Темы статей
Выбрать темы

О налоговом учете сумм полученных из бюджета капитальных трансфертов

Редакция НиБУ
Письмо от 10.07.2009 г. № 04-27/754

О налоговом учете сумм полученных из бюджета капитальных трансфертов

Письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики от 10.07.2009 г. № 04-27/754

 

В Комитете Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики рассмотрено письмо исполнительного комитета Алчевского городского совета Луганской области об отражении в налоговом учете плательщика налога сумм полученных из бюджета капитальных трансфертов.

В соответствии с нормами подпункта 4.1.6 пункта 4.1 статьи 4 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон) бюджетные средства, полученные плательщиком налога в виде дотаций и субсидий из фондов общеобязательного государственного социального страхования или бюджетов, включаются в состав валовых доходов такого плательщика налога. В то же время расходы, которые осуществляются плательщиком налога за счет таких средств в целях, связанных с хозяйственной деятельностью плательщика налога, включаются в состав его валовых расходов в общем порядке в соответствии с нормами статьи 5 указанного Закона Украины.

Нормы указанного Закона

не предусматривают включения в состав валовых доходов средств, полученных из бюджета как капитальный трансферт.

Пунктом 18 статьи 2 Бюджетного кодекса Украины определяется только термин «дотация выравнивания», регулирующий исключительно отношения между бюджетами разных уровней. В налоговом и бюджетном законодательном праве не существует определений терминов «дотация», «субсидия» или «капитальный трансферт».

Однако в устоявшейся практике применения нормативно-правовых актов центральных органов государственной исполнительной власти Украины капитальный трансферт, в отличие от бюджетных дотаций или субсидий, имеет единоразовый или нерегулярный характер, а также целевое назначение для приобретения капитальных активов, компенсации потерь, связанных с повреждением основного капитала, или увеличения капитала получателей. Как правило, капитальные трансферты предоставляются в связи с событиями непреодолимой силы или для выполнения общегосударственных программ инвестиционного развития (например, ЕВРО-12).

Понятно, что при предоставлении капитального трансферта из бюджета выглядит экономически абсурдным облагать налогом его сумму в составе валовых доходов получателя, поскольку мотивация такого капитального трансферта заключается в обратном — улучшить финансовое состояние такого получателя, восстановить его основные фонды, тем самым обеспечить дальнейшую занятость граждан.

В соответствии с подпунктом 8.1.2 пункта 8.1 статьи 8 Закона амортизации подлежат расходы на приобретение, самостоятельное изготовление основных фондов для собственного производственного использования. Поскольку

расходы на приобретение основных фондов или их ремонт, которые осуществляются за счет капитальных трансфертов, фактически являются расходами, осуществленными государством, а не плательщиком налога, то в целях налогообложения расходы на такие основные фонды амортизации не подлежат.

Если плательщик налога получает из бюджета средства для других целей, связанных с осуществлением его текущей производственной деятельности (с целью государственного регулирования цен, для приобретения товарно-материальных ценностей и т. п., кроме капитальных активов), то такие средства включаются в валовой доход плательщика налога, а при дальнейшем использовании таких средств на приобретение товаров (услуг) в целях, связанных с хозяйственной деятельностью плательщика налога, — в состав его валовых расходов в общем порядке (в том числе для реализации положений пункта 5.9 статьи 5 указанного Закона).

Если плательщик налога получает из бюджета средства в виде капитальных трансфертов для целей увеличения акционерного капитала (в обмен на эмитированные им корпоративные права), то его валовые расходы, валовые доходы и другие элементы налоговых баз не изменяются в связи с таким получением (например, антикризисные действия Правительства в банковской сфере).

Если плательщик налога получает из бюджета средства в виде капитальных трансфертов для целей приобретения или изготовления основных фондов, то валовые доходы плательщика налога не увеличиваются, а такие капитальные активы включаются в соответствующую группу основных фондов по нулевой стоимости (например, НАК «Нефтегаз»).

Если плательщик налога получает из бюджета средства в виде капитальных трансфертов для целей проведения ремонтов существующих основных фондов, то валовые доходы плательщика налога не увеличиваются, а сумма таких капитальных трансфертов не включается в состав валовых расходов плательщика налога или на увеличение соответствующей группы основных фондов (отдельных объектов основных фондов группы 1) (например, отдельные объекты Алчевска).

Считаем, что разъяснение, изданное Государственной налоговой администрацией Украины письмом от 03.04.2009 г. № 7013/7/15-0217, противоречит нормам Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий». В связи с этим Комитет просит с целью предотвращения возникновения конфликта интересов привести указанное разъяснение в соответствие с нормами указанного Закона и уведомить Комитет о принятом решении в установленный законодательством срок

.

 

Председатель Комитета С. Терехин

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше