Темы статей
Выбрать темы

Сбор за первую регистрацию транспортного средства

Редакция НиБУ
Статья

Сбор за первую регистрацию транспортного средства

 

Уже одно название

разд. VII Налогового кодекса не оставляет никаких сомнений в том, что предложенный в проекте этого документа механизм единоразовой уплаты сбора* только при первой регистрации транспортного средства в Украине (о чем мы уже рассказывали в статье «Налоговый кодекс: знакомимся с проектом» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 81) со следующего года станет реальностью.

* Напомним, что ранее он назывался «налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» и взимался в соответствии с одноименным Законом Украины от 11.12.91 г. № 1963-XII, который утратит силу с 1 января 2011 года согласно п.п. 1 п. 2 разд. XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса.

Большинство юридических лиц — владельцев автомобилей, безусловно, вздохнут с облегчением, поскольку те из них, у которых

по состоянию на 1 января числятся на балансе ранее зарегистрированные транспортные средства, уже не должны будут подавать годовой расчет транспортного налога и уплачивать его поквартально, как это было прежде. Никаких налоговых последствий не возникнет и в том случае, если речь пойдет о приобретении транспортного средства (например, подержанного автомобиля), которое уже было зарегистрировано на территории Украины.

Вместе с тем, как только юрлицо приобретет одно из транспортных средств, являющихся

объектом налогообложения в соответствии со ст. 232 Налогового кодекса (колесные транспортные средства**; суда; самолеты и вертолеты, за некоторыми исключениями), которое ранее в Украине не регистрировалось, оно будет обязано в десятидневный срок после первой регистрации в Украине такого транспортного средства представить соответствующему органу госналогслужбы по месту своего нахождения и по месту регистрации транспортного средства расчет суммы транспортного сбора по установленной форме. К расчету должны обязательно прилагаться копии регистрационных документов, заверенные соответствующим уполномоченным государственным органом Украины, проводившим такую регистрацию.

** За исключением

транспортных средств, которые используются на заводах, складах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния (товарная позиция 8709 согласно УКТ ВЭД); транспортных средств скорой медицинской помощи; машин и механизмов для сельскохозяйственных работ (товарные позиции 8432 и 8433 согласно УКТ ВЭД); прицепов (полуприцепов); мопедов; велосипедов и некоторых других.

Скажем честно: не вполне понятна необходимость предоставления такого расчета юрлицами, если учесть, что согласно

ст. 237 Налогового кодекса транспортный сбор уплачивается перед проведением первой регистрации в Украине транспортных средств. Более того, плательщики сбора обязаны при первой регистрации в Украине предъявлять квитанции или платежные поручения об уплате сбора с отметкой банка о дате выполнения платежного поручения (см. п. 239.3 этого Кодекса), причем в случае отсутствия таких документов первая регистрация в Украине не производится (п. 239.4).

Выходит, что в том виде, в каком

транспортный сбор представлен в Налоговом кодексе, он ничем, кроме статуса общегосударственного сбора (см. п.п. 9.1.5 этого Кодекса), не отличается, к примеру, от государственной пошлины или прочих регистрационных сборов (платежей, взносов), с которыми предприятие в своей деятельности сталкивается гораздо чаще, но отчитываться за каждый из них путем представления декларации отнюдь не обязано.

Кстати, в

ст. 238 Налогового кодекса, содержащей порядок исчисления транспортного сбора, не сказано, что его должны рассчитывать именно плательщики (в отличие, скажем, от других сборов — за использование радиочастотного ресурса, за специальное использование воды, в отношении которых это прямо предусмотрено соответствующими нормами указанного Кодекса). Это наводит на мысль, что за первую регистрацию транспорта субъекту хозяйствования придется заплатить столько, сколько определит соответствующий регистрационный орган. А вот если последний допустит ошибку, то исправлять ее уже придется плательщику, для чего, скорее всего, и задумано предоставление соответствующего расчета налоговикам.

Коль так, то следует хотя бы бегло ознакомиться с нюансами расчета транспортного сбора, которые, впрочем, не сильно изменились по сравнению с проектом

Налогового кодекса. Итак, сумма сбора исчисляется относительно каждого транспортного средства как произведение соответствующей базы налогообложения (для колесных транспортных средств — это объем цилиндров двигателя в куб. см или мощность двигателя в кВт; для судов — мощность двигателя в кВт или длина корпуса судна в сантиметрах; для самолетов, вертолетов — максимальная взлетная масса в килограммах), ставки сбора и соответствующего коэффициента.

Заметим, что

ставки сбора для тракторов, седельных тягачей, автобусов, грузовых и легковых автомобилей (за исключением малолитражных и тех, объем двигателя у которых превышает 4500 куб. см.) остались на том же уровне, на котором прежде уплачивался транспортный налог при первой регистрации новых транспортных средств. При этом теперь в зависимости от «возраста» транспортного средства, проходящего первую регистрацию, установлены следующие коэффициенты для ставок сбора:

для новых транспортных средств — 1;

— для транспортных средств, которые

использовались до 8 лет (кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, и тракторов), — 2;

— для судов, а также самолетов и вертолетов, которые

использовались более 8 лет, — 3;

— для остальных транспортных средств (кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, и тракторов), которые

использовались более 8 лет, — 40.

Что касается

индексации ставок сбора, то п. 4 разд. XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса Кабмину предписывается ежегодно до 1 июня вносить в Верховную Раду Украины проект закона о внесении изменений в этот Кодекс в отношении ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, в том числе и по сбору за первую регистрацию транспортного средства.

В завершение скажем, что согласно

п. 1 подразд. 9 разд. XX «Переходные положения» Налогового кодекса зачисление в бюджет, в частности, транспортного налога, который уплачивается в первом квартале будущего года за последний квартал текущего, осуществляется в порядке и на условиях, действовавших ранее. Это значит, что последний раз такой налог следует уплатить не позднее 14 января 2011 года.

 

Игорь Хмелевский, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше