Об администрировании налога с доходов физических лиц от осуществления предпринимательской деятельности

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2009/№ 83
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 20.07.2009 г. № 15169/7/17-0418

Об администрировании налога с доходов физических лиц от осуществления предпринимательской деятельности

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 20.07.2009 г. № 15169/7/17-0418

 

Государственная налоговая администрация Украины направляет для использования в работе обобщенное обзорное письмо-разъяснение по администрированию налога с доходов физических лиц от осуществления предпринимательской деятельности.

 

1. Об избежании двойного налогообложения доходов, полученных от предпринимательской деятельности

Налогообложение доходов физических лиц — предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон). Особенности налогообложения доходов физических лиц — предпринимателей предусмотрены нормами раздела IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» (далее — Декрет) и Указом Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее — Указ).

Порядок удержания налога с доходов у источника выплаты субъекта предпринимательской деятельности за реализованные товары (предоставленные услуги) определен (Законом, Декретом, Указом и приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29.12.2003 г. № 633 «Об утверждении Налогового разъяснения по применению положений пункта 1.8 статьи 1, пункта 9.12 статьи 9 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц») с

особенностями, предусматривающими предоставление соответствующих документов, подтверждающих право заниматься такой деятельностью, и других документов, предусмотренных требованиями действующего законодательства.

 

2. О функциях налогового агента при использовании наемного труда и закупке сельскохозяйственной продукции

Закон Украины от 22.05.2003 г. «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон) определяет, что налоговый агент — это юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение) или физическое лицо либо представительство нерезидента — юридического лица, которые независимо от их организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами обязаны начислять, удерживать и уплачивать этот налог в бюджет от имени и за счет плательщика налога, вести налоговый учет и подавать налоговую отчетность налоговым органам в соответствии с законом, а также нести ответственность за нарушение норм этого Закона.

Налоговым агентом

, в частности, является физическое лицо, являющееся субъектом предпринимательской деятельности или осуществляющее независимую профессиональную деятельность, которое использует наемный труд других физических лиц, по выплате заработной платы (других выплат и вознаграждений) таким другим физическим лицам (п. 1.15 ст. 1 Закона).

Кроме того, п.п. 9.12.3 п. 9.12 ст. 9 Закона определено, что физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности

считается налоговым агентом его наемного лица или физического лица, находящегося с ним в гражданско-правовых отношениях, по любым налогооблагаемым доходам, начисленным в пользу такого лица, включая любые доходы, окончательно облагаемые налогом при их выплате.

Обязанности начисления, удержания и уплаты (перечисления) налога в бюджет в соответствии с п.п. 8.1.1 п. 8.1 ст. 8 Закона возложены на налогового агента, который начисляет (выплачивает) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, удерживает налог с суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в соответствующих пунктах ст. 7 Закона.

Также согласно п. 17.2 «а» ст. 17 Закона в случае выплаты плательщику налога других налогооблагаемых доходов (в виде ином, чем заработная плата) с источником их происхождения из Украины начисление, удержание и уплата (перечисление) налога возложены на

налогового агента.

Кроме того, лица, которые в соответствии с данным Законом имеют статус налоговых агентов, обязаны предоставлять налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также сумм удержанного с них налога (ф. № 1ДФ) налоговому органу по своему месторасположению (п. 19.2 «б» ст. 19 Закона).

В соответствии с п.п. 20.3.2 п. 20.3 ст. 20 Закона, если налоговый агент до или во время выплаты дохода в пользу плательщика налога не осуществляет начисление, удержание или уплату (перечисление) этого налога, ответственность за погашение суммы налогового обязательства или налогового долга, возникающего в результате таких действий, возлагается на такого

налогового агента.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 августа 2006 года № 1063 утверждены Порядок выдачи справки о праве физического лица на получение дохода от налогового агента без удержания налога и ее формы. Указанное постановление разработано во исполнение п.п. 4.3.36 п. 4.3 ст. 4 Закона, который предоставляет льготы плательщикам налога — собственникам сельскохозяйственной продукции в отношении доходов, полученных ими от отчуждения сельскохозяйственной продукции (включая продукцию первичной переработки), выращенной (произведенной) на земельных участках, предоставленных им для ведения личного крестьянского хозяйства, если их размер не был увеличен в результате полученной в натуре (на местности) земельной доли (пая); строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебных участках), ведения садоводства и индивидуального дачного строительства.

Налоговый агент, в частности физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности,

при закупке у собственников сельскохозяйственной продукции имеет право не удерживать налог с доходов физических лиц из выплаченных за такую продукцию доходов при условии предъявления такими собственниками указанной выше справки. В ином случае налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет налог со всей суммы, выплаченной собственнику сельскохозяйственной продукции.

Индивидуально о доходе, выплаченном (начисленном) физическим лицам — производителям сельскохозяйственной продукции в соответствии с п.п. 4.3.36 п. 4.3 ст. 4 Закона, налоговый агент обязан отразить в налоговом расчете по ф. № 1ДФ с признаком дохода 53 «Доход от продажи сельскохозяйственной продукции».

 

3. О составе валовых расходов физического лица — предпринимателя

Порядок налогообложения доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью регулируется разделом IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» (далее — Декрет), положения которого продолжают действовать и после вступления с 01.01.2004 г. в силу Закона Украины от 22 мая 2003 года № 889 «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон) с учетом положений пункта 9.12 статьи 9 этого Закона.

Налогооблагаемым доходом считается

совокупный чистый доход, т. е. разница между валовым доходом и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением дохода.

Состав валовых расходов производства (обращения), которые исключаются из валового дохода плательщиков налога — физических лиц

, регулируется нормами Закона Украины от 28.12.94 г. № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» (с изменениями и дополнениями, далее — Закон № 334) и приложением 7 к Инструкции «О налогообложении доходов физических лиц от осуществления предпринимательской деятельности», утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21 апреля 1993 г. № 12, с изменениями и дополнениями, и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 9 июня 1993 под № 64) (далее — Инструкция), в котором указано, что любые суммы расходов физического лица — субъекта предпринимательской деятельности до момента получения дохода от результата такой деятельности являются его собственным риском в соответствии со статьей 1 Закона Украины «О предпринимательстве».

Физические лица — предприниматели обязаны вести учет доходов, полученных в течение года, и расходов, непосредственно связанных с их получением, по форме, устанавливаемой Главной государственной налоговой инспекцией Украины, а именно по форме книги учета доходов и расходов, приведенной в приложении № 10 к Инструкции.

Порядок ведения учета основных средств определен приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92 «Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 «Основные средства» и его нормы применяются только предприятиями, организациями и другими юридическими лицами всех форм собственности (кроме бюджетных учреждений).

Ведение бухгалтерского учета физическими лицами — предпринимателями действующим законодательством не предусмотрено.

 

4. О выдаче патента об уплате фиксированного налога, продлении срока его действия и определении дохода такого плательщика налога

Деятельность граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и самостоятельно выбравших способ налогообложения доходов, полученных от этой деятельности, по фиксированному размеру налога (далее — фиксированный налог) путем приобретения патента, до вступления в силу специального закона по вопросам налогообложения физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности регулируется разделом IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» (далее — Декрет) с учетом положений п. 9.12 ст. 9 Закона Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон).

Плательщиком фиксированного налога в соответствии со статьей 14 Декрета является физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности, которое осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров и предоставлению сопутствующих такой продаже услуг на рынках и является плательщиком рыночного сбора согласно действующему законодательству, и самостоятельно выбрало соответствующий способ налогообложения доходов от осуществления деятельности при соблюдении определенных условий, а именно:

количество человек, находящихся в трудовых отношениях с таким гражданином — плательщиком налога, включая членов его семьи, принимающих участие в предпринимательской деятельности, не превышает пяти;

валовой доход такого гражданина от самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности или с использованием наемного труда за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу приобретения патента, не превышает семь тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (119 тыс. грн.).

Для получения патента плательщик налога подает в налоговый орган заявление, составленное в произвольной форме, которое должно содержать информацию о месте осуществления предпринимательской деятельности, перечне лиц, находящихся в трудовых отношениях с плательщиком налога, и их идентификационных номерах или членах его семьи, принимающих участие в осуществлении предпринимательской деятельности, и их идентификационных номерах, информацию о доходах субъекта предпринимательской деятельности — физического лица от осуществления предпринимательской деятельности за последние 12 месяцев или о неполучении таких доходов (статья 14 Декрета). Для указания в заявлении размера полученного валового дохода плательщик фиксированного налога должен вести личный учет доходов и расходов в удобной для него форме. Кроме поданного заявления, основанием для выдачи налоговым органом патента является документ, удостоверяющий уплату фиксированного налога не менее чем за один календарный месяц.

Приказом ГНА Украины от 25.03.98 г. № 137, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25.03.98 г. под № 196/2636, утвержден Порядок заполнения патента об уплате фиксированного размера подоходного налога с граждан.

Патент выдается на срок от одного до двенадцати календарных месяцев по выбору плательщика фиксированного налога. В случае продления срока действия патента — на оборотной стороне оригинала патента за подписью руководителя, а в случае его отсутствия — заместителя руководителя государственной налоговой инспекции, выдавшей патент, делается отметка о продлении патента на основании документа об уплате фиксированного налога (пункт 8 Порядка).

Доходы граждан, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемые фиксированным налогом, не включаются в состав их совокупного налогооблагаемого дохода по итогам отчетного года

.

Налоговый орган обязан выдать патент в течение трех рабочих дней со дня приема указанного заявления от плательщика налога, или в случае несоблюдения условий, установленных статьей 14 Декрета, отказать в его выдаче (продлении).

Статьей 14 Декрета определен порядок подачи деклараций физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности о полученных доходах. В декларации плательщик фиксированного налога указывает период, в котором он работал по фиксированному налогу, размер валового дохода и сумму уплаченного за отчетный период фиксированного налога.

В случае превышения предельного уровня валового дохода плательщик должен перейти на общую систему налогообложения со следующего после такого превышения месяца (квартала, года) и уплатить налог с сумм превышения в соответствии с Законом.

 

5. О наемных работниках плательщика фиксированного налога и ответственности за нарушение их найма

Возможность заключения субъектами предпринимательской деятельности как физическими, так и юридическими лицами трудовых договоров с гражданами на использование их труда для осуществления предпринимательской деятельности установлена Кодексом законов о труде Украины, с соответствующими изменениями и дополнениями (далее — Кодекс). Заключение с гражданином трудового договора (контракта, соглашения) на использование его труда обязывает предпринимателя выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, соглашением сторон.

Согласно ст. 48 Кодекса физические лица наряду с предприятиями, учреждениями, организациями имеют право ведения трудовых книжек на всех работающих у него свыше пяти дней работников.

В случае заключения трудового договора между работником и физическим лицом физическое лицо должно в недельный срок с момента фактического допуска работника к работе зарегистрировать заключенный в письменной форме трудовой договор в государственной службе занятости по своему местожительству в порядке, определенном Министерством труда и социальной политики Украины. Заключенный в письменной форме трудовой договор является основанием для ведения физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности трудовой книжки наемного работника в случае, если этот наемный работник не имеет другого места работы, где уже ведется трудовая книжка.

Согласно статье 95 Кодекса минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц.

В соответствии со ст. 3 Закона Украины «Об оплате труда» минимальная заработная плата — это законодательно установленный размер минимальной заработной платы за простой, неквалифицированный труд,

ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, часовую норму труда (объем работ).

Следовательно, исходя из указанного, субъект предпринимательской деятельности — плательщик фиксированного налога может привлекать для осуществления деятельности по продаже товаров и предоставлению сопутствующих такой продаже услуг на рынке только тех лиц, включая членов своей семьи, с которыми заключены

трудовые договоры. В таких случаях размер фиксированного налога увеличивается на 50 процентов за каждое лицо от суммы установленного размера фиксированного налога и об этом уведомляется налоговый орган, который обязан внести соответствующие изменения в патент в сроки, предусмотренные для его выдачи.

За нарушение установленного порядка плательщики фиксированного налога несут ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14 Декрета. В частности, лишаются права применять фиксированную ставку налога в течение 12 календарных месяцев, следующих за месяцем совершения нарушения, и уплачивают

штраф в размере полной суммы фиксированного налога из расчета за месяц за каждое лицо, сведения о котором не внесены в патент.

Например, размер фиксированного налога установлен местным советом в сумме 100 грн. в месяц. Проверкой установлено, что плательщик фиксированного налога не указал в заявлении на получение патента двух человек, находившихся с ним в трудовых отношениях.

За это нарушение плательщик фиксированного налога должен уплатить штраф в размере 200 грн. (100 грн. х 2 чел.), т. е. в размере полной суммы фиксированного налога, установленного местным советом, в расчете на месяц за каждого человека.

 

6. О возможности физического лица — предпринимателя, занимающегося торговлей, одновременно быть плательщиком фиксированного и единого налогов

Налогообложение доходов физических лиц — предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон). Особенности налогообложения доходов физических лиц — предпринимателей предусмотрены нормами раздела IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» (далее — Декрет) и Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее — Указ).

Данные законодательные акты содержат различные требования по порядкам осуществления деятельности на упрощенной системе налогообложения и с уплатой фиксированного размера налога, в частности, в отношении объемов выручки, количества наемных работников, ведения учета и представления отчетности, уплаты налога.

Как Указ, так и Декрет содержат нормы о самостоятельном выборе субъектом предпринимательской деятельности видов (способов) осуществления своей деятельности. То есть предприниматель должен самостоятельно определиться в отношении наиболее приемлемого и удобного для него способа осуществления деятельности и, соответственно, налогообложения его доходов: по единому налогу путем приобретения свидетельства об уплате единого налога или путем приобретения фиксированного патента.

При этом решение о переходе на упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога предприниматель может принять только один раз в год. Свидетельство об уплате единого налога выдается также на календарный год, в течение которого предприниматель независимо от фактических результатов его деятельности (прибыли или убытки) обязан уплачивать установленную местным советом ставку единого налога.

Таким образом,

нет законодательных оснований для одновременного (в течение одного налогового периода: года или квартала) осуществления предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения и с уплатой фиксированного налога.

 

7. О выдаче налоговыми органами справок физическим лицам — субъектам предпринимательской деятельности для получения пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста

В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Украины органы государственной налоговой службы обязаны действовать только на основе и в рамках полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Украины.

Гражданский кодекс Украины и Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (далее — Закон) не содержат такого понятия, как приостановление предпринимательской деятельности на некоторый срок по каким-либо причинам.

В соответствии с Законом в случае принятия физическим лицом — предпринимателем решения о прекращении предпринимательской деятельности проводится процедура государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя. Порядок государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по его решению установлен статьей 47 этого Закона.

Таким образом,

справка о том, что физическое лицо — предприниматель не осуществляет предпринимательскую деятельность, может быть выдана только в случае государственной регистрации прекращения такой деятельности.

Физические лица — предприниматели при условии непрекращения государственной регистрации не освобождаются согласно требованиям действующего законодательства от подачи в налоговый орган деклараций (отчетов).

Налоговый орган может выдать справку о доходах на основании информации, указанной в декларации или отчете физического лица — предпринимателя.

Все ранее предоставленные налоговые разъяснения (кроме обобщающих налоговых разъяснений) по вопросам, включенным к настоящее обзорное письмо, действуют в части, не противоречащей настоящему обзорному письму

.

 

Заместитель председателя С. Лекарь



комментарий редакции

Налог с доходов физических лиц и фиксированный налог для предпринимателей: разъяснения ГНАУ

В комментируемом письме ГНАУ рассмотрела вопросы относительно налогообложения доходов частных предпринимателей на общей системе налогообложения и на фиксированном налоге.

1.

Документы, необходимые для неудержания налоговым агентом налога с доходов физических лиц

К сожалению, прямого ответа на вопрос, как предпринимателю подтвердить свой предпринимательский статус для того, чтобы с него не был удержан налог с доходов при выплате ему дохода налоговым агентом, ГНАУ не дала. В данной ситуации необходимо исходить из тех писем ГНАУ, которые вышли после Налогового разъяснения о применении положения п. 1.8 ст. 1, п. 9.12 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц», утвержденного приказом ГНАУ от 29.12.2003 г. № 633. Так, например, в письме от 06.02.2007 г. № 2174/7/17-0717 ГНАУ четко отметила, что налоговый агент для того, чтобы не удерживать при выплате дохода частному предпринимателю налог с доходов физических лиц, должен побеспокоиться о том, чтобы у него остались ксерокопии документов, подтверждающих предпринимательский статус частного предпринимателя.

К таким документам относятся:

— Свидетельство о регистрации предпринимательской деятельности;

— Свидетельство об уплате единого налога или оплате фикспатента для предпринимателей, которые находятся на едином и фиксированном налоге соответственно;

— платежное поручение об уплате авансового платежа по налогу с доходов за тот квартал, в котором выплачивается доход (платежное поручение о внесении платы за торговый патент, если предприниматель не уплачивает авансы по той причине, что они полностью перекрываются платой за торговый патент) — для предпринимателей на общей системе;

— платежные документы об уплате единого налога или фиксированного налога — для предпринимателей-упрощенцев.

Поэтому налоговым агентам необходимо побеспокоиться, чтобы в договоре, согласно которому выплачивается доход, было указано, что предприниматель выступает как субъект предпринимательской деятельности, и побеспокоиться о получении ксерокопии вышеуказанных документов. Тогда при выплате дохода налоговый агент имеет право не удерживать налог с доходов физических лиц.

2. Функции налогового агента при использовании наемного труда и закупке сельхозпродукции

ГНАУ напоминает, что частные предприниматели согласно Закону Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV являются налоговыми агентами в отношении выплачиваемых физическим лицам налогооблагаемых доходов.

Налоговый агент должен начислять, удерживать и своевременно уплачивать в бюджет налог с доходов (15 %) от имени и за счет плательщика налога (физлица), вести налоговый учет и предоставлять отчетность налоговым органам (по форме № 1ДФ).

Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с п.п. 20.3.2 Закона № 889 в случае, когда налоговый агент до или во время выплаты дохода в пользу плательщика налога не осуществляет начисление, удержание или уплату (перечисление) налога с доходов, ответственность за погашение суммы налогового обязательства или налогового долга, который возникает в результате таких действий, возлагается на такого налогового агента. То есть доплачивать неудержанный налог с доходов физических лиц предприниматель должен будет за счет собственных средств.

ГНАУ также отмечает, что предприниматель должен знать, что, в случае если он будет закупать сельхозпродукцию у физических лиц, то п.п. 4.3.36 Закона № 889 таким лицам может быть предоставлена льгота в виде необложения дохода от продажи сельскохозяйственной продукции налогом с доходов физических лиц. Согласно указанному подпункту Закона № 889 не облагаются налогом с доходов физических лиц доходы собственников сельскохозяйственной продукции, полученные ими от отчуждения данной продукции (включая продукцию первичной переработки), выращенной (изготовленной) на земельных участках, предоставленных им для ведения личного крестьянского хозяйства, если их размер не был увеличен в результате полученной в натуре (на местности) земельной доли (пая); строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебных участков), ведения садоводства и индивидуального дачного строительства.

Поэтому налоговый агент (предприниматель) при покупке у собственников сельскохозяйственной продукции имеет право не удерживать налог с доходов физических лиц из выплаченных за такую продукцию доходов при условии предъявления такими собственниками справки о праве физлица — собственника сельскохозяйственной продукции на получение дохода от налогового агента без удержания налога с доходов физических лиц, форма и порядок выдачи которой утверждены постановлением КМУ «Об утверждении Порядка выдачи справки о праве физического лица на получение дохода от налогового агента без удержания налога и ее формы» от 01.08.2006 г. № 1063.

Сведения о доходе, выплаченном (начисленном) физическим лицам — производителям сельскохозяйственной продукции, в соответствии с п.п. 4.3.36 Закона № 889 предприниматель отражает в форме № 1ДФ с признаком дохода 53.

3. О составе валовых расходов и амортизации

ГНАУ осталась на своей прежней позиции, утверждая, что поскольку предприниматели не ведут бухгалтерский учет, то они не имеют права уменьшать свои доходы на сумму амортизации используемых в предпринимательской деятельности основных средств.

Данный вывод, по нашему мнению, противоречит действующему законодательству. Объясним почему.

1. В Декрете КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92 четко указана необходимость отнесения к расходам предпринимателя валовых затрат или сумм амортизации в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями. При этом никаких дополнительных ограничений, кроме документального подтверждения указанных расходов, Декретом о подоходном налоге не установлено.

2. В Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденной приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12, указано, что уменьшение валового дохода на суммы расходов, которые подлежат амортизации и не превышают амортизационных отчислений, начисленных путем применения норм амортизации к балансовой стоимости групп основных фондов, возможно только в случае ведения бухгалтерского учета балансовой стоимости групп основных фондов. В то же время Инструкция № 12 не может устанавливать дополнительные требования к начислению амортизации, так как имеет меньшую юридическую силу, нежели Декрет о подоходном налоге.

При всем при этом, учитывая такую позицию ГНАУ, неоднократно подтвержденную в ее письмах, право на уменьшение своих доходов на сумму амортизации предпринимателям, скорее всего, придется доказывать в судебном порядке.

4. О выдаче фикспатента, продлении срока его действия и определении дохода такого фикспатентщика

Ответ на

данный вопрос ГНАУ дала вполне исчерпывающий и не требующий каких-либо дополнений. Выдача фикспатента, продление срока его действия осуществляются согласно Декрету о подоходном налоге и Порядку заполнения патента об уплате фиксированного размера подоходного налога с граждан, утвержденному приказом ГНАУ от 25.03.98 г. № 137.

5. Об ответственности за нарушение найма работников у предпринимателей на фикспатенте

ГНАУ напоминает, что предприниматели должны соблюдать требование о выплате работнику зарплаты в размере не меньше минимального в случае, если они отрабатывают всю месячную норму рабочего времени или выполняют выработку на месяц.

Кроме того, следует учесть, что если при проверке обнаружится, что предприниматель на фиксированном налоге не указал в патенте наемного работника, то такой предприниматель лишается права применять фиксированную ставку налога в течение 12 календарных месяцев и должен уплатить штраф в размере полной суммы фиксированного налога в расчете на месяц за каждое лицо, сведения о которых не внесены в патент.

6. Можно ли одновременно быть плательщиком единого и фиксированного налогов?

Как справедливо отмечает ГНАУ, согласно действующему законодательству предприниматель не может одновременно работать на едином и фиксированном налогах.

7. О выдаче налоговыми органами справки предпринимателям для получения пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста

Пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста выплачивается за счет средств госбюджета. Документы, которые необходимо для этого предоставить, перечислены в Порядке назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденном постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1751.

Согласно этому документы предприниматели должны подать, в частности, с

правку, выданную органами государственной налоговой службы, о том, что они не осуществляют предпринимательскую деятельность.

Как указано в письме Минтруда от 19.05.2008 г. № 1220/5/123-08 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65), предусматривается, что такая справка может быть выдана органами государственной налоговой службы на основании заявления предпринимателя о том, что в связи с уходом за ребенком он (она) не будет осуществлять предпринимательскую деятельность начиная с указанной в заявлении даты. То есть речь идет о приостановлении предпринимательской деятельности.

ГНАУ в комментируемом письме отмечает, что справка о том, что физическое лицо — предприниматель не осуществляет предпринимательскую деятельность, может быть выдана лишь в случае государственной регистрации прекращения деятельности. То есть они настаивают на том, что в данной ситуации необходимо только аннулировать госрегистрацию предпринимателя.

В случае если, конечно, налоговики будут отказывать в выдаче справки о приостановлении предпринимательской деятельности, частному предпринимателю для получения пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста ничего не останется, кроме как аннулировать свою госрегистрацию.

 

Татьяна Онищенко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд