Темы статей
Выбрать темы

Проверки СЭС

Редакция НиБУ
Статья

Проверки СЭС

 

Как известно, придерживаться санитарных правил — обязанность каждого субъекта хозяйствования. Поэтому неудивительно, что в числе пришедших визитеров однажды могут оказаться и сотрудники СЭС. Учитывая же, что им предоставлен весьма широкий круг проверочных полномочий, а в случае выявления нарушений — возможность наложения не только административных и финансовых санкций, но и применения к субъекту хозяйствования ряда предупредительных мер, вплоть до запрета (временного запрета) деятельности — о санитарных проверках мы решили поговорить отдельно.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Сразу укажем: плановые «санпроверки»

под мораторий не попали. Вернее, изначально какое-либо упоминание о них в постановлении № 502 вообще отсутствовало. Однако впоследствии изменения были внесены постановлением КМУ от 17.07.2009 г. № 751, которое дополнило абзац второй п.п. 1 п. 1 постановления № 502 исключающим «санитарным» уточнением, сохраняя тем самым за СЭС возможность проведения проверок соблюдения санитарного законодательства в обычном порядке. А значит, проверять планово СЭС вправе, как и прежде.

И еще один момент, заслуживающий внимания. Как отмечалось в

письме Госкомпредпринимательства от 10.07.2008 г. № 5811, осуществление контроля органами СЭС подпадает под сферу действия «проверочного» Закона № 877 (примечательно, что в таком своем разъяснении Комитет впервые попытался систематизировать перечень органов, на которые распространяется «проверочный» Закон с уточнением при этом подконтрольных им видов деятельности, упоминая среди таковых и СЭС). Кстати, на то, что положения этого Закона не противоречат основным принципам санитарного контроля и распространяются также и на контроль, осуществляемый Министерством здравоохранения Украины в сфере хозяйственной деятельности, обращал внимание и сам Минздрав* (письма Министерства здравоохранения Украины от 25.10.2007 г. № 14.13/64, от 08.09.2008 г. № 11-03-03/629), прежде, правда, все же пытавшийся заручиться в отношении охвата им и «санпроверок» разъяснением Минюста (письмо Министерства здравоохранения Украины от 22.02.2008 г. № 14.07/01). А потому «санпроверки» должны проводиться в духе и с учетом положений «проверочного» законодательства.

* Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Украины, утвержденному постановлением КМУ от 02.11.2006 г. № 1542, Министерство здравоохранения является главным (высшим) органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере охраны здоровья,

санитарного и эпидемического благополучия населения, создания, производства, контроля качества и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В связи с чем в структуру Минздрава входит, в частности, и Департамент организации санитарно-эпидемиологического надзора.

 

«Санитарное» законодательство

Прежде всего приведем важные и полезные «санитарные» нормативные документы. Ведь именно они оговаривают права проверяющих, виды проверок, а также устанавливают ответственность за нарушение санитарного законодательства. Это:

Закон № 4004 — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-ХII;

Положение № 1109 — Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное постановлением КМУ от 22.06.99 г. № 1109 (в редакции постановления КМУ от 19.08.2002 г. № 1217);

Положение № 1218 — Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Украины, утвержденное постановлением КМУ от 19.08.2002 г. № 1218 (в редакции постановления КМУ от 24.09.2004 г. № 1273);

Порядок № 135 — Порядок применения финансовых санкций за нарушение санитарного законодательства, утвержденный приказом Минздрава Украины от 20.07.95 г. № 135;

Порядок № 247 — Порядок проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, утвержденный приказом Минздрава Украины от 09.10.2000 г. № 247 (в редакции приказа от 14.03.2006 г. № 120);

Инструкция № 64 — Инструкция о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение санитарного законодательства, утвержденная приказом Минздрава Украины от 14.04.95 г.;

Инструкция № 67 — Инструкция о порядке применения государственной санитарно-эпидемиологической службой Украины административно-предупредительных мер (ограничение, временное запрещение, запрещение, прекращение, приостановление), утвержденная приказом Минздрава Украины от 14.04.95 г. № 67.

Тарифы № 1351

— Тарифы (прейскуранты) на работы и услуги, выполняемые и предоставляемые за плату учреждениями и заведениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, утвержденные постановлением КМУ от 27.08.2003 г. № 1351 (в редакции постановления КМУ от 11.05.2006 г. № 662).

Кроме того, учитывая, что субъекты хозяйствования, как известно, должны содержать свои торговые и складские помещения с прилегающей к ним территорией в надлежащем санитарном состоянии, а также придерживаться требований нормативных документов по охране труда, соблюдать санитарные нормы при хранении, производстве и реализации соответствующих товаров и продукции (

п. 10, п. 32 Порядка № 833), на сегодняшний день действуют утвержденные главврачами или отдельными приказами Минздрава (подчас еще «союзовскими») профильные санитарные правила для отдельных видов осуществляемой деятельности, придерживаться которых — обязанность субъектов хозяйствования.

 

Права санпроверяющих

Итак, основная

задача «санпроверок» (так называемого осуществляемого государственного санитарно-эпидемиологического надзора) — это, конечно же, контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами санитарного законодательства с целью предупреждения, выявления, уменьшения или устранения вредного влияния опасных факторов на здоровье людей и по применению мер правового характера к нарушителям (ст. 39 Закона № 4004). При этом мероприятия, которые может охватывать текущий государственный санитарно-эпидемиологический надзор, перечислены в п. 8 Положения № 1109, а полномочия проверяющих — в пп. 10 — 12 этого Положения. Их круг достаточно широк. Так, в их числе, в частности, возможность:

— осуществлять надзор за соблюдением субъектами хозяйствования санитарного законодательства, а также контроль за проведением санитарных и противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

— беспрепятственно входить на территорию и помещения всех объектов надзора по служебному удостоверению*;

* Правда, полагаем, с появлением Закона № 877 для осуществления проверки, кроме удостоверения (как это предусмотрено нормами «санитарного» законодательства), проверяющим также нужно иметь и направление на проверку, о чем еще будет сказано далее.

— назначать государственную санитарно-эпидемиологическую экспертизу;

— бесплатно изымать образцы сырья, продукции, материалов для проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы и лабораторного исследования (кстати, в

Законе № 877 процедуре отбора отведены отдельные ст. 13 — 15);

— бесплатно получать от субъектов хозяйствования материалы и сведения, статистические и другие данные, характеризующие санитарно-гигиеническое и эпидемическое состояние объектов и здоровья людей;

— проверять своевременность прохождения обязательных медосмотров и наличие личных медицинских книжек работников;

— расследовать причины и условия возникновения инфекционных болезней, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), радиационного поражения людей;

— вносить предложения по устранению обнаруженных нарушений санитарного законодательства;

— издавать постановления о наложении штрафа и применять финансовые санкции за нарушения санитарного законодательства;

— издавать постановления об ограничении, временном запрещении или прекращении деятельности субъектов хозяйствования, временном запрещении производства, исключении из реализации (конфискации) опасных для здоровья продуктов питания;

— проверять выполнение субъектами хозяйствования изданных предписаний, постановлений, заключений и пр.

Заметим, что достаточно подробный перечень подконтрольных СЭС видов деятельности приведен также и в

письме Госкомпредпринимательства от 10.07.2008 г. № 5811.

 

Виды проверок, их периодичность, сроки

В ходе текущего саннадзора СЭС проводит обследования и проверки соблюдения субъектами хозяйствования санитарных требований. При этом проводимые проверочные «санитарные» мероприятия бывают плановыми и внеплановыми:

плановые — проводятся выборочно по планам, разрабатываемым органами, учреждениями и заведениями ГСЭС. Планы обследования и проверки утверждаются главным государственным санитарным врачом;

внеплановые — (с учетом совместного применения п.п. 1 п. 1 постановления № 502 и п. 9 Положения № 1109) на сегодняшний день (и вплоть до конца 2010 года) могут проводиться исключительно по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства или по просьбе самого субъекта хозяйствования. При этом внеплановые мероприятия проводятся по решению главного государственного санитарного врача.

Что касается

периодичности проведения проверочных мероприятий, то согласно санитарному законодательству (п. 9 Положения № 1109) для плановых проверок она устанавливается главным государственным санврачом на основании результатов государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, с учетом степени их влияния на состояние здоровья и жизни людей и по согласованию с вышестоящим главным государственным санитарным врачом. При этом попутно должны учитываться и положения «проверочного» Закона (ст. 5 Закона № 877), согласно которому частота плановых проверок также зависит от степени риска от осуществления хозяйственной деятельности. Заметим: на сегодняшний день такие критерии (по представлению вышестоящего органа Госнадзора — Министерства здравоохранения) утверждены постановлением КМУ «Об утверждении критерия, по которому оценивается степень риска от осуществления деятельности в сфере здравоохранения для безопасности жизни и здоровья населения и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)» от 10.09.2008 г. № 843. При этом в постановлении выделены:

— субъекты хозяйствования с

высокой степенью риска (п. 3 постановления № 843) — это субъекты, занимающиеся, в частности, медицинской практикой, производством, оптовой или розничной торговлей лекарственными средствами (с их полным перечнем можно ознакомиться в разъяснении Госкомпредпринимательства от 28.05.2009 г., см. с. 33). Плановые проверки таких субъектов осуществляются не чаще 1 раза в год;

— субъекты хозяйствования со

средней степенью риска (п. 4 постановления № 843) — это субъекты, которые занимаются народной медициной (целительством). Для них плановые проверки могут осуществляться не чаще 1 раза в 3 года;

— остальные субъекты хозяйствования, не отнесенные к вышеуказанным субъектам с высокой или средней степенью риска, считаются субъектами хозяйствования с

незначительной степенью риска. Их проверки могут проходить не чаще 1 раза в 5 лет.

С учетом такой классификации на сегодняшний день, как правило, большинство субъектов хозяйствования являются представителями третьей группы, а значит, проверять их

планово могут не чаще чем 1 раз в пятилетку. Внепланово же, как отмечалось выше, — в зависимости от обстоятельств. При этом в разъяснениях Минздрава (к примеру, письме от 08.09.2008 г. № 11-03-03/629) сообщалось, что с целью информирования общественности, в том числе субъектов хозяйствования относительно проводимых контрольных мероприятий, планы осуществления проверок обнародуются на официальных сайтах контролирующих органов и структурных подразделений Министерства здравоохранения Украины.

В отношении продолжительности проверок заметим, что конкретные

сроки проверок «санитарным» законодательством не установлены. А потому в этом случае нужно ориентироваться на сроки, оговоренные Законом № 877, предусматривающим, что:

— плановые проверки могут длиться не более 15 рабочих дней (для субъектов малого предпринимательства — не более 5 рабочих дней);

— внеплановые проверки — не более 10 рабочих дней (для субъектов малого предпринимательства — не более 2 рабочих дней).

При этом продление сроков плановых или внеплановых проверок не допускается (

ч. 5 ст. 5 и ч. 4 ст. 6 Закона № 877).

 

Встречаем проверяющих

Прежде всего заметим, что, следуя

ч. 4 ст. 5 Закона № 877, о предстоящей плановой «санпроверке» субъект хозяйствования должен быть уведомлен письменно (заказным письмом, телефонограммой, уведомлением руководителя или уполномоченного лица под расписку) не позднее чем за 10 дней до ее начала. Иначе к проведению плановой проверки субъект хозяйствования вправе проверяющих просто не допустить.

Первое, что стоит сделать, если пришли с проверкой — это

ознакомиться с полномочиями проверяющих, т. е. проверить наличие:

— служебного удостоверения у работника СЭС, подтверждающего принадлежность этого лица к территориальному учреждению СЭС соответствующего района;

— направления на проведение проверки, подписанного руководителем санэпидзаведения и заверенное печатью (на необходимость его наличия, указывает и

п. 9 Положения № 1109). При этом стоит проверить правильность его заполнения (соответствие указанных в нем дат проверки, предмета проверки, плановым или внеплановым является мероприятие, сведений о проверяющих и т. п.).

При отсутствии этих документов лица не вправе осуществлять проверку. Кстати заметим, что

ч. 5 ст. 7 Закона № 877 обязывает проверяющих не только предъявить при визите эти документы, но и предоставить субъекту хозяйствования также копию направления на проверку.

Также нужно учитывать, что должностные лица СЭС осуществляют надзор

в пределах соответствующих территориальных единиц (ст. 32 Закона № 4004, п. 6 п. 10 Положения № 1109, п. 9, п. 19 Положения № 1218). При этом пределы административных территорий, на которые распространяется сфера деятельности региональных СЭС, определяются главным государственным санитарным врачом Украины (п. 24 Положения № 1218). Поэтому если окажется, что проверяющий — работник другой территориально-административной СЭС, то имеются все основания не допускать его к проверке, поскольку такие должностные лица не имеют права осуществлять «санпроверки», выходящие за пределы их административной единицы. Для спокойствия также можно поинтересоваться в местном органе СЭС о «действительности» проверки (к примеру, на самом ли деле предстоит проверка, направлялись ли проверяющие, являются ли пришедшие должностными лицами СЭС и т. п.).

Также при этом санпроверяющим можно предложить расписаться в журнале проверок субъекта хозяйствования при его наличии (

ч. 12 ст. 4 Закона № 877; напомним, что форма и порядок ведения журнала регистрации проверок утверждены приказом Госкомпредпринимательства от 10.08.98 г. № 18, а о росписи в этом журнале шла речь в статье «Кто может не расписываться в журнале проверок» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 102).

Поскольку проверочные мероприятия должны осуществляться в рабочее время субъекта хозяйствования (

п. 3 ст. 4 Закона № 877), то лучше сразу сообщить проверяющим о существующем графике работы. При этом проверочные мероприятия проводятся в присутствии руководителя или его заместителя, или уполномоченного лица субъекта хозяйствования — к примеру, назначенного представителя (п. 11 ст. 4, ст. 10 Закона № 877).

 

Ответственность за саннарушения

Ответственность за выявленные саннарушения оговорена

разделом VI Закона № 4004 и предусматривает, в частности, возможность привлечения нарушителей к дисциплинарной ответственности (к которой согласно ст. 147 КЗоТ относятся выговор или увольнение), административной, финансовой, уголовной ответственности, а также применения административно-предупредительных мер по прекращению нарушений в сфере санитарного законодательства. Некоторые основные из этих штрафных мер приведены ниже:

 

Ответственность за саннарушения

Нарушение

Основание

Размер штрафа (вид ответственности)

1

2

3

Административная ответственность
(на должностных лиц, граждан)

1. За нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм

Ст. 42 КоАП,
ст. 46 Закона № 4004

Админштраф:


 — на граждан — от 1 до 12 ннмдг
(т. е. от 17 грн. до 204 грн.);


 — на должностных лиц —

от 1* до 25 ннмдг

(т. е. от 17 грн. до 425 грн.)

2. За невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц органов СЭС по устранению нарушений санитарного законодательства;


за непредоставление необходимой информации или предоставление неправдивой информации, создание других препятствий работникам СЭС при выполнении ими своих обязанностей

Ст. 18811 КоАП,
ст. 46 Закона № 4004

Админштраф:


 — на граждан — от 1 до 12 ннмдг


(т. е. от 17 грн. до 204 грн.);


 — на должностных лиц —


от 1* до 25 ннмдг


(т. е. от 17 грн. до 425 грн.)

* Заметим, что в КоАПе на сегодняшний день до сих пор указана старая «нижняя» планка размера админштрафа, налагаемого на должностных лиц в этих случаях — от 6 ннмдг. В прошлом этот размер штрафа был установлен и ст. 46 Закона № 4004, однако после внесения в него изменений Законом Украины от 07.02.2002 г. № 3037-III нижний предел был снижен до 1 ннмдг (в то время как КоАП до сих пор остался нетронутым).

3. За выпуск или реализацию продукции, не отвечающей стандартам

Ст. 167 КоАП

Админштраф на должностных лиц
от 3 до 88 ннмдг


(т. е. от 51 грн. до 1496 грн.)

4. Несоблюдение стандартов и технических условий при транспортировке, хранении и использовании продукции, если это привело к снижению ее качества, порчи или потерям

Ст. 170 КоАП

Админштраф на должностных лиц
от 3 до 40 ннмдг


(т. е. от 51 грн. до 680 грн.)

5. Невыполнение требований должностных лиц СЭС по уничтожению опасных для потребления человеком, животными или для другого использования пищевых продуктов, пищевых добавок, ароматизаторов, диетических добавок и вспомогательных материалов для переработки пищевых продуктов

Ст. 18822 КоАП

Админштраф на должностных лиц
от 50 до 100 ннмдг
(т. е. от 850 грн. до 1700 грн.)

Примечание. Как предусматривает ст. 236 КоАП, органы СЭС также рассматривают дела об административных «санитарных» правонарушениях по ст. 41, 78, 80 — 83, 901, 95, 1681 КоАП (если нарушения при этом связаны с санитарно-гигиеническими и санитарно-противоэпидемическими правилами и нормами), а также согласно ст. 255 КоАП составляют протоколы по правонарушениям, допущенным по ст. 421 — 423. При этом порядок наложения и взыскания админштрафов установлен Инструкцией № 64. В частности, п. 1.8 этой Инструкции предусматривает, что должностное лицо может быть привлечено к админответственности за нарушение санитарного законодательства независимо от того, применена ли при этом финансовая санкция к самому предприятию (учреждению, организации) или нет. При этом размер налагаемого админштрафа зависит от характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного состояния, обстоятельств, смягчающих или отягощающих ответственность (п. 1.10 Инструкции № 64).

Финансовая ответственность
(на предприятия, учреждения, организации, предпринимателей)

1. За реализацию продукции, запрещенной к выпуску и реализации органами СЭС

П. «б» ст. 46 Закона № 4004

Штраф на предприятия, учреждения, организации, предпринимателей в размере 100 % стоимости реализованной продукции

2. За выпуск, реализацию продукции, ставшей из-за нарушения стандартов и санитарных норм опасной для жизни и здоровья людей

П. «в» ст. 46 Закона № 4004

Штраф на предприятия, учреждения, организации, предпринимателей в размере 100 % стоимости выпущенной или реализованной продукции

3. За реализацию на территории Украины импортной продукции, не соответствующей требованиям стандартов и санитарных норм

П. «г» ст. 46 Закона № 4004

Штраф на предприятия, учреждения, организации, предпринимателей в размере 100 % стоимости реализованной продукции

4. За уклонение от предъявления должностных лицам СЭС продукции, подлежащей контролю

П. «д» ст. 46 Закона № 4004

Штраф на предприятия, учреждения, организации, предпринимателей в размере 25 % стоимости продукции, выпущенной с момента уклонения

Примечание. Особенности наложения и взыскания финансовых санкций оговорены Порядком № 135.

Уголовная ответственность
(к лицам, виновным в совершении преступления)

1. Выпуск на товарный рынок или другая реализация потребителям недоброкачественной, т. е. не отвечающей установленным стандартам, нормам, правилам и техническим условиям, или некомплектной продукции и товаров, если такие действия совершены в крупных размерах

Ст. 227 УКУ

Штраф от 100 до 200 ннмдг
(т. е. от 1700 грн. до 3400 грн.)
или исправительные работы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Примечание. Под выпуском или реализацией недоброкачественной продукции, совершенными в крупных размерах (с учетом положений п. 22.5 Закона № 889), следует понимать размеры, превышающие 300-кратную величину НСЛ (налоговой социальной льготы), установленной п.п. 6.1.1 Закона № 889 для соответствующего года. С учетом, того, что в 2009 году размер такой НСЛ составляет 302,5 грн. (605 грн. х 50 %), в 2009 году — «крупный» размер равен 90750 грн. и более (300 х 302,5 грн.)).

2. Заготовка, переработка с целью сбыта или сбыт продуктов питания или другой продукции, радиоактивно загрязненных сверх допустимого уровня, если они создали угрозу гибели людей или наступления других тяжелых последствий или нанесли вред здоровью потерпевшего

Ч. 1 ст. 327 УКУ

Штраф до 70 ннмдг (т. е. до 1190 грн.),
или арест на срок до 6 месяцев,
или ограничение воли на срок до 3 лет

3. Заготовка, переработка с целью сбыта или сбыт продуктов питания или другой продукции, радиоактивно загрязненных сверх допустимых уровней, если они повлекли гибель людей или другие тяжелые последствия

Ч. 2 ст. 327 УКУ

лишение воли на срок от 2 до 5 лет

Применение административно-предупредительных мер по прекращению саннарушений
(к объектам надзора)

К административно-предупредительным мерам (предполагающим, по сути, ограничение в мягкой или жесткой форме деятельности или отдельных видов деятельности субъектов хозяйствования — в зависимости от выявленных при проверке нарушений) относятся:


 — ограничение:


 — временное запрещение;


 — запрещение;


 — прекращение;


 — приостановление

Примечание. Порядок применения таких мер органами СЭС регулируется Инструкцией № 67. Как предусмотрено п. 1.5 этой Инструкции, административно-предупредительные меры могут быть применены к объектам независимо от того, привлечены ли виновные лица к ответственности за нарушения санитарного законодательства и возмещены ли при этом убытки и компенсированы дополнительные расходы органов СЭС на проведение санитарных и противоэпидемических мероприятий.

 

При этом привлечение субъектов хозяйствования (предприятий, предпринимателей) — нарушителей к ответственности и применение к ним административно-хозяйственных санкций (с вытекающими отсюда сроками их применения, оговоренными

ст. 250 ХКУ) на сегодняшний день происходит с учетом положений постановления № 502, предусматривающих, что:

— изначально субъекту хозяйствования выдается предписание об устранении в течение 30 дней выявленных нарушений, подготовленное на основании акта о проведении проверки (заметим, что о таком же сроке устранения нарушений говорит и

п. 3.19 «санитарной» Инструкции № 64);

— за нарушения, устраненные во исполнение предписания, санкции не применяются;

— только в случае невыполнения субъектами хозяйствования предписаний об устранении выявленных нарушений в течение 30 дней со дня их получения (кроме нарушений, которые невозможно устранить) принимается решение о применении финансовых и административных санкций к субъектам хозяйствования.

Однако такие условия, наш взгляд, не затрагивают административную и уголовную ответственность, установленную в отношении виновных лиц (на этом моменте мы также останавливались в статье «Праздник непослушания» для субъектов хозяйствования» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 46).

 

Оформление результатов проверки

В зависимости от развития событий по итогам проверки

могут быть составлены:

— акт проверки соблюдения санитарного законодательства (

п. 2.2 Инструкции № 64, составляется по форме приложения № 2 к Инструкции № 64);

— протокол о нарушении санитарных норм — составляется в случае выявления в ходе проверки нарушений санитарного законодательства или невыполнения постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц СЭС (

п. 2.1 Инструкции № 64, составляется по форме приложения № 1 к Инструкции № 64);

— предложение об устранении причин и условий, способствующих совершению нарушений санитарного законодательства (

п. 3.19 Инструкции № 64, составляется по форме приложения № 6 к Инструкции № 64) — так называемое «предписание» проверяющих;

— постановление о наложении штрафа (

п. 3.17 Инструкции № 64, составляется по форме приложения № 4 к Инструкции № 64);

— постановление о применении финансовой санкции (

п. 2.16 Порядка № 135, составляется по форме приложения к Порядку № 135);

— постановление о применении административно-предупредительных мер (

п. 3 Инструкции № 67, составляется по форме приложения № 1 к Инструкции № 67).

При этом субъект хозяйствования может высказывать замечания, которые фиксируются документально (к примеру, подписывать акт с возражениями). Также проверяемый имеет право обжаловать решения и действия должностных лиц СЭС, постановления о наложении административных штрафов и финансовых санкций вышестоящему главному государственному санитарному врачу, КМУ или в суде (

ст. 8, 43 Закона № 4004, п. 17 Положения № 1109, п. 3 Порядка № 135, п. 4 Инструкции № 64, п. 6 Инструкции № 67) или ходатайствовать об отсрочке выполнения принятых постановлений (п. 5.3 Инструкции № 64, п. 6.7 Инструкции № 67).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше