О приостановлении действия распоряжения Кабинета Министров Украины от 23 сентября 2009 года № 1178-р

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2009/№ 89
В избранном В избранное
Печать
Указ от 29.10.2009 г. № 872/2009

Президент Украины

 

Указ Президента Украины

О приостановлении действия распоряжения Кабинета Министров Украины от 23 сентября 2009 года № 1178-р

 

Кабинет Министров Украины 23 сентября 2009 года издал распоряжение № 1178-р «Вопросы Общего реестра налоговых накладных». Этим распоряжением Правительство Украины ввело регистрацию налоговых накладных плательщиков налога — продавцов товаров (работ, услуг) в Общем реестре налоговых накладных и уполномочило Государственную налоговую администрацию Украины установить порядок ведения этого Реестра. Кабинет Министров Украины также установил, что налоговая накладная предоставляется покупателю товаров (работ, услуг) после внесения сведений о ней в Реестр; в случае нарушения продавцом установленного порядка регистрации налоговых накладных Государственная налоговая администрация Украины имеет право проводить проверку достоверности указанных плательщиком налога сумм налоговых обязательств с целью установления права покупателя на включение сумм налога на добавленную стоимость в налоговый кредит; поступление в орган государственной налоговой службы информации о выявлении расхождений в данных налоговой накладной и Реестра является основанием для проведения внеплановой выездной проверки продавца и покупателя, а несоответствие данных, указанных в налоговой накладной, данным Реестра не освобождает продавца от обязанности включения суммы налога на добавленную стоимость, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период, при этом покупатель утрачивает право на налоговый кредит в соответствии с налоговой накладной, если сумма налога на добавленную стоимость согласно накладной не отражена продавцом в налоговой декларации или продавец не произвел в полном объеме расчеты с бюджетом по такой декларации.

Указанное распоряжение Кабинета Министров Украины не соответствует Конституции

Украины, согласно которой каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом (часть первая статьи 67), система налогообложения, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами Украины (пункт 1 части второй статьи 92), принятие законов относится к полномочиям парламента — Верховной Рады Украины как единственного законодательного органа в Украине (статья 75, пункт 3 части первой статьи 85, статья 91 Конституции Украины).

Таким образом, решив подзаконным актом вопросы, отнесенные Конституцией Украины к сфере законодательного регулирования, Кабинет Министров Украины действовал с превышением полномочий и способом, не предусмотренным Конституцией и законами Украины, а следовательно, нарушил, кроме указанных выше, и нормы части второй статьи 6 и части второй статьи 19 Конституции Украины, которые обязывают органы исполнительной власти осуществлять полномочия в установленных Конституцией пределах и действовать только на основе, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины, части третьей статьи 113, согласно которой Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется, в частности, Конституцией Украины, части первой статьи 117 Конституции Украины, согласно которой Кабинет Министров Украины издает постановления и распоряжения в рамках своей компетенции.

Учитывая изложенное и в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 106 Конституции Украины

постановляю:

1.

Приостановить действие распоряжения Кабинета Министров Украины от 23 сентября 2009 года № 1178-р «Вопросы Общего реестра налоговых накладных».

2. Настоящий Указ

вступает в силу со дня его опубликования .

 

Президент Украины В. Ющенко

г. Киев, 29 октября 2009 года № 872/2009

 

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 

По мотивам несоответствия Конституции Украины Указом Президента Украины от 29 октября 2009 года № 872 «Об приостановлении действия распоряжения Кабинета Министров Украины от 23 сентября 2009 года № 1178-р» согласно пункту 15 части первой статьи 106 Конституции Украины приостановлено действие распоряжения Кабинета Министров Украины от 23 сентября 2009 года № 1178-р «Вопросы Общего реестра налоговых накладных».

В связи с этим и в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 106, статьи 150 Конституции Украины, статьями 13, 40 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» обращаюсь в Конституционный Суд Украины для решения вопроса о конституционности распоряжения Кабинета Министров Украины от 23 сентября 2009 года № 1178-р «Вопросы Общего реестра налоговых накладных», опубликованного в газете «Урядовий кур'єр» от 9 октября 2009 года № 186.

Распоряжением от 23 сентября 2009 года № 1178-р «Вопросы Общего реестра налоговых накладных» Кабинет Министров Украины ввел регистрацию налоговых накладных плательщиков налога — продавцов товаров (работ, услуг) в Общем реестре налоговых накладных (пункт 1). Правительство государства также установило, что налоговая накладная предоставляется покупателю товаров (работ, услуг) после внесения сведений о ней в Реестр (пункт 2). В то же время Кабинет Министров Украины предоставил право Государственной налоговой администрации Украины в случае нарушения продавцом установленного порядка регистрации налоговых накладных проводить проверку достоверности указанных плательщиком налога сумм налоговых обязательств с целью установления права покупателя на включение сумм налога на добавленную стоимость в налоговый кредит, при этом поступление в орган государственной налоговой службы информации о выявлении расхождений в данных налоговой накладной и Реестра является основанием для проведения внеплановой выездной проверки продавца и покупателя (пункт 4). Правительством Украины также установлено, что несоответствие данных, указанных в налоговой накладной, данным Реестра не освобождает продавца от обязанности включения суммы налога на добавленную стоимость, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период, а покупатель утрачивает право на налоговый кредит в соответствии с налоговой накладной, если сумма налога на добавленную стоимость согласно накладной не отражена продавцом в налоговой декларации или продавец не произвел в полном объеме расчеты с бюджетом по такой декларации (пункт 5). Кроме того, Кабинет Министров Украины этим распоряжениям уполномочил Государственную налоговую администрацию Украины установить порядок ведения такого Реестра (пункт 3).

Указанное распоряжение Кабинета Министров Украины не соответствует Конституции Украины, исходя из следующего.

В соответствии с Конституцией Украины каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом (часть первая статьи 67); система налогообложения, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами Украины (пункт 1 части второй статьи 92).

Как отметил Конституционный Суд Украины в Решении от 24 марта 2005 года № 2-рп/2005 по делу о налоговом залоге, выполнение конституционной обязанности, предусмотренной статьей 67 Конституции Украины, реализуется уплатой каждым налогов и сборов. Установление системы налогообложения, налогов и сборов, их размеров и порядка уплаты является исключительной прерогативой закона.

Согласно пункту 1 части первой статьи 14 Закона Украины «О системе налогообложения» налог на добавленную стоимость относится к общегосударственным налогам и сборам (обязательным платежам).

Следовательно, конституционные положения об обязательности закрепления в законе порядка уплаты налогов и сборов распространяются и на налог на добавленную стоимость.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Украины, выраженной в Решении от 23 июня 2009 года № 15-рп/2009 по делу о временной надбавке к действующим ставкам ввозной таможенной пошлины, общепризнанными элементами правового механизма регулирования налогов и сборов (обязательных платежей) являются субъект или плательщик налога, объект налогообложения, единица налогообложения, источник уплаты налога, налоговая ставка, налоговый период, сроки и порядок уплаты налога, налоговая квота, налоговые льготы.

Плательщики налога на добавленную стоимость, объекты, база и ставки налогообложения, перечень не облагаемых налогом и освобожденных от налогообложения операций, особенности налогообложения экспортных и импортных операций, понятие налоговой накладной, порядок ведения плательщиком налога реестра полученных и выданных налоговых накладных, основания для начисления налогового кредита и возмещения из государственного бюджета излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость, порядок учета, отчетности и внесения налога на добавленную стоимость в бюджет, основания для проведения документальной (плановой или внеплановой выездной) проверки плательщика налога определены Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость». Пунктом 11.4 статьи 11 этого Закона установлено, что изменения порядка обложения налогом на добавленную стоимость могут осуществляться только путем внесения изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» отдельным законом по вопросам обложения этим налогом, а также предусмотрен приоритет указанного Закона в случае урегулирования правил обложения налогом на добавленную стоимость другим законом Украины.

Анализируя оспариваемые положения распоряжения Кабинета Министров Украины, следует сделать вывод, что Кабинет Министров Украины путем введения единого Общего реестра налоговых накладных, определения механизма регистрации налоговых накладных плательщиков налога — продавцов товаров (работ, услуг) и оснований для проведения органами государственной налоговой службы проверок продавцов и покупателей товаров (работ, услуг), являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, и определения оснований для утраты права на налоговый кредит вмешался в регулирование вопросов администрирования налога на добавленную стоимость, которое, как уже отмечалось, должно осуществляться исключительно законом.

Следовательно, Кабинет Министров Украины урегулировал подзаконным актом вопросы, которые в соответствии с Конституцией Украины урегулированы Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость», чем нарушил нормы части второй статьи 67 и пункта 1 части второй статьи 92 Конституции Украины.

При таких обстоятельствах регулирование Кабинетом Министров Украины вопросов порядка уплаты налога на добавленную стоимость является нарушением и норм статьи 75, пункта 3 части первой статьи 85, статьи 91 Конституции Украины.

В соответствии с Основным Законом государства принятие законов относится исключительно к полномочиям парламента — Верховной Рады Украины как единственного законодательного органа в Украине (статья 75, пункт 3 части первой статьи 85, статья 91). Как определил Конституционный Суд Украины в пункте 3 мотивировочной части Решения от 14 декабря 2000 года № 15-рп/2000 по делу о порядке выполнения решений Конституционного Суда Украины, «Верховная Рада Украины является единственным органом законодательной власти в Украине (статья 75 Конституции Украины). Это означает, что право принимать законы, вносить в них изменения в случае, когда оно не осуществляется непосредственно народом (статьи 5, 38, 69, 72 Конституции Украины), принадлежит исключительно Верховной Раде Украины (пункт 3 части первой статьи 85 Конституции Украины) и не может передаваться другим органам либо должностным лицам.

Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей (часть вторая статьи 8 Конституции Украины)». В этом же Решении Конституционный Суд Украины отмечал также невозможность изменения закона путем принятия подзаконного правового акта.

Следует также заметить, что Конституция Украины уполномочивает Кабинет Министров Украины обеспечивать проведение налоговой политики (пункт 3 статьи 116). Соответствующие полномочия предусмотрены для Правительства государства и Законом Украины «О Кабинете Министров Украины». Однако при этом не предусмотрено право Кабинета Министров Украины определять элементы правового механизма регулирования налогов и сборов (пункт 6 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины от 23 июня 2009 года № 15-рп/2009 по делу о временной надбавке к действующим ставкам ввозной таможенной пошлины).

Из приведенного следует, что, решив подзаконным актом вопросы определения элементов правового механизма регулирования налога на добавленную стоимость, Кабинет Министров Украины действовал с превышением полномочий и способом, не предусмотренным Конституцией и законами Украины, а следовательно, нарушил, кроме указанных выше, и нормы части второй статьи 6 и части второй статьи 19 Конституции Украины, которые обязывают органы исполнительной власти осуществлять полномочия в установленных Конституцией пределах и действовать только на основе, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины, части третьей статьи 113, согласно которой Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется, в частности, Конституцией Украины, части первой статьи 117 Конституции Украины, согласно которой Кабинет Министров Украины издает постановления и распоряжения в рамках своей компетенции.

Учитывая изложенное,

прошу Конституционный Суд Украины рассмотреть вопрос соответствия Конституции Украины (конституционности) распоряжения Кабинета Министров Украины от 23 сентября 2009 года № 1178-р «Вопросы Общего реестра налоговых накладных».

<...>



комментарий редакции

Общего реестра не будет

В редакционном комментарии к распоряжению Кабинета Министров Украины от 23 сентября 2009 г. № 1178-р (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 82) мы обращали внимание на

незаконность этого документа. Он противоречит Закону об НДС (изменения порядка обложения НДС возможны только путем внесения изменений в Закон), Закону Украины «О государственной налоговой службе в Украине» (этот Закон не содержит придуманного Кабмином основания для проведения внеплановой выездной проверки), Закону Украины «О Кабинете Министров Украины» (распоряжение не является актом нормативного характера и издается по организационно-распорядительным и другим текущим вопросам). Там же мы выражали надежду, что этот незаконный документ должен быть отменен, как и два нашумевших НДС-распоряжения от Кабинета Министров.

Как показывает публикуемый документ, мы не ошиблись. Президент Украины обратил внимание на вопиющую ситуацию и приостановил действие распоряжения № 1178-р. На момент подготовки номера информации об официальном опубликовании комментируемого Указа нет. Если оно произойдет до 1 ноября, т. е. до начала действия распоряжения № 1178-р, то фактически обсуждаемое распоряжение никогда не будет применяться — до принятия решения Конституционным Судом на основании комментируемого Указа, а после вступления в силу решения Конституционного Суда — на основании самого этого решения (едва ли Конституционный Суд признает это постановление законным).

Если опубликование Указа произойдет после 1 ноября, то с этой даты любой орган должен приостановить действия, направленные на выполнение распоряжения № 1178-Р.

 

Дмитрий Костюк

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд