Темы статей
Выбрать темы

Об особенностях администрирования сбора за загрязнение окружающей природной среды в связи с изменениями законодательства

Редакция НиБУ
Письмо от 22.10.2009 г. № 23120/7/15-0817

Об особенностях администрирования сбора за загрязнение окружающей природной среды в связи с изменениями законодательства

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 22.10.2009 г. № 23120/7/15-0817

 

Государственная налоговая администрация Украины с принятием совместного приказа Министерства охраны окружающей природной среды Украины и ГНА Украины от 22.06.2009 № 327/322, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 15.07.2009 под № 641/16657 (вступил в силу с 31 июля 2009 года), которым внесены изменения в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденную приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины и ГНА Украины от 19.07.1999 № 162/379, зарегистрированным в Минюсте Украины 09.08.1999 под № 544/3837 (далее — Инструкция № 162/379), разъясняет особенности администрирования сбора за загрязнение окружающей природной среды, взимаемого за выбросы (передвижными и стационарными источниками загрязнения), сбросы и размещение отходов.

Пунктом 2.1 Инструкции № 162/379 определено, что плательщиками сбора являются:

— субъекты хозяйствования независимо от форм собственности;

— юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность;

— бюджетные, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, зарегистрированных в Украине, или нерезиденты, выполняющие агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей;

— граждане, осуществляющие на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

С 31 июля 2009 года к плательщикам сбора не относятся

объединения, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, расположенные на территории другой территориальной громады.

Особенности

организации работы в отношении зачисления налогоплательщиков в категорию плательщиков отдельного налога — сбора за загрязнение окружающей природной среды, взимаемого за выбросы (передвижными и стационарными источниками загрязнения), сбросы и размещение отходов, заключаются в следующем.

Требования по зачислению плательщиков в категорию плательщиков отдельного налога — сбора за загрязнение окружающей природной среды, определены Инструкцией № 162/379 и особенностями, установленными подпунктами 8.4.1 и 8.4.2 пункта 8.4 Инструкции № 162/379 и разделом 9 Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденного приказом ГНА Украины от 19.02.1998 № 80, зарегистрированного в Минюсте Украины 16.03.1998 под № 172/2612 (в редакции приказа ГНА Украины от 17.11.1998 № 552), с изменениями.

С целью соблюдения требований действующего законодательства, начиная

с 31 июля 2009 года органы ГНС обязаны зачислять предприятия (учреждения, организации) — юридических лиц и других плательщиков, определенных в пункте 2.1 Инструкции № 162/379, в категорию плательщиков отдельного налога — сбора за загрязнение окружающей природной среды, взимаемого за выбросы (передвижными и стационарными источниками загрязнения), сбросы и размещение отходов:

по месту

нахождения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов, расположенных на территориях иных, чем соответствующий плательщик сбора, сельских, поселковых или городских советов при осуществлении выбросов и сбросов стационарными источниками загрязнения и размещения отходов;

и/или по месту

нахождения объединений, филиалов, отделений и других обособленных подразделений, которые были до 31 июля 2009 года самостоятельными плательщиками сбора при осуществлении выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения.

Решение о таком зачислении принимается на основании

регистрационного заявления или налогового расчета сбора, поданных плательщиком сбора в соответствующий орган государственной налоговой службы, или по результатам документальной проверки, проведенной органами государственной налоговой службы.

В других случаях, не предусмотренных в абзацах втором — пятом страницы 2* этого письма, в порядке регистрации и учета плательщиков сбора в органах ГНС изменений нет.

* Страница 2 письма начинается со слов «Требования по зачислению…» (см. с. 7). —

Примеч. ред.

При этом налоговым органам для эффективной организации работы необходимо действовать согласно положениям Порядка взаимодействия между структурными подразделениями органов государственной налоговой службы по вопросам регистрации и учета налогоплательщиков, утвержденного приказом ГНА Украины от 28.02.2007 № 110, и с учетом требований действующего законодательства.

Особенности порядка начисления налоговых обязательств по сбору за

9 месяцев 2009 года, представления (составления) отчетного (нового отчетного, уточняющего) налогового расчета (при необходимости приложения к нему) плательщиками сбора за загрязнение окружающей природной среды, взимаемого за выбросы (передвижными и стационарными источниками загрязнения), сбросы и размещение отходов за 9 месяцев 2009 года и 2009 год состоят в следующем.

Предприятия (учреждения, организации) — юридические лица и другие плательщики, определенные в пункте 2.1 Инструкции № 162/379 и имеющие в своем составе объединения, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, должны подавать налоговые расчеты и уплачивать сбор

с учетом выбросов, сбросов и размещения отходов, осуществленных такими объединениями, филиалами, отделениями и другими обособленными подразделениями.

Так, предприятия (учреждения, организации) — юридические лица и другие плательщики, определенные в пункте 2.1 Инструкции № 162/379, имеющие в своем составе объединения, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, должны подавать

налоговые расчеты за 9 месяцев 2009 года и уплачивать сбор за налоговый (отчетный) период — III квартал 2009 года (в том числе июль месяц т. г.) с учетом налоговых обязательств по сбору, возникших у всех объединений, филиалов, отделений и других обособленных подразделений, которые были до 31 июля 2009 года самостоятельными плательщиками сбора, в том числе по их месту нахождения (по месту пребывания на налоговом учете) в части передвижных источников загрязнения или/и по месту нахождения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов.

В пункте 8.5 Инструкции № 162/379 определено, что органы [

государственной налоговой службы] ведут оперативный учет платежей в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется органами государственной налоговой службы Украины, согласно Инструкции о порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета платежей в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется органами государственной налоговой службы Украины, утвержденной приказом ГНА Украины от 18.07.2005 № 276, зарегистрированной в Минюсте Украины 02.08.2005 под № 843/11123 (далее — Инструкция № 276).

Так, пунктом 4.2 раздела 4 Инструкции № 276 определен порядок начисления в карточках лицевых счетов, предусматривающий автоматическое перенесение сумм налоговых обязательств из электронной базы налоговой отчетности в карточки лицевых счетов плательщиков налогов.

Прием и компьютерная обработка налоговой отчетности налогоплательщиков с учетом разных способов поступления документов в ОГНС осуществляются согласно требованиям приказа ГНА Украины от 31.12.2008 № 827 «Об утверждении Методических рекомендаций по централизованному приему и компьютерной обработке налоговой отчетности налогоплательщиков в ОГНС Украины» (с изменениями, внесенными приказом ГНА Украины от 06.04.2009 № 168 «О внедрении централизованной системы электронной налоговой отчетности налогоплательщиков в органах ГНС Украины»).

Форма налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды и Инструкция по его составлению утверждены приказом ГНА Украины от 17.03.2005 № 111

, зарегистрированным в Минюсте Украины 01.04.2005 под № 357/10637, с изменениями и дополнениями, которая применяется всеми плательщиками сбора за загрязнение окружающей природной среды. Налоговый расчет сбора составляется по правилам, установленным этой Инструкцией.

Обязываем предложить плательщикам сбора за загрязнение окружающей природной среды, взимаемого за выбросы (передвижными и стационарными источниками загрязнения), сбросы и размещение отходов, составить и подать

отчетный (новый отчетный, уточняющий) налоговый расчет за 9 месяцев 2009 года и 2009 год по форме налогового расчета, утвержденной приказом ГНА Украины № 111, и в случае необходимости, приложения к нему, с учетом предложенных плательщикам сбора рекомендаций, изложенных в письме ГНА Украины от 14.04.2009 № 7787/7/15-0817, до внесения изменений в форму налогового расчета сбора и с учетом требований действующего законодательства.

Вместе с тем обращаем внимание плательщиков сбора, что

новая форма налогового расчета сбора (приложения к нему) приведена в приложении к проекту приказа ГНА Украины «Об утверждении форм налоговых расчетов сбора за загрязнение окружающей природной среды, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями, и внесении изменений в приказ ГНА Украины от 17.03.2005 № 111», размещенного 17.07.2009 года в подразделе «Проекты регуляторных актов» раздела «Регуляторная политика» на WEB-сайте ГНА Украины (www.sta.gov.ua).

Следует учесть такую особенность, что исчисление сумм сбора и налоговый расчет сбора составляются нарастающим итогом с начала отчетного календарного года; на сбросы и размещение отходов устанавливаются лимиты.

При составлении плательщиками сбора налогового расчета сбора за 9 месяцев 2009 года нарастающим итогом с начала года за все объединения, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, которые были до 31 июля 2009 года самостоятельными плательщиками сбора, плательщики сбора должны

учитывать суммы начисленных налоговых обязательств каждого своего структурного подразделения, которыми уже была подана налоговая отчетность за предыдущий отчетный период по месту нахождения структурных подразделений (по месту пребывания на налоговом учете) или/и по месту нахождения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов, с целью контроля за соблюдением плательщиками сбора годовых лимитов на сбросы в водные объекты и размещение отходов и полнотой исчисления сбора и т. п.

Так, в

строках 3 (3.1, 3.2, 3.3 и т. д.), 4 (4.1, 4.2, 4.3 и т. д.) колонки 6 налогового расчета сбора за 9 месяцев 2009 года плательщиками сбора записываются в тоннах лимиты, установленные на год для сбросов в водные объекты, и на размещение отходов для всех объединений, филиалов, отделений и других обособленных подразделений, которые были до 31 июля 2009 года самостоятельными плательщиками сбора, по их месту нахождения (по месту пребывания на налоговом учете) или/и по месту нахождения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов. При этом строки 3 (3.1, 3.2, 3.3 и т. д.), 4 (4.1, 4.2, 4.3 и т. д.) колонки 7 и колонки 8 налогового расчета сбора за 9 месяцев 2009 года записываются согласно правилам, установленным Инструкцией, и с учетом требований действующего законодательства.

В

строке 6 колонки 9 налогового расчета сбора за 9 месяцев 2009 года записываются суммы сбора за предыдущий отчетный период (полугодие т. г.), указанные в предыдущих налоговых расчетах сбора всех структурных подразделений, поданных по месту нахождения структурных подразделений (по месту пребывания на налоговом учете) или/и по месту нахождения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов.

При этом, с учетом требований Инструкции № 276 при автоматическом перенесении сумм налоговых обязательств из налогового расчета сбора в карточку лицевого счета плательщика сбора импортируются данные

строки 7 колонки 9.

Обязываем довести это письмо до сведения и использования в работе подчиненным органам государственной налоговой службы и провести массово-разъяснительную работу с плательщиками сбора за загрязнение окружающей природной среды, взимаемого за выбросы (передвижными и стационарными источниками загрязнения), сбросы и размещение отходов с учетом особенностей.

 

Заместитель председателя А. Любченко



комментарий редакции

Как головному предприятию отчитаться по экосбору
 за свои филиалы: долгожданные рекомендации ГНАУ

Появление комментируемого письма с нетерпением ожидалось теми субъектами хозяйствования, филиалы которых имели с начала текущего года объект для исчисления сбора за загрязнение окружающей среды и располагались на территории другой территориальной громады, чем головное предприятие. Как известно, с 31 июля такие филиалы были лишены статуса самостоятельных плательщиков указанного сбора (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 62, с. 4), что в ходе отчетной кампании за 9 месяцев этого года привело к определенным проблемам у головных предприятий. Практически на исходе

предельного срока составления и подачи отчетности по этому сбору, который приходится на 9 ноября, ГНАУ предоставила соответствующее разъяснение для таких предприятий. Кратко остановимся на главных тезисах этого разъяснения.

1.

Вместо своих филиалов отчетность по экосбору за оставшиеся отчетные периоды текущего года и впредь должны предоставлять головные предприятия. Для определения места подачи такой отчетности за филиалы головным предприятиям следует руководствоваться прежде всего нормами постановления КМУ от 03.12.2008 г. № 1050 (далее — постановление № 1050 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 100), о которых мы уже не раз говорили.

В частности, отчетность подается:

— по месту нахождения

«филиальных» стационарных источников загрязнения — в случае осуществления филиалами выбросов от стационарных источников загрязнения и сбросов;

— по месту нахождения специально отведенных для размещения отходов мест или объектов

— в случае размещения филиалами отходов.

Собственно, этими же соображениями при выборе места подачи отчетности с начала текущего года должны были руководствоваться и сами филиалы, поэтому головному предприятию над этим вопросом особенно задумываться не придется.

Что же касается предоставления отчетности

за выбросы передвижными источниками загрязнения, зарегистрированными за филиалами, то, как уже сообщалось, ГНАУ своим письмом от 24.09.2009 г. № 20856/7/15-0817 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 84) несколько подкорректировала требования постановления № 1050. Здесь налоговики постановили подавать отчет головному предприятию не по месту его налоговой регистрации, а по месту налоговой регистрации филиала (подробности можно узнать из редакционного комментария к указанному письму).

2. Головные предприятия должны стать на учет как плательщики отдельного налога

— сбора за загрязнение окружающей природной среды по месту нахождения:

— «филиальных» стационарных источников загрязнения;

— специально отведенных филиалу для размещения отходов мест или объектов;

— самого филиала (если речь идет об уплате экосбора за передвижные источники загрязнения, зарегистрированные за филиалами).

Заметим, что налоговики в своих письмах уже во второй раз повторяют мысль о необходимости учета плательщиков сбора за загрязнение именно как плательщиков отдельных видов налогов, что целиком и полностью соответствует требованиям постановления № 1050. В то же время ошибочное утверждение о недопустимости такого учета в отношении плательщиков данного сбора до сих пор присутствует в п. 4.5 Методических рекомендаций относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов, утвержденных приказом ГНАУ от 19.12.2008 г. № 784 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 16).

Думаем, что указанное противоречие не помешает налоговым органам на местах принять у головного предприятия соответствующую отчетность по экосбору, а согласно тем же Методрекомендациям этого будет вполне достаточно для его зачисления в ряды плательщиков отдельных видов налогов.

3. Каждый из «филиальных» отчетов за 9 месяцев головное предприятие подает нарастающим итогом

, т. е. приводит в нем сведения о налоговых обязательствах по экосбору, начисленных тем или иным своим филиалом в полугодовой отчетности, а также включает в него сбор за выбросы, сбросы и размещение отходов, которые производились этим филиалом как в период с 1 по 31 июля этого года, так и за два последних месяца III квартала.

В связи с этим возникает справедливый вопрос: не приведет ли такой рекомендованный ГНАУ порядок заполнения текущей отчетности к неразберихе в лицевых счетах предыдущего плательщика сбора (филиала) и нового его плательщика (головного предприятия), а также необходимости повторной уплаты налоговых обязательств, уже уплаченных филиалом ранее? Как следует из комментируемого письма, такие опасения напрасны, поскольку при автоматическом переносе сумм налоговых обязательств из налогового расчета сбора

в карточку лицевого счета плательщика (которым отныне выступает головное предприятие) импортируются данные строки 7 колонки 9 такого расчета, т. е. только сумма сбора, начисленного за последний отчетный квартал.

Мы в свою очередь разделяем указанный подход ГНАУ, но во избежание возможных недоразумений считаем необходимым подчеркнуть, что такой алгоритм сработает лишь в случае правильного заполнения в «филиальном» расчете строки 5 «Начислено сбора с начала года», на что головным предприятиям следует обратить особое внимание.

На всякий случай напомним

головным предприятиям, поглощенным в настоящий момент заботой о своих филиалах, о необходимости подачи отчетности за собственные выбросы в атмосферу, сбросы и размещение отходов. В отношении этого (этих) отчета(ов) все остается по-прежнему, при этом ни о какой консолидации показателей «филиальных» отчетов путем их включения в отчет головного предприятия речь не идет.

4.

При составлении отчетности по экосбору за сбросы и размещение отходов, по которым предусмотрено установление ежегодных лимитов, головному предприятию следует ориентироваться на соответствующие лимиты каждого из своих филиалов. Именно в разрезе филиалов, а не по юридическому лицу в целом, необходимо отслеживать соблюдение таких лимитов, а в случае их превышения — уплачивать сбор в повышенном (напомним, с начала года — десятикратном!) размере.

5. Форма налогового расчета сбора за загрязнение пока остается без изменений

. Вместе с тем при ее заполнении предлагается учитывать рекомендации, изложенные в письме ГНАУ от 14.04.2009 г. № 7787/7/15-0817 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 34). Считаем возможным не повторять их здесь, поскольку об этом достаточно подробно рассказывалось в статье «Ресурсные сборы и платежи: отчитываемся за I квартал», опубликованной в том же номере нашего издания. В завершение комментария заметим, что рано или поздно форма расчета все равно должна претерпеть соответствующие изменения (проект новой формы уже давно размещен на сайте ГНАУ), о чем мы обязательно сообщим в наших публикациях.

 

Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше