О налогообложении дотаций, субсидий и капитальных трансфертов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2009/№ 86
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 19.10.2009 г. № 22826/7/15-0317

О налогообложении дотаций, субсидий и капитальных трансфертов

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 19.10.2009 г. № 22826/7/15-0317

 

В связи с многочисленными запросами плательщиков налогов, органов государственной налоговой службы на местах и с целью надлежащей организации администрирования налога на прибыль Государственная налоговая администрация Украины сообщает.

Пунктом 4.1 ст. 4 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон) определено, что

валовой доход — общая сумма дохода плательщика налога от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах как на территории Украины, ее континентальном шельфе, исключительной (морской) экономической зоне, так и за их пределами.

В соответствии с подпунктом 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона

в состав валового дохода включаются доходы из других источников, в том числе, но не исключительно, в виде сумм дотаций и субсидий из фондов общеобязательного государственного социального страхования или бюджетов, полученных плательщиком налога.

В соответствии с Разъяснениями по применению экономической классификации расходов бюджета и Разъяснениями по применению классификации кредитования бюджета, утвержденными приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2004 № 194 (далее — Разъяснения), определено, что

под термином «субсидии» понимают неоплатные текущие выплаты предприятиям, не предусматривающие компенсации в виде специально обусловленных выплат или товаров и услуг в обмен на произведенные платежи, а также расходы, связанные с возмещением убытков государственных предприятий.

Также указанными Разъяснениями определено, что

капитальными трансфертами являются неоплатные односторонние платежи органов управления, не приводящие к возникновению или погашению финансовых требований. Они предусмотрены на приобретение капитальных активов, компенсацию потерь, связанных с повреждением основного капитала, или увеличение капитала получателей. Капитальными трансфертами считаются неоплатные, безвозвратные платежи, имеющие одноразовый и нерегулярный характер как для донора, так и для получателя (бенефициара). Средства, выделяемые из государственного бюджета как капитальные трансферты, имеют целевое назначение.

В соответствии с разделом II «Классификация расходов и кредитование бюджета» приложения 1 к приказу Министерства финансов Украины от 27.12.2001 № 604 «О бюджетной классификации и ее введении» (далее — приказ № 604), субсидии и текущие трансферты отражаются по коду 1300, а капитальные трансферты — по коду 2400 экономической классификации расходов Государственного бюджета Украины. При этом субсидии и текущие трансферты определены пунктом 3 раздела III «Текущие расходы» раздела II «Расходы бюджета» приложения 5 к постановлению Верховной Рады Украины «О структуре бюджетной классификации Украины» от 12.07.96 № 327, а капитальные трансферты — пунктом 7 раздела «Капитальные расходы» раздела II «Расходы бюджета» приложения 5 к этому постановлению.

Таким образом, капитальные трансферты не предназначены для предотвращения убыточности и не имеют текущего характера. Они имеют целевое назначение и носят одноразовый и нерегулярный характер, предусмотрены на приобретение капитальных активов, компенсацию потерь, связанных с повреждением основного капитала, или увеличение капитала получателей. При этом в соответствии с приказом № 604

субсидии и текущие трансферты и капитальные трансферты имеют разные коды экономической классификации расходов бюджета.

Учитывая изложенное выше,

понятие «капитальные трансферты» не является тождественным таким понятиям, как «дотации» и «субсидии».

В бюджете с целью государственного регулирования цен могут предусматриваться соответствующие ассигнования для компенсации расходов предприятий и организаций определенных отраслей, связанных с удорожанием сырья, материалов, оборудования, увеличением других производственных расходов и т. п., которые согласно бюджетному законодательству

являются субсидиями, дотациями (текущими трансфертами).

Доход плательщика налога, полученный из бюджета в виде дотаций, субсидий, является доходом из других источников и включается с целью налогообложения в состав его

валовых доходов (подпункт 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона).

Что касается

капитальных трансфертов, предоставляемых субъектам предпринимательской деятельности в целях иных, чем государственное регулирование цен, в частности на финансирование непроизводственного (объектов социально-культурного назначения) и производственного строительства, то средства, передаваемые из бюджетов развития в указанных целях, не включаются в валовой доход плательщиков налога. Указанные средства (капитальные трансферты) не соответствуют признакам валового дохода плательщика налога, установленным пунктом 4.1 Закона, и не подлежат налогообложению в соответствии с подпунктом 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона как доходы из других источников, поскольку их получение из бюджета прямо не связано с каким-либо видом деятельности предприятия и направлено на реализацию программ социально-экономического развития государства, а также не является тождественным понятию «дотация» или «субсидия».

При этом

проценты, уплачиваемые (начисляемые) банковскими учреждениями, в которых открыты расчетные (текущие) счета плательщика налога — получателя капитальных трансфертов, за пользование временно свободными (неиспользованными) средствами, полученными таким плательщиком из бюджета в виде капитальных трансфертов, включаются в его валовые доходы на основании подпункта 4.1.4 п. 4.1 ст. 4 Закона.

Вместе с этим с целью налогообложения плательщики налога

не уменьшают откорректированную прибыль на сумму амортизационных отчислений на основные фонды, приобретенные (созданные) ими за счет капитальных трансфертов. В соответствии с подпунктом 8.1.2 пункта 8.1 статьи 8 Закона амортизации подлежат расходы на приобретение, самостоятельное изготовление основных фондов для собственного производственного использования (собственных производственных нужд). Поскольку указанные выше расходы осуществлены за счет трансфертов, т. е. фактически понесены государством, а не плательщиком налога, то в целях налогообложения нет оснований для амортизации плательщиком налога основных фондов.

Аналогичной позиции придерживается и Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики (письмо от 10.07.2009 № 04-27/754*).

* Письмо и редакционный комментарий к нему см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 77, с. 4. —

Примеч. ред.

Председателям государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе довести указанное письмо до плательщиков налогов и подчиненных подразделений и обеспечить его учет при проведении контрольно-проверочной работы и апелляционных процедур.

 

Заместитель председателя А. Любченко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд