Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Решение по делу по конституционному представлению 54 народных депутатов Украины о соответствии Конституции Украины (конституционности) положений статей 14, 24, 64, пунктов 7 — 13 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год»

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2010/№ 99
Печать
Решение от 30.11.2010 г. № 22-

Именем Украины

Решение Конституционного Суда Украины
по делу по конституционному представлению 54 народных депутатов Украины о соответствии Конституции Украины (конституционности) положений статей 14, 24, 64, пунктов 7 — 13 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год»

г. Киев, 30 ноября 2010 года, № 22-рп/2010

Дело № 1-47/2010

 

Конституционный Суд Украины в составе судей: <…> рассмотрел на пленарном заседании дело по конституционному представлению 54 народных депутатов Украины о соответствии Конституции Украины (конституционности) положений статей 14, 24, 64, пунктов 7 — 13 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27 апреля 2010 года № 2154-VI (Відомості Верховної Ради України, 2010 г., №№ 22 — 25, ст. 263) (далее — Закон).

Поводом для рассмотрения дела согласно статьям 39, 40 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» стало конституционное представление 54 народных депутатов Украины.

Основанием для рассмотрения дела в соответствии со статьей 71 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» является утверждение субъекта права на конституционное представление о неконституционности указанных положений Закона.

Заслушав судью-докладчика <…> и исследовав материалы дела,

Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъект права на конституционное представление — 54 народных депутата Украины — обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать не соответствующими Конституции Украины (являющимися неконституционными) положения Закона, а именно:

статьи 14, которой установлено, что «при осуществлении государственных заимствований и предоставлении государственных гарантий Министр финансов Украины по поручению Кабинета Министров Украины имеет право принимать обязательства от имени Украины, связанные с осуществлением таких заимствований и предоставлением государственных гарантий, в том числе по части отказа от суверенного иммунитета в возможных судебных делах, связанных с возвратом кредитов (займов) и освобождением платежей в соответствии с договорами от каких-либо комиссий, налогов и сборов (обязательных платежей), в течение времени действия обязательства по возврату заимствованных средств»;

статьи 24, предусматривающей, что «во изменение (частичное) части второй статьи 21 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» разрешить в процессе приватизации государственного имущества оплату его стоимости в свободно конвертируемой иностранной валюте»;

статьи 64, которой установлено, что «к членам семьи льготника при предоставлении льгот относятся: жена (муж), их несовершеннолетние дети (до 18 лет); не состоящие в браке совершеннолетние дети, признанные инвалидами с детства I и II групп или инвалидами I группы; лицо, проживающее вместе с инвалидом войны I группы и ухаживающее за ним при условии, что инвалид войны не состоит в браке; нетрудоспособные родители; лицо, находящееся под опекой или на попечительстве гражданина, имеющего право на льготы, и проживающее вместе с ним»;

пунктов 7 — 13 раздела VII «Заключительные положения», которыми предусмотрено:

«7. С целью уменьшения дефицита бюджета в 2010 году предоставить право Кабинету Министров Украины по согласованию с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета принимать решения о пересмотре некоторых размеров выплат, определенных законодательством, и по другим законодательным актам, предусматривающим дополнительные расходы из государственного и местных бюджетов.

8. Установить, что в 2010 году отдельные положения Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» применяются с учетом следующих изменений:

в разделе II «Заключительные положения»:

приостановить на 2010 год действие абзацев двадцать первого — двадцать третьего пункта 4;

в пункте 6 цифры «2,27» изменить цифрами «3,19».

9. Установить, что в 2010 году отдельные положения Земельного кодекса Украины применяются с учетом следующих изменений:

текст статьи 209 изложить в следующей редакции:

«1. Средства от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства зачисляются в размере: 100 процентов — в бюджеты городов Киева и Севастополя; 25 процентов — в бюджет Автономной Республики Крым и областные бюджеты, 75 процентов — в бюджеты городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения, 15 процентов — в районные бюджеты, 60 процентов — в бюджеты городов районного значения, поселков, сел и их объединений.

2. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, используются исключительно на освоение земель для сельскохозяйственных и лесохозяйственных нужд, улучшение соответствующих угодий, охрану земель согласно разработанным программам и проектам землеустройства, проведение нормативной денежной оценки земли, размежевание земель государственной и коммунальной собственности. Использование этих средств на иные цели не допускается».

10. Установить, что в 2010 году отдельные положения Закона Украины «О хозяйственных обществах» применяются с учетом следующих изменений:

1) в третьем предложении статьи 15 после слова «расчетов» дополнить словами «и уплаты обязательной суммы дивидендов»;

2) пункт «д» части пятой статьи 41 после слова «(дивидендов)» дополнить словами «с учетом требований, предусмотренных настоящим и другими законами».

11. Установить, что в 2010 году отдельные положения Закона Украины «Об акционерных обществах» применяются с учетом следующих изменений:

1) в статье 30:

в абзаце первом части второй слова «в объеме, установленном решением общего собрания акционерного общества» исключить;

часть вторую после абзаца первого дополнить двумя новыми абзацами следующего содержания:

«Выплата дивидендов осуществляется хозяйственным обществом из чистой прибыли в отчетном году и/или нераспределенной прибыли в размере не менее 30 процентов.

Размер выплаты дивидендов может быть увеличен по решению общего собрания акционерного общества».

В связи с этим абзац второй считать абзацем четвертым;

абзац первый части третьей изложить в следующей редакции:

«3. Решение о выплате дивидендов в размере более 30 процентов по простым акциям принимается общим собранием акционерного общества»;

2) в части второй статьи 33:

пункт 12 дополнить словами «с учетом требований, предусмотренных настоящим и другими законами»;

пункт 15 изложить в следующей редакции:

«15) утверждение годовых дивидендов в размере, превышающем их объем, установленный абзацем вторым части второй статьи 30 настоящего Закона».

12. Приостановить на 2010 год действие:

1) Закона Украины «О рентных платежах за нефть, природный газ и газовый конденсат»;

2) абзаца второго преамбулы Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами»;

3) частей второй и шестой статьи 16 (в отношении условий предоставления специальных разрешений на пользование недрами) и части первой статьи 34 (в отношении определения размера сбора за выдачу специальных разрешений на пользование недрами) Кодекса Украины о недрах;

4) статей 14 — 16 Закона Украины «О нефти и газе» в части условий предоставления специальных разрешений на пользование недрами;

5) абзацев восьмого и десятого части второй статьи 6 Закона Украины «О государственной геологической службе Украины» в части предоставления полномочий и условий предоставления специальных разрешений на пользование недрами.

13. Установить, что в 2010 году отдельные положения Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» применяются с учетом следующих изменений:

пункт 11 части первой статьи 11 изложить в следующей редакции:

«11) применять к плательщикам налогов финансовые (штрафные) санкции, взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды суммы недоимки, пени в случаях, порядке и размере, установленных законодательством, а также взыскивать в государственный бюджет суммы задолженности субъектов хозяйствования по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, бюджетным ссудам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, и начисленной на нее пени в порядке, предусмотренном Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

Субъект права на конституционное представление утверждает, что, поскольку статьей 95 Конституции Украины во взаимосвязи с частью второй статьи 38 Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс) установлен исчерпывающий перечень правоотношений, которые могут регулироваться законом о Государственном бюджете Украины (исключительно определение доходов и расходов государства на общественные нужды), имеются основания считать положения статей 14, 24, 64, пунктов 7 — 13 раздела VII «Заключительные положения» Закона не соответствующими Конституции Украины, а также ссылается на правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом Украины в решениях от 9 июля 2007 года № 6-рп/2007 (дело о социальных гарантиях граждан), от 22 мая 2008 года № 10-рп/2008 (дело о предмете и содержании закона о Государственном бюджете Украины).

2.

Разрешая вопрос о соответствии Конституции Украины (конституционности) оспариваемых положений Закона, Конституционный Суд Украины исходит из следующего.

2.1. Согласно Основному Закону Украины к полномочиям Верховной Рады Украины относится утверждение Государственного бюджета Украины (пункт 4 части первой статьи 85, часть первая статьи 96) исключительно в форме закона (пункт 1 части второй статьи 92, часть вторая статьи 95).

Отдельная процедура рассмотрения, принятия и вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины, отличная от процедуры рассмотрения, принятия и вступления в силу других законов, в Конституции Украины не определена, но установлены некоторые особенности, касающиеся его содержания, которыми обусловлены и определены требования к этой процедуре. В частности, проект закона о Государственном бюджете Украины разрабатывает и подает в Верховную Раду Украины Кабинет Министров Украины вместе с докладом о ходе выполнения Государственного бюджета Украины текущего года. Действие во времени закона о Государственном бюджете Украины ограничивается конкретным периодом — с 1 января по 31 декабря, а при особых обстоятельствах — другим периодом (статья 96, пункт 6 статьи 116 Основного Закона Украины)

.

По содержанию части второй статьи 95 Конституции Украины только законом о Государственном бюджете Украины должны определяться любые расходы государства на общественные нужды, размер и целевое направление этих расходов.

Структура и содержание закона о Государственном бюджете Украины определены частью второй статьи 38 Кодекса, а порядок представления и рассмотрения законопроектов, влияющих на доходную или расходную части бюджета, — статьей 27 Кодекса.

2.2. Конституционный Суд Украины неоднократно по обращениям субъектов права на конституционное представление рассматривал дела и принимал решения о соответствии Конституции Украины (конституционности) законов о Государственном бюджете Украины или их отдельных положений.

В частности, в Решении от 9 июля 2007 года № 6-рп/2007 (дело о социальных гарантиях граждан) Конституционный Суд Украины установил, что требования в отношении содержания закона о Государственном бюджете Украины содержатся в части второй статьи 95 Конституции Украины, положения которой конкретизированы в статье 38 Кодекса; определенный частью второй статьи 95 Конституции Украины, частью второй статьи 38 Кодекса перечень правоотношений, регулируемых законом о Государственном бюджете Украины, является исчерпывающим; из содержания положений Конституции Украины и Кодекса усматривается, что закон о Государственном бюджете Украины как правовой акт, четко обусловленный понятием бюджета как плана формирования и использования финансовых ресурсов, имеет особый предмет регулирования, отличный от других законов Украины, — он касается исключительно установления доходов и расходов государства на общественные нужды, поэтому данным законом не могут вноситься изменения, приостанавливаться действие действующих законов Украины, а также устанавливаться иное (дополнительное) правовое регулирование отношений, являющихся предметом других законов Украины (абзацы четвертый, пятый, шестой пункта 4 мотивировочной части).

Признав указанным решением отдельные положения Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» не соответствующими Конституции Украины, Конституционный Суд Украины обратил внимание Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины на необходимость соблюдения положений статей 1, 3, 6, 8, 19, 22, 95, 96 Конституции Украины, статей 4, 27, части второй статьи 38 Кодекса при подготовке, принятии и введении в действие закона о Государственном бюджете Украины (пункты 1, 4 резолютивной части).

На указанных положениях Основного Закона Украины, Кодекса и приведенных правовых позициях Конституционного Суда Украины основывалось его Решение от 22 мая 2008 года № 10-рп/2008 по делу о предмете и содержании закона о Государственном бюджете Украины, которым признаны неконституционными отдельные положения Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (пункт 2 резолютивной части). В этом решении Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что законом о Государственном бюджете Украины нельзя вносить изменения в другие законы, приостанавливать их действие или отменять их, поскольку по объективным причинам это создает противоречие в законодательстве; при необходимости приостановления действия законов, внесения в них изменений и дополнений, признания их недействительными должны использоваться отдельные законы (абзацы третий, четвертый подпункта 5.4 пункта 5 мотивировочной части).

2.3. Вопреки конституционным требованиям о предметном регулировании законом о Государственном бюджете Украины и правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Украины в решениях от 9 июля 2007 года № 6-рп/2007, от 22 мая 2008 года № 10-рп/2008, Законом внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов (статья 24, пункты 8, 9, 10, 11, 13 раздела VII «Заключительные положения»), приостановлено на 2010 год действие отдельных законов (пункт 12 раздела VII «Заключительные положения»), а также установлено правовое регулирование отношений, являющихся предметом других законов Украины (статьи 14, 64, пункт 7 раздела VII «Заключительные положения»).

Конституционный Суд Украины на основании исследования материалов дела, с учетом соответствующих норм Конституции Украины (статья 95), Кодекса и своих правовых позиций, изложенных в указанных решениях, пришел к выводу, что положения статей 14, 24, 64, пунктов 7 — 13 раздела VII «Заключительные положения» Закона противоречат Конституции Украины.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 147, 150, частями первой, второй статьи 152, статьей 153 Конституции Украины, статьями 51, 61, 63, 65, 70, 73 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины»,

Конституционный Суд Украины решил:

1.

Признать не соответствующими Конституции Украины (являющимися неконституционными) положения статей 14, 24, 64, пунктов 7 — 13 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27 апреля 2010 года № 2154-VI.

2. Положения Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год», признанные неконституционными,

утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом Украины настоящего Решения.

3. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к исполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Украины» и в других официальных изданиях Украины.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше