюзов;

в) среди трудящихся, членов их семей, воспитанников детско-юношеских спортивных школ физкультурно-массовые, спортивные мероприятия всех уровней (всеукраинские отраслевые и региональные спартакиады, соревнования по видам спорта, кроссы, турниры, регаты и т. п.);

г) Всеукраинский смотр работы профсоюзов и трудовых коллективов на лучшую организацию летнего оздоровления и отдыха детей.

4.43. Способствовать расширению представительства женщин в органах государственной власти и органах местного самоуправления, на руководящих должностях в сфере производства, в выборных органах профсоюзов и других общественных организаций.

4.44. Осуществлять общественный контроль за трудоустройством молодежи, созданием надлежащих условий для ее адаптации в трудовых коллективах, повышения квалификации и профессионального мастерства, удовлетворения ее культурно-образовательных и оздоровительных потребностей.

4.45. Проводить среди работников и членов их семей активную разъяснительную работу о вреде употребления алкогольных, наркотических и аналогичных веществ, в первую очередь на рабочем месте.

4.46. Информировать общественность через средства массовой информации об использовании средств, направленных работодателями на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работы.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С целью координации деятельности, связанной с коллективно-договорным регулированием социально-экономических и трудовых отношений, и совершенствования социального диалога

Стороны договорились:

1. Осуществлять социальный диалог по вопросам проведения государственной социально-экономической политики, в том числе во время разработки проектов актов законодательства, касающихся экономических и социально-трудовых отношений, социальной защиты населения, и рассматривать их при участии всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами Соглашения, и Стороны профсоюзов в порядке согласно приложениям 5 и 6, в соответствии с Рекомендацией МОТ № 113 относительно консультаций и сотрудничества между государственной властью и организациями предпринимателей и работников в отраслевом и национальном масштабе.

2. Не допускать внесения на рассмотрение Кабинета Министров Украины и принятия им актов законодательства, касающихся социально-экономических, трудовых прав и интересов работников и работодателей без проведения предварительного социального диалога.

3. Обеспечить осуществление публичного социального диалога по вопросам проведения государственной политики и выполнения Соглашения.

Обеспечивать освещение проблем социального диалога в программах телевидения и в других средствах массовой информации.

4. Проводить в рамках трехсторонних органов социального диалога соответствующего уровня обучение специалистов от профсоюзов, организаций работодателей, органов исполнительной власти по вопросам социального диалога.

5. Разрабатывать ежегодно при участии Сторон социального диалога план законопроектной работы.

6. Проводить переговоры в рамках Соглашения на следующий год по установлению основных государственных социальных гарантий для работников.

7. Рекомендовать Сторонам социального диалога приводить нормы и положения соглашений низшего уровня и коллективных договоров в соответствие с Соглашением, заключать территориальные отраслевые соглашения по инициативе одной из Сторон.

8. Рекомендовать центральным и местным органам исполнительной власти включать в состав их коллегий представителей профсоюзов и организаций работодателей и предпринимателей, их объединений, являющихся субъектами Соглашения, соглашений соответствующего уровня.

9. Всячески способствовать совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам регулирования социально-экономических и трудовых отношений, осуществлению социального диалога на трехсторонней основе, отстаивать в Верховной Раде Украины достигнутые договоренности по законопроектам, разработанным и согласованным Сторонами.

10. Способствовать деятельности профсоюзов и организаций работодателей и предпринимателей, их консолидации в объединения с целью формирования сторон социального диалога на всех уровнях коллективно-договорных отношений.

11. Создавать условия для реализации прав и гарантий деятельности профсоюзов и организаций работодателей и предпринимателей, определенных законодательством.

12. Способствовать заключению соглашений на отраслевом и региональном уровне и коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, находящихся в сфере действия Сторон, а также приведения их положений в соответствие с Соглашением.

С целью обеспечения реализации положений этого Соглашения, осуществления контроля за ее выполнением

Стороны обязуются:

13. Обеспечивать участие уполномоченных представителей от всеукраинских профсоюзов и профсоюзных объединений и всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, являющихся субъектами соглашения, на заседаниях правительственных комитетов и Кабинета Министров Украины во время рассмотрения нормативно-правовых актов, являющихся предметом Соглашения.

14. В течение двух месяцев после подписания Соглашения утвердить и передать друг другу мероприятия по его выполнению.

15. Осуществлять совместно контроль за выполнением Соглашения, в частности:

ежеквартально анализировать ход выполнения Соглашения и подавать соответствующую информацию другой Стороне;

один раз в полгода рассматривать состояние выполнения Соглашения на заседании совместной рабочей комиссии Сторон и информировать общественность.

16. Разработать в месячный срок после подписания Соглашения критерии оценки выполнения его положений.

17. Решать спорные вопросы и проблемы общенационального уровня, возникающие во время выполнения Соглашения, путем проведения консультаций и переговоров.

18. Предоставлять на бесплатной основе имеющуюся информацию по вопросам, являющимся предметом Соглашения.

19. Вносить изменения в Соглашение по взаимному согласию согласно результатам переговоров Сторон.

20. Опубликовать Соглашение в газетах «Урядовий кур’єр», «Профспілкові вісті», средствах массовой информации и разместить его на официальных веб-сайтах Сторон.

21. Стороны признают право всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей, всеукраинских профсоюзов и профобъединений, не принимавших участия в переговорах, на присоединение к Соглашению в течение всего срока его действия при условии, что они возьмут на себя обязательство по его выполнению в порядке согласно приложению 7.

Настоящее Соглашение подписано в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую
силу.

 

Соглашение подписали:

<...>

 

 

Приложение 3 к Соглашению

 

ПЕРЕЧЕНЬ И РАЗМЕРЫ ДОПЛАТ И НАДБАВОК

к тарифным ставкам, окладам и должностным окладам работников объединений,
предприятий и организаций, имеющим межотраслевой характер, для установления
в отраслевых, региональных соглашениях и коллективных договорах

Наименование доплат и надбавок

Размеры доплат и надбавок

1

2

ДОПЛАТЫ:

За совмещение профессий (должностей)

доплата одному работнику не ограничивается максимальным размером и устанавливается в пределах экономии фонда заработной платы по тарифной ставке и окладом совмещаемой должности работников

За расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ

размер доплаты одному работнику не ограничивается и определяется наличием экономии по тарифным ставкам и окладам, которые могли бы выплачиваться при условии соблюдения нормативной численности работников

При выполнении обязанностей временно отсутствующего работника

до 100 процентов тарифной ставки (оклада, должностного оклада) отсутствующего работника

За работу в тяжелых и вредных и особо тяжелых и особо вредных условиях труда

за работу в тяжелых и вредных условиях труда — 4, 8 и 12 процентов тарифной ставки (оклада)
за работу в особо тяжелых и особо вредных условиях труда — 16, 20 и 24 процента тарифной ставки (оклада)

За интенсивность труда

до 12 процентов тарифной ставки (оклада)

На период освоения новых норм трудовых затрат

повышение сдельных расценок до 20 процентов
повышение тарифных ставок до 10 процентов

За руководство бригадой (бригадиру, не освобожденному от основной работы)

доплата дифференцируется в зависимости от количества рабочих в бригаде (до 10, свыше 10, свыше 25 лиц)
конкретный размер доплаты определяется отраслевыми (региональными) соглашениями в зависимости от размера ставки разряда, присвоенного бригадиру
если численность звена более пяти лиц, звеньевым устанавливается доплата в размере до 50 процентов соответствующей доплаты бригадира

За работу в вечернее время — с 18 до 22 часов (при многосменном режиме работы)

20 процентов часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в это время

За работу в ночное время

35 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в это время

НАДБАВКИ:

За высокое профессиональное мастерство

Дифференцированные надбавки к тарифным ставкам (окладам) рабочих:
III разряда — 12 процентов
IV разряда — 16 процентов
V разряда — 20 процентов
VI и высших разрядов — 24 процента тарифной ставки (оклада)

За классность водителям легковых и грузовых автомобилей, автобусов

водителям 2-го класса — 10 процентов
1-го класса — 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное водителем время

За классность машинистам электровозов, тепловозов, электропоездов, дизель-поездов

до 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное машинистом время

за высокие достижения в труде

до 50 процентов должностного оклада

За выполнение особо важной работы на определенный срок

до 50 процентов должностного оклада

 

<...>

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше