Приобретение и эксплуатация
Затраты на подготовку автомобиля к зиме и валовые расходы
Для подготовки автомобиля к зиме предприятие приобрело антифриз (незамерзающая жидкость для системы охлаждения двигателя). Можно ли стоимость такой покупки, как связанной с сезонным техобслуживанием, сразу включить в валовые расходы?
(г. Тернополь)
Да, можно.
В соответствии с
п. 1.3 Положения № 102 под сезонным техническим обслуживанием понимается техобслуживание, выполняемое для подготовки автомобиля к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях. Такое техобслуживание осуществляется дважды в год (весной и осенью) вместе с очередным ТО-2.Хотя сезонное техобслуживание и входит в комплекс мер по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (см.
п. 3.1 Положения № 102), оно, как и ежедневное обслуживание, не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения автомобиля (п. 3.8 Положения № 102).Перечень работ по сезонному техническому обслуживанию автомобиля, который, кстати, не является исчерпывающим и может быть дополнен, приведен в
приложении В к Положению № 102 и включает в себя:1) промывку системы охлаждения двигателя, топливного бака и продувку трубопроводов (осенью), радиаторов обогревателя кабины (кузова) и пускового подогревателя;
2) проверку состояния и действия кранов системы охлаждения и сливных приспособлений в системах питания и тормозов;
3) снятие аккумуляторной батареи для подзарядки и корректировку плотности электролита;
4) снятие карбюратора и топливного насоса, промывку и проверку состояния и работы на стенде (осенью);
5) снятие топливного насоса высокого давления, промывку и проверку состояния и работы на стенде (осенью);
6) снятие прерывателя-распределителя, очистку, проверку его состояния и, по необходимости, регулировку на стенде;
7) снятие генератора и стартера, очистку, продувку внутренней полости, замену изношенных деталей и смазку подшипников;
8) замену масла в оборудовании спидометра, проверку правильности пломбирования спидометра и его привода;
9) проверку исправности датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения, датчиков аварийных сигнализаторов в системах охлаждения и смазки двигателя;
10) проверку работоспособности шторок радиатора, уплотнителей дверей, окон, установку (снятие) чехлов утепления;
11) осуществление сезонной замены масел в соответствии с химмотологической картой.
Разумеется, выполнение любого вида работ из данного перечня требует определенных расходов, в том числе и материальных.
Заливка антифриза подходит под первый вид работ. Промывка системы охлаждения, в которую заливается антифриз, включает в том числе слив отработанной жидкости (вода, антифриз и т. п.) и заливку новой.Что касается права предприятия на включение стоимости приобретенного антифриза в валовые расходы, то здесь нужно учесть следующее. Термин «антифриз» происходит от греческого «анти», т. е. «против», и английского «freese» — «замерзать» и расшифровывается как водный раствор некоторых веществ (этиленгликоля, глицерина, неорганических солей и др.), не замерзающий при низких температурах. Антифриз применяется в системах охлаждения автомобилей, авиационных и тракторных двигателей при температурах окружающего воздуха от -75 оСдо 0 оС.
Термин «антифриз» тождественен понятию «тосол», произошедшему от сокращенного «ТОС» (технология органического синтеза). А согласно разъяснениям Госкомпредпринимательства, изложенным в
письме от 21.06.2004 г. № 4123, тосол в соответствии с ГОСТ 21150-87 и 28084-89 и УКТ ВЭД относится к нефтепродуктам, т. е. к ГСМ.Таким образом,
стоимость антифриза, использованного для охлаждения двигателя грузового автомобиля, можно полностью отнести на валовые расходы предприятия на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль по правилу первого события, если, конечно, данные работы проведены в рамках его хозяйственной деятельности.А вот в отношении легкового автомобиля нужно действовать с оглядкой на
п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль, ограничивающий валоворасходность затрат на ГСМ для таких авто 50 %.Пример.
Предприятие приобрело антифриз Liqui Moly KFS 2001 plus (концентрат) объемом 5 л за 258 грн. (без НДС — 215 грн.; НДС 20 % — 43 грн.). Приобретенная жидкость использована для заливки в систему охлаждения двигателей грузовых автомобилей, обслуживающих производственный участок.В налоговом и бухгалтерском учете
предприятия данные операции отражаются следующими записями:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, грн. | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | ВД | ВР | |||
1 | Перечислена поставщику предоплата за антифриз | 258 | 371 | 311 | — | 215* |
* Стоимость приобретенного антифриза участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. | ||||||
2 | Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе суммы предоплаты за запасы | 43 | 641/НДС | 644 | — | — |
3 | Оприходован приобретенный антифриз | 215 | 209 | 631 | — | — |
4 | Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании антифриза | 43 | 644 | 631 | — | — |
5 | Произведен зачет задолженностей | 258 | 631 | 371 | — | — |
6 | Использован антифриз для заливки в систему охлаждения двигателей автомобилей | 215 | 91 | 209 | — | — |
7 | Отнесена на финансовый результат стоимость использованного антифриза | 215 | 791 | 91 | — | — |
Наталья Белова, экономист-аналитик