Темы статей
Выбрать темы

Об особенностях взимания местных налогов и сборов

Редакция НиБУ
Письмо от 10.07.2009 г. № 14451/7/15-0617

Об особенностях взимания местных налогов и сборов

Обзорное письмо Государственной налоговой администрации Украины от 10.07.2009 г. № 14451/7/15-0617

(извлечение)

 

В письме установлены следующие сокращения:

Закон Украины от 25.06.91 № 1251-XII «О системе налогообложения» —

Закон № 1251;

Закон Украины от 03.07.96 № 270/96-ВР «О рекламе» (в редакции Закона Украины от 11.07.2003 № 1121-IV) —

Закон № 270;

Закон Украины от 21.12.93 № 3759-XII «О телевидении и радиовещании» —

Закон № 3759;

Закон Украины от 06.09.2005 № 2806-IV «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» —

Закон № 2806;

Закон Украины от 06.09.2005 № 2807-IV «О благоустройстве населенных пунктов» —

Закон № 2807;

Декрет Кабинета Министров Украины от 20.05.93 № 56-93 «О местных налогах и сборах» —

Декрет № 56-93;

Указ Президента Украины от 28.06.99 № 761/99 «Об упорядочении механизма уплаты рыночного сбора» —

Указ ;

Правила торговли на рынках, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственной налоговой администрации Украины, Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 26.02.2002 № 57/188/84/105, —

Правила;

Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 19.02.98 № 80, —

Порядок.

С целью правильности администрирования местных налогов и сборов и обеспечения полноты и своевременности их уплаты в местные бюджеты сообщаем следующее.

<…>

2.

Об уплате рыночного сбора при условиях аренды торгового места на рынке на определенный срок

В соответствии со статьей 4 Декрета

рыночный сбор — это плата за торговые места на рынках и в павильонах, на крытых и открытых столах, площадках для торговли с автомашин, тележек, мотоциклов, ручных тележек, взимаемая с юридических лиц и граждан, реализующих сельскохозяйственную и промышленную продукцию и другие товары.

Статьей 1 Указа установлено, что

рыночный сбор — это плата за право занятия места для торговли на рынках всех форм собственности, в том числе в павильонах, на крытых и открытых столах, площадках (включая арендованные), с автомобилей, тележек, мотоциклов, ручных тележек и т. п.

Правилами определены требования по функционированию созданных в установленном порядке рынков всех форм собственности, организации оптовой и розничной продажи на них сельхозпродуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, скота, животных, кормов и т. п., предоставлению услуг, соблюдению ветеринарных, санитарных, противопожарных требований и правил безопасности труда на рынках, прав потребителей и требований налогового законодательства.

Пунктом 20 Правил установлено, что администрация рынка при предоставлении продавцам торговых мест на определенный срок заключает с ними письменное соглашение, в котором рекомендуется указывать срок действия соглашения, ассортимент (вид) реализуемых товаров, расположение торгового места, условия аренды торгового места, размер и порядок оплаты за аренду имущества, перечень услуг, предоставляемых рынком, и их стоимость.

В данном случае частный предприниматель или юридическое лицо заключает договор аренды торгового места на рынке на определенный срок, без права передачи его в этот период другому субъекту хозяйствования. В то же время рынок не может предоставить это торговое место другому субъекту хозяйствования при отсутствии арендатора в любых случаях, кроме форс-мажорных обстоятельств, предусмотренных в соглашении.

Согласно статье 42 Хозяйственного кодекса Украины предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

Учитывая это, предприниматель самостоятельно решает порядок осуществления им хозяйственной деятельности, в данном случае — торговли на торговом месте рынка, предоставленном ему в аренду на определенный в соглашении срок.

В то же время следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 626 Гражданского кодекса Украины договором является договоренность двух или более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Статьей 628 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что содержание договора составляют условия (пункты), определенные по усмотрению сторон и согласованные ими, и условия, являющиеся обязательными согласно актам гражданского законодательства. Стороны имеют право заключить договор, в котором содержатся элементы разных договоров (смешанный договор).

Договор является обязательным для выполнения сторонами (статья 629 Гражданского кодекса Украины).

Следовательно, в данном случае предприниматель должен

уплатить рыночный сбор за предоставленное ему торговое место в сроки, за срок и в сумме, которые предусмотрены заключенным с ним соглашением.

3.

Об уплате сбора за право использования местной символики в г. Киеве

Согласно частям первой и второй статьи 12 Декрета сбор за право на использование местной символики взимается с юридических лиц и граждан, использующих эту символику с коммерческой целью. Разрешение на использование местной символики (герба города или другого населенного пункта, названия либо изображения архитектурных, исторических памятников) выдается соответствующими органами местного самоуправления.

Статьей 18 Декрета органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно устанавливать и определять порядок уплаты местных налогов и сборов согласно перечню и в границах установленных предельных размеров ставок. Органы местного самоуправления в рамках своей компетенции имеют право внедрять льготные налоговые ставки, полностью отменять отдельные местные налоги и сборы или освобождать от их уплаты определенные категории плательщиков.

Согласно пункту 1.2 Положения о сборе за право на использование местной символики города Киева, утвержденного распоряжением Киевской городской государственной администрации от 15.02.94 № 7 (в редакции решения Киевского городского совета от 09.03.2006 № 149/3240, с изменениями и дополнениями, далее — Положение), к местной символике относятся названия и изображения объектов и исторических памятников города согласно утвержденному распоряжением Киевской городской государственной администрации от 15.01.96 № 39 Перечню названий объектов и исторических памятников, относящихся к местной символике, использование которых юридическими лицами и гражданами в коммерческих целях подлежит уплате сбора в установленном порядке (с изменениями, далее — Перечень). Это: герб г. Киева; флаг г. Киева; названия (производные от названий) исторических памятников города согласно Перечню, используемых в наименованиях предприятий или отдельных видах продукции; изображение объектов исторических памятников города согласно Перечню, используемых при изготовлении печатной (за исключением бланков деловых бумаг), сувенирной, рекламной продукции и т. п. Пунктом 76 Перечня к местной символике отнесено название «Киев».

Плательщиками сбора, как установлено разделом III Положения, являются юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, осуществляющие деятельность на территории г. Киева, а также отдельные граждане, которые в установленном порядке занимаются предпринимательской деятельностью и используют символику г. Киева с коммерческой целью, кроме предприятий, учреждений и организаций, а также других субъектов предпринимательской деятельности, использующих в наименованиях слово «Киев» и производные от него для определения своего местонахождения.

Учитывая требования действующего законодательства Украины и решение Киевского городского совета от 09.03.2006 № 149/3240,

название предприятия, которое указывает только на его местонахождение по территориальному признаку и не используется в коммерческих целях, не может относиться к элементам местной символики, которые могли бы быть объектом обложения сбором за право использования местной символики.

4.

О налогообложении рекламы, содержащейся в программах (передачах) иностранных телерадиоорганизаций, которые транслируются (ретранслируются) на территорию Украины

Основные принципы рекламной деятельности в Украине, регулирования правовых отношений, возникающих в процессе создания, распространения, получения рекламы определяет Закон № 270.

При этом общие нормы обложения налогом с рекламы установлены статьей 11 Декрета, которой определены объект налогообложения, плательщики налога, предельные размеры ставок налога с рекламы. В соответствии со статьей 21 Декрета иностранные юридические лица и граждане уплачивают местные налоги и сборы на равных условиях с юридическими лицами и гражданами Украины, если иное не предусмотрено международными договорами и законодательством Украины.

Статьей 11 Декрета объектом налога с рекламы определена стоимость услуг за установку и размещение рекламы, а плательщиками налога — юридические лица и граждане, предоставляющие эти услуги.

Следовательно,

субъекты хозяйствования (провайдеры программных услуг), которые согласно Закону № 3759 получили соответствующую лицензию на вещание и при условии трансляции (ретрансляции) программ (передач) иностранных телерадиоорганизаций размещают рекламный продукт в информационном пространстве Украины, являются плательщиками налога с рекламы.

Уплата налога с рекламы в местный бюджет осуществляется по ставкам и в сроки, установленные решением органа местного самоуправления о введении налога с рекламы на соответствующей территории. Плательщик налога предоставляет налоговый расчет налога с рекламы по форме, установленной приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.2003 № 624, в орган государственной налоговой службы по месту регистрации в сроки, установленные решением органа местного самоуправления.

Следует отметить, что вопрос определения стоимости услуг отечественных провайдеров за размещение рекламы при трансляции (ретрансляции) программ иностранных телерадиокомпаний относится к компетенции сторон, заключающих соответствующие соглашения.

5.

Об уплате в местный бюджет сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли

Согласно статье 17 Декрета сбор за выдачу разрешения на торговлю взимается с юридических лиц и граждан, реализующих сельскохозяйственную, промышленную продукцию и другие товары в зависимости от площади торгового места, его территориального расположения и вида продукции.

Сбор за выдачу разрешения на торговлю взимается уполномоченными организациями, которым предоставлено такое право.

Установление этого сбора не касается объектов торговли, созданных до вступления в силу Декрета.

Для субъектов, постоянно осуществляющих торговлю в специально отведенных для этого местах (стационарных объектах), сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли взимается одноразово.

После вступления в силу Закона № 2806 изменился порядок получения разрешительных документов на осуществление хозяйственной деятельности.

Согласно статье 1 Закона № 2806 объектом, на который выдается документ разрешительного характера, в частности, являются хозяйственная деятельность определенного вида, работа и услуга.

Статьей 263 Хозяйственного кодекса Украины установлено, что хозяйственно-торговой является деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования в сфере товарного обращения, направленная на реализацию продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления, а также вспомогательная деятельность, обеспечивающая их реализацию путем предоставления соответствующих услуг.

Следовательно,

розничная или оптовая торговля является услугой по удовлетворению потребностей юридических лиц и граждан в товарах народного потребления.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 4 Закона № 2806 необходимость получения документа разрешительного характера (к которым, исходя из приведенного, относится и разрешение на размещение объекта торговли) устанавливается исключительно законами, регулирующими отношения, связанные с получением документов разрешительного характера.

Согласно ст. 1 Закона № 2806 местные разрешительные органы — городские советы и их исполнительные органы, районные и районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, территориальные (местные) органы центральных органов исполнительной власти, их должностные лица, уполномоченные в соответствии с законом выдавать документы разрешительного характера от своего имени, а также предприятия, учреждения, организации, которые в случаях, предусмотренных законом, уполномочены выдавать документы разрешительного характера и могут привлекаться к проведению экспертизы и обследованию, необходимых для выдачи документов разрешительного характера, в пределах соответствующей административно-территориальной единицы.

В соответствии с п. 10 ст. 10 Закона № 2807 к полномочиям сельских, поселковых и городских советов в сфере благоустройства населенных пунктов относится, в частности, предоставление на территории объектов благоустройства разрешения на размещение строений и сооружений торгового и другого назначения.

Выдача документов разрешительного характера местными разрешительными органами, как установлено пунктом 3 ст. 4 Закона № 2806, осуществляется по принципу организационного единства, которое предусматривает наличие администратора, в порядке, установленном этим Законом.

Согласно ст. 7 Закона № 2806 субъектами хозяйствования к заявлению прилагаются, в частности, документы, подтверждающие внесение платы за выдачу документа разрешительного характера, если она предусмотрена законом.

Статьей 17 Декрета установлено, что сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли — это плата за оформление и выдачу разрешений на торговлю в специально отведенных для этого местах.

На основании изложенного выше

обязанность уплаты сбора за выдачу разрешения на размещение объекта торговли возникает при получении такого разрешения в соответствии с решениями органов местного самоуправления.

В то же время обращаем внимание на то, что Заключительными положениями Закона № 2806 (п. 3 ст. 11) внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, а именно: статьей 164 предусмотрена ответственность субъектов хозяйствования за осуществление хозяйственной деятельности, в частности, без получения разрешения или другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом.

Все другие предоставленные налоговые разъяснения действуют в части, не противоречащей настоящему обзорному письму.

 

Заместитель председателя С. Чекашкин

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше