Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Мнение специалистов официальных органов. О показателе строки 26 декларации по НДС при переходе на спецрежим

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2010/№ 15
Печать
Статья

О показателе строки 26 декларации по НДС при переходе на спецрежим

 

ООО «А» — плательщик НДС на общих основаниях является сельскохозяйственным производителем (соответствует критерию 75 % удельного веса от продажи сельхозпродукции собственного производства) и планирует перейти на специальный режим обложения НДС согласно ст. 81 Закона об НДС.

В какую декларацию по НДС — общую или спецдекларацию — при переходе на спецрежим переносится сумма из строки 26 общей декларации за последний месяц пребывания на общей системе налогообложения?

Нужно ли проводить корректировку налогового кредита по остаткам ТМЦ (например, корма для скота, семена для посадки сельхозкультур и для дальнейшей продажи, запчасти, стройматериалы и т. п.) и по основным фондам, числящимся на балансе предприятия на дату перехода? Каковы порядок отражения корректировки и ее последствия?

Кроме того, требует разъяснения ситуация, связанная с бюджетным долгом перед ООО «А», подтвержденным актами проверки ГНИ и не полученным предприятием. Возможен ли зачет этого бюджетного возмещения с теми суммами налоговых обязательств по НДС, которые будут начисляться в будущих периодах по общим декларациям по НДС?

(г. Киев)

 

Подпунктом 5.12.4 п. 5.12 Порядка заполнения и подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНА Украины от 30.05.97 г. № 166 (далее — Порядок № 166), предусмотрено, что остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (отражается в строке 26 налоговой декларации текущего отчетного налогового периода и переносится в строку 23.2 налоговой декларации следующего отчетного периода).

Поскольку Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (сокращенная) не содержит такой строки, то плательщик, который переходит на специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства и при этом будет осуществлять также и другие операции, не являющиеся такими, на которые распространяется специальный режим, переносит показатель строки 26 в строку 23.2 Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (т. е. в

общую декларацию).

Разъяснение по отражению корректировки при переходе плательщика налогов на спецрежим обложения сельхоз-НДС предоставлено в письме ГНАУ от 04.12.2009 г. № 27084/7/16-1517.

Так, в соответствии с п.п. «а» п.п. 5.7.1 п. 5.7 Порядка № 166 в налоговой декларации (сокращенной) (во исполнение положений п.п. 81.15.1 п. 81.15 ст. 81 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее — Закон об НДС)) отражаются, в частности, товары (услуги), приобретаемые сельскохозяйственным предприятием для их использования в производстве сельскохозяйственной продукции, а также основные фонды, приобретаемые (сооружаемые) с целью их использования в производстве сельскохозяйственной продукции.

Если изготовленные и/или приобретенные

товары (услуги), основные фонды используются сельскохозяйственным предприятием частично для изготовления (предоставления) сельскохозяйственных товаров (услуг), а частично — для других товаров (услуг), то сумма уплаченного (начисленного) налогового кредита распределяется исходя из части использования таких товаров (услуг), основных фондов в операциях сельскохозяйственного производства и соответственно в других операциях.

Указанное распределение происходит в том периоде, в котором осуществлялось соответствующее изготовление и/или приобретение, а распределенные суммы включаются в значения строк 10, 12, 13 и справочно отражаются в строках 101, 121, 131 налоговой декларации (сокращенной).

В соответствии с п.п. «б» п.п. 5.7.1 п. 5.7 Порядка № 166 в налоговой декларации (сокращенной) отражаются, в частности, услуги, сопутствующие поставке сельскохозяйственного товара, который выращивается, откармливается, вылавливается или собирается (заготавливается) непосредственно плательщиком налога.

При этом п. 5.8 Порядка № 166 предусмотрено, что

субъектом специального режима налогообложения проводится корректировка налогового кредита в случае изменения направления использования товаров (услуг), основных фондов с другой деятельности на деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства, исходя из остаточной стоимости основных фондов и стоимости остатков товаров, которые используются или подлежат использованию в сельскохозяйственном производстве, в соответствии с долей использования таких товаров (услуг), основных фондов в операциях сельскохозяйственного производства и в других операциях, но не ниже удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров (услуг), рассчитанной в соответствии с требованиями п. 81.6 ст. 81 Закона об НДС.

В строке 16.3 налоговой декларации (сокращенной) корректировка отражается исключительно со знаком «+» (к увеличению). В строке 16.3 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, по которой осуществляются расчеты с бюджетом и в которой отражается другая деятельность, такая корректировка отражается соответственно со знаком «-» (к уменьшению).

При этом следует обратить особое внимание на слова «

используются» и «подлежат использованию», поскольку от этого зависит тот налоговый период, в котором необходимо осуществлять такую корректировку налогового кредита.

Если на дату регистрации плательщик имеет остатки товаров,

подлежащие использованию в сельскохозяйственной деятельности, то налоговый кредит по ним корректируется исходя из стоимости товаров по итогам того налогового периода, в котором предприятие зарегистрировалось субъектом специального режима налогообложения.

Если такие остатки товаров могут использоваться как в сельскохозяйственной, так и в другой деятельности (например, запчасти, стройматериалы и т. п.), т. е. в периоде, когда предприятие зарегистрировалось субъектом специального режима налогообложения, долю будущего их использования

определить еще невозможно, то по итогам такого периода соответствующие суммы налогового кредита не корректируются. Однако в дальнейшем в периоде фактического использования таких товаров для сельскохозяйственной деятельности налоговый кредит по таким товарам подлежит корректировке в процентном отношении, исходя из доли их использования в сельскохозяйственном производстве и в другой деятельности соответственно (но не ниже удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров (услуг), рассчитанной в соответствии с требованиями пункта 81.6 Закона об НДС).

Что касается

корректировки налогового кредита по основным фондам, то, учитывая то, что в периоде, когда предприятие зарегистрировалось субъектом специального режима налогообложения, уже известно, какие основные фонды подлежат использованию в сельскохозяйственной деятельности, именно в этом периоде происходит такая корректировка, исходя из остаточной (налоговой) стоимости основных фондов.

При этом обращаем внимание на то, что согласно разъяснению, предоставленному в письме ГНАУ от 07.04.2009 г. № 7255/7/16-1117, соответствующие нормы п.п. 5.7.1 п. 5.7 и п. 5.8 Порядка № 166

распространяются на операции по изготовлению и/или приобретению сельскохозяйственным предприятием товаров (услуг), основных фондов, начиная с 1 января 2009 года, т. е. со дня вступления в силу статьи 81 Закона об НДС.

Таким образом, корректировка происходит только в отношении тех «производственных факторов» (к которым согласно п.п. 81.15.1 п. 81.15 ст. 81 Закона об НДС относятся и товары (услуги) и основные фонды), которые были приобретены или изготовлены плательщиком

после 1 января 2009 года.

Также обращаем внимание на то, что проведение перерасчета налогового кредита по товарам (услугам), которые

использованы (списаны) до периода перехода плательщика на специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства в производстве сельскохозяйственной продукции, Порядком № 166 не предусмотрено.

Понятно, что в результате проведенной корректировки возможно возникновение налогового обязательства, но окончательный результат будет отражен только в самой налоговой декларации по НДС.

Возмещение НДС плательщику налогов, который имеет на это право, происходит после утверждения сумм к возмещению Государственной налоговой администрацией Украины в Реестре о возмещении НДС по декларациям. При этом, как было сообщено в письме ГНА в г. Киеве от 13.08.2009 г. № 6861/7/19-106, подлежат отзыву из Реестра суммы в связи с проведением

положительных начислений НДС (по акту проверки, уточняющему расчету, декларации и т. п.).

Таким образом, положительная сумма, начисленная по декларации по НДС, если плательщик имеет документально подтвержденную к возмещению сумму НДС, не подлежит уплате в бюджет средствами, а такая

положительная сумма НДС уменьшает сумму, которая подлежала бы возмещению из бюджета (в пределах суммы, не возмещенной из бюджета, на момент уплаты налогового обязательства).

 

Главный государственный налоговый инспектор
 ГНИ в Деснянском районе г. Киева
Александра ВИНЦЕВИЧ

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц