О приостановлении действия отдельных постановлений Кабинета Министров Украины

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2009/№ 90
В избранном В избранное
Печать
Указ от 02.11.2009 г. № 890/2009

Президент Украины

 

Указ Президента Украины

О приостановлении действия отдельных постановлений Кабинета Министров Украины

 

Кабинетом Министров Украины 5 марта 2009 года издано постановление № 236 «О разъяснении особенностей применения отдельных норм Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727 для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность за пределами Украины, в условиях мирового финансово-экономического кризиса», в которое постановлением Кабинета Министров Украины от 15 апреля 2009 года № 454 были внесены изменения. Постановлением от 5 марта 2009 года № 236 определен порядок уплаты налога и взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами — предпринимателями, которые являются гражданами Украины, осуществляют предпринимательскую деятельность за пределами Украины без привлечения к ней наемных работников и членов семьи, в том числе по договорам гражданско-правового характера, и у которых доход за календарный год не превышает 500 тыс. гривень.

Кабинетом Министров Украины 14 апреля 2009 года издано постановление № 366 «Об уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, выбравшими особый способ налогообложения». Указанным постановлением предусмотрено, что физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, выбравшие особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог), и члены семей указанных лиц, которые принимают участие в осуществлении такими субъектами предпринимательской деятельности и не находятся с ними в трудовых отношениях, уплачивают страховые взносы в порядке, определенном Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (абзац первый пункта 1). В то же время Кабинет Министров Украины установил, что сумма страхового взноса определяется самостоятельно физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности как для себя, так и указанных членов его семьи, и с учетом части фиксированного или единого налога, перечисленной в Пенсионный фонд Украины, должна составлять не менее одного минимального размера страхового взноса за каждое лицо и не более одного размера страхового взноса, исчисленного в пределах максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, денежного обеспечения военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, налогооблагаемого дохода (прибыли), общего налогооблагаемого дохода, с которой уплачиваются страховые взносы (абзацы второй и третий пункта 1). Пенсионному фонду Украины поручено предоставлять разъяснения по применению этого постановления (пункт 2).

Постановлением от 21 мая 2009 года № 505 «О порядке уплаты и зачисления сумм взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, уплаченных физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, выбравшими особый способ налогообложения» Кабинет Министров Украины установил порядок уплаты и зачисления сумм взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, уплаченных в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 14 апреля 2009 года № 366 физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, выбравшими особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог).

Определение актами Кабинета Министров Украины порядка уплаты единого налога и взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами — предпринимателями, которые являются гражданами Украины и осуществляют предпринимательскую деятельность за пределами Украины, а также установления размеров страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, выбравшими особый способ налогообложения, порядка уплаты и зачисления сумм таких взносов не соответствует Конституции Украины, согласно которой каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом (часть первая статьи 67); система налогообложения, налоги и сборы устанавливаются законом (пункт 1 части второй статьи 92); основы социальной защиты определяются исключительно законами Украины (пункт 6 части первой статьи 92), а следовательно, не соответствует и конституционным предписаниям, согласно которым единственным органом законодательной власти в Украине является парламент — Верховная Рада Украины, к исключительным полномочиям которой относится принятие законов (статья 75, пункт 3 части первой статьи 85, статья 91).

Таким образом, Кабинет Министров Украины, издав указанные постановления, нарушил также нормы Основного Закона государства, согласно которым Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу; законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей (часть вторая статьи 8); органы исполнительной власти обязаны осуществлять свои полномочия в установленных Конституцией Украины рамках и действовать только на основе, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины (часть вторая статьи 6 и часть вторая статьи 19); Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется, в частности, Конституцией Украины (часть третья статьи 113); Кабинет Министров Украины издает постановления и распоряжения в рамках своей компетенции (часть первая статьи 117).

Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 106 Конституции Украины

постановляю:

1.

Остановить действие:

постановления Кабинета Министров Украины от 5 марта 2009 года № 236 «

О разъяснении особенностей применения отдельных норм Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727 для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность за пределами Украины, в условиях мирового финансово-экономического кризиса»;

постановления Кабинета Министров Украины от 14 апреля 2009 года № 366 «

Об уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, выбравшими особый способ налогообложения»;

постановления Кабинета Министров Украины от 15 апреля 2009 года № 454 «

О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 5 марта 2009 г. № 236»;

постановления Кабинета Министров Украины от 21 мая 2009 года № 505 «

О порядке уплаты и зачисления сумм взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, уплаченных физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, выбравшими особый способ налогообложения».

2. Настоящий Указ вступает в силу

со дня его опубликования.

 

Президент Украины В. Ющенко

г. Киев, 2 ноября 2009 года № 890/2009



комментарий редакции

Президент против доплат в ПФУ упрощенцами

Комментируемым документом Президент Украины приостановил сразу два резонансных документа.

1. Постановление КМУ от 05.03.2009 г. № 236 «О разъяснении особенностей применения отдельных норм Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727 для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность за пределами Украины, в условиях мирового финансово-экономического кризиса».

2. Постановление КМУ от 14.04.2009 г. № 366 «Об уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, избравшими особый способ налогообложения».

Первый документ (подробно о нем см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 42 на с. 21) определял, как применять упрощенную систему налогообложения (т. е. как уплачивать единый налог, а заодно и пенсионные взносы)

физлицам, работающим за рубежом. очевидно, что Кабмин во многих положениях «разъяснения» вышел далеко за рамки разъясняемого Указа.

Второй — документ, приобретший широкую известность в рядах единоналожников и плательщиков фиксированного налога. Именно им Кабмин обязал таких предпринимателей

доплачивать взносы в Пенсионный фонд. Подробно о причинах его несоответствия законодательству мы писали в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 36 на с. 32. Полностью солидарны с Президентом в стремлении оспорить названные акты Кабинета Министров.

Благодаря комментируемому Указу с момента его опубликования действие упомянутых в нем постановлений

приостанавливается (а не отменяется). Поэтому доплату пенсионных взносов упрощенцы отныне смело могут не осуществлять. Однако точку в споре должен поставить Конституционный Суд Украины. Именно от его решения зависит, будет ли действие актов КМУ восстановлено (если КСУ посчитает их соответствующими Конституции и законам Украины) или они будут признаны неконституционными.

 

Дмитрий Винокуров

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд