Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2009/№ 58
В избранном В избранное
Печать
Распоряжение от 01.07.2009 г. № 757-

Кабинет Министров Украины

 

Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)

Распоряжение от 1 июля 2009 г. № 757-р

 

1. С целью упорядочения администрирования налогов, сборов (обязательных платежей) и налогового учета плательщиков налогов ГНА:

создать электронный реестр лиц, связанных с плательщиками налогов

(учредителей, руководителей, главных бухгалтеров), на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, баз данных органов государственной налоговой службы, контролирующих и правоохранительных органов с указанием идентификационных, регистрационных и других данных о таких лицах, а также информации о выполнении ими налоговых обязательств;

обеспечить ведение указанного реестра

путем внесения в него проверенных органами государственной налоговой службы данных.

2. Принять к сведению, что для упорядочения налогового учета:

плательщики налога на добавленную стоимость декларируют сумму налогового кредита в период возникновения налогового обязательства

;

в случае установления органами государственной налоговой службы факта выписки налоговых накладных, согласно которым не задекларированы (не уплачены) налоговые обязательства, объем которых по налогооблагаемым операциям превышает сумму, определенную подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 статьи 2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», регистрация плательщиков налога на добавленную стоимость аннулируется

.

 

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко



комментарий редакции

НДС-новации от Кабмина: примем к сведению

Сразу скажем, что сама форма комментируемого документа (принятого в виде

распоряжения Кабмина) определяет ненормативный характер его положений. В отличие от постановлений правительства, которые действительно носят нормативный характер (второй вопрос — соответствие их норм требованиям законов Украины), распоряжение Кабмина принимается по организационно-распорядительным и другим текущим вопросам (ч. 3 ст. 52 Закона о КМУ), а значит, не может содержать правовых норм.

При этом п. 1 действительно носит организационно-распорядительный характер и интересов плательщиков не затрагивает. Поэтому, не останавливаясь на нем (упомянем лишь тот факт, что документ ошибочно относит главных бухгалтеров к лицам, связанным с плательщиком налога), сразу перейдем к п. 2.

Казалось бы, ни к чему не обязывающее начало («

принять к сведению, что для упорядочения налогового учета») неожиданно находит свое продолжение в двух весьма спорных предложениях.

1. «

Плательщики налога на добавленную стоимость декларируют сумму налогового кредита в период возникновения налогового обязательства».

Действительно, в общем случае дата возникновения налоговых обязательств

поставщика совпадает с датой увеличения налогового кредита покупателя. Однако так случается далеко не всегда. Конечно, можно предположить, что Кабмин лишь информирует ГНАУ об установленном порядке учета сумм налогового кредита. Но это предположение выглядит несколько наивным, поскольку ГНАУ за 11 лет действия Закона об НДС могла бы и сама разобраться в базовых правилах учета налогового кредита.

Поэтому не исключаем, что приведенный текст будет широко использоваться в целях придания видимости законности действиям некоторых налоговых органов, направленным на запрещение формирования налогового кредита по «запоздавшим» налоговым накладным (прочим документам, дающим право на налоговый кредит). При этом совершенно очевидно, что такой запрет не имеет с законностью ничего общего. Действующее законодательство по-прежнему

не запрещает отражать налоговый кредит по «запоздавшим» налоговым накладным в периоде их фактического получения, равно как не запрещает уточняться в порядке исправления ошибок, показывая налоговый кредит по ошибочно не включенным (но полученным своевременно) налоговым накладным.

2. «В случае установления органами государственной налоговой службы факта выписки налоговых накладных, согласно которым не задекларированы (не оплачены) налоговые обязательства, объем которых по облагаемым операциям превышает сумму, определенную подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 статьи 2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»,

регистрация плательщиков налога на добавленную стоимость аннулируется».

В отличие от предыдущего текста распоряжения, эта фраза однозначно «покушается» на установление правовой нормы —

нового основания для аннулирования регистрации лица (поставщика) в качестве плательщика НДС. В силу своей очевидности факт несоответствия такого основания требованиям действующего налогового законодательства даже не требует доказательства.

 

Дмитрий Винокуров

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд