Темы статей
Выбрать темы

Бюджетный учет. Дооценка основных средств

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Дооценка основных средств

 

Должна ли бюджетная организация самостоятельно дооценить основные средства, которые учитываются на балансе по нулевой стоимости (начислено 100 % износа), без привлечения эксперта-оценщика?

(г. Харьков)

 

Вопрос переоценки необоротных активов до сих пор остается актуальным, поскольку сегодня нет четких рекомендаций органов государственного казначейства по этому поводу.

Основным документом для бюджетных учреждений, определяющим порядок учета необоротных активов и механизм проведения индексации и переоценки, является

Инструкция по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64).

Порядок проведения индексации необоротных активов предусматривает, что

если стоимость необоротных активов после индексации значительно отличается от аналогичных новых образцов, то их стоимость необходимо привести в соответствие со стоимостью аналогичных новых образцов (п.п. 10 п. 1 Инструкции № 64).

Как указано в

п.п. 10 п. 10 Инструкции № 64, переоценка необоротных активов бюджетных учреждений проводится постоянно действующей комиссией, которая назначается приказом руководителя учреждения ежегодно и действует в течение года. Комиссией осуществляется переоценка каждой отдельной единицы необоротных активов и устанавливаются новые цены. При установлении цен на однотипные предметы они в пределах одного главного распорядителя бюджетных средств должны быть одинаковыми.

В то же время

ст. 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-ІІІ (далее — Закон об оценке имущества) предусмотрена обязательность проведения оценки имущества в случае переоценки основных фондов для целей бухгалтерского учета, а ст. 10 этого же Закона предоставлено право субъектам оценочной деятельности — органам государственной власти и местного самоуправления в случаях, определенных нормативно-правовыми актами по оценке имущества, утверждаемыми КМУ, осуществлять оценку имущества самостоятельно на основании приказа руководителя.

При этом, если законодательство предусматривает

обязательность проведения независимой оценки имущества, органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают заказчиками проведения такой оценки имущества путем заключения договоров с субъектами оценочной деятельности — субъектами хозяйствования, определенными на конкурсных началах в порядке, установленном законодательством.

То есть привлечение субъектов оценочной деятельности в состав комиссии по переоценке может быть

по решению руководителя учреждения и в случаях необходимости проведения независимой оценки.

Итак,

Инструкцией № 64 определено право руководителя по привлечению в состав комиссии субъектов оценочной деятельности или проведению самостоятельной оценки, а Законом об оценке имущества предусмотрена обязательность применения его норм при оценке основных фондов для целей бухгалтерского учета. На это обращало также внимание и Госказначейство в письме от 07.06.2007 г. № 3.4-04/1458-6755.

Следует помнить, что

проведение оценки имущества является платным.

Согласно

ст. 11 Закона об оценке имущества размер и порядок оплаты работ по оценке имущества определяются по договоренности сторон или в случаях выбора субъекта оценочной деятельности на конкурсных началах — по результатам конкурса.

Оценка имущества проводится на основании договора между субъектом оценочной деятельности — субъектом хозяйствования и заказчиком оценки.

В соответствии с

Разъяснениями по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденными приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194, расходы на проведение независимой оценки могут осуществляться по КЭКР 1139 «Оплата других услуг и другие расходы». Но если средства на проведение оценки имущества сметой не предусмотрены, то такие расходы осуществлять нельзя.

В этом случае необходимо обратиться в региональный финансовый орган или вышестоящую организацию с просьбой о выделении дополнительных ассигнований на указанные выше цели. При получении положительного ответа следует внести соответствующие изменения в смету учреждения, а после выделения ассигнований — провести оценку имущества.

Наличие рекомендаций по вопросам переоценки необоротных активов со стороны высших органов управления было бы наилучшим вариантом ввиду того, что они могли бы в полной мере отражать специфику соответствующего министерства или ведомства.

Если же учреждению придется самостоятельно решать вопрос переоценки такого имущества, то следует помнить, что

ответственность за объективность определения реальной стоимости активов возлагается на руководителя и председателя комиссии.

В случае когда руководитель бюджетной организации примет решение проводить переоценку самостоятельно, следует иметь в виду варианты оценки, которые определены в

Национальном стандарте № 1 «Общие принципы оценки имущества и имущественных прав», утвержденном постановлением КМУ от 10.09.2003 г. № 1440.

Как определено в

п. 38 Национального стандарта № 1, для проведения оценки имущества применяются следующие основные методические подходы:

— расходный (имущественный — для оценки объектов в форме целостного имущественного комплекса и в форме финансовых интересов);

— доходный;

— сравнительный.

 

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше