Темы статей
Выбрать темы

Об отдельных вопросах обложения хмелесбором

Редакция НиБУ
Письмо от 05.06.2009 г. № 11931/7/21-0117

Об отдельных вопросах обложения хмелесбором

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 05.06.2009 г. № 11931/7/21-0117*

 

* См. также материал на с. 33. — Примеч. ред.

 

1. В каком порядке осуществляется обложение сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства?

Законом Украины от 25.07.91 № 1251-XII «О системе налогообложения» установлено, что совокупность налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и в государственные целевые фонды, которые взимаются в установленном законами Украины порядке, составляет систему налогообложения. Ставки, механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей) и льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении. Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства в соответствии со статьей 14 этого Закона включен в Перечень общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей).

Как общегосударственный налог сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (далее — сбор) впервые был введен в апреле 1999 года Законом Украины № 587-XIV «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» (далее — Закон № 587). Указанным Законом установлено, что

механизм взимания сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства и порядок использования этих средств утверждаются Кабинетом Министров Украины. Во исполнение этой нормы принято постановление Кабинета Министров Украины от 15.07.2005 № 587 «Об утверждении Порядка взимания сбора и использования средств на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» (далее — постановление КМУ № 587).

 

2. Кто является плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства?

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства»

плательщиками сбора являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, реализующие в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки и пиво.

То есть указанным Законом не определены особые условия обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства и плательщиком сбора могут быть любые субъекты хозяйствования, реализующие алкогольные напитки и пиво в оптово-розничной торговой сети. Вместе с тем, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, осуществляемого субъектами предпринимательской деятельности, определяется его принадлежность к плательщикам сбора.

Законом Украины от 01.06.2000 № 1775-III «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» установлено, что производство — это деятельность, связанная с выпуском продукции, включая все стадии технологического процесса и реализацию продукции собственного производства. Поэтому производители алкогольных напитков, которые также получают лицензию на право оптовой торговли и реализуют продукцию собственного производства,

не являются плательщиками сбора в случае поставки продукции предприятиям оптовой и розничной торговли, а являются плательщиками только в случае реализации продукции в розничной торговле непосредственно потребителям.

Комиссионеры, реализующие по договорам комиссии алкогольные напитки, осуществляющие свою деятельность при условии обязательного получения лицензий на право оптовой торговли, являются субъектами оптово-розничной сети и плательщиками сбора.

Комиссионная торговля пивом осуществляется без выдачи лицензии, но условия обложения сбором пива те же, что и для алкогольных напитков. В соответствии с Украинской классификацией кодирования товаров внешнеэкономической деятельности, утвержденной Законом «О Таможенном тарифе Украины», пиво — это напиток, получаемый путем сбраживания жидкости (сусла), изготовленной из ячменного или пшеничного солода, воды и хмеля, а также изготовленный из концентрата солодового экстракта или иным способом, который содержит более 0,5 процентов алкоголя и указан в товарной позиции 2203 согласно УКТ ВЭД.

В соответствии с Законом Украины от 05.03.2009 № 1067-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства», который вступает в силу

с 1 января 2010 года, в случае реализации алкогольных напитков и пива по договорам комиссии (консигнации) плательщиками сбора являются любые субъекты предпринимательской деятельности, получающие на свой счет выручку или ее компенсацию за продажу указанной продукции (кроме производителей-комитентов в случае осуществления ими оптовой торговли указанной продукцией на условиях комиссии в рамках собственного производства).

 

3. Что является объектом обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства?

Согласно статье 2 Закона Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства»

объектом обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства является выручка от реализации в оптово-розничной торговой сети алкогольных напитков и пива, которую получает плательщик сбора средствами или за счет бесплатных операций.

В Законе отсутствует определение понятия «выручка от реализации», однако по своей сути сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства является налогом с оборота и термин «выручка от реализации» означает торговый оборот, в то время как в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету термин «выручка от реализации» означает «доход».

При реализации алкогольных напитков и пива в оптово-розничной торговой сети по договору комиссии

объектом налогообложения является выручка торгового оборота от указанной продукции. В случае когда такую выручку получает на свой счет комиссионер, то он начисляет сумму сбора, подает отчет в налоговый орган по месту регистрации и уплачивает его в бюджет. В случае получения выручки на свой счет комитентом он (кроме производителей алкогольных напитков) начисляет сумму сбора, подает отчет и уплачивает сумму сбора в бюджет.

Законом Украины от 05.03.2009 № 1067-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства», который вступит в силу

с 1 января 2010 года, уточняются база и порядок определения объекта обложения сбором. Согласно этому Закону объектом обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства является выручка — торговый оборот, полученный на всех этапах реализации в оптово-розничной торговой сети и в сети общественного питания алкогольных напитков и пива плательщиками налога, определенными в статье 2 этого Закона.

 

4. Когда выручка, полученная от реализации алкогольных напитков и пива, не является объектом налогообложения?

Статьями 1 и 2 Закона Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» установлено, что плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от формы собственности и подчиненности, реализующие в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки и пиво. Объектом налогообложения является выручка, получаемая от реализации в оптово-розничной торговой сети алкогольных напитков и пива.

При этом согласно абзацам девятому и десятому статьи 1 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» оптовая торговля — это деятельность по приобретению и соответствующему преобразованию товаров для последующей их реализации предприятиям розничной торговли, другим субъектам предпринимательской деятельности.

Розничная торговля

— это деятельность по продаже товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, на других предприятиях общественного питания.

Указанный Закон не содержит определения термина «производство». Вместе с этим согласно абзацу третьему статьи 1 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»

производство (изготовление) — это деятельность, связанная с выпуском продукции, которая включает все стадии технологического процесса, а также реализацию продукции собственного производства.

Таким образом, реализация алкогольных напитков их производителями в рамках собственного производства предприятиям оптовой и розничной торговли не является оптовой торговлей, выручка от такой реализации

не является объектом обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, а производители алкогольных напитков не являются плательщиками сбора.

Субъект хозяйствования, реализующий в сети общественного питания продукцию собственного производства (кремы, десерты, кофе, кондитерские изделия), при приготовлении которой используют алкогольные напитки, является плательщиком сбора в том случае, когда выручка от реализации алкогольных напитков отражается по кредиту счета 70 «Доход от реализации работ и услуг» отдельно и

является объектом обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

 

5. Что может быть базой обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства? Каков порядок ее определения и какая установлена ставка сбора?

Базой обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства являются объемы алкогольных напитков и пива, реализуемые субъектами хозяйствования всех форм собственности, и выручка от реализации этих объемов, получаемая средствами или за счет бесплатных операций.

База обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства

— это объемы алкогольных напитков и пива, реализуемых субъектами хозяйствования в оптово-розничной сети и сети общественного питания. Объектом обложения сбором является выручка, получаемая от реализации в оптово-розничной торговой сети алкогольных напитков и пива, ставка сбора составляет один процент объекта налогообложения.

Плательщики сбора

— субъекты предпринимательской деятельности, реализующие в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки и пиво, исчисляющие сумму сбора и указывающие в отчете сумму начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства по форме, утвержденной приказом ГНА Украины от 28.03.2002 № 133 «Об утверждении формы отчета о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства и Порядка его заполнения и подачи, а также формы справки о суммах указанного сбора».

В соответствии с частью третьей статьи 16 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» субъекты предпринимательской деятельности, получившие лицензии на производство или на право импорта, экспорта и оптовой торговли, подают в орган, выдающий лицензии, ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, отчет об объемах производства (импорта) и/или реализации продукции.

Формы отчета

установлены приказами Государственной налоговой администрации Украины от 13.10.2005 № 449 «Об утверждении форм отчетов по обороту спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и инструкций по их заполнению» (для производителей) и от 27.04.2006 № 228 «Об утверждении Форм отчетов по приобретению и реализации алкогольных напитков и табачных изделий и инструкций по их заполнению» (для субъектов оптовой торговли). Субъектами предпринимательской деятельности, получившими лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, такие отчеты не подаются.

<...>

 

8. Каковы особенности определения базы обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства для производителей алкогольных напитков и пива?

Субъекты предпринимательской деятельности, которые получили лицензии на производство алкогольных напитков и осуществляют деятельность, связанную с выпуском продукции, которая включает все стадии технологического процесса и реализацию продукции в рамках собственного производства предприятиям оптовой и розничной торговли,

не являются плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

При этом объемы алкогольных напитков и пива, реализуемых производителями алкогольных напитков и пива предприятиям оптовой и розничной торговли,

не являются базой обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

В случае реализации алкогольных напитков их производителями в розничной торговле конечным потребителям для их личного некоммерческого использования эти производители алкогольных напитков и пива

являются плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

 

9. Как определяется база обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства для субъектов хозяйствования, реализующих алкогольные напитки и пиво на условиях договора комиссии?

При реализации алкогольных напитков и пива в оптово-розничной торговой сети по договору комиссии

базой обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства являются объемы алкогольных напитков и пива, реализуемых комиссионерами — субъектами оптово-розничной торговли независимо от формы собственности.

При этом

объект налогообложения определяется как выручка торгового оборота от реализации указанной продукции, получаемая комиссионером на свой счет, на которую начисляется сумма сбора, подается отчет в налоговый орган по месту регистрации и уплачивается в бюджет.

В случае получения указанной выручки комитентом на свой счет он (кроме производителей алкогольных напитков) начисляет сумму сбора, подает отчет и уплачивает сбор в бюджет. Производители алкогольных напитков, передающие алкогольные напитки и пиво предприятиям оптовой или розничной торговли на условиях договора комиссии,

не являются плательщиками сбора. При этом комиссионеры, реализующие эту продукцию, являются плательщиками сбора, а объемы реализованной ими продукции являются базой обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

 

10. Когда возникает налоговое обязательство по уплате сбора на развитие виноградарства и каков порядок исчисления его суммы?

Исчисление сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства осуществляется в соответствии с законами Украины от 09.04.99 № 587-XIV «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» и от 21.12.2000 № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

Плательщики сбора

— субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, реализующие в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки и пиво, определяют объект налогообложения — выручку — торговый оборот от реализации в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания и исчисляют сумму сбора по ставке сбора один процент от объекта налогообложения.

У субъекта предпринимательской деятельности, реализующего алкогольные напитки и пиво в оптово-розничной сети и сети общественного питания, возникает налоговое обязательство после осуществления оборота и получения выручки от реализации, которая

является объектом обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. Такой субъект исчисляет сумму налогового обязательства по ставке один процент от объекта налогообложения и указывает его в отчете о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Ежемесячно, в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца, субъект предпринимательской деятельности составляет и подает

отчет в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению. Налоговое обязательство, самостоятельно определенное плательщиком сбора в отчете, считается согласованным со дня подачи такого отчета. Указанное налоговое обязательство не может быть обжаловано плательщиком сбора в административном или судебном порядке.

Плательщик сбора обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в поданном им отчете, в течение десяти календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи отчета. За несвоевременную уплату сбора взыскиваются пеня и штраф в порядке, определенном действующим законодательством Украины.

В случае, когда в отчетном периоде субъект предпринимательской деятельности

не имел объекта налогообложения, т. е. не осуществлял реализацию в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольных напитков и пива и не получал выручку от реализации, сбор не начисляется, а отчет за этот месяц не подается. В таком случае налоговое обязательство по уплате сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства не возникает.

 

11. Каковы особенности исчисления и уплаты сбора с реализованных алкогольных напитков и пива в оптовой сети?

В соответствии с Законом № 587 субъекты предпринимательской деятельности, реализующие в оптовой сети алкогольные напитки и пиво, облагают сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства выручку, полученную от реализованных объемов алкогольных напитков и пива, и исчисляют сумму сбора по ставке один процент от объекта налогообложения.

При этом, согласно статье 15 Закона Украины от 19.12.95 г. № 481 «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» (далее — Закон № 481) субъекты предпринимательской деятельности, получившие лицензии на производство или импорт алкогольных напитков или табачных изделий, осуществляют поставку этой продукции предприятиям оптовой и розничной торговли и другим украинским потребителям при обязательном условии получения ими лицензии на оптовую торговлю.

В то же время согласно определению Законом Украины от 01.06.2000 г. № 1775-III «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» термина «производство» реализация продукции производителями в пределах произведенных объемов является неотъемлемой частью производства и не является оптовой торговлей.

Поэтому объемы алкогольных напитков и пива, реализованных их производителями предприятиям оптовой и розничной торговли в рамках собственного производства при условии получения лицензии на право оптовой торговли алкогольными напитками,

не являются базой налогообложения, а выручка, полученная от реализации указанной продукции, не является объектом обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. В этом случае сбор не начисляется и налоговое обязательство не определяется, при этом отчет о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства не подается.

 

12. Как исчисляется и уплачивается сбор с реализованных алкогольных напитков и пива в розничной сети?

В соответствии с Законом Украины от 09.04.99 № 587-XIV «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства»

плательщиками сбора являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, реализующие в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки и пиво, объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации в оптово-розничной торговой сети алкогольных напитков и пива, ставка сбора составляет один процент от объекта налогообложения.

Указанным Законом не определены особые условия обложения сбором в случае реализации алкогольных напитков и пива в розничной сети. Поэтому плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности — юридические и физические лица, если они осуществляют реализацию алкогольных напитков и пива в оптово-розничной торговой сети и получают выручку от реализации указанной продукции. Производители алкогольных напитков и пива, непосредственно реализующие свою продукцию в розничной сети потребителям или в заведениях общественного питания,

также являются плательщиками сбора.

 

13. Каковы особенности исчисления и уплаты сбора с реализованных алкогольных напитков и пива на условиях договора комиссии (консигнации)?

Комиссионеры, реализующие в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки и пиво,

являются плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, поскольку Законом № 587 не определены особые условия обложения сбором в зависимости от формы предприятия и вида предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Поэтому плательщиком сбора может быть любой субъект хозяйствования, осуществляющий реализацию алкогольных напитков и пива в оптово-розничной торговой сети, объектом налогообложения является выручка от реализованной указанной продукции, которую получает комиссионер на свой счет (независимо от того, какие обязательства несет комиссионер при определении дохода).

В соответствии со статьей 1011 Гражданского кодекса Украины торговля по договору комиссии является обязательством комиссионера по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Вместе с тем, в соответствии со статьей 15 Закона Украины от 19.12.95 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» оптовая и розничная торговля алкогольными напитками осуществляется только при наличии лицензии. Ее наличие обязательно как у комитента, так и у комиссионера, потому плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства являются как комитенты (кроме производителей), так и комиссионеры, получающие выручку от реализации такой продукции.

Выручка торгового оборота от реализации указанной продукции, получаемая комиссионером на свой счет,

является объектом обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, на которую начисляется сумма сбора и подается в налоговый орган по месту регистрации отчет о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, уплачиваемой в бюджет в установленном порядке. При этом в зависимости от условий договора комиссии, консигнации, в случае получения выручки от реализации продукции, переданной на комиссию, комитентом на свой счет, комитент (кроме производителей алкогольных напитков) начисляет сумму сбора, подает отчет о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и уплачивает налоговое обязательство в бюджет.

Законом Украины от 05.03.2009 № 1067-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства», который вступает в силу с 1 января 2010 года, предусмотрено, что в случае реализации алкогольных напитков и пива по договорам комиссии (консигнации)

плательщиками сбора являются любые субъекты предпринимательской деятельности, получающие на свой счет средства или другие виды компенсации за продажу этой продукции (кроме производителей-комитентов в случае осуществления ими оптовой торговли указанной продукцией в рамках собственного производства).

 

14. Каким образом исчисляется и уплачивается сбор в случае реализации алкогольных напитков и пива через филиалы головного предприятия?

При исчислении и уплате сбора в случае реализации алкогольных напитков через филиалы головного предприятия следует учитывать механизм открытия и функционирования таких филиалов (с регистрацией юридического лица или без регистрации).

В соответствии со статьей 15 Закона № 481 оптовая и розничная торговля алкогольными напитками при наличии лицензий может осуществляться субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности.

Согласно части 2 статьи 55 Хозяйственного кодекса субъектами хозяйствования являются хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с этим Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке. Субъект хозяйствования подлежит государственной регистрации как юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель в порядке, определенном законом (статья 58 Хозяйственного кодекса).

В случае получения филиалом лицензии

на оптовую и розничную торговлю плательщиком сбора является субъект предпринимательской деятельности, который получил лицензию и осуществляет на ее основании торговлю в оптово-розничной торговой сети, — филиал, зарегистрированный как юридическое лицо.

Если

субъект предпринимательской деятельности осуществляет оптовую торговлю алкогольными напитками через филиал (не являющийся юридическим лицом), информация о местонахождении филиала и его идентификационный код указываются в приложении к лицензии (статья 18 Закона Украины от 19.12.95 № 481/95-ВР). Следовательно, в таком случае филиал осуществляет торговлю на основании лицензии головного предприятия и поэтому плательщиком сбора является субъект предпринимательской деятельности, получивший лицензию, — головное предприятие.

 

15. Каковы порядок подачи отчета о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства и сроки его уплаты?

Статьей 4 Закона № 587 установлено, что сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства плательщики, определенные в статье 1 этого Закона, уплачивают на специальный счет Государственного казначейства Украины ежемесячно в сроки, определенные законом для месячного отчетного периода. Составление и подача расчета сбора осуществляются в соответствии с Законом Украины от 21.12.2000 № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами». За несвоевременную уплату сбора взыскиваются пеня и штрафы в порядке, определенном этим же Законом.

Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие реализацию алкогольных напитков и пива в оптово-розничной сети, определяют базу налогообложения, самостоятельно исчисляют сумму сбора на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства, составляют и подают отчет о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению.

Налоговое обязательство, самостоятельно определенное плательщиком сбора в отчете, считается согласованным со дня подачи такого отчета. Указанное налоговое обязательство не может быть обжаловано плательщиком сбора в административном или судебном порядке. Плательщик сбора обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в поданном им отчете, в течение десяти календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи отчета.

Плательщики сбора — субъекты предпринимательской деятельности, реализующие в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки и пиво, самостоятельно исчисляют сумму налогового обязательства, составляют и подают

отчет о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства по форме, утвержденной приказом ГНА Украины от 28.03.2002 № 133 «Об утверждении формы отчета о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства и Порядка его заполнения и подачи, а также формы справки о суммах указанного сбора».

Отчет подается плательщиком сбора в орган государственной налоговой службы по его местонахождению

ежемесячно в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца. Если последний день срока подачи отчета приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным рабочий день.

Если в течение отчетного месяца субъект предпринимательской деятельности не реализовывал в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольные напитки и пиво и не получал выручку от такой реализации, отчет за этот месяц

не подается.

По добровольному решению плательщика сбора отчет может быть подан органу государственной налоговой службы в электронной форме при условии регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством. Отчет принимается от плательщика сбора канцелярией органа государственной налоговой службы или направляется по почте в указанные сроки в установленном порядке. При этом предварительная (до регистрации в канцелярии) проверка отчетов органом государственной налоговой службы не разрешается.

В поданном отчете плательщик сбора указывает тип отчета (общий или уточненный) и указывает название органа государственной налоговой службы, в который подается отчет, название предприятия, учреждения, организации (фамилию, имя, отчество), идентификационный код по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (идентификационный номер согласно Государственному реестру физических лиц), местонахождение (местожительство) и телефон.

Также в отчете указываются общая сумма выручки, полученная в отчетном месяце, и начисленная сумма сбора в гривнях, составляющая один процент от суммы выручки. Отчет должен быть подписан физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности или руководителем и главным бухгалтером юридического лица и скреплен печатью. Органы государственной налоговой службы не принимают к рассмотрению отчеты, имеющие подчистки или дописки, зачеркнутые слова (цифры), текст или цифры в которых невозможно прочитать в результате повреждения (залиты чернилами, затерты и т. п.), заполненные карандашом.

 

16. Каким образом уточняется сумма налогового обязательства по уплате сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства в случае выявления ошибки плательщиком?

Если плательщик сбора самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее поданном им отчете, то такой плательщик обязан подать

уточненный отчет, содержащий исправленные показатели. К уточненному отчету прилагается справка о суммах сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, которые уменьшают или увеличивают налоговые обязательства в результате исправления самостоятельно выявленной ошибки в предыдущих отчетных периодах.

В справке указываются название органа государственной налоговой службы, в который подается справка, название предприятия, учреждения, организации (фамилия, имя, отчество), идентификационный код по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (идентификационный номер согласно Государственному реестру физических лиц), местонахождение (местожительство) и телефон.

Также в справке указываются уточняемый отчетный период, содержание ошибки, которая привела к увеличению или уменьшению сбора, и сумма сбора, подлежащая уплате согласно уточненному отчету, а также сумма самостоятельно начисленного

штрафа в размере пяти процентов от суммы недоплаты.

Если в связи с исправлением ошибки определено увеличение налогового обязательства, плательщик уплачивает сумму недоплаты и сумму штрафа в размере пяти процентов от суммы такой недоплаты. В таком случае штрафы, предусмотренные действующим законодательством, не применяются.

Это правило

не применяется, если плательщик сбора не подал отчет за тот период, в течение которого произошло такое занижение. То есть если плательщиком сбора за отчетный период отчет не подавался, а в дальнейшем выявлен объект налогообложения, то уточненный отчет не подается.

Если плательщик сбора подал уточненный отчет, но не осуществил доплату и не начислил и не уплатил штраф, то такой плательщик подлежит

проверке по данным, содержащимся в уточненном отчете.

Если по результатам подачи уточненного отчета возникает необходимость в возврате излишне уплаченного сбора, то вместе с таким отчетом подается

заявление о возврате излишне уплаченного сбора с соблюдением предельных сроков его подачи. При этом уменьшение налоговых обязательств по уточненному отчету подлежит проводке в лицевых счетах только при условии подтверждения наличия ошибки в ранее поданном отчете. Если срок подачи заявления о возврате излишне уплаченного сбора истек, то уточненный отчет не подается.

 

17. Каким образом проводится возмещение из бюджета излишне уплаченного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства?

В соответствии с подпунктом 15.3.1 статьи 15 Закона Украины от 21.12.2000 № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» уточненные отчеты и заявления на возврат излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) или на их возмещение в случаях, предусмотренных налоговыми законами, могут быть поданы

не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты или получения права на такое возмещение.

Порядок подачи уточненного отчета о суммах сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства определен в разделе IV Порядка заполнения и подачи отчета о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденного приказом ГНА Украины от 28.03.2002 № 133.

Возврат излишне или ошибочно уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) осуществляется в соответствии с совместным приказом ГНА Украины, Министерства финансов Украины, Государственного казначейства Украины от 03.02.2005 № 58/78/22 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов государственной налоговой службы Украины, финансовых органов и органов Государственного казначейства Украины в процессе возврата ошибочно и/или излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) плательщикам».

Учет возврата ошибочно или излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) осуществляется в соответствии с разделом 7 Инструкции о порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета платежей в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется органами государственной налоговой службы Украины, утвержденной приказом ГНА Украины от 18.07.2005 № 276 (зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 02.08.2005 под № 843/11123).

Следовательно, в случае подачи плательщиком сбора уточненных отчетов и заявлений о возврате на расчетные счета предприятия излишне уплаченных сумм сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, возврат таких сумм осуществляется в соответствии с требованиями указанных выше нормативно-правовых актов.

 

18. Какую ответственность несут плательщики сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства?

Ответственность за несвоевременную уплату сбора несут субъекты хозяйствования, осуществляющие реализацию в оптово-розничной сети алкогольных напитков и пива, а также их должностные лица в порядке, предусмотренном действующим законодательством Украины.

Плательщик сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства обязан самостоятельно уплатить сумму согласованного налогового обязательства, указанную в поданном им в отчете, в течение десяти календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока уплаты.

По окончании установленных сроков погашения согласованного налогового обязательства на сумму налогового долга начисляется пеня в порядке, установленном статьей 16 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

В случае когда плательщик сбора не уплачивает согласованную сумму налогового обязательства в течение предельных сроков, определенных законодательством, к такому плательщику применяются

штрафные санкции, установленные статьей 17 указанного Закона, в следующих размерах:

при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства, — в размере десяти процентов погашенной суммы налогового долга;

при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства, — в размере двадцати процентов погашенной суммы налогового долга;

при задержке, превышающей 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства, — в размере пятидесяти процентов погашенной суммы налогового долга.

Плательщик сбора уплачивает один из указанных в этом подпункте штрафов в соответствии с общим сроком задержки независимо от того, были ли применены штрафы, определенные в подпунктах 17.1.1 — 17.1.6 пункта 17 указанного Закона.

Плательщик сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, который осуществляет реализацию алкогольных напитков и пива в оптово-розничной сети, получает выручку от реализации, но не подает отчет о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства в сроки, определенные законодательством, уплачивает

штраф в размере десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждую такую неподачу или ее задержку.

Статьей 1 Закона Украины от 25.06.91 № 1251-XII «О системе налогообложения» предусмотрено, что установление и отмена налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и в государственные целевые фонды, а также льгот их плательщикам осуществляются Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с этим Законом, другими законами Украины о налогообложении.

В соответствии с подпунктом «г» подпункта 4.4.2 статьи 4 Закона Украины от 21.12.2000 № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» налоговое разъяснение является обнародованием официального понимания отдельных положений налогового законодательства контролирующими органами в рамках их компетенции, которое используется при обосновании их решений в ходе проведения апелляционных процедур. При этом налоговое разъяснение не имеет силы нормативно-правового акта.

Подпунктом «д» подпункта 4.4.2 статьи 4 этого Закона определено, что не может быть привлечен к ответственности плательщик налогов, действовавший в соответствии с предоставленным ему налоговым разъяснением (при отсутствии налоговых разъяснений по этому вопросу, имеющих приоритет) или обобщающим налоговым разъяснением, только на основании того, что в дальнейшем такое налоговое разъяснение или обобщающее налоговое разъяснение было изменено или отменено либо предоставлено новое налоговое разъяснение такому плательщику налогов или обобщающее налоговое разъяснение, противоречащее предыдущему, которое не было отменено (отозвано). При этом при оценке доказательств судом, предоставленных органом взыскания, налоговые разъяснения не имеют приоритета над другими доказательствами или другими экспертными оценками.

Органы государственной налоговой службы Украины в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, законами Украины, другими нормативно-правовыми актами органов государственной власти, а также решениями Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам налогообложения, изданными в рамках их полномочий, определенных статьей 3 Закона Украины № 509-XII от 04.12.90 «О государственной налоговой службе в Украине».

Учитывая изложенное,

ГНА Украины обязывает ГНА в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе:

— пересмотреть свои ранее предоставленные разъяснения по данному вопросу и привести их в соответствие с настоящим разъяснением;

— обеспечить использование настоящего разъяснения при проведении проверок;

— довести указанное письмо до государственных налоговых инспекций и плательщиков сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства для использования в работе.

Ранее предоставленные

письма-разъяснения от 19.03.2008 г. № 5359/7/21-0117, от 23.04.2008 г. № 8566/7/21-0217 и от 18.09.2006 г. № 10428/6/21-0115 считать утратившими силу.

 

Первый заместитель председателя А. Буханевич

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше