О предоставлении разрешения на выполнение строительных работ и привлечение субподрядчиков

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2009/№ 65
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 03.06.2009 г. № 22/7-3149

О предоставлении разрешения на выполнение строительных работ и привлечение субподрядчиков

Письмо Министерства регионального развития и строительства Украины от 03.06.2009 г. № 22/7-3149

 

Согласно ст. 29 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» заказчик и подрядчик для получения разрешения на выполнение строительных работ подают в соответствующую инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля письменное заявление, к которому прилагается, в том числе копия лицензии на выполнение функций генподрядчика строительства объекта, удостоверенная в установленном законом порядке, и предложения о привлечении субподрядчиков.

При этом, в соответствии со ст. 838 Гражданского кодекса Украины

подрядчик имеет право, если иное не установлено договором, привлечь к выполнению работы других лиц (субподрядчиков), оставаясь ответственным перед заказчиком за результат их работы. В этом случае подрядчик выступает перед заказчиком как генеральный подрядчик, а перед субподрядчиком — как заказчик.

Таким образом,

привлечение субподрядных организаций к выполнению строительных работ является правом, а не обязанностью подрядчика.

То есть, если для сооружения объектов привлечение субподрядных организаций не предусматривается, заказчик при обращении в инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля с заявлением о предоставлении разрешения на выполнение строительных работ указывает в нем, что к выполнению строительных работ субподрядные организации привлекаться не будут.

Госархстройинспекция считает, что инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в соответствии с поданной заказчиком проектной документацией должны установить возможность или невозможность выполнения подрядчиком согласно имеющейся у него лицензии на строительную деятельность всего комплекса работ по строительству объекта без привлечения субподрядных организаций.

В случае, когда подрядчик способен выполнить строительство объекта без привлечения субподрядчиков, разрешение на выполнение строительных работ может быть дано инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля без предоставления подрядчиком копии лицензии на выполнение функций генподрядчика строительства объекта, удостоверенной в установленном законом порядке, и предложения по привлечению субподрядчиков.

Однако,

если во время строительства объекта у подрядчика возникает необходимость привлечения субподрядчиков, он должен получить в установленном законом порядке лицензию на выполнение функций генподрядчика строительства объекта.

 

Начальник О. Бондаренко



комментарий редакции

Особенности получения разрешения на выполнение строительных работ

Вопрос о том, нужно ли получать лицензию на генподряд в строительстве при привлечении субподрядчиков, который косвенно затронут в комментируемом письме, похоже, окончательно утратил статус дискуссионного. Напомним, ранее в письме Минрегионстроя от 10.04.2008 г. № 22/10-875 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 84) на этот вопрос был дан положительный ответ, который теперь лишь получил дополнительное подтверждение.

В комментируемом же письме затронута несколько иная проблема, связанная с вопросом о необходимости

предоставления подрядчиком лицензии на выполнение функций генподрядчика при получении разрешения на выполнение строительных работ в тех случаях, когда к выполнению работ не привлекаются субподрядчики. Несмотря на то что ответ кажется очевидным, сложность данного вопроса обусловлена теми изменениями, которые были внесены в Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III (далее — Закон о застройке) в конце 2008 года. После вступления их в силу в апреле этого года ст. 29 Закона о застройке среди документов, обязательных для предоставления подрядчиком инспекции государственного архитектурно-строительного контроля при получении разрешения на выполнение строительных работ, называет «копию лицензии на выполнение функций генподрядчика строительства объекта, удостоверенную в установленном законом порядке».

В целом, предусмотренные в ст. 29 Закона о застройке условия получения разрешения на строительные работы предполагают в качестве общего правила, что

к выполнению строительных работ будут привлекаться субподрядчики. Это видно из того, в частности, что в перечне документов, которые должны подаваться госархстройинспекции, отсутствует лицензия на выполнение строительных работ, но при этом требуется подача лицензии на выполнение функций генподрядчика.

В то же время, как следует из комментируемого письма, Государственная архитектурно-строительная инспекция не отрицает возможности осуществления строительных работ непосредственно самим подрядчиком, что, в свою очередь,

снимает необходимость получения им лицензии на выполнение функций генерального подрядчика. В этом случае заказчик строительства в заявлении о предоставлении разрешения на выполнение строительных работ должен указать, что субподрядные организации к выполнению строительных работ привлекаться не будут.

Некоторая неоднозначность в вопросе о порядке получения разрешения на выполнение строительных работ на данный момент связана также с тем, что изменения, которые произошли на уровне Закона о застройке, еще не отражены в полной мере в подзаконных нормативных актах, устанавливающих порядок реализации его норм. Один из таких актов — Положение о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ, утвержденное приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 05.12.2000 г. № 273. Данное Положение остается действующим лишь формально, поскольку не соответствует нормам самого Закона о застройке. Его готовятся заменить новым Порядком выдачи разрешения на выполнение строительных работ, проект которого размещен на официальном сайте Госархстройинспекции (http://www.dabi.gov.ua). Сам текст предлагаемого к утверждению Порядка не содержит перечня необходимых для предоставления разрешения документов. Однако соответствующие документы названы в форме заявления, которая приведена в приложении к Порядку. Среди них —

копия лицензии (без конкретизации того, на какой именно вид работ в строительстве должен иметь лицензию подрядчик). Такой вариант регулирования рассматриваемого вопроса выглядит более обоснованным, поскольку учитывает как вариант, когда строительные работы выполняются непосредственно подрядчиком, который, соответственно, должен предоставить лицензию на осуществление строительных работ, так и вариант, когда к выполнению таких работ привлекаются субподрядчики, что обусловливает необходимость наличия у подрядчика лицензии на выполнение функций генерального подряда.

Вызывает возражения сделанный в комментируемом письме Госархстройинспекцией вывод о том, что

инспекции государственного архитектурно-строительного контроля должны установить возможность либо невозможность выполнения подрядчиком согласно имеющейся у него лицензии на строительную деятельность всего комплекса работ по строительству объекта без привлечения субподрядных организаций. Инспекции не уполномочены делать заключение о невозможности выполнения подрядчиком предусмотренных договором подряда и проектной документацией строительных работ, в связи с чем такое заключение само по себе не может быть основанием для отказа в выдаче разрешения. Исчерпывающий перечень таких оснований приведен в ч. 6 ст. 29 Закона о застройке. К ним относятся: неподача документов, необходимых для принятия решения о предоставлении разрешения на выполнение строительных работ; несоответствие поданных документов требованиям законодательства; выявление недостоверных сведений в поданных документах. Проверка возможности либо невозможности осуществления субъектом хозяйствования того или иного вида строительной деятельности осуществляется на стадии получения им соответствующей лицензии. Далее контроль за его деятельностью осуществляется путем проведения проверок соблюдения таким субъектом лицензионных условий, а также требований действующего законодательства при выполнении строительных работ.

 

Елена Уварова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд