Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Характеристика термина «должностное лицо»

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2010/№ 14
Печать
Письмо от 03.11.2006 г. № 22-48-548

Характеристика термина «должностное лицо»

Письмо Министерства юстиции Украины от 03.11.2006 г. № 22-48-548

(извлечение)

 

<…>

Министерство юстиции является центральным органом исполнительной власти, который действует в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины и Положением о Министерстве юстиции Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 30 декабря 1997 года № 1396, и не имеет полномочий по предоставлению официальных разъяснений законодательства.

Одновременно информируем, что Кодекс Украины об административных правонарушениях не содержит определения термина «должностное лицо».

Поэтому для определения этого термина следует руководствоваться положениями других нормативно-правовых актов.

Так, согласно части второй статьи 2 Закона Украины «О государственной службе» должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

В пункте 1 и 2 Примечания к статье 364 Уголовного кодекса Украины содержится понятие служебного лица. Так, служебными лицами являются лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или исполняют такие обязанности по специальным полномочиям. Служебными лицами также признаются иностранцы или лица без гражданства, исполняющие обязанности, указанные в пункте 1 этого Примечания.

Частями третьей, четвертой и пятой пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике по делам о взяточничестве» предусмотрено, что организационно-распорядительные обязанности — это обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений, их заместители, лица, руководящие участками работ.

Административно-хозяйственные обязанности — это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом. Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.

Лицо является служебным не только тогда, когда оно осуществляет соответствующие функции или исполняет обязанности постоянно, временно или по специальным полномочиям, при условии, что указанные функции или обязанности возложены на него правомочным органом или правомочным служебным лицом.

Что же касается гражданина — субъекта предпринимательской деятельности, отметим, что он может быть признан служебным лицом (должностным лицом) только тогда, когда у него реально возникает возможность выполнения указанных выше обязанностей. А это возможно в случае, когда такой гражданин на условиях трудового договора нанимает работников для содействия ему в осуществлении предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах он приобретает организационно-распорядительные полномочия в отношении наемных работников (право ставить перед ними определенные задачи, определять размер заработной платы, распорядок рабочего дня, применять дисциплинарные взыскания и т. п.

).

Одновременно обращаем внимание, что письма министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления не являются нормативно-правовыми актами, они имеют только разъяснительный, информационный характер и не устанавливают правовые нормы.

 

Заместитель министра И. Емельянова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше