Темы статей
Выбрать темы

О некоторых вопросах практики применения административными судами законодательства об обеспечении права инвалидов на трудоустройство

Редакция НиБУ
Рекомендации от 14.04.2008 г. № 07.2-10/2

О некоторых вопросах практики применения административными судами законодательства об обеспечении права инвалидов на трудоустройство

Рекомендации Президиума Высшего административного суда Украины от 14.04.2008 г. № 07.2-10/2

(извлечение)

 

<...>

4.2. В соответствии с частями второй, третьей статьи 19 Закона работодатели самостоятельно осуществляют трудоустройство инвалидов в счет нормативов рабочих мест, исходя из требований статьи 18 этого Закона.

Обеспечение прав инвалидов на трудоустройство и оплачиваемую работу, в том числе с условием выполнения работы на дому, осуществляется путем их непосредственного обращения на предприятия, в учреждения, организации или в государственную службу занятости (часть первая статьи 18 Закона).

В соответствии с частью первой статьи 2 Закона Украины «О занятости населения» инвалиды, которые не достигли пенсионного возраста, не работают и зарегистрированы как ищущие работу, признаются безработными.

Согласно части пятой пункта 1 статьи 7 указанного Закона трудоустройство инвалидов осуществляется в соответствии с рекомендациями МСЭК, имеющимися у инвалида квалификацией и знаниями, с учетом его пожеланий.

Абзацем четвертым пункта 2 статьи 19 Закона Украины «О занятости населения» определено право государственной службы занятости направлять для трудоустройства на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности при наличии там свободных рабочих мест (вакантных должностей) инвалидов, обращающихся в службу занятости, в соответствии с уровнем их образования и профессиональной подготовки и рекомендациями МСЭК, имеющимися у них квалификацией,  знаниями и с учетом их пожеланий.

Учитывая изложенное,

обязанность по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленным Законом нормативом возлагается как на работодателей, так и на государственную службу занятости.

4.3. Обязанности работодателей по обеспечению прав инвалидов на трудоустройство определены частью третьей статьи 18 Закона, а именно:

а) выделение и создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе специальных рабочих мест.

Понятия «рабочее место инвалида», «специальное рабочее место инвалида» определены статьей 1 Закона Украины «О реабилитации инвалидов в Украине» и понимаются как:

рабочее место инвалида — место или производственный участок постоянного или временного нахождения лица в процессе трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях;

специальное рабочее место инвалида — отдельное рабочее место или участок производственной площади, требующие дополнительных мероприятий по организации труда лица с учетом его индивидуальных функциональных возможностей, обусловленных инвалидностью, путем приспособления основного и дополнительного оборудования, технического оборудования и т. п.

Подбор рабочего места осуществляется преимущественно на предприятии, на котором наступила инвалидность, с учетом пожеланий инвалида, имеющихся у него профессиональных навыков и знаний, а также рекомендаций медико-социальной экспертизы (часть вторая статьи 18 Закона).

Выполнением норматива рабочих мест считается трудоустройство работодателями инвалидов, для которых это место работы является основным (часть пятая статьи 19 Закона);

б) создание для инвалидов условий труда с учетом индивидуальных программ реабилитации.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О реабилитации инвалидов в Украине» индивидуальная программа реабилитации — комплекс оптимальных видов, форм, объемов, сроков реабилитационных мероприятий с определением порядка и места их проведения, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и способностей конкретного лица к выполнению видов деятельности, определенных в рекомендациях медико-социальной экспертной комиссии.

Частью третьей статьи 23 указанного Закона определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для выполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, реабилитационными учреждениями, предприятиями, работодателями.

В соответствии с пунктами 5, 8 Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида индивидуальная программа разрабатывается в течение одного месяца со дня обращения инвалида в МСЭК и разрабатывается при участии инвалида.

Учитывая изложенное,

создание работодателями для инвалидов условий труда с учетом индивидуальных программ реабилитации невозможно без наличия инвалида;

в) обеспечение других социально-экономических гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с частью третьей статьи 17 Закона отказ в заключении трудового договора, увольнение по инициативе администрации, по мотивам инвалидности не допускается, за исключением случаев, когда по заключению медико-социальной экспертизы состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей, угрожает здоровью и безопасности труда других лиц, или продолжение трудовой деятельности либо изменение ее характера и объема грозит ухудшением здоровья инвалидов;

г) предоставление государственной службе занятости информации, необходимой для организации трудоустройства инвалидов.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Закона Украины «О занятости населения» государственная служба занятости имеет право получать от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности административные данные о наличии вакантных рабочих мест, в том числе предназначенных для трудоустройства инвалидов, характере и условиях труда на них, обо всех увольняемых, принятых и уволенных работниках и информацию о предполагаемых изменениях в организации производства и труда, других мероприятиях, которые могут привести к увольнению работников;

Процедура подачи информации о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов центру занятости определена Порядком подачи предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства.

Информацию о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов работодатели подают в центр занятости по месту их регистрации как плательщиков страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы по форме, утвержденной Минтруда по согласованию с Госкомстатом;

д) подача отчетности в Фонд социальной защиты инвалидов о занятости и трудоустройстве инвалидов в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Правила подачи работодателями отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов отделениям Фонда и информации о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) предусмотрены Порядком подачи предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства.

Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов работодатели подают (направляют заказным письмом) ежегодно до 1 марта в отделения Фонда, в которых они зарегистрированы, по форме № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов». Порядок составления отчета установлен Инструкцией по заполнению формы отчетности № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов».

4.4. Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел административным судам необходимо устанавливать следующие обстоятельства:

— создание рабочих мест в соответствии с установленным нормативом;

— информирование центра занятости о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей);

— направление центрами занятости инвалидов к работодателям и случае непосредственного обращения инвалидов к работодателям по вопросам трудоустройства;

— причины нетрудоустройства работодателями инвалидов.

Статьей 71 КАС определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основываются ее требования и возражения.

При решении вопроса о правомерности взыскания административно-хозяйственных санкций следует исходить из общих норм права, касающихся ответственности за нарушение обязательств и установления в действиях или бездействии работодателя состава правонарушения с целью применения юридической ответственности в виде административно-хозяйственных санкций.

При этом следует учитывать, что элементами правонарушения являются вина и наличие причинной связи между самим нарушением и его последствиями. Считается, что применение принципа вины как условия ответственности связано с необходимостью доказательства нарушения обязательства.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что работодатель принял все необходимые меры для недопущения хозяйственного правонарушения, то административным судам нужно признавать незаконным применение административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива рабочих мест и отказывать в удовлетворении иска

.

5.

В соответствии с частью второй статьи 19 Закона норматив рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, порядок его установления определяются исключительно этим Законом. Если другими законами устанавливаются нормативы рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, или порядок их установления, отличающиеся от указанных в данном Законе, применяются положения этого Закона. Таким образом, на законодательном уровне императивно определены единый для всех работодателей норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов и порядок его исчисления.

Исходя из требований указанной нормы, часть четвертая статьи 15 Закона Украины «О железнодорожном транспорте», часть пятая статьи 16 Закона Украины «О почтовой связи», часть четвертая статьи 41 Закона Украины «О телекоммуникациях», часть восьмая статьи 21 Закона Украины «Об электроэнергетике»,

устанавливающие другие нормативы, к спорным правоотношениям применению не подлежат.

6. При рассмотрении дел указанной категории при участии работодателей, выбравших упрощенную систему налогообложения, административные суды должны учитывать следующее.

Статьей 92 Конституции Украины установлен принцип приоритета закона в регулировании налоговых отношений, в частности в установлении системы налогообложения, налогов и сборов.

Частью седьмой статьи 1 Закона Украины «О системе налогообложения» установлено, что налоги и сборы (обязательные платежи), взимание которых не предусмотрено этим Законом, уплате не подлежат.

Взнос в отделения Фонда не соответствует определению понятия «налога и сбора (обязательного платежа) в бюджеты и государственные целевые фонды», приведенному в части первой статьи 2 Закона Украины «О системе налогообложения» и не содержится в перечне налогов и сборов (обязательных платежей), приведенных в статьях 14, 15 указанного Закона.

Упрощенная система налогообложения по своей природе является экономическим явлением и заключается в замене уплаты предусмотренных обычной системой налогообложения налогов уплатой единого налога, а поэтому Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 28.06.99 № 746/99

не распространяется на спорные правоотношения, которые возникают между отделениями Фонда и работодателями, выбравшими упрощенную систему налогообложения.

7. В соответствии с частью второй статьи 20 Закона нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций влечет за собой начисление пени. Пеня исчисляется исходя из 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок.

Механизм начисления пени установлен Порядком начисления пени и ее уплаты.

<...>

 

Председатель Высшего административного суда Украины А. Пасенюк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше