Сайт газеты «Налоги и бухгалтерский учет»: продолжение разговора

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2009/№ 32
В избранном В избранное
Печать
Статья

Сайт газеты «Налоги и бухгалтерский учет»: продолжение разговора

 

За полгода существования во «всемирной паутине» сайта газеты «Налоги и бухгалтерский учет» большинство наших читателей, наверняка, уже успели познакомиться с ним и по достоинству оценить все его преимущества. Но время не стоит на месте, и сайт продолжает стремительно развиваться и совершенствоваться. В ногу с ним шагает и форум, задуманный как открытая трибуна для каждого, кто хочет поделиться своим практическим опытом либо обсудить тот или иной наболевший вопрос. Кажется, совсем недавно мы публиковали статьи, посвященные азам работы и с сайтом, и с форумом (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 94 ; http://www.nibu.factor.ua/golden/doc.html?id=4399) и № 96 ; http://www.nibu.factor.ua/golden/doc.html?id=4480 соответственно), но бурный рост активности нашей Интернет-аудитории наводит на мысль о необходимости продолжить разговор. Начнем с освещения актуальных вопросов по поиску информации на сайте.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Как эффективно пользоваться поиском по сайту

Овладение нехитрыми навыками эффективного поиска позволяет в значительной мере повысить коэффициент полезного действия при работе как непосредственно с информацией, размещенной на сайте, так и с печатной версией издания, электронным дополнением к которому, собственно, и является наш сайт. Ведь, как показывает опыт работы форума, для ответа на многие вопросы, волнующие его посетителей, тем из них, которые одновременно являются и нашими преданными подписчиками и, следовательно, накопили подшивку газеты за несколько лет, достаточно лишь сориентироваться в ней и освежить в памяти ту или иную публикацию. А сделать это можно с помощью того же поиска по сайту.

Средства поиска

, которыми располагает сайт в настоящее время, позволяют пользователю производить выборку интересующей информации несколькими способами:

— с использованием сервиса

«Поиск по сайту»;

— посредством заполнения формы «

Поиск материалов по параметрам»;

— непосредственным выбором того или иного номера газеты из раскрывающегося списка

«Каталог номеров»;

— визуальным отбором требуемого номера газеты, если известно, что было изображено на его обложке;

— и наконец, традиционным путем — одновременным нажатием комбинации клавиш «Ctrl» и «F»*, которая во всех Интернет-браузерах предоставляет возможность встроенного

поиска по текущей странице.

* В дальнейшем требование об одновременности нажатия на несколько клавиш будем для удобства обозначать знаком «+» (например, «Ctrl»+«F»); при этом нажимать саму клавишу «+» на клавиатуре не надо.

Основные приемы работы с поиском уже излагались в статье «Как пользоваться сайтом газеты «Налоги и бухгалтерский учет», опубликованной в № 94 за 2008 год, полный текст которой специально для удобства посетителей сайта выложен в рубрике

«Золотой фонд» по ссылке http://www.nibu.factor.ua/golden/doc.html?id=4399. Не повторяя, по возможности, уже сказанное ранее, расширим представление читателей об особенностях, а также о преимуществах и недостатках каждого из перечисленных выше способов поиска.

Но прежде напомним, что

сайт газеты «Налоги и бухгалтерский учет» имеет две совершенно равноправные версии — на русском и украинском языках (впрочем, как и печатная версия издания). Это значит, что вся информация приводится в каждой из версий сайта абсолютно симметрично, но на своем языке (за некоторыми исключениями, касающимися, в частности, бланков — они размещены только на украинском языке, как того и требуют утвержденные формы учета и отчетности). Такая структура сайта налагает определенные требования к поисковым запросам: они должны быть составлены в соответствии с языковой версией, на которой в момент совершения поиска находится пользователь. Иначе, задав в русской версии слова для поиска на украинском языке (например, «бухгалтерський облік запасів»), можно и не получить никаких результатов, но после приведения поисковой фразы в соответствие («бухгалтерский учет запасов») имеем достаточное количество совпадений.

1. Сервис «Поиск по сайту»

. Окно с формой для поиска присутствует в верхней части любой страницы сайта, позволяя при этом выполнять поиск по всему сайту, а не только в пределах текущей страницы. Для инициализации поиска следует ввести в окне поисковой строки одно или несколько ключевых слов, наиболее полно, по мнению пользователя, отражающих тему запроса. Набор таких слов пользователь должен определить самостоятельно, исходя из следующих соображений: чем чаще слово или словосочетание используется, тем больше результатов поиска будет получено, но время, которое уйдет на последующие просмотр, анализ и отбор этих результатов, также существенно увеличится.

Например, если ввести «НДС» или «налог с доходов», не стоит рассчитывать на точное попадание именно на тот документ (новость, консультацию, нормативно-правовой акт и т. п.), который требовалось найти, поскольку количество ссылок в этих случаях может исчисляться тысячами. Если же сузить поиск, задав в качестве поисковой фразы «корректировка НДС», количество ссылок уменьшится до разумного предела, что снизит затраты времени на отбор среди них той (тех), которая(ые) интересна(ы) пользователю.

Справедливо и обратное утверждение: указав в строке поиска какое-нибудь редко встречающееся слово или словосочетание, которое в свое время врезалось в память и ассоциируется с искомым документом, можно сразу же получить желаемый результат. Скажем, целью поиска является статья, в которой шла речь об отражении в учете расходов на оформление внутреннего убранства офисного помещения, при этом достоверно известно, что в ее названии употреблялось слово «павлины». Задав его в поисковой строке, тут же получаем ссылку «Павлины, говоришь?..», или Как учитываются расходы на улучшение интерьера офиса (рис. 1), щелкнув по которой, обнаруживаем, что интересующая нас статья расположена в «Золотом фонде» публикаций с правом свободного ознакомления с ее полным текстом. Вот свезло, так свезло!

 

 

Обращаем внимание, что

при вводе запроса в поисковой строке пользователю можно не беспокоиться о том, в каком падеже или числе использовалось то или иное слово в словосочетании, — достаточно ввести неизменяемые части слов. Кроме того, совсем необязательно (более того, не рекомендуется) связывать слова в словосочетании предлогами — поисковик вполне обойдется и без них. Так, в поисковой фразе «перерасчет налога с доходов» предлог «с» можно опустить без ущерба для общего смысла — и в том, и в другом случае имеем одинаковое количество результатов поиска.

Рассмотрим еще один характерный пример. Пусть требуется найти на сайте информацию, касающуюся использования корпоративных платежных карточек. Руководствуясь приведенными выше соображениями, формируем запрос в виде «корпоративн платежн карт», после выполнения которого получаем 14 активных гиперссылок на документы, содержащие эту фразу (рис. 2).

 

 

Если же пользователь не был знаком с изложенными выше тонкостями поиска и ввел все слова полностью (допустим, «корпоративная платежная карточка»), может так произойти, что на сайте не окажется ни одного совпадения (рис. 3).

 

 

В этом случае поисковая система предоставит пользователю

возможность уточнить свой запрос. Как видно на рисунке, в новой поисковой форме можно изменить как сами слова (например, убрать слово «корпоративная»), так и выбрать разделы сайта, в которых будет производиться поиск («Весь сайт» — по умолчанию, «Новости», «Поиск материалов», «Золотой фонд», «Справочная информация», «Подписка», «Форум», «Акции», «О нас»), изменить условия поиска («Все слова» — по умолчанию, «Любое из слов», «Фраза полностью»), либо задать желаемое количество ссылок (10, 20 — по умолчанию 50), которые будут выводиться на странице.

Кстати, такая же

расширенная форма появляется не только после неудавшегося поиска, но и каждый раз, когда поиск завершился удачно. Размещается она при этом внизу страницы после перечня найденных ссылок и предоставляет пользователю такие же дополнительные возможности, как и описано выше.

2. «Поиск материалов по параметрам»

. Как можно понять, предыдущий способ поиска достаточно примитивен, поскольку не предоставляет широких возможностей детализации запроса, хотя и способен удовлетворить основные требования любого пользователя к качеству поиска. Достойной альтернативой ему может служить сервис «Поиск материалов по параметрам». Воспользоваться указанным сервисом можно двумя путями:

непосредственно с главной страницы сайта, где под информацией о свежем номере газеты находится краткое описание этого сервиса («В разделе Поиск материалов вы можете найти все документы, опубликованные в газете «Налоги и бухгалтерский учет», начиная с 2007 года») с гиперссылкой, приводящей пользователя к поисковой форме, которую следует заполнить;

с любой страницы сайта, если щелкнуть на вкладку «Поиск материалов», после чего станет доступна аналогичная гиперссылка, ведущая к той же поисковой форме.

Ее достоинства очевидны. В этом случае

поисковая система позволяет вести поиск:

по названию рубрики, к которой отнесен документ (у некоторых рубрик имеются подразделы для еще большей конкретизации запроса);

по типу документа — «Консультации» или «Нормативные документы», причем еще с одним уровнем вложенности для каждого из типов. Например, тип документа «Консультации» позволяет выбрать как себя самого, так и свои подразделы — «Комментарий», «Ответы на вопросы», «Прочие», «Справочная информация», «Статья». Заметим, что если задать в этом поле тип «Нормативные документы» либо указать конкретно, какой из нормативных документов вы ищете («Кодекс», «Закон», «Декрет» и т. п.), то поле «Автор» будет недоступно, так как в базе подразумевается, что автор может быть только у консультаций, а «нормативка» издается соответствующим госорганом;

по названию официального органа, издавшего документ. Используется главным образом для поиска законов, постановлений, приказов, писем и т. п. Хотя существуют и исключения — если одновременно задать в качестве типа документа «Консультации», а в качестве официального органа «Ведомства», получим несколько ссылок на известные брошюры ГНАУ по различным вопросам налогообложения, которые отдельным письмом или приказом этого госоргана не оформлялись, а также на информацию о курсах валют, устанавливаемых Нацбанком, и индексах инфляции, исчисляемых Госкомстатом. При этом поле «Автор» снова становится неактивным;

по фамилии автора (статьи, ответа на вопрос и т. п.). Здесь логика поиска такая: если в первую очередь заполнить это поле, то вы уже не сможете выбрать какое-либо значение из поля «Официальный орган», что вполне понятно;

по ключевому слову или сочетаниям слов с возможностью выбора метода поиска («Все слова» либо «Любое из слов»). Правила формирования этой строки поисковой формы ничем не отличаются от тех, которые приведены выше при описании сервиса «Поиск по сайту»;

по номеру газеты. Здесь предоставляется возможность ограничить поиск одним конкретным номером; при этом можно либо получить полный перечень материалов, опубликованных в нем, либо, добавив дополнительные ограничения в других строках поисковой формы, осуществить поиск только в пределах этого номера;

по номеру документа, задав его полностью либо любую его часть. Понятно, что речь в данном случае идет об официальных документах, поскольку консультации номера не имеют;

по дате документа (можно вписать дату вручную в формате «дд.мм.гггг» либо выбрать нужную с помощью календаря, который откроется при щелчке на кнопку «...»). Обратите внимание, что производить поиск можно за определенный период (с даты по дату), за один день (указав в полях «с» и «по» одну и ту же дату), с определенной даты по сегодняшний день (для этого поле «по» следует оставить пустым) либо ограничив дату поиска снизу (задается дата в поле «по», а поле «с» остается пустым).

Заполнение максимального количества полей в форме

«Поиск материалов по параметрам», а также применение в зависимости от цели поиска разных комбинаций заполненных/незаполненных полей позволят получить более точный список интересующих документов. Как внешне выглядит описанная выше форма, можно увидеть в статье о сайте (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 94) или на самом сайте по указанной выше ссылке. Там же можно ознакомиться с примером выполнения поискового запроса с помощью указанной формы.

3. Выбор номера газеты из списка «Каталог номеров»

и 4. Визуальный отбор номера по изображению на обложке. Здесь к сказанному в предыдущей статье, содержащей к тому же соответствующие иллюстрации, добавить особенно нечего. А вот следующий способ поиска заслуживает отдельного обсуждения, поскольку идеологически отличается от тех, что описаны в пунктах 1 и 2. Перейдем к его рассмотрению.

5. Поиск по текущей странице

. Уверены, что любому пользователю, мало-мальски знакомому с работой на компьютере, известна комбинация клавиш «Ctrl»+«F». Именно она практически в любом приложении Windows инициирует поиск информации в пределах текущей страницы.

Поскольку мы обсуждаем возможности поиска по Интернет-сайту, а работать с сайтами без специальных программ, называемых Интернет-браузерами (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera и проч.), нельзя, следует учитывать, что для каждого из них внешний вид формы, открывающейся по нажатию комбинации клавиш «Ctrl»+«F», будет разным. Тем не менее возможности данного способа поиска для всех случаев будут практически одинаковыми, что хорошо видно на представленных рисунках (рис. 4, 5).

 

 

 

 

Когда же имеет смысл пользоваться именно этим способом? Представим, что в тексте Закона о налоге на прибыль (который находится в разделе сайта «Справочная информация») требуется быстро открыть п.п. 7.9.6, посвященный, как известно, налогообложению операций лизинга (аренды), а также проанализировать те нормы этого Закона, в которых встречаются ссылки на указанный подпункт. Поскольку сам Закон достаточно большой по объему, то использование вертикальной полосы прокрутки для того, чтобы переместиться поближе к началу п.п. 7.9.6, требует определенного времени. А о визуальном поиске ссылок на данный подпункт (их в Законе всего лишь две) и говорить не приходится — это занятие довольно трудоемкое, и если не знать точно, где они расположены, придется пробежать глазами весь текст без 100 % гарантии на успех.

Вот здесь (и в других аналогичных случаях) приходит на помощь быстрый поиск через комбинацию клавиш «Ctrl»+«F». После ввода в предлагаемую форму (каждый пользователь — в свою, в зависимости от версии браузера) символов «7.9.6» узнаем сначала, что ссылки на искомый подпункт есть в п.п. 7.9.1 и 7.9.2, а затем получаем на экране текст и его самого.

Разумеется, тема эффективного поиска информации неисчерпаема, однако для бухгалтера — рядового пользователя ПК вполне достаточно изложенных в этой статье приемов. В следующей публикации из этого цикла расскажем о содержимом раздела «Справочная информация» нашего сайта. Уверены, что каждый из его посетителей найдет в этом разделе много полезного и интересного. Оставайтесь с нами.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд