Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Инструкция по оформлению органами государственной налоговой службы материалов об административных правонарушениях

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2010/№ 14
Печать
Приказ от 28.10.2009 г. № 585

Утверждена приказом Государственной налоговой администрации Украины от 28 октября 2009 г. № 585

Инструкция по оформлению органами государственной налоговой службы материалов об административных правонарушениях

Зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 29 декабря 2009 г. под № 1262/17278

 

I. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с требованиями Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП), Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» и других нормативно-правовых актов и устанавливает порядок оформления материалов об административных правонарушениях в органах государственной налоговой службы, а также процедуру составления протоколов об административных правонарушениях, рассмотрения дел об административных правонарушениях органами государственной налоговой службы, ведения делопроизводства по делам об административных правонарушениях, а также обеспечения надлежащего рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

1.2. В соответствии со статьей 9 КУоАП

административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, которое посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой согласно закону уголовной ответственности.

 

II. Оформление протоколов об административных правонарушениях

2.1. В соответствии со статьей 255 КУоАП уполномоченные должностные лица органов государственной налоговой службы имеют право составлять протоколы по делам об административных правонарушениях по статьям

512, 1551, 1631 — 1634, 164, 1645, 1772 КУоАП.

Согласно части второй статьи 255 КУоАП также предусмотрено, что уполномоченные лица органов государственной налоговой службы по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению органов государственной налоговой службы, в соответствии со статьей 2342 КУоАП имеют право составлять протоколы о правонарушениях по статьям

1641, 1666 КУоАП.

2.2.

В случае совершения административного правонарушения несколькими лицами протокол составляется в отношении каждого из таких лиц. В случае совершения одним лицом нескольких административных правонарушений протоколы составляются по каждому из совершенных правонарушений.

2.3. Уполномоченные должностные лица органов государственной налоговой службы Украины при выявлении административных правонарушений составляют протоколы об административном правонарушении на специальном бланке (приложение 1 к Инструкции*).

* Приложения к Инструкции не публикуются. —

Примеч. ред.

2.4. Протокол составляется в двух экземплярах, которые подписываются должностным лицом, составившим такой протокол, и лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Один экземпляр протокола остается в органе государственной налоговой службы, второй под роспись вручается лицу, привлекаемому к административной ответственности.

2.5. Все реквизиты протокола заполняются разборчивым почерком на государственном языке. Не допускаются зачеркивание или исправление сведений, заносимых в протокол, а также внесение дополнительных записей после того, как протокол подписан лицом, в отношении которого он составлен.

2.6. Содержание протокола должно отвечать требованиям, изложенным в статье 256 КУоАП.

2.7. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право давать объяснение и высказывать замечания по содержанию протокола, а также в письменном виде изложить мотивы своего отказа от подписания протокола. Собственноручно изложенные этим лицом объяснения и замечания прилагаются к протоколу, о чем в него вносится соответствующая запись с указанием количества листов, на которых поданы такие объяснения и/или замечания.

2.8. В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, дать объяснения и подписать протокол в нем делается запись об этом.

Отказ лица от подписания протокола не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении

.

2.9. Протокол не позднее следующего дня после его составления регистрируется уполномоченным лицом органа государственной налоговой службы Украины в Журнале регистрации протоколов и постановлений об административных правонарушениях (приложение 2 к Инструкции).

2.10.

При составлении протокола лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 63 Конституции Украины и статьей 268 КУоАП, о чем делается отметка в протоколе.

2.11. К протоколам, дела по которым рассматривают органы государственной налоговой службы (по статьям 1641, 1666 КУоАП), в зависимости от обстоятельств выявленного административного правонарушения прилагаются документы, которые могут свидетельствовать о характере совершенного правонарушения, обстоятельствах, смягчающих или отягощающих ответственность лица (при наличии).

2.12. Если рассмотрение дел об административном правонарушении отнесено к ведению других органов, надлежащим образом оформленный протокол об административном правонарушении направляется органу, уполномоченному рассматривать административное дело, в течение трех календарных дней со дня подписания (отказа от подписания) протокола и регистрации. К протоколу прилагаются другие материалы дела, имеющиеся в наличии в органах государственной налоговой службы и подтверждающие факт совершения административного правонарушения.

2.13. Если дело уполномочен рассматривать орган государственной налоговой службы Украины, протокол с другими материалами дела после его подписания (отказа от подписания) и регистрации в Журнале регистрации протоколов и постановлений об административных правонарушениях передается руководителю (заместителю руководителя) органа государственной налоговой службы, который будет рассматривать дело об административном правонарушении.

 

III. Рассмотрение должностными лицами органов государственной налоговой службы дел об административных правонарушениях

3.1. В соответствии со статьей 2342 КУоАП руководителем или заместителем руководителя органа государственной налоговой службы Украины рассматриваются дела об административных правонарушениях, связанных с уклонением от подачи декларации о доходах (статья 1641 КУоАП), нарушением порядка подачи финансовой отчетности и ведением бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица (статья 1666 КУоАП).

От имени органов государственной налоговой службы Украины рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель (заместитель руководителя согласно распределению обязанностей) соответствующего органа государственной налоговой службы Украины.

3.2. Должностное лицо соответствующего органа государственной налоговой службы, рассматривающее дело об административном правонарушении, действует по своему внутреннему убеждению, которое основывается на всестороннем, полном, объективном и непредвзятом исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь нормами законодательства и правосознанием.

Рассматривая дело, уполномоченное должностное лицо органа государственной налоговой службы может принять решение об освобождении нарушителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. Такое решение детально мотивируется в постановлении по делу об административном правонарушении. Принимая такое решение, уполномоченное должностное лицо органа государственной налоговой службы должно всесторонне и объективно рассмотреть дело, выяснить, можно ли считать правонарушение малозначимым

.

3.3. В соответствии со статьями 276, 277 КУоАП дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела

.

3.4.

Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено только в случаях, когда существуют данные о своевременном его уведомлении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

3.5. В соответствии со статьей 278 КУоАП руководитель (заместитель руководителя) органа государственной налоговой службы при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении решает следующие вопросы:

относится ли к его компетенции рассмотрение этого дела;

правильно ли составлены протокол и другие материалы дела об административном правонарушении;

уведомлены ли лица, принимающие участие в рассмотрении дела, о времени и месте рассмотрения;

истребованы ли необходимые дополнительные материалы;

подлежат ли удовлетворению ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей и адвоката.

3.6. По результатам рассмотрения дела уполномоченное должностное лицо органа государственной налоговой службы выносит одно из следующих постановлений по прилагаемой форме:

постановление о наложении административного взыскания (приложение 3 к Инструкции);

постановление о закрытии дела об административном правонарушении (приложение 4 к Инструкции).

В соответствии с частью второй статьи 284 КУоАП при объявлении устного замечания (статья 22 КУоАП) выносится постановление о закрытии дела.

3.7. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит закрытию при обстоятельствах, предусмотренных статьей 247 КУоАП.

3.8. Если при рассмотрении дела орган (должностное лицо) придет к заключению, что нарушение содержит признаки преступления, он передает материалы прокурору, органу досудебного следствия или дознания.

3.9. Постановление оглашается немедленно после окончания рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается под подпись или направляется заказным письмом лицу, в отношении которого вынесено постановление, о чем делается соответствующая отметка в деле (статья 285 КУоАП).

Постановление органа государственной налоговой службы по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после окончания срока на его обжалование (опротестование), предусмотренного статьей 289 КУоАП.

3.10.

Постановление регистрируется в Журнале регистрации протоколов и постановлений об административных правонарушениях (приложение 2 к Инструкции).

 

IV. Обжалование и опротестование постановлений по делу об административном правонарушении, вынесенных органами государственной налоговой службы

4.1.

Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) в порядке и сроки, установленные КУоАП, или в суде в порядке и сроки, установленные Кодексом административного судопроизводства Украины.

4.2. Порядок обжалования постановления о наложении административного взыскания определен Положением о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы, утвержденным приказом Государственной налоговой администрации Украины от 11.12.96 № 29, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18.12.96 под № 723/1748 (с изменениями).

4.3. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором в вынесшем его органе или в вышестоящем органе (вышестоящему должностному лицу) в порядке и сроки, установленные законом.

4.4. При рассмотрении жалобы (протеста прокурора) на постановление по делу об административном правонарушении уполномоченное должностное лицо органа государственной налоговой службы проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает одно из решений, предусмотренных статьей 293 КУоАП, по форме согласно приложению 5 к Инструкции.

Если будет установлено, что постановление вынесено должностным лицом органа государственной налоговой службы, неправомочным решать это дело, такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

4.5. Жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочным органом (должностным лицом) в десятидневный срок со дня их поступления, если иное не установлено законами Украины.

4.6. Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней направляется лицу, в отношении которого оно вынесено. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору в установленный Законом Украины «О прокуратуре» срок, а в случае изменения размера штрафа или отмены постановления — и лицу, привлекавшемуся к административной ответственности, и в случае необходимости — соответствующему органу государственной исполнительной службы.

4.7. В соответствии со статьей 291 КУоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после окончания срока обжалования (опротестования) этого постановления.

 

V. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами органа государственной налоговой службы

5.1. В соответствии со статьей 299 КУоАП постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента вынесения, если иное не установлено КУоАП и другими законами Украины.

5.2.

Штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, вносится нарушителем в учреждение банка Украины не позднее чем через пятнадцать дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления — не позднее чем через пятнадцать дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.

5.3. В случае неуплаты правонарушителем штрафа в срок, установленный частью первой статьи 307 КУоАП, постановление о наложении штрафа направляется для принудительного исполнения в отдел государственной исполнительной службы по месту проживания нарушителя, работы или по местонахождению его имущества в порядке, установленном законом.

В порядке принудительного исполнения постановления о наложении административного взыскания с правонарушителя за совершение административного правонарушения взыскивается двойной размер штрафа, определенного КУоАП.

Постановление о наложении штрафа должно отвечать требованиям исполнительного документа, предусмотренного статьей 19 Закона Украины «Об исполнительном производстве».

5.4. Согласно статье 305 КУоАП контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о наложении административного взыскания осуществляется органом (должностным лицом), вынесшим постановление, и другими органами государственной власти в порядке, установленном законом.

 

VI. Делопроизводство по делам об административных правонарушениях

6.1. Дела об административном правонарушении формируются лицом, составившим протокол.

6.2. Дело об административном правонарушении с описью имеющихся в нем документов брошюруется, прошнуровывается, скрепляется печатью, удостоверяется подписью должностного лица, вынесшего постановление, и сдается на хранение в архив учреждения после окончания производства по нему.

Дело об административных правонарушениях хранится в архиве органа государственной налоговой службы в течение установленного законодательством срока.

6.3. Бланки протоколов и постановлений по делам об административных правонарушениях являются документами строгой отчетности и изготавливаются в соответствии с законодательством Украины.

6.4. Учет выдачи бланков протоколов и постановлений по делам об административных правонарушениях ведется в Журнале выдачи бланков протоколов и постановлений по делам об административных правонарушениях (приложение 6 к Инструкции).

6.5. Журналы выдачи бланков протоколов и постановлений об административных правонарушениях должны быть прошиты, прошнурованы и скреплены печатью органа государственной налоговой службы и храниться в течение срока, установленного законодательством Украины.

 

VII. Обязанности и ответственность должностных лиц органов государственной налоговой службы

7.1. Должностные лица органов государственной налоговой службы при осуществлении административного производства обязаны соблюдать Конституцию и законы Украины, другие нормативно-правовые актов, права и охраняемые законом интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций, обеспечивать выполнение возложенных на органы государственной налоговой службы функций и в полной мере использовать предоставленные им права.

7.2. За невыполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами органов государственной налоговой службы своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности согласно действующему законодательству.

 

Директор Юридического департамента Л. Трофимова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше