Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства до утверждения смет на год

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2009/№ 15
Печать
Письмо от 01.12.2008 г. № 3303-27/1103

О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства до утверждения смет на год

Письмо Министерства экономики Украины от 01.12.2008 г. № 3303-27/1103

 

Минэкономики рассмотрело письма о возможности организации процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства в конце текущего года, а также в начале нового года до утверждения смет на 2009 год.

Отношения в сфере государственных закупок регулируются в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства (далее — Положение), утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 19.11.2008 г. № 1017).

Согласно подпункту 4 пункта 2 Положения государственные средства — средства Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, государственные кредитные ресурсы, а также средства Национального банка, государственных целевых фондов, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования, которые направляются на приобретение товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения деятельности указанных органов, средства предприятий.

Подпунктом 13 пункта 2 Положения определено, что предприятия — государственные, в том числе казенные предприятия, учреждения и хозяйственные общества, в уставном капитале которых государственная доля акций (частей, паев) превышает 50 процентов, их дочерние предприятия, а также предприятия и хозяйственные общества, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежат государственным, в том числе казенным предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная доля акций (частей, паев) превышает 50 процентов.

Распорядителями государственных средств являются органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, другие органы, учреждения и организации, определенные Конституцией Украины и законодательством, предприятия, а также предприятия, учреждения или организации, созданные в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, взятие по ним обязательств и осуществление платежей (подпункт 18 пункта 2 Положения).

Поскольку заказчиками являются, в частности, распорядители бюджетных средств, то в соответствии со статьей 23 Бюджетного кодекса Украины любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета можно осуществлять

только при наличии соответствующего бюджетного назначения. Несоблюдение этой нормы обусловливает приостановление бюджетных ассигнований или приостановление операции по бюджетным средствам (статья 117 Бюджетного кодекса Украины).

Частью 5 статьи 51 Бюджетного кодекса Украины определено, что распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и производят расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами.

Если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о Государственном бюджете Украины, согласно статье 46 Бюджетного кодекса Украины Кабинет Министров Украины имеет право

осуществлять расходы Государственного бюджета Украины в соответствии с этой статьей Кодекса со следующими ограничениями, а именно: 1) расходы Государственного бюджета Украины могут осуществляться только на цели, определенные в законе о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период и одновременно предусмотренные в проекте закона о Государственном бюджете Украины на следующий бюджетный период, поданном Кабинетом Министров Украины в Верховную Раду Украины; 2) ежемесячные расходы Государственного бюджета Украины не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период, кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 15 и частью четвертой статьи 23 этого Кодекса; 3) до принятия закона о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период осуществлять капитальные расходы запрещается, кроме случаев, связанных с введением военного положения или чрезвычайного положения, объявлением отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации, расходов, связанных с капитализацией банков, и расходов, осуществляемых из Стабилизационного фонда.

В свою очередь главный распорядитель бюджетных средств получает бюджетные назначения путем их утверждения в законе о Государственном бюджете Украины или решении о местном бюджете, доводит в установленном порядке до распорядителя бюджетных средств низшего уровня сведения об объемах ассигнований, обеспечивает управление бюджетными ассигнованиями.

При этом пунктом 45 постановления Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228 «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требованиях к исполнению смет бюджетных учреждений» предусмотрено, что в случае, когда бюджетная роспись на следующий год не утверждена в установленный законодательством срок, в

обязательном порядке составляется временная роспись бюджета на соответствующий период. Бюджетные учреждения составляют на этот период временные индивидуальные сметы или планы использований бюджетных средств, которые утверждаются их руководителями.

Так, учитывая, что Положение не содержит прямых ограничений по организации процедур закупок до утверждения сметы и с целью бесперебойной поставки отдельных видов товаров (предоставления услуг, выполнения работ), необходимых для эффективного функционирования организации,

заказчик для обеспечения безотлагательных нужд в товарах, работах и услугах в следующем году, может в конце текущего года (или в начале следующего) начать процедуру закупки по соответствующему предмету закупки, исходя из его ожидаемой годовой стоимости при условии, что в договоре, а также основных условиях договора (проекте), являющегося неотъемлемой составляющей тендерной документации, запроса по ценовым предложениям будет предусмотрен соответствующий порядок выполнения договорных обязательств в зависимости от объемов реального финансирования, предусмотренного в смете организации. При этом в договоре необходимо обязательно предусматривать условие возникновения платежных обязательств заказчика, а для распорядителей бюджетных средств, исходя из части первой статьи 23 Бюджетного кодекса Украины, предусматривать условие возникновения платежных обязательств при наличии соответствующего бюджетного назначения (бюджетных ассигнований), поскольку согласно части 6 статьи 51 Бюджетного кодекса Украины, никакие обязательства, взятые физическими и юридическими лицами по средствам Государственного бюджета Украины без соответствующих бюджетных ассигнований или же с превышением полномочий, установленных этим Кодексом и законом о государственном бюджете Украины, не считаются бюджетными обязательствами.

 

Министр экономики Украины Б. Данилишин



комментарий редакции

Как бюджетным учреждениям проводить процедуры закупок до утверждения смет

Сейчас, когда сметы бюджетных учреждений еще не утверждены, для таких организаций актуальным является вопрос о правомерности проведения процедур закупок товаров, работ и услуг. Ведь п. 1 ст. 23 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III предусмотрено, что какие-либо бюджетные обязательства и платежи из бюджета можно осуществлять только

при наличии соответствующего бюджетного назначения.

В том случае, когда бюджетная роспись на следующий год не утверждена в установленный срок, в обязательном порядке составляется временная роспись бюджета, соответствующий период. Эта норма закреплена в п. 45 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228. Бюджетные учреждения составляют на этот период

временные сметы, которые утверждаются их руководителями.

Как отмечает Минэкономики в комментируемом письме, Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 (в редакции ПКМУ от 19.11.2008 г. № 1017),

не содержит прямых ограничений относительно организации процедур закупок до утверждения сметы. Поэтому заказчики для обеспечения неотложных потребностей в товарах, работах и услугах в следующем году, могут в конце 2008 или в начале 2009 года начать процедуру закупок. При этом стоимость предмета закупки определяется исходя из его ожидаемой годовой стоимости.

В письме также обращается внимание на необходимость включения в договор о закупке, а также в основные условия договора (проекта), являющего неотъемлемой частью тендерных предложений, соответствующего

порядка выполнения договорных обязательств в зависимости от объемов реального финансирования, которое будет предусмотрено сметой. Получается, что в договоре закупки необходимо в отдельном пункте зафиксировать, что после фактического утверждения сметы сумма обязательств по договору может быть скорректирована в соответствии со сметой.

Кроме того, в договоре о закупке распорядители бюджетных средств должны обязательно указать условие возникновения платежных обязательств заказчика —

наличие соответствующих бюджетных назначений (бюджетных ассигнований).

 

Виктория Матвеева

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше