Темы статей
Выбрать темы

Налоговый спор предприятия в суде. Что является выручкой единоналожника-комиссионера?

Редакция НиБУ
Статья

Что является выручкой единоналожника-комиссионера?

 

Для физических лиц — предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога, уже длительное время не утрачивает своей актуальности вопрос: как должен определяться предельный объем выручки, дающий право использовать упрощенную систему налогообложения в случае осуществления комиссионной торговли? Именно этой теме посвящен сегодняшний обзор судебной практики.

Юрий КУЛИК, консультант Издательского дома «Фактор»

 

Напомним, критерии применения упрощенной системы налогообложения установлены

ст. 1 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99 (далее — Указ № 746). В частности, для физического лица — предпринимателя одним из таких критериев является размер выручки от реализации продукции, который не должен превышать 500 тыс. грн. в год.

Но что считать выручкой с целью определения возможности применения упрощенной системы налогообложения в случае осуществления комиссионной торговли (или других видов деятельности, близких по сути — транспортного экспедирования, поручения и т. п.)?

По мнению ГНАУ, изложенному, в частности, в письме от 23.11.2006 г. № 13290/6/17-0416, поскольку комиссионер осуществляет именно продажу товара покупателю, то выручкой в понимании Указа № 746 следует считать сумму, фактически полученную субъектом предпринимательской деятельности — плательщиком единого налога на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операции по продаже комиссионного товара, которая содержит в себе и сумму вознаграждения.

Аргументы, которые могут быть использованы комиссионером-единоналожником в споре с контролирующим органом, приводились нами в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 91, с. 45. Вступая в такой спор, полезно знать позицию судебных органов по вопросу расчета выручки единоналожника-комиссионера.

 

Положительная практика

Харьковский апелляционный административный суд в

определении от 25.02.2009 г. по делу 22-а-2521/09 пришел к выводу, что при установлении размера выручки физического лица — предпринимателя, который является плательщиком единого налога, осуществляет деятельность согласно договору комиссии и выступает в этом договоре комиссионером, необходимо учитывать только суммы получаемого им комиссионного вознаграждения. Мотивировал суд это тем, что договор комиссии относится к договорам о предоставлении услуг, т. е. комиссионер предоставляет услугу и получает за это плату, он продает не товар, а свою услугу.

Кроме того, обосновывая такую позицию, суд сослался на

письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 11.04.2001 г. № 06-10/206 (отметив, что согласно ч. 3 ст. 21 Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины» от 04.04.95 г. № 116/95-ВР комитеты по вопросам, отнесенным к предмету их ведения, имеют право предоставлять разъяснения по применению положений законов Украины) и письма Госпредпринимательства от 05.04.2004 г. № 2151, от 26.10.2005 г. № 9375, от 24.03.2006 г. № 2274, от 04.04.2006 г. № 2588. В соответствии с изложенными в указанных письмах выводами средства, поступившие транзитом на расчетный счет плательщика единого налога, не являются его собственностью, поскольку подлежат обязательному перечислению соответствующему третьему лицу. Следовательно, эти средства не могут быть предметом обложения единым налогом.

К аналогичному выводу, но со ссылкой на

ст. 9 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 г. № 1955-IV пришел и Киевский апелляционный административный суд в определении от 16.02.2009 г. по делу № 22-а-9911/08. Согласно указанной статье платой экспедитору считаются средства, уплаченные в его пользу клиентом за надлежащее выполнение договора транспортного экспедирования, и в состав платы не включаются расходы экспедитора на оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к выполнению договора транспортного экспедирования, на уплату сборов (обязательных платежей), уплачиваемых при выполнении договора транспортного экспедирования. Соответственно, по мнению суда, у субъекта малого предпринимательства, осуществляющего свою деятельность на основании экспедиторских договоров, налогообложению подлежит выручка, принадлежащая ему от реализации своей продукции (услуг по экспедированию).

В другом своем

определении от 10.06.2009 г. по делу № 22-а-20690/08 Киевский апелляционный административный суд также исходил из того, что налогообложению по упрощенной системе согласно Указу № 746 подлежит только комиссионное вознаграждение, являющееся собственностью такого плательщика налога и, соответственно, его доходом. А потому, по мнению суда, под выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) следует понимать именно сумму этого дохода. Такая позиция дает основания утверждать, что требования Указа № 746 о непревышении размера выручки, дающего право находиться на упрощенной системе налогообложения, касаются исключительно той выручки, которая является объектом налогообложения, т. е. доходом.

Сторону единоналожника-комиссионера в споре с налоговиками, касающемся расчета предельного размера его выручки, занял и Высший административный суд Украины, в частности в

определении от 26.05.2009 г. по делу по кассационной жалобе № К-4875/08. В этом деле налоговый орган, обосновывая тезис, что все денежные поступления являются выручкой, ссылался на то, что ни в самом Указе № 746, ни в нормативных актах ГНАУ, касающихся упрощенной системы налогообложения, прямо не указано, каким образом определяется выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) с целью налогообложения. Однако ВАСУ не принял во внимание этот тезис, отметив, что такое толкование норм действующего законодательства является произвольным и неправомерным. Положениями Гражданского кодекса Украины четко определено, что денежные средства, полученные от продажи комиссионного товара, принадлежат комитенту. Выручкой комиссионера в целях налогообложения является только комиссионное вознаграждение за выполнение договора комиссии. Именно комиссионное вознаграждение должно учитываться при расчете размера выручки субъекта предпринимательства за соответствующий год с целью определения возможности его пребывания на упрощенной системе налогообложения.

 

Негативная практика

Наряду с примерами положительной для налогоплательщиков судебной практики в отдельных делах суды отступают от изложенной выше позиции и становятся на сторону органов государственной налоговой службы.

Так, например, Харьковский апелляционный административный суд

постановлением от 25.03.2009 г. по делу № 22-а-730/09 отменил постановление суда первой инстанции, вынесенное в пользу плательщика налогов. Обоснование решения очень простое: статьей 1 Указа № 746 определено, что выручкой от реализации продукции считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции. При этом не указано, что следует учитывать и то, кому принадлежит эта сумма — продавцу или собственнику товара, который по договору комиссии поручил продавцу осуществить продажу.

Аналогичные аргументы приведены в

решении этого же суда и в постановлении от 11.06.2009 г. по делу № 22-а-7607/09. В частности, по мнению суда, выручка в понимании Указа № 746 это денежные средства, которые фактически получает (не обязательно в собственность) субъект предпринимательской деятельности во время пребывания на упрощенной системе налогообложения и осуществления предпринимательской деятельности как плательщик этого налога, а потому суммы денежных средств, полученные субъектом предпринимательской деятельности при выполнении договоров комиссии, являются выручкой комиссионера.

Интересный момент, на который следует обратить внимание. Суд первой инстанции, принимая по этому делу положительное для плательщика налогов решение, сослался на письма Комитета ВР Украины и Госпредпринимательства. Те же письма, которые были использованы для обоснования своей позиции Харьковским апелляционным административным судом в приведенном в начале этого обзора

определении от 25.02.2009 г. Однако на этот раз коллегия судей апелляционного суда имела иное мнение по вопросу правомерности таких ссылок, указав, что согласно нормам Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-ІІІ правом предоставлять налоговые разъяснения наделены исключительно контролирующие (налоговые) органы, а не Комитеты Верховной Рады Украины или Госпредпринимательства.

 

Итоги

Прежде всего необходимо отметить, что судебная практика по этому вопросу является достаточно широкой. Мы рассмотрели только отдельные, наиболее показательные решения, отражающие позицию судебных органов в вопросе расчета выручки единоналожника-комиссионера. Обобщая проанализированный материал, можно утверждать, что в подавляющем большинстве случаев точка зрения судебных органов не совпадает с точкой зрения ГНАУ. В отличие от последней, суды обычно придерживаются мнения, в соответствии с которым

выручкой в понимании Указа № 746, учитываемой при определении возможности применения упрощенной системы налогообложения, может быть только вознаграждение за предоставленные комиссионером услуги, а не сумма, полученная за продажу товара. Такой позиции придерживается, в частности, Высший административный суд Украины.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше