Об утверждении Порядка представления электронных отчетов в рабочие органы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2009/№ 64
В избранном В избранное
Печать
Постановление от 26.02.2009 г. № 16

Об утверждении Порядка представления электронных отчетов в рабочие органы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины

Постановление от 26 февраля 2009 года № 16

(извлечение)

 

Согласно абзацу 11 пункта 7 части седьмой, частям восьмой, двенадцатой статьи 17 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» правление Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины

постановляет:

1.

Разрешить исполнительной дирекции Фонда и ее рабочим органам принимать электронные отчеты от страхователей.

2.

Утвердить Порядок представления электронных отчетов в рабочие органы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (прилагается).

<...>

Заместитель председателя правления

В. Иванкевич

 

 

Утвержден постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 26 февраля 2009 г. № 16

Порядок представления электронных отчетов в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины

 

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан согласно законам Украины «Об электронных документах и электронном документообороте», «Об электронной цифровой подписи», «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности», а также Порядку применения электронной цифровой подписи органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями государственной формы собственности, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.2004 г. № 1452.

1.2. Настоящий Порядок определяет общие принципы организации информационного обмена при представлении Страхователями электронных отчетов в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (далее — Фонд).

1.3. В настоящем Порядке термины употребляются в следующем значении:

Средство криптографической защиты информации

— программное, аппаратно-программное, аппаратное или другое средство, предназначенное для криптографической защиты информации, в том числе наложение и проверка электронной цифровой подписи, имеющее сертификат соответствия или положительное экспертное заключение по результатам государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации;

Отчет

— документальные сведения, которые создаются и подаются Страхователями в сроки, в порядке и по форме, установленным Фондом;

Электронный отчет

— отчет, который формируется Страхователем с помощью специализированного программного обеспечения и подается им в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда согласно настоящему Порядку;

Электронный документ в системе представления электронных отчетов

— электронный отчет и электронная квитанция, включая обязательные реквизиты электронного документа;

Формат электронного отчета (квитанции)

— формализированное описание состава и структуры данных отчета или квитанции, включая описание электронной цифровой подписи, которая делает отчет или квитанцию электронными документами, пригодными для обработки электронными средствами системы электронной отчетности;

Представление электронных отчетов

— определенная настоящим Порядком последовательность действий субъектов электронной отчетности, направленных на отправку и получение электронных отчетов в пределах системы электронной отчетности;

Электронная квитанция

— уведомление об определенном электронном отчете, сформированное в соответствии с форматом электронной квитанции в системе электронной отчетности;

Система электронной отчетности

— совокупность организационно-правовых мероприятий и электронных средств субъектов электронной отчетности, обеспечивающая представление электронных отчетов;

Субъекты электронной отчетности

— Страхователи, Операторы, Центр обработки электронных отчетов, рабочие органы исполнительной дирекции Фонда, Аккредитованные центры сертификации ключей, являющиеся отдельными участниками системы электронной отчетности;

Специализированное программное обеспечение

— программное обеспечение, предназначенное для создания, передачи и обработки электронных документов согласно настоящему Порядку;

Страхователи

— работодатели и другие юридические или физические лица, которые согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» обязаны уплачивать страховые взносы в Фонд и Инструкции о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением правления Фонда от 12.07.2007 года № 36 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 01.08.2007 года под № 867/14134, обязаны подавать отчеты в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда;

Центр обработки электронных отчетов

— структурное подразделение исполнительной дирекции Фонда, выполняющее функции информационно-технического администратора Архива электронных документов в системе электронной отчетности;

Квитанция об отправлении электронного отчета (далее — первая квитанция)

— электронная квитанция, создаваемая Оператором электронной отчетности с помощью специализированного программного обеспечения и удостоверяющая факт, дату и время отправления (неотправления) электронного отчета от Страхователя;

Квитанция о получении электронного отчета (далее — вторая квитанция)

— электронная квитанция, создаваемая Центром обработки электронных отчетов с помощью специализированного программного обеспечения и удостоверяющая факт, дату и время получения электронного отчета Центром обработки электронных отчетов и представления его в соответствующие рабочие органы исполнительной дирекции Фонда;

Квитанция о приеме (неприеме) электронного отчета (далее — третья квитанция)

— электронная квитанция, создаваемая Центром обработки электронных отчетов с помощью специализированного программного обеспечения и удостоверяющая факт, дату и время доставки и приема (неприема) электронного отчета соответствующим рабочим органом исполнительной дирекции Фонда;

Архив электронных документов

— централизованное хранилище электронных отчетов и электронных квитанций, находящееся в Центре обработки электронных отчетов и предназначенное для регистрации, накопления и многоразового использования данных из электронных отчетов в автоматизированной информационной системе Фонда;

Оператор электронной отчетности (далее — Оператор)

— юридическое лицо, на договорных началах предоставляющее услуги, в том числе по обмену электронными документами в системе электронной отчетности между Страхователями, Центром обработки электронных отчетов и Аккредитованными центрами сертификации ключей в соответствии с настоящим Порядком и соответствующее техническим и квалификационным требованиям к Оператору, определенным исполнительной дирекцией Фонда.

1.4.

Прочие термины применяются в значениях, приведенных в законах Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте», «О телекоммуникациях», «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах».

 

2. Общие требования к электронным документам в системе электронной отчетности

2.1. Электронные документы (электронный отчет, первая квитанция, вторая квитанция) передаются между субъектами электронной отчетности только с наложенной электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП).

2.2. Электронные отчеты с обязательными реквизитами, в том числе с ЭЦП Страхователя (его должностных лиц), сформированные и поданные в соответствии с настоящим Порядком, согласно законодательству Украины являются оригиналами и имеют юридическую силу.

2.3. Форматы электронных документов определяются исполнительной дирекцией Фонда и подлежат обнародованию.

 

3. Система электронной отчетности

3.1. Отчет в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда в районах, городах или районе в городе, где Страхователь состоит на учете, может быть подан (послан):

на бумажных носителях;

в электронном формате через Оператора с помощью программных средств и любых средств телекоммуникационной связи, гарантирующих доставку электронного отчета в течение двух часов.

3.2. Представление отчетов на бумажных носителях регулируется нормами Инструкции о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением правления Фонда от 12.07.2007 года № 36 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 01.08.2007 года под № 867/14134.

3.3. Представление Страхователем отчетов в электронном формате осуществляется по его инициативе согласно требованиям настоящего Порядка и действующего законодательства.

Представление электронного отчета в соответствии с данным Порядком дает Страхователю право не подавать соответствующие отчеты на бумажных носителях.

Электронные отчеты с обязательными реквизитами, в том числе с ЭЦП Страхователя (его должностных лиц), поданные согласно настоящему Порядку, в соответствии с законодательством являются оригиналами, имеют юридическую силу и могут использоваться в качестве доказательства в суде или при рассмотрении споров в досудебном порядке.

3.4. Рабочие органы исполнительной дирекции Фонда обеспечивают обнародование информации о возможности представления электронных отчетов, порядке их представления, адресах и контактных телефонах Операторов.

Вопросы организационно-технического характера функционирования системы электронной отчетности, не урегулированные настоящим Порядком, определяются отдельными регламентами (протоколами).

3.5.

После заключения договора со Страхователем Оператор информирует об этом рабочий орган исполнительной дирекции Фонда в районе, городе или районе в городе, где Страхователь состоит на учете как плательщик страховых взносов.

3.6. Электронный отчет подается Страхователями с помощью информационно-телекоммуникационных систем к Оператору, который проверяет и передает электронный отчет в Центр обработки электронных отчетов.

3.7. Отношения Страхователя с Оператором и Оператора с Исполнительной дирекцией Фонда по выполнению настоящего Порядка определяются на договорных началах.

3.8. Все другие действия и условия в отношении информационного обмена и предоставления дополнительных услуг в системе электронной отчетности, не урегулированные настоящим Порядком, определяются отдельными документами между субъектами электронной отчетности.

3.9. Разрешение споров по представлению электронных отчетов осуществляется в том же порядке, что и при представлении отчетов на бумажных носителях.

3.10. Если при представлении электронных отчетов Страхователем не были соблюдены требования настоящего Порядка, ответственность за непредставление отчетов в Фонд несет Страхователь.

3.11. Оператор не несет ответственности за содержимое электронных отчетных документов.

3.12.

Специализированное программное обеспечение должно соответствовать следующим требованиям:

3.12.1. отвечать требованиям законодательства по защите информации;

3.12.2. использовать криптографические алгоритмы и библиотеки, имеющие положительное заключение государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации;

3.12.3. базироваться на промышленно пригодных технологических решениях.

3.13.

Специализированное программное обеспечение должно выполнять следующие основные функции:

3.13.1. создание электронных отчетов в определенном формате, осуществление автоматизированного контроля за согласованностью показателей электронного отчета;

3.13.2. удостоверение ЭЦП, подтверждение ЭЦП, наложенной на электронный отчет или на электронную квитанцию с использованием усиленного сертификата ключа;

3.13.3. передачи и получения электронных документов в системе электронной отчетности;

3.13.4. хранение (архивирование) электронных отчетов и электронных квитанций, возможность их восстановления из архива;

3.13.5. экспорт электронных отчетов и квитанций на внешние носители данных в оригинальном формате и в формате, пригодном для печати;

3.13.6. визуальное отражение электронных отчетов, являющихся отражением данных, которые он содержит, электронными средствами и на бумаге в форме, действующей для этого отчета.

3.14. Субъекты электронной отчетности должны использовать совместимые средства криптографической защиты информации.

 

4. Представление электронных отчетов

4.1.

Электронные отчеты подаются Страхователями в сроки представления, установленные законодательством для соответствующих отчетов в бумажной форме.

4.2. Страхователь создает и заполняет электронный отчет согласно утвержденному формату с помощью специализированного программного обеспечения.

После подготовки Страхователем электронного отчета на него налагается ЭЦП Страхователя (его должностных лиц).

Страхователь отправляет подготовленный электронный отчет к Оператору для обеспечения гарантированной доставки электронного отчета в Центр обработки электронных отчетов.

4.3. Оператор обеспечивает круглосуточный прием электронных отчетов от Страхователей со всех административно-территориальных единиц Украины.

Первая квитанция

посылается в течение двух часов с момента отправления Страхователем электронного отчета к Оператору.

4.4.

После получения от Страхователя электронного отчета Оператор выполняет следующие действия:

4.4.1. проверяет действие сертификатов ключей, которыми подписан отчет;

4.4.2. проверяет формат полученного электронного отчета на соответствие утвержденным форматам электронных отчетов;

4.4.3. выполняет другие технологические проверки электронного отчета, которые могут быть определены требованиями к Оператору;

4.4.4. формирует первую квитанцию с результатами проверок;

4.4.5. фиксирует в первой квитанции дату и время отправления (неотправления) Страхователем электронного отчета;

4.4.6 посылает первую квитанцию Страхова-телю.

4.5. В случае положительных результатов всех проведенных проверок Оператор посылает электронный отчет и первую квитанцию в Центр обработки электронных отчетов.

4.6. В случае отрицательных результатов хотя бы одной из проведенных проверок Оператор не посылает отчет в Центр обработки электронных отчетов.

Страхователь имеет право внести исправления и отправить электронный отчет Оператору повторно или предоставить отчет на бумажных носителях в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда по месту учета.

4.7. В случае неполучения Страхователем первой квитанции от Оператора в течение срока, определенного п. 4.3 настоящего Порядка, отчет считается не отправленным.

Страхователь имеет право отправить электронный отчет повторно или предоставить отчет на бумажных носителях в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда по месту учета.

4.8. Центр обработки электронных отчетов осуществляет прием от Операторов электронных отчетов с 9:00 до 17:00 часов ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней.

Вторая квитанция

посылается Оператору в течение двух часов с момента получения электронного отчета Центром обработки электронных отчетов. В случае поступления электронного отчета в Центр обработки электронных отчетов после 16:00 часов вторая квитанция посылается Оператору в течение первых двух часов следующего рабочего дня.

Вторая квитанция не является подтверждением факта доставки электронного отчета в соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции Фонда.

4.9. После получения электронного отчета от Страхователя Центр обработки электронных отчетов передает его в соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции Фонда, на учете которого состоит Страхователь, в порядке, определенном исполнительной дирекцией Фонда.

Ответственный работник рабочего органа исполнительной дирекции Фонда, где страхователь состоит на учете как плательщик страховых взносов, с помощью программных средств визуализации проверяет электронный отчет и принимает решение о внесении отчета в соответствующую автоматизированную систему.

Если рабочий орган исполнительной дирекции Фонда в результате проведения камеральной проверки выявляет арифметические или методологические ошибки в поданном страхователем электронном отчете, то Центр обработки электронных отчетов посылает страхователю через Оператора третью квитанцию о неприеме электронного отчета с уведомлением и предложением самостоятельно исправить выявленные ошибки и повторно направить новый отчет в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда.

Если результаты проведения камеральной проверки электронного отчета рабочим органом исполнительной дирекции Фонда положительные, то Центром обработки электронных отчетов посылается страхователю через Оператора третья квитанция о приеме электронного отчета.

Третья квитанция

посылается Страхователю после проведения камеральной проверки электронного отчета рабочим органом исполнительной дирекции Фонда в течение пяти рабочих дней с момента получения электронного отчета Центром обработки электронных отчетов от Оператора.

4.10.

Электронный отчет считается поданным согласно требованиям, которые определены законодательством Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если Страхователь получил от Центра обработки электронных отчетов третью квитанцию о приеме электронного отчета.

4.11. Действующим считается последний электронный или бумажный отчет, поданный Страхователем до окончания сроков представления соответствующих отчетов, определенных законодательством.

 

5. Хранение электронных отчетов

5.1. Страхователи, Оператор и Центр обработки электронных отчетов обеспечивают хранение электронных отчетов и соответствующих электронных квитанций в форме оригиналов электронных документов, с соблюдением требований действующего законодательства по их хранению и в течение сроков, установленных действующим законодательством для соответствующих бумажных документов.

5.2. Центр обработки электронных отчетов предоставляет на запрос рабочего органа исполнительной дирекции Фонда, на учете которого состоит Страхователь, оригинал электронного отчета вместе с действующими на момент его формирования сертификатами открытых ключей Страхователя.



комментарий редакции

Страхователи получили право подавать отчетность в Фонд страхования
от несчастных случаев на производстве в электронной форме

Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (далее — Фонд страхования от несчастных случаев на производстве) утвердил Порядок предоставления электронных отчетов в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (далее — Порядок).

Следует учесть, что предоставление отчетности в электронной форме —

право, а не обязанность плательщика страховые взносов в Фонд страхования от несчастных случаев на производстве. Значит, электронные отчеты предоставляются по желанию страхователей.

В случае, если страхователь предоставляет отчетность в электронной форме, то он имеет право не подавать отчеты на бумажных носителях.

Согласно комментируемому Порядку в схему предоставления электронной отчетности введены посредники — оператор электронной отчетности и Центр обработки электронных отчетов (далее — ЦОЭО).

Оператор — юридическое лицо, которое на договорных началах предоставляет услуги по обмену электронными документами между страхователем, ЦОЭО и Аккредитованными центрами сертификации ключей.

ЦОЭО — структурное подразделение исполнительной дирекции Фонда страхования от несчастных случаев на производстве, который выполняет функции информационно-технического администратора архива электронных документов в системе электронной отчетности.

Схема предоставления электронной отчетности такова.

Страхователь предоставляет электронный отчет оператору, который принимает и отправляет его в ЦОЭО. В свою очередь, ЦОЭО передает отчет в Фонд страхования от несчастных случаев на производстве, на учете в котором состоит страхователь. После камеральной проверки отчета Фонд страхования от несчастных случаев на производстве принимает решение о приеме (неприеме) такого электронного отчета.

О стадиях прохождения электронного отчета информируют электронные квитанции:

1)

первая квитанция (квитанция об отправлении электронного отчета) информирует страхователя о том, что электронный отчет отправлен (не отправлен). Ее формирует оператор и отсылает страхователю в течение двух часов с момента отправки отчета страхователем. Она подтверждает факт, дату и время отправки (неотправки) электронного отчета от страхователя;

2)

вторая квитанция (квитанция о получении электронного отчета) информирует оператора о получении электронного отчета ЦОЭО и предоставлении его Фонду страхования от несчастных случаев на производстве. Эту квитанцию формирует ЦОЭО и направляет в адрес оператора в течение двух часов с момента получения электронного отчета. Она подтверждает факт, дату и время получения электронного отчета ЦОЭО и предоставления его Фонду страхования от несчастных случаев;

3)

третья квитанция (квитанция о приеме (неприеме) электронного отчета) информирует страхователя о приеме (неприеме) отчета соответствующим рабочим органом Фонда страхования от несчастных случаев на производстве. Она направляется страхователю после проведения камеральной проверки рабочим органом Фонда страхования от несчастных случаев на производстве в течение пяти рабочих дней с момента получения электронного отчета ЦОЭО от оператора. Квитанция подтверждает факт, дату и время доставки и приема (неприема) отчета Фондом страхования от несчастных случаев на производстве.

Если же Фондом страхования от несчастных случаев на производстве выявлены ошибки в содержании отчета, то в таком случае страхователь получить от ЦОЭО через оператора третью квитанцию о неприеме электронного отчета с уведомлением и предложением самостоятельно исправить выявленные ошибки и повторно направить новый отчет в Фонд.

Электронный отчет считается поданным, если страхователь получил от ЦОЭО через оператора третью квитанцию.

Как видим, довольно большой временной промежуток заложен в Порядке с момента подачи электронной отчетности страхователем оператору и получения страхователем третьей квитанции. Поэтому данный Порядок привлекательным для страхователей назвать сложно.

Остается еще раз напомнить, что предоставление электронной отчетности в Фонд страхования от несчастных случаев на производстве для страхователей является делом добровольным.

 

Татьяна Онищенко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд