Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Сайт газеты «Налоги и бухгалтерский учет»: продолжение разговора

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2009/№ 32
Печать
Статья

Сайт газеты «Налоги и бухгалтерский учет»: продолжение разговора

 

За полгода существования во «всемирной паутине» сайта газеты «Налоги и бухгалтерский учет» большинство наших читателей, наверняка, уже успели познакомиться с ним и по достоинству оценить все его преимущества. Но время не стоит на месте, и сайт продолжает стремительно развиваться и совершенствоваться. В ногу с ним шагает и форум, задуманный как открытая трибуна для каждого, кто хочет поделиться своим практическим опытом либо обсудить тот или иной наболевший вопрос. Кажется, совсем недавно мы публиковали статьи, посвященные азам работы и с сайтом, и с форумом (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 94 ; http://www.nibu.factor.ua/golden/doc.html?id=4399) и № 96 ; http://www.nibu.factor.ua/golden/doc.html?id=4480 соответственно), но бурный рост активности нашей Интернет-аудитории наводит на мысль о необходимости продолжить разговор. Начнем с освещения актуальных вопросов по поиску информации на сайте.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Как эффективно пользоваться поиском по сайту

Овладение нехитрыми навыками эффективного поиска позволяет в значительной мере повысить коэффициент полезного действия при работе как непосредственно с информацией, размещенной на сайте, так и с печатной версией издания, электронным дополнением к которому, собственно, и является наш сайт. Ведь, как показывает опыт работы форума, для ответа на многие вопросы, волнующие его посетителей, тем из них, которые одновременно являются и нашими преданными подписчиками и, следовательно, накопили подшивку газеты за несколько лет, достаточно лишь сориентироваться в ней и освежить в памяти ту или иную публикацию. А сделать это можно с помощью того же поиска по сайту.

Средства поиска

, которыми располагает сайт в настоящее время, позволяют пользователю производить выборку интересующей информации несколькими способами:

— с использованием сервиса

«Поиск по сайту»;

— посредством заполнения формы «

Поиск материалов по параметрам»;

— непосредственным выбором того или иного номера газеты из раскрывающегося списка

«Каталог номеров»;

— визуальным отбором требуемого номера газеты, если известно, что было изображено на его обложке;

— и наконец, традиционным путем — одновременным нажатием комбинации клавиш «Ctrl» и «F»*, которая во всех Интернет-браузерах предоставляет возможность встроенного

поиска по текущей странице.

* В дальнейшем требование об одновременности нажатия на несколько клавиш будем для удобства обозначать знаком «+» (например, «Ctrl»+«F»); при этом нажимать саму клавишу «+» на клавиатуре не надо.

Основные приемы работы с поиском уже излагались в статье «Как пользоваться сайтом газеты «Налоги и бухгалтерский учет», опубликованной в № 94 за 2008 год, полный текст которой специально для удобства посетителей сайта выложен в рубрике

«Золотой фонд» по ссылке http://www.nibu.factor.ua/golden/doc.html?id=4399. Не повторяя, по возможности, уже сказанное ранее, расширим представление читателей об особенностях, а также о преимуществах и недостатках каждого из перечисленных выше способов поиска.

Но прежде напомним, что

сайт газеты «Налоги и бухгалтерский учет» имеет две совершенно равноправные версии — на русском и украинском языках (впрочем, как и печатная версия издания). Это значит, что вся информация приводится в каждой из версий сайта абсолютно симметрично, но на своем языке (за некоторыми исключениями, касающимися, в частности, бланков — они размещены только на украинском языке, как того и требуют утвержденные формы учета и отчетности). Такая структура сайта налагает определенные требования к поисковым запросам: они должны быть составлены в соответствии с языковой версией, на которой в момент совершения поиска находится пользователь. Иначе, задав в русской версии слова для поиска на украинском языке (например, «бухгалтерський облік запасів»), можно и не получить никаких результатов, но после приведения поисковой фразы в соответствие («бухгалтерский учет запасов») имеем достаточное количество совпадений.

1. Сервис «Поиск по сайту»

. Окно с формой для поиска присутствует в верхней части любой страницы сайта, позволяя при этом выполнять поиск по всему сайту, а не только в пределах текущей страницы. Для инициализации поиска следует ввести в окне поисковой строки одно или несколько ключевых слов, наиболее полно, по мнению пользователя, отражающих тему запроса. Набор таких слов пользователь должен определить самостоятельно, исходя из следующих соображений: чем чаще слово или словосочетание используется, тем больше результатов поиска будет получено, но время, которое уйдет на последующие просмотр, анализ и отбор этих результатов, также существенно увеличится.

Например, если ввести «НДС» или «налог с доходов», не стоит рассчитывать на точное попадание именно на тот документ (новость, консультацию, нормативно-правовой акт и т. п.), который требовалось найти, поскольку количество ссылок в этих случаях может исчисляться тысячами. Если же сузить поиск, задав в качестве поисковой фразы «корректировка НДС», количество ссылок уменьшится до разумного предела, что снизит затраты времени на отбор среди них той (тех), которая(ые) интересна(ы) пользователю.

Справедливо и обратное утверждение: указав в строке поиска какое-нибудь редко встречающееся слово или словосочетание, которое в свое время врезалось в память и ассоциируется с искомым документом, можно сразу же получить желаемый результат. Скажем, целью поиска является статья, в которой шла речь об отражении в учете расходов на оформление внутреннего убранства офисного помещения, при этом достоверно известно, что в ее названии употреблялось слово «павлины». Задав его в поисковой строке, тут же получаем ссылку «Павлины, говоришь?..», или Как учитываются расходы на улучшение интерьера офиса (рис. 1), щелкнув по которой, обнаруживаем, что интересующая нас статья расположена в «Золотом фонде» публикаций с правом свободного ознакомления с ее полным текстом. Вот свезло, так свезло!

 

img 1

 

Обращаем внимание, что

при вводе запроса в поисковой строке пользователю можно не беспокоиться о том, в каком падеже или числе использовалось то или иное слово в словосочетании, — достаточно ввести неизменяемые части слов. Кроме того, совсем необязательно (более того, не рекомендуется) связывать слова в словосочетании предлогами — поисковик вполне обойдется и без них. Так, в поисковой фразе «перерасчет налога с доходов» предлог «с» можно опустить без ущерба для общего смысла — и в том, и в другом случае имеем одинаковое количество результатов поиска.

Рассмотрим еще один характерный пример. Пусть требуется найти на сайте информацию, касающуюся использования корпоративных платежных карточек. Руководствуясь приведенными выше соображениями, формируем запрос в виде «корпоративн платежн карт», после выполнения которого получаем 14 активных гиперссылок на документы, содержащие эту фразу (рис. 2).

 

img 2

 

Если же пользователь не был знаком с изложенными выше тонкостями поиска и ввел все слова полностью (допустим, «корпоративная платежная карточка»), может так произойти, что на сайте не окажется ни одного совпадения (рис. 3).

 

img 3

 

В этом случае поисковая система предоставит пользователю

возможность уточнить свой запрос. Как видно на рисунке, в новой поисковой форме можно изменить как сами слова (например, убрать слово «корпоративная»), так и выбрать разделы сайта, в которых будет производиться поиск («Весь сайт» — по умолчанию, «Новости», «Поиск материалов», «Золотой фонд», «Справочная информация», «Подписка», «Форум», «Акции», «О нас»), изменить условия поиска («Все слова» — по умолчанию, «Любое из слов», «Фраза полностью»), либо задать желаемое количество ссылок (10, 20 — по умолчанию 50), которые будут выводиться на странице.

Кстати, такая же

расширенная форма появляется не только после неудавшегося поиска, но и каждый раз, когда поиск завершился удачно. Размещается она при этом внизу страницы после перечня найденных ссылок и предоставляет пользователю такие же дополнительные возможности, как и описано выше.

2. «Поиск материалов по параметрам»

. Как можно понять, предыдущий способ поиска достаточно примитивен, поскольку не предоставляет широких возможностей детализации запроса, хотя и способен удовлетворить основные требования любого пользователя к качеству поиска. Достойной альтернативой ему может служить сервис «Поиск материалов по параметрам». Воспользоваться указанным сервисом можно двумя путями:

непосредственно с главной страницы сайта, где под информацией о свежем номере газеты находится краткое описание этого сервиса («В разделе Поиск материалов вы можете найти все документы, опубликованные в газете «Налоги и бухгалтерский учет», начиная с 2007 года») с гиперссылкой, приводящей пользователя к поисковой форме, которую следует заполнить;

с любой страницы сайта, если щелкнуть на вкладку «Поиск материалов», после чего станет доступна аналогичная гиперссылка, ведущая к той же поисковой форме.

Ее достоинства очевидны. В этом случае

поисковая система позволяет вести поиск:

по названию рубрики, к которой отнесен документ (у некоторых рубрик имеются подразделы для еще большей конкретизации запроса);

по типу документа — «Консультации» или «Нормативные документы», причем еще с одним уровнем вложенности для каждого из типов. Например, тип документа «Консультации» позволяет выбрать как себя самого, так и свои подразделы — «Комментарий», «Ответы на вопросы», «Прочие», «Справочная информация», «Статья». Заметим, что если задать в этом поле тип «Нормативные документы» либо указать конкретно, какой из нормативных документов вы ищете («Кодекс», «Закон», «Декрет» и т. п.), то поле «Автор» будет недоступно, так как в базе подразумевается, что автор может быть только у консультаций, а «нормативка» издается соответствующим госорганом;

по названию официального органа, издавшего документ. Используется главным образом для поиска законов, постановлений, приказов, писем и т. п. Хотя существуют и исключения — если одновременно задать в качестве типа документа «Консультации», а в качестве официального органа «Ведомства», получим несколько ссылок на известные брошюры ГНАУ по различным вопросам налогообложения, которые отдельным письмом или приказом этого госоргана не оформлялись, а также на информацию о курсах валют, устанавливаемых Нацбанком, и индексах инфляции, исчисляемых Госкомстатом. При этом поле «Автор» снова становится неактивным;

по фамилии автора (статьи, ответа на вопрос и т. п.). Здесь логика поиска такая: если в первую очередь заполнить это поле, то вы уже не сможете выбрать какое-либо значение из поля «Официальный орган», что вполне понятно;

по ключевому слову или сочетаниям слов с возможностью выбора метода поиска («Все слова» либо «Любое из слов»). Правила формирования этой строки поисковой формы ничем не отличаются от тех, которые приведены выше при описании сервиса «Поиск по сайту»;

по номеру газеты. Здесь предоставляется возможность ограничить поиск одним конкретным номером; при этом можно либо получить полный перечень материалов, опубликованных в нем, либо, добавив дополнительные ограничения в других строках поисковой формы, осуществить поиск только в пределах этого номера;

по номеру документа, задав его полностью либо любую его часть. Понятно, что речь в данном случае идет об официальных документах, поскольку консультации номера не имеют;

по дате документа (можно вписать дату вручную в формате «дд.мм.гггг» либо выбрать нужную с помощью календаря, который откроется при щелчке на кнопку «...»). Обратите внимание, что производить поиск можно за определенный период (с даты по дату), за один день (указав в полях «с» и «по» одну и ту же дату), с определенной даты по сегодняшний день (для этого поле «по» следует оставить пустым) либо ограничив дату поиска снизу (задается дата в поле «по», а поле «с» остается пустым).

Заполнение максимального количества полей в форме

«Поиск материалов по параметрам», а также применение в зависимости от цели поиска разных комбинаций заполненных/незаполненных полей позволят получить более точный список интересующих документов. Как внешне выглядит описанная выше форма, можно увидеть в статье о сайте (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 94) или на самом сайте по указанной выше ссылке. Там же можно ознакомиться с примером выполнения поискового запроса с помощью указанной формы.

3. Выбор номера газеты из списка «Каталог номеров»

и 4. Визуальный отбор номера по изображению на обложке. Здесь к сказанному в предыдущей статье, содержащей к тому же соответствующие иллюстрации, добавить особенно нечего. А вот следующий способ поиска заслуживает отдельного обсуждения, поскольку идеологически отличается от тех, что описаны в пунктах 1 и 2. Перейдем к его рассмотрению.

5. Поиск по текущей странице

. Уверены, что любому пользователю, мало-мальски знакомому с работой на компьютере, известна комбинация клавиш «Ctrl»+«F». Именно она практически в любом приложении Windows инициирует поиск информации в пределах текущей страницы.

Поскольку мы обсуждаем возможности поиска по Интернет-сайту, а работать с сайтами без специальных программ, называемых Интернет-браузерами (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera и проч.), нельзя, следует учитывать, что для каждого из них внешний вид формы, открывающейся по нажатию комбинации клавиш «Ctrl»+«F», будет разным. Тем не менее возможности данного способа поиска для всех случаев будут практически одинаковыми, что хорошо видно на представленных рисунках (рис. 4, 5).

 

img 4 

 

img 5

 

Когда же имеет смысл пользоваться именно этим способом? Представим, что в тексте Закона о налоге на прибыль (который находится в разделе сайта «Справочная информация») требуется быстро открыть п.п. 7.9.6, посвященный, как известно, налогообложению операций лизинга (аренды), а также проанализировать те нормы этого Закона, в которых встречаются ссылки на указанный подпункт. Поскольку сам Закон достаточно большой по объему, то использование вертикальной полосы прокрутки для того, чтобы переместиться поближе к началу п.п. 7.9.6, требует определенного времени. А о визуальном поиске ссылок на данный подпункт (их в Законе всего лишь две) и говорить не приходится — это занятие довольно трудоемкое, и если не знать точно, где они расположены, придется пробежать глазами весь текст без 100 % гарантии на успех.

Вот здесь (и в других аналогичных случаях) приходит на помощь быстрый поиск через комбинацию клавиш «Ctrl»+«F». После ввода в предлагаемую форму (каждый пользователь — в свою, в зависимости от версии браузера) символов «7.9.6» узнаем сначала, что ссылки на искомый подпункт есть в п.п. 7.9.1 и 7.9.2, а затем получаем на экране текст и его самого.

Разумеется, тема эффективного поиска информации неисчерпаема, однако для бухгалтера — рядового пользователя ПК вполне достаточно изложенных в этой статье приемов. В следующей публикации из этого цикла расскажем о содержимом раздела «Справочная информация» нашего сайта. Уверены, что каждый из его посетителей найдет в этом разделе много полезного и интересного. Оставайтесь с нами.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше