Темы статей
Выбрать темы

Справочник бухгалтера. Порядок подачи электронной отчетности в органы государственной статистики

Редакция НиБУ
Приказ от 20.11.2009 г. № 439

Уважаемые читатели!

 

В конце ноября закончился проект Госкомстата — проект по сбору статистической отчетности в электронном виде, который осуществлялся в Киеве и Киевской области. Как отчитывается Госкомстат на своем сайте www.ukrstat.gov.ua, проект был успешно реализован, а следовательно, с января 2010 года внедряется прием электронной отчетности средствами телекоммуникационной связи в пределах всей Украины.

Предлагаем вам ознакомиться с новым Порядком подачи электронной отчетности в органы государственной статистики, утвержденным приказом Госкомстата от 20.11.2009 г. № 439, который будет применяться начиная с отчетов за 2009 год.

Заранее отметим, что электронная отчетность — дело добровольное, что признается в разделе III Порядка. Но снова мы видим, как желающих отчитываться в электронной форме упрямо направляют к посреднику, о чем свидетельствует п. 1 раздела VI, где безапелляционно утверждается: «Респондент направляет электронные отчеты в ЦОЭО, пользуясь услугами оператора». Безусловно, отказ государственного органа самостоятельно принимать электронную отчетность, направляя всех к коммерческому посреднику, сам по себе является незаконным, и, по-видимому, поэтому этот приказ не зарегистрирован в Министерстве юстиции. Кстати, об этом также идет речь в статье «Электронная отчетность: итоги года» на с. 30.

Редакция

 

 

Утвержден приказом Госкомстата от 20 ноября 2009 г. № 439

Порядок подачи электронной отчетности в органы государственной статистики

 

I. Общие положения

1. Порядок подачи электронной отчетности в органы государственной статистики (далее — Порядок) разработан в соответствии с положениями законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте», «Об электронной цифровой подписи», а также Порядком применения электронной цифровой подписи органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями государственной формы собственности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 2004 года № 1452, и Типовым порядком осуществления электронного документооборота в органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 2004 года № 1453.

2. Порядок разработан с целью внедрения в органах государственной статистики единых подходов к приему и обработке электронной отчетности, поданной респондентами средствами телекоммуникационной связи, в том числе через оператора электронной отчетности.

3. Порядок определяет последовательность подачи электронной отчетности и распространяется на респондентов, изъявивших желание подавать электронную отчетность, органы государственной статистики, операторов электронной отчетности, а также аккредитованные центры сертификации ключей.

 

II. Термины и их определения

1. В этом Порядке термины употребляются в таком значении:

адресат отчетности

— органы государственной статистики;

база данных адресата отчетности (база данных AО)

— база данных в электронном виде, которая создана адресатом отчетности на основе показателей форм статистической и финансовой отчетности и предназначена для централизованного накопления и использования в информационных системах адресата отчетности;

квитанция о получении электронного отчета (первая квитанция)

— электронный документ, формируемый оператором и удостоверяющий факт и время получения электронного отчета;

квитанция о приеме электронного отчета (вторая квитанция)

— электронный документ, формируемый центром обработки электронных отчетов и удостоверяющий факт и время приема (неприема) электронного отчета и внесения его данных в базу данных AО;

оператор электронной отчетности (оператор)

— юридическое лицо, предоставляющее респондентам и адресату отчетности услуги по обмену электронными отчетами и квитанциями в системе электронной отчетности;

программное обеспечение

— программное обеспечение, предназначенное для заполнения респондентом электронных отчетов соответствующего формата (стандарта), создания квитанций соответствующего формата, наложения электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП) и передачи электронных документов согласно требованиям настоящего Порядка, которое базируется на использовании промышленно пригодных технологических решений, построенных на процессах преобразования данных при автоматизированном формировании, подаче, приеме и обработке электронной отчетности;

респонденты

— лицо или совокупность лиц, подлежащих статистическому наблюдению в установленном законодательством порядке, а именно:

— юридические лица;

— обособленные подразделения юридических лиц, находящиеся на территории Украины;

— обособленные подразделения юридических лиц Украины, находящиеся за пределами Украины;

— физические лица, независимо от их гражданства, находящиеся на территории Украины, или совокупности таких лиц;

— физические лица, являющиеся гражданами Украины и находящиеся за ее пределами, или совокупность таких лиц;

система электронной отчетности

— автоматизированная система сбора электронной отчетности, представляющая собой совокупность правовых, организационных мероприятий и программных, программно-аппаратных, телекоммуникационных средств пользователей, которые обеспечивают создание, передачу, контроль прохождения, обработку данных и хранение электронных отчетов и квитанций;

субъекты системы электронной отчетности (пользователи)

— респонденты, адресат отчетности и операторы электронной отчетности, которые осуществляют обмен электронными отчетами и квитанциями и выполняют другие функции, предусмотренные настоящим Порядком;

транспортное сообщение

— электронный документ, содержащий транспортное заглавие и электронный отчет, который сформирован с помощью программного обеспечения в соответствии с определенным Государственным комитетом статистики Украины форматом, подписан ЭЦП, зашифрован согласно требованиям действующего законодательства и подается по правилам, определенным настоящим Порядком;

финансовая отчетность

— бухгалтерская отчетность, содержащая информацию о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств респондента за отчетный период;

форма отчета в электронном виде, отчетность в электронном виде (электронный отчет, электронная отчетность)

— электронный документ, представляющий собой форму статистической или финансовой отчетности, сформированную с помощью программного обеспечения и поданную респондентом по правилам, определенным настоящим Порядком;

форма статистической отчетности

— форма (бланк) государственного статистического наблюдения, по которой респонденты подают информацию в органы государственной статистики в ходе сбора государственной статистической отчетности в виде отчета утвержденного образца и за подписью должностных лиц, отвечающих за достоверность предоставленной информации;

формат отчета в электронном виде (формат)

— формализованное описание состава и структуры показателей электронного отчета, определенное Государственным комитетом статистики Украины;

центр обработки электронных отчетов (ЦОЭО)

— структурное подразделение Главного межрегионального управления статистики в городе Киеве, выполняющее функции в соответствии с настоящим Порядком.

2. Другие термины употребляются в значениях, приведенных в Законе Украины «О государственной статистике» и нормативно-правовых актах, определенных в разделе I настоящего Порядка.

 

III. Общие требования к подаче электронной отчетности

1. Подача респондентом электронной отчетности осуществляется на

добровольных началах и по его инициативе.

2. Респондент, изъявивший желание подавать электронные отчеты, в соответствии с настоящим Порядком руководствуется действующим законодательством Украины, в том числе и в части сроков подачи статистической отчетности за отчетные периоды.

3. Электронные отчеты с обязательными реквизитами, в том числе с ЭЦП респондента (его должностных лиц), сформированные и поданные в соответствии с настоящим Порядком, являются оригиналами, имеют юридическую силу, должны храниться в течение срока, установленного для аналогичных документов в бумажном виде.

4. Электронные отчеты, поданные с нарушением норм настоящего Порядка, принятыми не считаются.

5. Датой подачи электронного отчета считается дата, зафиксированная в первой квитанции, при условии получения респондентом второй квитанции с уведомлением о приеме электронного отчета.

 

IV. Программное обеспечение

1. Заполнение и подача электронного отчета осуществляется с помощью программно-технических средств, прошедших тестирование на совместимость с программно-техническими средствами Государственного комитета статистики Украины, в том числе программного обеспечения и надежных средств ЭЦП, позволяющих осуществить создание, передачу, прием, обработку данных электронных отчетов в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

2.

Программное обеспечение должно обеспечивать полный цикл обработки электронных документов и отвечать следующим требованиям:

а) быть согласованным с действующим законодательством в отношении защиты информации;

б) содержать встроенные криптографические алгоритмы и библиотеки, имеющие положительное заключение государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации;

в) обеспечивать возможность подписания электронных отчетов с помощью надежных средств ЭЦП.

3.

Программное обеспечение должно охватывать:

а) создание электронной отчетности в определенном Госкомстатом формате, наложение ЭЦП, передачу и контроль прохождения электронных отчетов и квитанций в системе электронной отчетности;

б) осуществление автоматического контроля за согласованностью показателей одного и разных электронных отчетов, создаваемых респондентом;

в) автоматическое создание транспортного сообщения;

г) применение надежных средств ЭЦП, которые совместимы с аналогичными средствами, используемыми адресатом отчетности;

д) шифровку электронного отчета средствами, которые имеют положительное заключение по результатам государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации и совместимы со средствами адресата отчетности;

е) подтверждение ЭЦП, наложенной на электронный отчет, и квитанций с использованием усиленного сертификата ключа с помощью надежных средств;

ж) хранение (архивирование) переданных электронных отчетов и квитанций и возможность их восстановления из архива;

и) экспорт электронных отчетов и квитанций на внешние носители информации (диски, дискеты, флэш-память и т. п.), а также их печать и визуальное отражение;

к) выгрузку данных электронного отчета в согласованную с адресатом отчетности структуру файлов для дальнейшей обработки.

4. Государственный комитет статистики Украины обнародует информацию о программном обеспечении, которое отвечает установленным требованиям и может применяться респондентами для подачи электронной отчетности, на официальном веб-сайте Госкомстата.

 

V. Функционирование оператора в системе электронной отчетности

1. Для подачи электронных отчетов респонденты пользуются на договорных началах услугами операторов, включенных в систему электронной отчетности Государственным комитетом статистики Украины.

2. Оператор обеспечивает круглосуточный прием и гарантированную доставку электронных отчетов в ЦОЭО.

3.

Для включения в систему электронной отчетности оператор должен отвечать следующим требованиям:

а) иметь собственный регламент — документ, который определяет порядок осуществления оператором своих функций и базируется на использовании промышленно пригодных технологических решений, построенных на процессах преобразования данных при автоматизированном создании, подаче, получении и обработке отчетности, что подтверждается соответствующими документами;

б) применять программное обеспечение;

в) использовать для выполнения своих функций комплекс аппаратно-программных и технических средств с установленной на нем комплексной системой защиты информации в соответствии с законодательством Украины о защите информации;

г) обеспечивать передачу данных в ЦОЭО по каналам связи в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере защиты информации.

4. Оператор предоставляет услуги по обмену электронными документами (электронными отчетами, квитанциями и т. п.) на основании соответствующих договоров с Государственным комитетом статистики Украины и респондентами.

4.1.

Оператор в отношениях с Государственным комитетом статистики Украины предоставляет услуги на договорных началах по:

а) регистрации респондентов, изъявивших желание подавать электронные отчеты, и заключению с ними соответствующих договоров;

б) информированию адресата отчетности о включении респондента в систему электронной отчетности;

в) сбору электронных документов от зарегистрированных респондентов;

г) проверке предоставленного респондентом электронного документа в части проверки реквизитов транспортного сообщения и действия сертификатов открытых ключей респондента, содержащихся в транспортном сообщении;

д) созданию и передаче респонденту и адресату отчетности квитанций;

е) гарантированной передаче электронных отчетов от респондентов и квитанций в ЦОЭО и в обратном направлении в течение двух часов с момента их получения;

ж) обеспечению контроля прохождения электронных документов;

и) регистрации и хранению информации о переданных электронных отчетах и квитанциях;

к) хранению электронных отчетов и квитанций в зашифрованном виде до момента получения респондентом второй квитанции.

4.2. Оператор в отношениях с респондентом предоставляет услуги на договорных началах по:

а) круглосуточному приему электронных отчетов, созданию и передаче респонденту и адресату отчетности первой квитанции с удостоверением наличия электронного отчета отметкой времени;

б) гарантированной передаче электронных отчетов от респондента и квитанций в ЦОЭО и в обратном направлении в течение двух часов с момента их получения;

в) хранению электронных отчетов в зашифрованном виде до момента получения респондентом второй квитанции и ответственности оператора за потерю электронного отчета, по которому респондентом была получена первая квитанция и который не был доставлен адресату отчетности, в том числе возмещению респонденту убытков, понесенных в случае нарушения установленных сроков подачи отчетности, если такое нарушение было вызвано потерей оператором электронного отчета;

г) хранению электронных документов ЦОЭО в зашифрованном виде до момента получения их респондентом;

д) хранению переданных квитанций, осуществлению их периодического резервного копирования и обеспечению возможности их восстановления в течение сроков, определенных законодательством.

5. Государственный комитет статистики Украины обнародует информацию о включении операторов в систему электронной отчетности на официальном веб-сайте Госкомстата.

 

VI. Подача электронной отчетности

1.

Респондент направляет электронные отчеты в ЦОЭО, пользуясь услугами оператора.

2. При подаче электронных отчетов по телекоммуникационным каналам связи пользователи системы электронной отчетности должны соблюдать следующий порядок:

2.1.

Респондент:

а) заполняет с помощью программного обеспечения электронный отчет согласно инструкции по заполнению соответствующей формы статистической или финансовой отчетности;

б) заверяет электронный отчет ЭЦП должностных лиц:

— для финансовой отчетности: сначала — ЭЦП должностного лица, имеющего право второй подписи, затем — ЭЦП руководителя (собственника/лица, имеющего право первой подписи). При отсутствии должностного лица, имеющего право второй подписи, электронный отчет заверяется только ЭЦП руководителя (собственника/лица, имеющего право первой подписи);

— для статистической отчетности: ЭЦП должностных лиц, предусмотренных в форме статистического отчета в бумажном виде.

Физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности электронный отчет заверяет личной ЭЦП;

в) осуществляет шифровку электронного отчета;

г) формирует и направляет транспортное сообщение с подписанным и зашифрованным электронным отчетом в ЦОЭО через оператора. Второй экземпляр электронного отчета хранится у респондента;

д) получает первую и вторую квитанции, проверяет достоверность ЭЦП оператора на первой квитанции и ЭЦП ЦОЭО на второй квитанции и хранит обе квитанции в собственном архиве;

е) если респондентом получена вторая квитанция, содержащая информацию о неприеме электронного отчета ЦОЭО, он повторно направляет электронный отчет, предварительно откорректировав его при необходимости;

ж) в случае непоступления первой квитанции и/или второй квитанции, невозможности ее расшифровки или проверки ЭЦП, а также в случае выявления ошибок и/или необходимости предоставления уточнений респондент подает электронный отчет повторно;

и) действительным считается последний электронный отчет, поданный респондентом до окончания сроков подачи соответствующей отчетности, определенных нормативно-правовыми актами Госкомстата.

2.2.

Оператор:

а) получает транспортное сообщение, сформированное респондентом, проверяет его целостность и соответствие унифицированному формату;

б) фиксирует дату получения как дату подачи респондентом электронного отчета, указывает дату и время в первой квитанции, подписывает ее собственной ЭЦП и отправляет респонденту;

в) формирует, подписывает собственной ЭЦП и шифрует транспортное сообщение сертификатом ЦОЭО;

г) отправляет транспортное сообщение, сформированное соответствующим образом, в ЦОЭО;

д) хранит информацию о прохождении транспортных сообщений и квитанций, заверенных ЦОЭО и респондентами;

е) обеспечивает доставку респонденту второй квитанции, полученной от ЦОЭО.

2.3.

Центр обработки электронной отчетности:

а) получает транспортное сообщение от оператора, проверяет его целостность и соответствие унифицированному формату;

б) подтверждает факт получения транспортного сообщения направлением служебного сообщения оператору;

в) расшифровывает электронный отчет;

г) проверяет правильность удостоверения электронного отчета ЭЦП;

д) проверяет соответствие формата электронного отчета;

е) проверяет заполнение обязательных реквизитов электронного отчета;

ж) осуществляет входной контроль данных электронного отчета;

и) формирует вторую квитанцию, заверяет своей ЭЦП и направляет ее респонденту через оператор.

Во второй квитанции в текстовом формате определяются реквизиты полученного электронного отчета, соответствие формата электронного отчета, результаты проверки ЭЦП и входного контроля, регистрационный номер, дата и время получения электронного отчета и данные об отправителе квитанции.

Второй экземпляр второй квитанции хранится в ЦОЭО;

к) импортирует данные электронного отчета, по которому была отправлена респонденту вторая квитанция, в базу данных AО;

л) передает электронный отчет респондента в соответствующие территориальные органы государственной статистики.

3. Электронная отчетность не считается поданной, если респондент не получил вторую квитанцию или получил ее с информацией о невозможности расшифровки электронного отчета, нарушении его целостности, несоответствии формата электронного отчета или несоблюдении других норм настоящего Порядка.

 

VII. Прием электронной отчетности

1. ЦОЭО принимает электронную отчетность круглосуточно.

2. Обработка электронной отчетности осуществляется ЦОЭО с 9 ч 00 мин до 17 ч 00 мин ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней.

В случае получения электронного отчета после 16 ч 30 мин ЦОЭО формирует и направляет вторую квитанцию в течение первых двух часов следующего рабочего дня.

3.

Основанием для приема электронного отчета являются:

а) его соответствие определенному формату (стандарту);

б) подтверждение ЭЦП должностных лиц респондента, подписи которых являются обязательными для отчетов в бумажном виде, наложенных с помощью надежных средств ЭЦП в соответствии с требованиями Закона Украины «Об электронной цифровой подписи» и настоящего Порядка;

в) действие соответствующего усиленного сертификата ключа при наложении ЭЦП (подтверждается с помощью отметки времени, полученной от аккредитованного центра сертификации ключей, или если до момента получения электронного документа срок действия соответствующего сертификата не был закончен или соответствующий сертификат не был отменен/блокирован).

4. В случае возникновения ситуации, когда данные принятого электронного отчета требуют безусловной корректировки, адресат отчетности уведомляет об этом респондента. Процедура дальнейшего взаимодействия адресата отчетности и респондента регламентируется действующим законодательством.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше