Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О штрафных санкциях за продажу основных средств без применения РРО

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2008/№ 20
Печать
Письмо от 12.01.2008 г. № 219

О штрафных санкциях за продажу основных средств без применения РРО

Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 12.01.2008 г. № 219

 

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел <...> письмо <...> о предоставлении разъяснения законности действий <...> ОГНИ при проведении выездной плановой проверки СП <...> по начислению штрафных санкций за продажу этим предприятием основных средств (грузовых автомобилей) без применения регистраторов расчетных операций и приобретения торгового патента и в рамках компетенции сообщает следующее.

Статьей 1 Закона Украины от 06.07.95 № 265 «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон № 265) определено, что

регистраторы расчетных операций применяются физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности или юридическими лицами (их филиалами, отделениями, другими обособленными подразделениями) (далее — субъекты предпринимательской деятельности), осуществляющими операции по расчетам в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также уполномоченными банками и субъектами предпринимательской деятельности, выполняющими операции купли-продажи иностранной валюты.

Согласно статье 1 Закона Украины от 23.03.96 № 98/96 «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» патентованию подлежит

торговая деятельность за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и кредитных карточек на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютных ценностей (включая операции с наличными платежными средствами, выраженными в иностранной валюте, и с кредитными карточками), а также деятельность по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг .

При этом под торговой деятельностью в этом Законе следует понимать

розничную и оптовую торговлю, деятельность в торгово-производственной (общественное питание) сфере за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек.

Общие условия осуществления торговой деятельности определены Порядком осуществления торговой деятельности и правилами торгового обслуживания населения, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.06 № 833 (далее — Порядок и правила).

Порядком и правилами установлено, что торговая деятельность производится субъектами хозяйствования в сфере розничной и оптовой торговли.

В этом Порядке и правилах определено, что термины употребляются в значении, приведенном в ДСТУ 4303-2004 «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий» (далее — ДСТУ 4303-2004) и ДСТУ 4281-2004 «Заведения ресторанного хозяйства. Классификация».

Так, согласно ДСТУ 4303-2004 следует считать:

Розничная торговля

— вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров конечному потребителю и предоставление ему торговых услуг.

Оптовая торговля

— вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров по договорам поставки партиями для дальнейшей их продажи конечному потребителю через розничную торговлю или для производственного потребления и предоставление связанных с этим услуг.

Вместе с тем субъект хозяйствования при осуществлении предпринимательской деятельности должен руководствоваться также положениями Хозяйственного и Гражданского кодексов Украины, которые устанавливают общие нормы проведения такой деятельности.

Так,

хозяйственно-торговой деятельностью согласно главе 30 ХК Украины является деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования в сфере товарного обращения, направленная на реализацию продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления, а также вспомогательная деятельность, обеспечивающая их реализацию путем предоставления соответствующих услуг.

Хозяйственно-торговая деятельность

может осуществляться субъектами хозяйствования в следующих формах: материально-техническое снабжение и сбыт; энергоснабжение; заготовка; оптовая торговля; розничная торговля и общественное питание; продажа и передача в аренду средств производства; коммерческое посредничество в осуществлении торговой деятельности и другая вспомогательная деятельность по обеспечению реализации товаров (услуг) в сфере оборота.

Поэтому для определения необходимости приобретения торгового патента и применения РРО в случае осуществления

несистематической продажи основных средств (автомобилей) нужно определить, может ли рассматриваться такая операция как торговая деятельность.

Согласно статье 3 Хозяйственного кодекса Украины

под хозяйственной деятельностью в этом Кодексе понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.

Хозяйственная деятельность, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли, является

предпринимательством, а субъекты предпринимательства — предпринимателями.

В свою очередь, статьей 42 ХК Украины установлено, что

предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

То есть

торговая деятельность как вид экономической и хозяйственной деятельности предусматривает систематичность ее осуществления и получения соответствующей прибыли.

Если

реализация основных средств осуществляется несистематически и имеет разовый характер, то такая реализация не может рассматриваться как торговая деятельность в понимании Закона Украины о патентовании.

Что касается применения регистраторов расчетных операций при продаже основных средств, то Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» не предоставлено определение термина «сфера торговли».

Следовательно, субъект хозяйствования при определении указанного термина должен руководствоваться действующими законодательными и нормативно-правовыми актами, в частности положениями Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины и Порядком осуществления торговой деятельности и правилами торгового обслуживания населения.

Исходя из указанного, по мнению Госкомпредпринимательства, при реализации основных средств СП <...> имеет право

не применять РРО и осуществлять такую реализацию без приобретения торгового патента.

Кроме того, следует отметить, что ни Закон о патентовании, ни Закон об РРО не содержат никаких норм по реализации основных средств предприятиями, не осуществляющими торговую деятельность.

Отдельно обращаем внимание на то, что Порядком предоставления налоговых разъяснений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 16.05.01 № 494, разъяснения должны предоставляться согласно этому Порядку исходя из положений Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», принципов налогообложения, определенных в Законе Украины «О системе налогообложения», и экономического содержания того или иного вида налога, сбора (обязательного платежа).

В свою очередь, согласно подпункту «д» подпункта 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины от 21.12.2000 № 2181 «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами»

не может быть привлечен к ответственности плательщик налогов, действовавший в соответствии с предоставленным ему налоговым разъяснением (при отсутствии налоговых разъяснений по этому вопросу, имеющих приоритет) или обобщающим налоговым разъяснением, только на основании того, что в дальнейшем такое налоговое разъяснение или обобщающее налоговое разъяснение было изменено или отменено или предоставлено новое налоговое разъяснение такому плательщику налогов или обобщающее налоговое разъяснение, противоречащее предыдущему, которое не было отменено (отозвано). При этом при оценке судом доказательств, предоставленных органом взыскания, налоговые разъяснения не имеют приоритет над другими доказательствами или другими экспертными оценками.

Одновременно отмечаем, что на основании статьи 14 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» решения, действия или бездействие органов государственной налоговой службы и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

То есть субъект предпринимательской деятельности имеет

право обжаловать действия должностных лиц органов государственной налоговой службы в судебном порядке путем обращения в соответствующий суд.

Заместитель председателя О. Сахненко



комментарий редакции

Продажа основных средств: без РРО и без патента?

Проблема патентования разовых продаж (в том числе основных средств) и применения при их осуществлении РРО достаточно древняя. Одни выступают «за», другие — «против». Мы не раз освещали обе позиции на страницах нашего издания — см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 43 с. 58, № 86 с. 30, № 91 с. 61.

Именно этой проблеме и посвящено комментируемое письмо.

Госкомпредпринимательства

выступает против патентования и применения РРО при продаже объекта основных средств (в данном случае грузового автомобиля). Авторы письма пытаются доказать, что такая операция не является торговой деятельностью с точки зрения Закона о патентовании и не вписывается в «сферу торговли», чтобы попасть в сферу применения Закона об РРО.

На этих же позициях

в отношении неприменения РРО стоит и ВАСУ. Так, в своем постановлении от 21.12.2006 г. судебный орган приходит к выводу, что продажа объекта основных средств не является торговлей в понимании Закона об РРО, так как это разовая хозяйственная операция по продаже в месте, не предназначенном для оптовой или розничной торговли. Конечно, за выигравшего суд субъекта хозяйствования можно только порадоваться, но, к сожалению, такую аргументацию нельзя подтвердить нормами Закона об РРО.

Иначе на ситуацию смотрят представители налоговых органов

. Они выступают за патентование (см. письмо ГНА в г. Киеве от 21.06.2004 г. № 697/10/31-105) и за применение РРО (см. письмо ГНАУ от 26.07.2006 г. № 14109/7/23-8017// «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 79).

Должны признать, что парировать позицию налоговиков будет сложно ввиду отсутствия четких определений понятий «торговля», «торговая деятельность», «сфера торговли» в профильных законах, регулирующих вопросы патентования и применения РРО. Поэтому мы по-прежнему рекомендуем принимать наличность от покупателя через кассу банка. Тогда проблем не будет.

Наталия Яновская

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц