Об администрировании платы за землю

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2009/№ 85
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 09.07.2009 г. № 14315/7/17-0317

Об администрировании платы за землю

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 09.07.2009 г. № 14315/7/17-0317

 

Государственная налоговая администрация Украины с целью улучшения администрирования платы за землю региональными ГНА направляет для использования в работе

обобщающее обзорное письмо-разъяснение.

Земельные отношения в Украине регулируются Земельным кодексом Украины от 25 октября 2001 года № 2768-III (далее — Кодекс), а взимание платы за землю — Законом Украины «О плате за землю» от 3 июля 1992 года № 2535-XII (далее — Закон № 2535).

В соответствии со статьей 2 Закона № 2535 и статьей 206 Кодекса использование земли в Украине является платным.

Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы и определяется в зависимости от денежной оценки земель. Собственники земли и землепользователи, кроме арендаторов, уплачивают земельный налог. За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата.

Объектом платы за землю является

земельный участок, находящийся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды. Субъектом платы за землю (плательщиком) является собственник земли и землепользователь, в том числе арендатор (ст. 5 Закона № 2535).

Согласно статье 377 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV к лицу, которое приобрело жилой дом, здание или сооружение, переходит право собственности на земельный участок, на котором они расположены, без изменения его целевого назначения, в размерах, установленных договором. Если договором об отчуждении жилого дома, здания или сооружения размер земельного участка не определен, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята жилым домом, зданием или сооружением, и на часть земельного участка, являющуюся необходимой для их обслуживания.

При переходе права собственности на здание или сооружение к нескольким лицам право на земельный участок определяется пропорционально долям лиц в стоимости здания и сооружения, если иное не предусмотрено в договоре отчуждения здания или сооружения (п. 4 ст. 120 Кодекса).

В соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса приступать к использованию земельного участка, в том числе на условиях аренды, до установления границ этого участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего право собственности или право пользования землей,

запрещается.

Такими документами согласно статье 126 Кодекса являются

Государственный акт на право собственности на земельный участок и Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком. Право аренды земли оформляется договором, который регистрируется в соответствии с законом.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 16.03.2000 № 507 «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727» (пункт 6) разъяснено, что плательщик единого налога освобождается от платы (налога) за землю только за участки, используемые им для осуществления предпринимательской деятельности, т. е. за те участки, которые предоставлены ему в установленном действующим законодательством порядке именно для осуществления предпринимательской деятельности, и доходы от осуществления которой облагаются единым налогом.

Основанием для начисления земельного налога, как определено статьей 13 Закона № 2535, являются данные государственного земельного кадастра, а арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или коммунальной собственности, — договор аренды такого земельного участка.

В соответствии со статьей 7 Закона № 2535 ставки земельного налога с земель, денежная оценка которых произведена, устанавливаются в размере одного процента от их денежной оценки, за исключением земельных участков, указанных в частях пятой — десятой этой статьи и части второй статьи 6 этого Закона.

Ставки налога за земельные участки, денежная оценка которых не произведена, устанавливаются в зависимости от численности населения в населенных пунктах.

За часть земельных участков, превышающую размеры предельных норм, налогообложение осуществляется как за земли сельскохозяйственных угодий.

В соответствии с частью второй статьи 12 Закона № 2535

не взимается плата за земельные участки в границах предельных норм, установленных Кодексом (ст. 121) с инвалидов I и II групп, граждан, воспитывающих троих и более детей, и граждан, члены семей которых проходят срочную военную службу, пенсионеров, а также других лиц, пользующихся льготами в соответствии с Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», граждан, которым в установленном порядке выдано удостоверение о том, что они пострадали в результате Чернобыльской катастрофы.

Согласно статье 121 Кодекса установлены

границы предельных норм, а именно:

а) для ведения фермерского хозяйства — в

размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району;

б) для ведения личного крестьянского хозяйства — не более

2,0 гектара;

в) для ведения садоводства — не более

0,12 гектара;

г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более

0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара;

ґ) для индивидуального дачного строительства — не более

0,10 гектара;

д) для строительства индивидуальных гаражей — не более

0,01 гектара.

В соответствии с пунктом 20 статьи 12 Закона № 2535 на период действия Закона Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику фиксированного сельскохозяйственного налога освобождаются от земельного налога.

Согласно статье 1 Закона Украины «Об аренде земли» от 06.10.98 г. № 161-XIV (далее — Закон Украины № 161) определено, что

аренда земли — это основанное на договоре срочное, платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.

Статьей 5 Закона Украины № 161 установлено, что

арендаторами земельных участков являются юридические или физические лица, которым на основании договора аренды принадлежит право пользования земельным участком.

В соответствии со статьей 4 и Заключительными положениями Закона Украины № 161 до размежевания в соответствии с законом земель государственной и коммунальной собственности арендодателями земельных участков в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, являются соответствующие сельские, поселковые, городские советы.

Согласно статье 13 Закона Украины № 161 договор

аренды земли — это договор, по которому арендодатель обязан передать арендатору земельный участок в пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требованиями земельного законодательства.

Одним из существенных условий договора аренды земли между арендодателем и арендатором является арендная плата с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату (статья 15 Закона Украины № 161).

Арендная плата за землю

, как определено статьей 21 Закона Украины № 161, — это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Статьей 13 Закона № 2535 установлено, что основанием для начисления арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или коммунальной собственности, является договор аренды такого участка.

Учитывая указанное выше, плательщиком арендной платы за землю в бюджет является арендатор земель государственной или коммунальной собственности на основании заключенного с соответствующим органом местного самоуправления или органом исполнительной власти договором аренды земли.

Налог за земельные участки

, занятые жилищным фондом, кооперативными автостоянками для хранения личных транспортных средств граждан, гаражно-строительными, дачно-строительными кооперативами, индивидуальными гаражами и дачами граждан, а также за земельные участки, предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, которые заняты производственными, культурно-бытовыми и хозяйственными зданиями и сооружениями, взимается в размере трех процентов суммы земельного налога, исчисленного в соответствии с частями первой и второй этой статьи.

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины «О проведении индексации денежной оценки земель» от 12.05.2000 г. № 783 (далее — постановление № 783) к денежной оценке земельных участков применяется коэффициент индексации.

Ставка земельного налога

за земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок), определяется в размере 1 процента от денежной оценки, в пределах конкретной экономико-планировочной зоны с применением соответствующих коэффициентов функционального, локального и индексации и в размере 3 процентов суммы земельного налога, что предусмотрено частью пятой статьи 7 Закона № 2535.

Согласно ст. 6 Семейного кодекса Украины от 10 января 2002 года № 2947-III, с изменениями и дополнениями (далее — Семейный кодекс), правовой статус ребенка имеет лицо до достижения им совершеннолетия.

Малолетним считается ребенок до достижения им четырнадцати лет. Несовершеннолетним считается ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Семейного кодекса, если ребенок или лицо, дееспособность которого ограничена, не может самостоятельно осуществлять свои права, эти права осуществляют родители, опекун или сами эти лица с помощью родителей или попечителя.

Согласно п. 1 ст. 34 Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 года № 435-IV, с изменениями и дополнениями, полную гражданскую дееспособность имеет физическое лицо, достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия).

Статьями 67 и 68 Конституции Украины (далее — Конституция) установлено, что каждый обязан неуклонно соблюдать Конституцию и законы Украины, уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Согласно ст. 24 Конституции все граждане являются равными перед законом и не может быть привилегий или ограничений по каким-либо признакам пола, происхождения, имущественного положения, возраста, расы и т. п.

Закон № 2535 предусматривает уровни права и обязанности для всех плательщиков налога — граждан, независимо от их возраста, пола, семейного положения и т. п.

Статьей 12 Закона № 2535 установлен ряд льгот по земельному налогу для граждан, однако льготы по уплате земельного налога для малолетних и несовершеннолетних детей не предусмотрены.

Земельный налог за земельные участки, находящиеся в собственности малолетних и несовершеннолетних детей, взимается на общий основаниях. При этом уплачивать земельный налог за земельные участки, находящиеся в собственности малолетних и несовершеннолетних детей, должны родители, опекун или сами малолетние и несовершеннолетние дети с помощью родителей или попечителя.

Все ранее предоставленные налоговые разъяснения (кроме обобщающих налоговых разъяснений) по вопросам, включенным в настоящее обзорное письмо, утрачивают силу с момента его обнародования, в том числе письма ГНА Украины:

письмо ГНА Украины от 06.10.2008 г. № 14362/5/17-0316;

письмо ГНА Украины от 30.05.2008 г. № 4377/К/17-0315;

письмо ГНА Украины от 21.03.2008 № 3194/З/17-0315.

Все другие предоставленные налоговые разъяснения действуют в части, не противоречащей настоящему обзорному письму.

 

Заместитель председателя С. Лекарь

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд