Об уплате рыночного сбора
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 11.06.2009 г. № 12263/7/15-0717
(извлечение)
<…>
О полноте учета плательщиков рыночного сбора
С целью полноты учета плательщиков рыночного сбора, избежания возможных потерь при его администрировании и сохранения постоянных темпов роста поступлений напоминаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил торговли на рынках
рынок — это субъект хозяйствования, созданный на отведенной по решению местного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления земельном участке и зарегистрированный в установленном порядке, функциональными обязанностями которого являются предоставление услуг и создание для продавцов и покупателей надлежащих условий в процессе купли-продажи товаров по ценам, складывающимся в зависимости от спроса и предложений.Вместе с тем
имеются случаи, когда плательщики рыночного сбора не являются самостоятельными владельцами земли или землепользователями, а только арендаторами имущества и поэтому не соответствуют статусу рынка.Учитывая это, просим провести сверки с органами местного самоуправления и исполнительной власти, а также землеустроительными органами по целевому использованию земельных участков всеми объектами рыночного хозяйства, определенными приказом Министерства экономики Украины от 28.07.2004 г. № 281 «Об утверждении Методических рекомендаций по базовым моделям рынков по продаже продовольственных и непродовольственных товаров» и наличию их государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» и
проверить полноту уплаты ими земельного налога и арендной платы за земельные участки, на которых осуществляется рыночная торговля.
Об установлении ставок рыночного сбора
В настоящее время размеры ставок рыночного сбора устанавливаются двумя действующими нормативными актами, а именно Декретом Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. № 56-93 «О местных налогах и сборах» и Указом Президента Украины от 28.06.99 г. № 761/99 «Об упорядочении механизма уплаты рыночного сбора», причем эти документы устанавливают разные базы обложения указанным сбором при одинаковом объекте налогообложения.
В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII (в редакции Закона Украины от 18.02.97 г. № 77/97-ВР, с изменениями и дополнениями) ставки, механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей)…, а также льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.
Законом Украины от 18.11.92 г. № 2796-XII «О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования» Верховная Рада Украины предоставила Кабинету Министров Украины полномочия издавать декреты, в частности, в сфере законодательного регулирования по вопросам налогообложения.
Следовательно,
Декрет Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. № 56-93 «О местных налогах и сборах» действует на правах Закона Украины о налогообложении и Указ Президента Украины от 28.06.99 г. № 761/99 «Об упорядочении механизма уплаты рыночного сбора» не отменяет его положения об установлении предельных размеров ставок рыночного сбора.Таким образом, Декрет предоставляет право органам местного самоуправления устанавливать
размеры рыночного сбора в пределах, не превышающих 20 процентов минимальной заработной платы для граждан и трех минимальных заработных плат для юридических лиц, как предусмотрено частью 2 статьи 4.Учитывая это, считаем необходимым срочно обратиться в органы местного самоуправления с предложением по пересмотру решений о введении рыночного сбора в части установления ставок согласно положениям Декрета, с возможностью их дальнейшей постепенной дифференциации.
Об уплате рыночного сбора по условиям заключенного договора
В соответствии со статьей 4 Декрета
рыночный сбор — это плата за торговые места на рынках и в павильонах, на крытых и открытых столах, площадках для торговли с автомашин, тележек, мотоциклов, ручных тележек, взимаемая с юридических лиц и граждан, реализующих сельскохозяйственную и промышленную продукцию и другие товары.Статьей 1 Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 761/99 «Об упорядочении механизма уплаты рыночного сбора» установлено, что
рыночный сбор — это плата за право занятия места для торговли на рынках всех форм собственности, в том числе в павильонах, на крытых и открытых столах, площадках (включая арендованные), с автомобилей, тележек, мотоциклов, ручных тележек и т. п.Пунктом 20 Правил торговли на рынках установлено, что администрация рынка при предоставлении продавцам торговых мест на определенный срок заключает с ними письменное соглашение, в котором рекомендуется указывать срок действия соглашения, ассортимент (вид) реализуемых товаров, расположение торгового места, условия аренды торгового места, размер и порядок оплаты за аренду имущества, перечень услуг, предоставляемых рынком, и их стоимость.
Следовательно, частный предприниматель или юридическое лицо заключает договор аренды торгового места на рынке на определенный срок, без права передачи его в этот период другому субъекту хозяйствования. В то же время рынок не может предоставить это торговое место другому субъекту хозяйствования в случае отсутствия арендатора в любых случаях, кроме форс-мажорных обстоятельств, предусмотренных в соглашении.
Согласно статье 42 Хозяйственного кодекса Украины предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.
Учитывая это, предприниматель самостоятельно решает порядок осуществления им хозяйственной деятельности, в данном случае — торговли на торговом месте рынка, предоставленном ему в аренду на определенный в соглашении срок.
При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 626 Гражданского кодекса Украины (далее — Кодекс) договором является договоренность двух или более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Статьей 628 Кодекса предусмотрено, что содержание договора составляют условия (пункты), определенные по усмотрению сторон и согласованные ими, и условия, которые являются обязательными согласно актам гражданского законодательства. Стороны имеют право заключить договор, в котором содержатся элементы разных договоров (смешанный договор).
Договор в соответствии со статьей 629 Кодекса является обязательным для выполнения сторонами.
Следовательно, при проверке полноты уплаты рыночного сбора налоговые органы должны учитывать, что
в случае заключения договора с администрацией рынка предприниматель должен уплатить рыночный сбор за предоставленное ему для торговли торговое место в сроки, за срок и в сумме, которые предусмотрены этим договором.<…>
Заместитель председателя С. Чекашкин